Обобщение педагогического опыта по теме: “Раскрытие творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с живописью”

Автор: Ерохина Ольга Ивановна

воспитатель Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение “Лесниковский лицей имени Героя России Тюнина А.В.”

Обобщение педагогического опыта по теме: “Раскрытие творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с живописью”

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Лесниковский лицей имени Героя России Тюнина А.В.»

Обобщение педагогического опыта по теме: «Раскрытие творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с живописью»

воспитатель по изобразительной деятельности:

Ерохина Ольга Ивановна

с. Лесниково, мкр-н КГСХА

Содержание:

  1. Актуальность и новизна
  2. Теоретическая обоснованность

III. Системность и технологичность

  1. Результативность

Список литературы

  1. Актуальность и новизна

“Живопись учит смотреть и видеть (это вещи разные и редко совпадающие). Благодаря этому,  живопись сохраняет живым и нетронутым то чувство, которым отличаются дети».

А. А. Блок.

      Дошкольная  педагогика в настоящее время ориентирована  на гуманизацию образовательного  процесса, формирование базиса личностной культуры, приобщение ребенка к общечеловеческим, духовным ценностям – к человеку, природе,  рукотворному миру,  искусству. 

   «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного…» – писал Рабингранат Тагор. В этих словах   ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей.     

Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал однажды, что «…человека сначала надо посадить за стол с белоснежной скатертью, а потом говорить ему о прекрасном таинстве искусства».  Современный уклад жизни, трудовые, общественные отношения людей, окружающая природа создают предпосылки для эстетического развития ребенка. Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир в разнообразных красках и звуках, тянется к красивому, яркому, испытывает радость общения с природой. 

Сегодня проблема эстетического воспитания вызывает интерес у специалистов различных отраслей: воспитателей, педагогов, психологов. В настоящее время появилась потребность в приобщении детей дошкольного возраста к искусству через знакомство с различными его видами, жанрами. В то же время имеет место отсутствие системы целенаправленной работы по ознакомлению детей с живописью.  Все дети от   рождения    обладают    возможностями    художественного восприятия и  склонны   видеть   скорее  чувствами,  чем  разумом, –  а  ведь   именно   это  и   является    основанием    эстетического    развития.  

 

  1. Теоретическая обоснованность

       В исследованиях известных психологов Анатолия Васильевича Бакушинского, Льва Семеновича Выготского, и др.,  подчеркивается необходимость решения проблемы художественно-творческого развития личности средствами изобразительного искусства, начиная с дошкольного возраста. Педагоги-исследователи Наталья Михайловна Зубарева, Тамара Гавриловна Казакова,  Раиса Михайловна Чумичева, Тамара Семеновна Комарова, отмечают, что дети проявляют интерес к различным видам изобразительного искусства.  Им доступно понимание содержания живописных произведений, восприятие их средств выразительности; дети способны воспринимать графику, условность ее художественных образов.

     Противоречие состоит в том, что в условиях современного общества требуются новые подходы к решению проблемы художественно-эстетического воспитания  дошкольников средствами искусства, в том числе средствами  искусства  живописи. 

        В ходе исследования, изучив психолого-педагогическую литературу,  я  определила   тему саморазвития: «Раскрытие творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с живописью».   

Цель: изучение эффективных методов и приемов  ознакомления старших дошкольников с искусством живописи  для развития творческих способностей. 

Гипотеза:  Раскрытие творческого потенциала у старших дошкольников будет проходить успешно, если созданы определенные  условия: организована  предметно-развивающая среда; проводится  целенаправленное знакомство  старших дошкольников с  живописью; организовано  комплексное взаимодействие окружающих  взрослых.

Объект исследования: 

процесс ознакомления старших дошкольников с изобразительным искусством.

Предмет исследования:

содержание, формы и методы ознакомления детей 5-7 лет с изобразительным искусством.

Для решения этой проблемы, поставлены следующие задачи: 

  • Разработать систему педагогических условий, способствующих раскрытию творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с различными жанрами живописи.
  • Воспитывать у дошкольников чувства патриотизма и гордости за отечественные достижения и шедевры искусства.
  • Развивать эстетическое сознание.
  • Формировать на основе полученных знаний изобразительные умения.

