Взаимодействие в работе музыкального руководителя с педагогами при подготовке к праздникам детей с РАС.

Автор: Евлашкина Александра Николаевна

музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад №35 компенсирующего вида Красносельского района Санкт-Петербурга

Взаимодействие в работе музыкального руководителя с педагогами при подготовке к праздникам детей с РАС.

Взаимодействие в работе музыкального руководителя с педагогами при подготовке к праздникам детей с РАС

Введение

Музыкальное воспитание – важная часть воспитательной работы с детьми с рас дошкольного возраста. Как известно, музыка благотворно влияет на развитие личности. Это воздействие особенно сказывается  на развитие ребенка дошкольного возраста. Обладая особыми выразительными средствами, возможностью непосредственно выражать эмоции, музыка оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние, развивает чувство прекрасного. Под влиянием музыки ребенок способен включиться в многообразные контакты с окружающим миром, полнее раскрыть свои способности, проявить возможности, активизировать свои двигательные и познавательные умения. Музыкальная деятельность способна ускорять и тормозить психическую активность проблемного ребенка.

Актуальность

Музыка предоставляет ребенку богатые возможности для общения как со взрослыми , так и со сверстниками, создавая основу для содержательного взаимодействия между ними. Дети с расстройствами аутистического спектра- особые дети, имеющие нарушения развития. Симптомы РАС объединены в диагностическую «диаду аутизма» :

  1.   Дефициты социальной коммуникации и социального взаимодействия.
  2. Ограниченные, повторяющиеся паттерны поведения, интересов и активностей.

Дети с РАС имею нарушения коммуникации, как вербальной, так и невербальной. Ребенок испытывает трудности в установлении зрительного и тактильного контакта, минимально используют мимику и жесты. Могут проявляться стереотипное или повторяющееся использование движений, объектов, предметов или речи. Настойчивое требование одинаковости (постоянства), чрезмерное следование рутинам, трудности с переходами.

Развитие коммуникативных навыков и положительного эмоционального фона у данной категории детей является на данный момент основной проблемой, над которой следует работать специалистам и педагогам в ДОУ.

Давайте познакомимся

В нашей группе  5 мальчиков в возрасте 5-7 лет. У детей сочетанный диагноз  РАС и ЗПР. На начало учебного года у детей наблюдалось нарушения социального взаимодействия, такие как: уклонение от физического контакта, игнорировали сверстников и взрослых, проявлялась склонность к агрессии. Стремление к постоянству, негибкость мышления: трудности переключения с одного вида деятельности на другую, перехода с одного помещения в другое, тяжело переносили изменения в режиме дня , что могло вызывать у детей тревожность, агрессию, отказ от предлагаемой деятельности. У троих  мальчиков проявлялась стереотипия в виде раскачивания, потряхивания рук. 

Нарушение социальной коммуникации: задержка речевого развития разной степени сложности, от полного отсутствия речи –два ребенка, три мальчика испытывали трудности в использовании речи с целью коммуникации. Эхолалия у одного ребенка.

Нарушения эмоционально волевой сферы.: проявлялись в виде  нарушений контактов с окружающим миром, малоактивны, задержана реакция на сенсорные раздражители. Проявлялся страх новизны, изменения  в окружающей обстановке.

В своей работе с детьми мы используем различные виды зрительной поддержки: последовательность режимных моментов, расписание сначала-потом, индивидуальное расписание. Используя зрительную поддержку мы помогаем ребенку, лучше понимать нас, снижаем уровень тревожности, развиваем коммуникацию, развиваем его самостоятельность, самоконтроль.

Музыкальная деятельность на занятиях разнообразна: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения  и танцы, игра на музыкальных инструментах, театрализованная деятельность. Для закрепления полученных умений у детей на музыкальных занятиях мы продолжаем вести работу и группе . Используем динамические паузы, в которые включаем музыкально –ритмические движения  и танцы, что способствуют двигательной активности ребенка, развитию подражания и речи, взаимодействовать  со взрослы и сверстниками. Прослушивание музыки-  ребенок пассивный слушатель. Цель  такого слушания достичь эффекта расслабления, уменьшения тревожности, спокойного эмоционального состояния.

В совместной деятельности  с детьми используем песенки, потешки.  Попеваем  песенки в спокойном темпе, делая паузы что бы ребенок смог подпевать, определенные слова, короткие фразы. В утренний круг включаем игру на музыкальных инструментах, что способствует развитию мелкой и крупной моторики а также ритмизируется речь, устанавливать  зрительный контакт.