 

III. Системность и технологичность

         Методологическую основу работы  по теме составили: 

–  авторские программы, разработки ведущих педагогов Надежды Александровны Курочкиной, Маргариты Викторовны Трофимовой (М. ВТрофимова «И учеба, и игра, и изобразительное искусство» Я-ль1997.) ,  Раисы Михайловны Чумичевой,  Татьяны Анатольевны Копцевой,  в которых раскрываются основы ознакомления дошкольников с пейзажной, натюрмортной и портретной живописью;

– рабочая программа кружка «Маленький художник». 

        Весь процесс моей работы представляет собой единую систему. Профессиональную деятельность по данной теме осуществляю со всеми участниками образовательных отношений. 

Одним из этапов при реализации данного направления является создание условий для ознакомления дошкольников с живописью.     

Условия организации педагогической работы по ознакомлению

дошкольников с живописью

  1. Материальные условия – это подготовка необходимого оборудования,  организация изостудий,  с набором удобной мебели и их соответствующее оформление.

Подготовка набора качественных репродукций, живописных произведений, слайдов, художественно-развивающих игр, кинопроекторов, магнитофонов и проигрывателей с набором записей музыкальных произведений.

  1. Создание в группе спокойной, доброжелательной, эмоционально-положительной атмосферы.

Для того чтобы подготовить детей к встрече с искусством, нужно вызвать интерес к предстоящему восприятию. Например: провести беседу о профессии художника (до занятия), послушать мелодию и поставить картину, сообщить детям, что эта музыка поможет познакомиться с произведением и разгадать его «тайну», или рассказать что-либо интересное о создании картины. Можно пригласить художника или провести занятие в художественной мастерской. А также посетить музей.

  1. Отбор произведений  живописи.

Правильно осуществляемый отбор произведений искусства для работы с детьми оказывает существенное влияние на формирование первоначальной мировоззренческой направленности, гражданских чувств, любви к Родине, родной природе, интереса к народам других стран и континентов. Кроме того, через восприятие живописи происходит гуманизация личности ребенка.

 

Работа с детьми

Работу с детьми по  данному направлению провожу:

– в организованной  образовательной деятельности по рисованию, 

– в рамках кружковой деятельности в соответствии с циклограммой 1 раз в неделю в вечернее время,  

– в свободной самостоятельной деятельности детей, 

– совместной деятельности взрослого с детьми.

  Реализация  данной темы осуществляется по разделам и направлениям:      

1.Эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира

2.Восприятие произведений изобразительного искусства

3.Художественно-творческая деятельность детей

 

Направления

Организация эстетической среды: 

  1. Искусство включается в повседневную жизнь детей, как неотъемлемая часть эстетической     среды
  2. Искусство составляет содержание и воспитания и образования: дети знакомятся с разными видами искусства, событиями, объектами в произведениях искусства, с выразительными средствами
  3. Искусство используется в разных видах художественной деятельности, служит воспитанию личностных качеств и развитию детского художественного творчества

 

Оснащение эстетической предметно – развивающей среды:

*учебно-методический комплект демонстрационного материала

*использование ПК с разработками презентаций

*музей истории живописи

*передвижные выставки по темам  “Пейзаж”, “Портрет”, “Натюрморт” (слайд

 Для достижения желаемого результата с детьми предполагается работа по  блокам:

 

1блок. Специально организованная ОД. 

В основные направления работы с дошкольниками вошло знакомство детей с пейзажной, портретной и натюрмортной живописью. 

В процессе ознакомления детей с живописью использую следующие формы: 

    * организованная  образовательная деятельность

    * проекты

    * тематические галереи репродукций картин 

    * экскурсии

    * виртуальные экскурсии

    * беседы с использованием репродукций картин, иллюстрации, альбомов, открыток

    * организованная деятельность – развлечения

    * выставки детских творческих работ

    * просмотр презентаций

    * экспериментирование с художественными материалами

    

Методика работы с дошкольниками по ознакомлению с живописью включает следующие этапы ознакомления детей с живописью: 

    *Первый – эмоциональное целостное восприятие, детальное всматривание в содержание картины;

    *Второй – осмысление на уровне обобщения;

    *Третий – творческое целостное восприятие произведения.

 

В своей работе использовала наглядные, словесные и практические методы

* Проведение индивидуальной работы с детьми;

* Проведение предварительной работы с детьми;

* Участие в конкурсах;

* Проведение дидактических игр и упражнений; 

* Проведение экскурсий и целевых прогулок (по плану);

* Организация выставок работ детей;

* Занятия-развлечения (по плану)

 

При организации образовательной деятельности, придерживаюсь следующей структуры: 

        1.Повторение предыдущего материала. Задача повтора – закрепить материал, дать возможность детям рассказать то, что им запомнилось.

  1. Вводная часть. Здесь я эмоционально настраиваю детей на дальнейшее восприятие      художественных произведений. Это могут быть интересные игровые ситуации («Почему ошибся художник?», «Нади ошибку в картине» и т.д.).
  2. Основная часть. Сообщение названия картин, с которыми предстоит познакомить детей, название фамилий художников. 
  3. Заключительная часть.

      Знакомство с жанром натюрморт  начала с показа презентации «Что такое натюрморт?». Далее я организовала выставку репродукций картин, предлагая детям молча их рассмотреть, полюбоваться. Затем дети высказывают свое мнение. В течение этого учебного года мы с детьми рассмотрели репродукции картин Петра Петровича Кончаловского  «Сирень», Федора Петровича Толстого «Букет, бабочка и птичка», Ивана Николаевича Крамского «Букет цветов, флоксы». Дети узнали, какой натюрморт называется однопорядковый, а какой смешанный. Так же знакомились с  другими художниками, этого жанра. 

       Ознакомление детей с жанром портретной живописи необходимо для формирования, развития и закрепления понимания состояния другого человека. Ребенок имеет возможность ощутить себя, то простым мальчиком, то солдатом. Сначала знакомила детей с портретом, как с жанром, показав его отличия от пейзажа и натюрморта. Затем  я показывала взаимосвязь выражения лица, позы, одежды. Обращала внимание, что нужно всматриваться в лицо, увидеть его состояние через выражения губ, бровей глаз. Мы рассмотрели репродукции картин  Исаака Ильича Левитана «Автопортрет»,  Ивана Николаевича Крамского «Неизвестная», Валентина Александровича Серова «Мика Морозов». Объяснила понятия, что такое автопортрет и портрет.

       При знакомстве с пейзажем  формируется эмоционально-целостный опыт отношения к природе и ее изображению в художественных картинах. Дети внимательно вглядываются в окружающую природу, видят и понимают ее красоту, ощущают гордость за землю, на которой они живут, которую воспевают в своих произведениях художники. Дети познакомились с художниками-пейзажистами и  репродукциями их картин:  Исаак Ильич Левитан «Золотая осень», Илья Семенович Остроухов «Золотая осень», Алексей Кондратьевич Саврасов «Грачи прилетели» и др.                                             

        После рассматривания и сравнения художественных произведений, провожу дидактические игры на закрепление полученных знаний  (например, «Что было, что будет», «Подбери краски, которые использовал художник в  своей картине», «Кто, о чем говорит», «Из чего состоит натюрморт», «Измени и посмотри», «Собери портрет», «Что было, что будет», «Подбери краски, которые использовал художник и др.

         В заключительной часть  анализирую с детьми новые полученные знания, дети делятся своими впечатлениями, подводится итог активности детей на занятии.     

         В процессе занятия провожу физ. минутки, пальчиковую гимнастику, так как развитие мелкой моторики является одним из условий развития творческих способностей. Приём музыкального сопровождения  на занятиях по изобразительной деятельности,  обогащает восприятие картины, добавляет оттенки.

         Организованная образовательная деятельность будет наиболее эффективной в интеграции. Например, при чтении былины про Илью Муромца. Познакомились с картиной Васнецова «Три богатыря», во время рисование на тему «Моя семья», «Я – человек» закрепляли знания о портрете, на тематической неделе «Откуда хлеб  пришел», знакомились с пейзажем Шишкина «Рожь», картиной Аркадия Александровича Пластова  «Ужин трактористов».