Многократное повторение, использование визуальной поддержки (карточек с изображением той или иной деятельности) ,  способствует  быстрому включению детей в совместную работу с музыкальным руководителем на музыкальном занятии, снижается потребность  ребенка в помощи со стороны педагога, потому что деятельность для него знакома. Положительный эмоциональный фон, поощрение, способствует тому, что ребенок чувствует себя успешным, и вызывает у него желание  заниматься музыкой.

Подготовка детей с рас к празднику

Первое, с чего начинается подготовка – это создание сценария, все педагоги принимают в этом участия, прописывают структуру и свою зону ответственности. Сценарий должен быть простой и короткий, чтобы дети не успели устать. После этого музыкальный руководитель подбирает материал, который подходит под развитие детей, и делится им с педагогами группы, которые включают его в свою воспитательную работу и различные моменты. 

Второе, это подготовка к праздникам внутри музыкальных занятий. Дети приходят в музыкальный зал, где создана специальная пространственная среда:  стулья расставлены таким образом, чтобы педагоги групп всегда могли находиться за детьми. Перед стульчиками устанавливают мольберт, где на занятии прикрепляют расписание (визуальную поддержку), так же все лишние предметы, которые могут отвлекать детей должны быть убраны. Дальше, исходя их расписания занятия, проводится знакомство с новым материалом. Дети всегда смотрят на музыкального руководителя, остальные педагоги помогают им, но сидят за детьми. С помощью расписания, дошкольники отлично понимают, что идет за чем, и благодаря этому занятия проходят на высоком эмоциональном подъеме. Расписание строится таким образом, чтобы в конце занятия всегда было поощрение, например игра на любимом музыкальном инструменте, таким образом занятие закрепится, как положительный опыт, а у кого-то это может быть хоровод, значит нужно его поставить предпоследним. Так же, перед праздниками обычно идет украшение музыкально зала, что непривычно и отвлекает детей с рас. Поэтому дети должны приходить в музыкальный зал и осматривать помещение, как можно чаще. 

Третье это подготовка уже перед самим праздником, педагоги группы создают социальную историю, это картинки где на каждой страничке обозначено то или иное действие во время праздника. Они помогают снижать напряжённость, и проявление негативного поведения. В социальной истории рассказывается о том , что будет происходить на празднике, кто будет участвовать, какие герои придут на праздник, как ребенок должен себя вести. Социальную историю начинают читать за 1-2 недели до праздника, в разное время дня. В группе она лежит в доступном для ребенка месте. Прочтение   может инициировать не только взрослый, но и сам ребенок, а также самостоятельно ее просматривать. Родители дома с ребенком так же читают социальную историю. Если дети на празднике выступают в костюмах, тогда просят родителей принести их за две недели, чтобы дети могли привыкнуть к ним. Детей переодевают в группе, идет привыкание, и уже чуть позже детей приводят в костюмах на музыкальные занятия. 

Четвертое, это сам праздник. Детям еще раз в группе прочитывают социальную историю, музыкальный руководитель подготавливает пространственную среду, расписание праздника, проверяет музыкальный материал и готовность персонажей (если такие имеются). Праздник проводится совместно с родителями, они находятся или за детьми, или же как зрители. Но обычно, родители совместно с детьми поют и танцуют, все это они разучивают дома (педагоги выкладывают материал с рекомендациями и видео для разучивания), Во время самого праздника движения, песни, игра на музыкальных инструментах показывается или музыкальным руководителем, или персонажем. Педагоги групп всегда находятся за детьми, в случае помощи, так же во время праздника, они вместе с определенным ребенком могут читать социальную историю. По окончанию праздника, все дети, радостные, вместе с родителями и педагогами отправляются в группу.

Вывод

Таким образом, мы видим, как важно, чтобы воспитатели и музыкальный руководитель вели командную работу. Тогда мы сможем обеспечить все необходимые условия и нужную помощь, для развития музыкального воспитания  и достичь выполнения основных задач внутри воспитательного процесса: создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями; оказание квалифицированной психолого- педагогической помощи детям с РАС, взаимодействие с семьями воспитанников- обеспечит развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка; преодоление неготивизма ребенка при установлении контакта; повысит активность ребенка в процессе общения со взрослыми и детьми; всестороннее развитие психических процессов обеспечит равные стартовые возможности для успешного обучения выпускников  ДОУ в школе.

 

Взаимодействие в работе музыкального руководителя с педагогами при подготовке к праздникам детей с РАС.
Пролистать наверх