          В процессе ОД у детей появляется возможность сосредоточить внимание, совершенствовать практические навыки, что способствует обогащению речи поэтическими образами,  вызывает у детей интерес к передаче художественных образов через музыку, живопись и движение. Обязательно использую включение в занятия  музыкальных произведений. Дети знакомятся с творчеством поэтов и композиторов Петра Ильича Чайковскиого,   Антонио  Вивальди, Жюля Массне, а также наших современников зауральцев: детским писателем, поэтом Леонидом Куликовым, талантливой поэтессой и композитором Людмилой Тумановой, поэтессой Ириной Анисимовой, инструментами симфонического оркестра, работами художников Архипа Ивановича Куинджи, Аркадия Александровича Пластого, Иваном Константиновичем Айвазовским. Ребята учились воспринимать в единстве музыкальные и зрительно – цветовые образы, обогащали речь поэтическими образами, закрепляли навыки работы с гуашью, акварелью, другими изобразительными материалами, учились связывать музыкально-пластический образ с художественным изображением.

Приемы ознакомления детей с изобразительным искусством

* Беседа о художнике

*Искусствоведческий рассказ

*Рассказ воспитателя о картине

*План – образец анализа картины

*Художественное слово

*Создание детьми собственной картины по названию картины художником рассказов образного содержания

*Описание предшествующих и последующих событий

*Рассказ об увиденном с закрытыми глазами

       При ознакомлении дошкольников с произведениями живописи, помимо традиционных, я использую такой прием, как «вхождение» в картину. Цель – научить детей видеть и понимать, что написано на картине. Задаю детям вопросы: что ты чувствуешь, когда смотришь на картину? Чтобы ты делал, если оказался бы там, на картине? Какую музыку ты слышишь, когда смотришь на картину? (предлагаю ребёнку назвать музыкальный инструмент, который мог бы озвучить картину). Это оживляет, усиливает, раскрашивает все детали содержания, непосредственно подсказывает верную интонацию, ставит ребенка на место изображенного человека, учит сопереживать ему, будит детское воображение. 

         Рассматривая картины с детьми использую своеобразный игровой прием, развивающий наблюдательность и речь: путем вопросов вовлекаю детей в соревнование – “Кто больше увидит на картине?”, побуждая их к наблюдательности и высказываниям. Дети умеют сравнивать картины, например, показав детям картины И. Левитана “Март” и А. Саврасова “Грачи прилетели”, спрашиваю, где, по их мнению, изображена ранняя и где поздняя весна. На картине  Саврасова грачи уже вьют гнезда, а на картине “Март”, – еще ни одной птички не видно, и тут снега много, а там он весь потемнел, тает, на крышах снега совсем нет”. Беседа, обычно,  начинается с моего рассказа о картине. Затем путем вопросов привлекаю детей к активному выражению своих впечатлений. В других случаях, беседа прямо начинается с вопросов к детям. Проведя беседу по картине, делаем выводы. Рассматривая картины, дети интересуются, что изображено, узнают знакомые предметы и явления, знакомятся с теми, которых ранее не знали. Приобщая детей к живописи как виду искусства, идет процесс воспитания нравственно-патриотических чувств дошкольников. В своих пейзажах – детских рисунках дети отражают красоту природы родного края.

 

2 блок. Совместная деятельность воспитателя с детьми, которая осуществляется в рамках кружка «Маленький художник»,

         Для реализации поставленных задач разработала программу «Маленький художник», которая рассчитана на 1год. Работа  проводится в вечернее время в рамках художественно-поисковой деятельности. Сюда входят задачи  по ознакомлению детей с живописью и по развитию изобразительных навыков,  Создается микроклимат, основой которого является уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослым и ребенком. 

      В работе  я отмечаю важную роль следующих видов  деятельности: 

Предварительная работа ,  Словесные игры и упражнения по обогащению и активизации словаря:

  • Для подбора образных сравнений полезны упражнения: «С чем можно сравнить лес, луг, снег?», «Кто сравнит более красиво?»
  • Для активизации слов, выражающих настроение в картине, используют словесные упражнения: «Узнай о ком, или о чем я рассказываю?», «Соотнеси слово и настроение картины», «Кто больше назовет слов, передающих настроение в иллюстрации?»
  • Задания и упражнения на умение понимать состояние людей,

изображенных на картине:

  • Театрализованные игры.
  • Упражнения на умение понимать язык жестов, мимики, движений: «Покажи мимикой, жестами о чем ты задумался», «Расскажи без слов, о чем бы ты написал картину».
  • Упражнения для развития выразительности речи: «Скажи фразу: «Какая красивая картина», «Какие грустные глаза?», «Какой чудесный пейзаж?»
  • Чтение художественных произведений, сюжет которых был бы созвучен теме картины.

 

Дидактические игры

  • «Палитра»
  • «Собери картину»
  • «Определи жанр живописи»
  • «Времена года»
  • «Художественный салон»
  • «Выставка картин»
  • «Найди ошибку»
  • «Узнай по описанию»
  • «Волшебное окно», «Подзорная труба»
  • «ДА-нет»
  • Что было, что будет?»
  • «К нам пришел волшебник: «Я слушаю», «Я ощущаю». «Я чувствую»

            Ряд взаимосвязанных компонентов, которые лежат в основе ознакомлению детей с живописью, я включаю в работу кружка «Маленький художник». С этой целью с детьми  старших и подготовительных  групп был реализованы проекты «Цветные пейзажи» и «Четыре времени года».»   Итогом  стали выставки «Ах! Лето, лето», «Осень на опушке краски разводила», «Чародейкою зимою…», «Весенняя фантазия» и др. 

 

3 блок      Самостоятельная деятельность детей.   

          Создание условий для самостоятельной работы в группе включает: наличие различных материалов, удобное их расположение, подготовку места для работы, наличие необходимых инструментов. 

В группе имеется необходимое оборудование, пособие, иллюстрации, игры и игрушки, имеющие направленность для формирования художественно – эстетического развития (центр творчества, центр художественно-эстетического развития);

– Имеется возможность изменения РППС в зависимости от образовательной деятельности и интересов детей;

– Обеспечен доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям;

– РППС соответствует требованиям СанПиН.

Художественно-поисковая деятельность:  

Постоянно центр искусства пополняется различным оснащением и пособиями:

– Таблица «Азбука цвета» по смешиванию красок. Холодные и теплые цвета.

– Наглядный иллюстративный материал по живописи.

– Альбомы для рассматривания «Портретная живопись», «Пейзажная живопись», «Живопись и натюрморт», «Портреты художников и фотографии картин», «Виды пейзажа».

– Подбор художественного слова о жанрах живописи.

– Подбор стихов русских поэтов отражающих содержание рассматриваемых картин.

– Дидактические игры

– Схемы для рисования человека, животных, деревьев. Образцы поэтапного рисования.

– Консультации для родителей

– Продукты творчества детей – создание альбомов по разным видам живописи.

Рисование: 

– Карандаши простые, цветные;

– Краски акварельные и гуашевые;

– Мелки восковые

– Альбомы

– Кисточки

– Стаканчики непроливайки

– Поролоновые губки

– Салфетки

        Для реализации задач в данном направлении в группах созданы  центры по изобразительной деятельности.  Предметно-развивающая среда включает как фабричные материалы, игры и пособия, так и оборудование, изготовленное самостоятельно, в частности это лэпбук «Юный художник».  

 

Была проведена диагностика определения уровня восприятия детьми произведений живописи, развития умений, навыков и знаний в области изобразительного искусства. Из которой выявлено, что уровень знаний, умений, навыков и восприятия произведений искусства достаточно высок. 

    

Мониторинг развития уровня творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста

2.4. Диагностический инструментарий:  

 

Название

диагностичес

кой методики

Основная направлен

ность

Исходные данные
«Изобразитель

ное искусство и художествен

ная деятельность детей»

Изучение интересов и возможностей детей в изобразитель

ной деятельности

«Формирование устойчивого интереса к изобразительной деятельности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности» («От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой )

 

Уровни  эстетического развития детей дошкольного возраста:

 

1 уровень (низкий) 2 уровень (средний) 3 уровень (высокий)
Ребенок эмоционально радуется  знакомым предметам, которые он узнал на картине, но еще не образу; мотивирует выбор картины предметами житейскими или практичными характеристиками. Начинает не только видеть, но и осознавать эстетические качества произведения (цвет, композицию), но не понимает замысел художника Ребенок способен уловить внутреннюю характеристику художественного образа, способен характеризует используемые средства выразительности 

 

Анализ детских работ. Цель: выявить влияние целенаправленной работы по ознакомлению детей с изобразительным искусством на развитие личности ребенка.

Критерии:

  • Проявление творчества в работе
  • Словесное описание картины
  • Развитие интереса к живописи
  • Воспитание патриотизма
  • Приобщение к общечеловеческим ценностям
  • Передача формы и размеров предметов 
  • Владение цветом и его функция    

Основываясь на ответах детей, мною  выведено три уровня:

  • Высокий уровень (70%-100%) – отвечает на вопросы правильно, развернуто, логично. Может самостоятельно определить, что изображено, о чем картина, что хотел показать художник, написав эту картину;
  • Средний уровень (35%-70%) – отвечает на вопросы правильно, но не умеет доказать, почему он так думает, что картина рассказывает именно об этом, слабо использует в речи эпитеты, образные сравнения;
  • Низкий уровень (0%-35%) – затрудняется отвечать на поставленные вопросы, вскрывает несущественные связи и содержание пейзажей, не умеет находить выразительные средства.

Результаты мониторинга детей подготовительной группы №3 на начальном и заключительном этапах работы по ознакомлению детей с изобразительным искусством

Начальная диагностика Конечная диагностика
Уровень

развития

Количество

детей

% Количество

детей

%
высокий 7 32 11 50
средний 10 45 11 50
низкий 5 23 0

 

Результаты мониторинга детей подготовительной группы №2 на начальном и заключительном этапах работы по ознакомлению детей с изобразительным искусством

 

Начальная диагностика Конечная диагностика
Уровень

развития

Количество

детей

% Количество

детей

%
высокий 5 20 16 64
средний 12 48 9 36
низкий 8 32 0

 

           Обработка данных диагностического обследования показала, что уровень представлений о жанрах живописи большинства детей в начальной диагностике в группе №3 на низком  уровне – 23%, а на среднем и высоком – 77%. На конечной диагностике высокий уровень повысился на – 18%.

Обработка данных диагностического обследования показала, что уровень представлений о жанрах живописи большинства детей в начальной диагностике в группе №2 на низком уровне – 32%, а на среднем и высоком уровне – 68%. На конечной диагностике высокий уровень повысился на – 44%.

 

Далее мною был проведен анализ продуктов деятельности дошкольников 

Цель: выявить у детей уровень навыков рисования у детей группы.

Материалы: прямоугольные листы бумаги, краски гуашь.

В ходе работы  детям предлагалось нарисовать пейзаж на тему «Зимний лес». Затем рисунки рассматривались и оценивались по следующим критериям:

  1. Зарисовывает всю поверхность листа, составляет композицию;
  2. Прорисовывает линию горизонта;
  3. Изображает деревья разные по размеру.

На основании выше перечисленных показателей выявила следующие уровни:

  • Высокий уровень (70%-100%)  – зарисовывает всю поверхность листа, прорисовывает линию горизонта, изображает деревья разные по размеру и на разном уровне;
  • Средний уровень (35%-70%)  – частично зарисовывает поверхность листа, прорисовывает линию горизонта, изображает деревья одинаковые по размеру на разном уровне;
  • Низкий уровень (0%-35%)  – недостаточно зарисовывает поверхность листа, не прорисовывает линию горизонта, деревья изображает на одном уровне.

Для выявления приобретенного в ходе организованной работы  уровня развития  навыков пейзажного рисования детям предлагалось рисование по замыслу на тему: «Зимний вечер».  На этом этапе работы использовалась та же диагностическая методика, что и перед  началом  работы, чтобы сопоставить результаты уровня развития навыков пейзажного рисования у детей старшего дошкольного возраста. На основе сравнения данных начальной и конечной диагностики можно судить об эффективности  проведённых занятий.  

 

Результаты анализа продуктов детской деятельности в начале и по окончании работы по ознакомлению детей подготовительной группы №3 с пейзажной живописью

 

Начальная диагностика  Конечная диагностика
Уровень

развития

количество

детей

% Количество

детей

%
высокий 4 18 10 45
средний 12 55 12 55
низкий 6 27 0

Таким образом, исходя из полученных результатов обследования детей в целом, можно сделать вывод, что развитие навыков пейзажного рисования в начале года   находится на низком уровне – 27%, на среднем и высоком – 73%. На конечной диагностике высокий уровень повысился на – 27%, с низким уровнем ни одного ребенка.

 

Результаты анализа продуктов детской деятельности в начале и по окончании работы по ознакомлению детей подготовительной группы №2 с пейзажной живописью

 

Начальная диагностика  Конечная диагностика
Уровень

развития

количество

детей

% Количество

детей

%
высокий 5 20 15 60
средний 15 60 10 40
низкий 5 20 0

      

            Таким образом, исходя из полученных результатов обследования детей в целом, можно сделать вывод, что развитие навыков пейзажного рисования в начале года  находится на низком уровне – 20%, на среднем и высоком – 80%. На конечной диагностике высокий уровень повысился на – 40%, с низким уровнем ни одного ребенка.

Всю работу я осуществляю в тесном взаимодействии с педагогами группы, а самостоятельная деятельность детей в развивающей среде проходит под моим руководством. В результате проводимой мною работы, у детей формируется  способность эстетически воспринимать произведения живописи. Развивая эстетическое восприятие у детей, я направляю их внимание не только на содержание изображенного, но и на форму выражения предмета, которые делают образ выразительным.

 

Работа с родителями

Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей.  Я осуществляла поставленные задачи постепенно, последовательно, с учетом возрастных особенностей ребенка, его индивидуальности. Процесс работы был непрерывным и с участием в нем родителей.

 Для педагогического просвещения и повышения компетентности родителей в вопросах по данному направлению, использую разнообразные формы. 

  • Важно не только взаимодействовать и сотрудничать с родителями, но и развивать педагогическую компетентность по формированию эстетической культуры и развитию изобразительных, творческих способностей у детей. Мною использовалась анкета «Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития дошкольника». Цель: раскрыть значение изобразительной деятельности в развитии ребенка.
  • Информацию по ознакомлению детей с живописью довожу до сведения родителей на собраниях, в индивидуальных  и тематических беседах. Привлекая внимание родителей к значимости данной темы,  объясняю им важность приобщения  ребенка к прекрасному, расширения его кругозора.
  • Материалы по теме размещаю в папкахраскладушках, на информационном стенде, в буклетах, что позволяет изучить содержание в домашних условиях. 
  • Активное участие приняли родители в реализации  проектов по изобразительной деятельности: «Четыре времени года», «Цветные пейзажи». Проекты дали возможность родителям сблизиться с детьми, а детям больше узнать об искусстве живописи. 
  • Интересной стала   консультация: «Как развивать творчество у ребенка».
  • Чтобы заинтересовать мам и пап данным вопросом, я систематически размещаю рекомендации в родительском уголке (на пример: «В музей с ребенком», «Как смотреть произведения изобразительного искусства», «Чем занять ребенка, не включая телевизор?», « Как рассматривать с ребенком  скульптуру?»
  • Родители совместно с детьми принимали участие  в выставках. 
  • Творчество, неуемную фантазию проявляют родители вместе с детьми при организации выставок «Ах! Лето, лето», «Осенние деревца», «Мастерская деда Мороза», «Весенняя фантазия»; конкурсов «Мир глазами природы», «Неопалимая Купина» Такое творческое общение дает возможность детям увидеть своих родителей в ином качестве, что повышает их авторитет, способствует сплочению детско-родительских отношений.  
  • Размещаю информацию на сайте  детского сада (фото с экскурсий, занятий). По мнению родителей, наглядная информация является нужной и полезной.   

  

Работа  с педагогами

                        Одной из важных задач является ознакомление педагогического  коллектива с особенностями по ознакомлению детей  с живописью. Для педагогов подготовила и провела мероприятия по созданию условий по ознакомлению детей  с живописью, помогла воспитателям организовать развивающую среду в соответствии с требования ФГОС.

          В рамках творческой недели провела открытый показ  занятия  «Экскурсия в Третьяковскую галерею»

          Успех работы по ознакомлению детей  живописью зависит от того, насколько скоординирована совместная деятельность воспитателей, поэтому в своей работе уделяю большое внимание таким  факторам как: 

  • ознакомление воспитателей и специалистов с содержанием моей работы по ознакомлению детей  с живописью.
  • проведение консультативной работы; 

Для успешного взаимодействия с педагогами я составила перспективный план работы, определила темы бесед. Такое взаимодействие дает возможность проводить работу в определенной системе:  в группах пополнено содержание центров по ознакомлению детей по ознакомлению детей  с живописью.

проведена работа с родителями.

  • разработка общих рекомендаций для родителей. 

      Интересными и полезными для педагогов ДОУ стали консультации: 

«Методы, средства и приемы ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства», «Ознакомление детей дошкольного возраста с разными жанрами живописи».

На совещании при заведующем выступила с материалами из опыта работы по данной теме.

       Считаю, что сотрудничество с педагогами  определяет творческий и познавательный характер процесса, обуславливает его результативность.

       Опытом по созданию лэпбука по данному направлению поделилась с коллегами на районном методическом объединении для руководителей.

 

  1. Результативность

Анализ проведённой работы показал, что систематическая и планомерная работа по  «Раскрытию творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с живописью» дала положительные  результаты: 

В результате проведенной работы дети стали более эмоциональными, любознательными, внимательными; расширился круг знаний произведений  живописи;  технические  навыки  стали совершеннее; при посещении    художественных   выставок   называют   жанры   живописи,  могут рассказать в какой цветовой гамме выполнена работа. Периодически оформляются выставки творческих работ детей  в вестибюле детского сада.

         В результате  работы кружка «маленький художник»:

– дети  творчески применяют  изученные техники, приемы и материалы в самостоятельной художественной деятельности;

–  участвуют  в районных и всероссийских конкурсах, занимают призовые места    

          Выявлена закономерность, чем активнее родители сотрудничают                            с педагогами, старательнее выполняют их советы и рекомендации, тем успешнее будут дети в плане эстетического воспитания. Родители детей стали еще более общительны, намного чаще интересуются успехами своих детей,  посещают разнообразные выставки, проводимые в Художественном музее нашего города, посещают презентации о творчестве художников, проводимые мною. Анализ проведенного анкетирования показал, что 86% родителей заинтересованы   эстетическим развитием.  81% родителей получили необходимые знания по данной теме, стали более информированы в вопросе  приобщения детей к изобразительному  искусству.          Из них 79%  используют предложенные рекомендации по ознакомлению детей с живописью. 

           Проведенная мною работа  дает положительный результат: воспитатели  интересуются разработками бесед-занятий, планируют интегрированные занятия и реализуют их в своей работе, присутствуют на презентациях, посвященных творчеству художников. Результатом работы с педагогами стали:

– Теоретическая подготовка по данной теме к последующей деятельности с детьми.

 – Создание и пополнение  в группах развивающей предметно–пространственной среды.

 – Педагоги отмечают, что  приобщение детей к искусству, в частности к живописи,                     оказывают стимулирующее влияние на развитие речи.

        Я считаю, что  система  организованного воспитательного и образовательного процесса,   используемые  формы,  методы  и  средства   помогают   решать поставленные задачи и добиваться  высоких результатов в  комплексном решении задач эстетического воспитания дошкольников. Совместными усилиями педагогов и родителей  удалось добиться положительных результатов в  эстетическом развитии детей дошкольного возраста. Таким образом, результаты проведенной работы доказывают важность, необходимость и актуальность выбранной темы. Воспитание творческого восприятия пробуждает у детей способность не только чувствовать в этом гармонию, красоту, но и создавать их в любой своей деятельности, в любых жизненных ситуациях, во взаимоотношениях с людьми, с окружающим миром.  Опыт моей работы показал, что приобщение дошкольников к живописи, помогает в становлении гармонически развитой и активно-духовной личности. В дальнейшем планирую  продолжать работу по данной теме,  искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию  формированию интереса к  изобразительному искусству.

 

 

Список литературы:

 

  1. Прогорамма под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой «От рождения до школы».
  2. Курочкина  Н.А. Дети и пейзажная живопись. Времена года, – Детство-пресс, 2004.
  3. Р.М. Чумичева. Дошкольникам о живописи, Москва, Просвещение, 1992.
  4. Курочкина Н.А. Художественный образ в эстетическом воспитании дошкольников // Оптимизация учебно – воспитательного процесса в детском саду. Л., 1985.
  5. Сакулина Н.П. Игра и формирование художественных образов // Дошкольное воспитание, 1964, № 4.
  6. Соломенникова О.А. Радость творчества, Мозаика-Синтез, 2006.
  7. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968. 
  8. Комарова Т.С. Цвет в изобразительном творчестве художников, – Педагогическое общество России, 2005.
  9. Курочкина  Н.А. Дети и пейзажная живопись. Времена года, – Детство-пресс, 2004.

 

Обобщение педагогического опыта по теме: “Раскрытие творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с живописью”
Пролистать наверх