«Проектно – исследовательская деятельность как средство развития творческого потенциала школьников с учётом исторической памяти».

автор: Ефимова Оксана Викторовна

учитель географии Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Метелёвская средняя общеобразовательная школа Купинского района Новосибирской области

«Проектно – исследовательская деятельность как средство развития творческого потенциала школьников с учётом исторической памяти».

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение 

 Метелёвская  средняя общеобразовательная школа

Купинского района Новосибирской области

Конкурс «Мой педагогический опыт»

Тема «Проектно – исследовательская деятельность как средство развития творческого потенциала школьников с учётом исторической памяти».

2019

 

(СЛАД1) Проектно – исследовательская деятельность как средство развития творческого потенциала школьников с учётом исторической памяти. 

Как говорил Сергей Александрович Рачинский (СЛАД2) «От качества ныне подрастающего поколения зависят судьбы мира». 

 Когда мы говорим о развитии личности, о ее самоопределении, следует задать не только вопрос, как она развивается, но и в каком контексте. Приобщение к исследовательской деятельности (СЛАЙД3) развивает ценностное основание образования. Более того, как показывает опыт, изучение ближайшего пространства (семьи, рода, дома, края), содействует развитию интереса к истории своей страны, вызывает гордость за достижения культуры своего Отечества. Именно конкретные, узкотематические исследования наиболее интересны и продуктивны в образовательном смысле для обучающихся. Пока человек не обратится к себе, своей семье, своему краю, не полюбит всё это через бережное отношение, которое формирует исследование как способ познания истины без вмешательства и нарушения реальности, он не начнет любить и ценить более общие явления, категории, понятия.

(СЛАЙД4) Нравственность – это не врожденное качество. Люди не рождаются морально воспитанными: младенец не ведает о добре и зле. Но люди испытывают различные влияния, у них неодинаковый жизненный опыт, и в душе у каждого происходят тонкие и сложные изменения, а потому складываются разные жизненные цели, идеалы и установки. 

Система базовых национальных ценностей создает смысловую основу пространства (СЛАЙД5) духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ является идеологической и методологической основой реализации ФГОС общего образования. Она определяет нравственный воспитательный идеал, цели, задачи и принципы духовно-нравственного развития и воспитания. 

В процессе духовно-нравственного развития и воспитания особая роль принадлежит исторической памяти (СЛАЙД6), которая, несмотря на определенную неполноту и противоречивость, обладает способностью сохранять в массовом сознании членов общества оценки событий прошлого, превращая их в ценностные ориентиры. Историческая память тесно связана с нравственным сознанием, гражданской позицией, является основой культурной преемственности поколений и национально-гражданской идентичности. В современном гуманитарном знании историческая память приобрела черты особой научной дисциплины, возникшей на основе междисциплинарности. Ее прикладной характер находит выражение в ряде существующих практик социального воспитания в ходе обучения. Историческая память – основа для разработки музейной педагогики, педагогики мнемонических мест, устной истории, проектной технологии и других способов педагогической деятельности, остро востребованных сегодня в процессе обучения. 

Итак, каким наиболее действенным путем может быть сохранена историческая память? Ответ отчасти  найден в наследии академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Он писал, (СЛАЙД 7) что очень важно воспитывать молодежь в моральном климате памяти: семейной, народной, культурной. Он называл знание своей культуры и истории «нравственной оседлостью» человека, без неё, полагал он, не могут развиваться ни личность, ни народ, ни государство. 

Особое место в данном контексте принадлежит проектной деятельности (СЛАЙД 8), в ходе которой осуществляется целенаправленное когнитивное и эмоциональное воздействие на человека. Работа над проектом предполагает личностный рост ученика, что согласуется и с концепцией духовно-нравственного развития личности и с отечественной православной традицией. В предметно-организационном плане прикосновение к истории должно происходить через интеграцию исследовательской и проектной деятельности, когда в ходе первой учащиеся открывают новые знания, а в ходе второй – используют эти знания как средство для решения практических задач. Очевидно, что проектная деятельность формирует потребность и в новых знаниях, что возвращает учащихся к процедурам исследовательской деятельности.

Реализация ФГОС предполагает широкую внеурочную деятельность (СЛАЙД9), в рамках которой мною разработан проект «Забытые деревни Купинского района» (5-6 классы). Данный проект  способствует осмыслению учащимися прошлого нашей Родины, создает историческую основу для формирования базовых национальных ценностей. Особенности организации проектной деятельности в данном возрасте (проект-проба) связаны со становящимся у подростков «чувством взрослости» и стремлением создать собственными руками продукт по образцу. Данная деятельность учащихся направлена на открытие и освоение норм проектной деятельности. Для инициации творческой деятельности организуем конкурсную поддержку проектов, а также выставки творческих работ.

Результатом работы учеников (СЛАЙЙД10) является альбом, который играет универсальную роль: с одной стороны, им пользуются как тетрадью, с другой – это учебник, соавторами которого являются ученики. Здесь фиксируем все результаты работы: делаем записи, помещаем схемы, рисунки, сочинения, доклады, интервью и т.д. Ребята выпускают карту «Купинский район  первой половины ХХ века», которая является отражением коллективной проектной и исследовательской деятельности. 

В результате реализации проекта «Забытые деревни Купинского района» у учащихся возникает стойкий интерес к истории малой Родины, России. (Хотелось бы добавить , буквально четыре дня назад стало известно, что ученик 6 класса стал победителем в конкурсе сочинений, тема которую он выбрал забытые деревни).

Особенности организации проектной деятельности в 7 – 8 классах связаны с возникающим у подростков желанием действовать не только самостоятельно, но и оригинально. В привязке к географии как предметной дисциплине такими продуктами, в частности, являются создание презентаций с использованием разнообразных средств ИКТ и специально ориентированных на особую их выразительность и запоминаемость. Подобная исследовательская работа (СЛАЙД11) учащегося «Демографическая ситуация на территории муниципального образования». Работа отмечена дипломом управления образования Купинского района.

Считаю необходимым ниже более подробно остановиться на типе проектов, во время работы над которыми ученики являются держателями проектного замысла, направленного на решение той или иной проблемы социокультурного характера. 

На данном этапе существенны две характеристики проектной деятельности. (СЛАЙД12)

  1. Необходимо различение того, что производится (делается), и того, что в результате происходит (получается, возникает). Производимый продукт не является самоцелью. Появляясь, этот продукт изменяет более широкий контекст, например, социальную ситуацию. Это означает, что старшие подростки, задумывая и реализуя свой проект, действуют по принципу «Вижу проблему и хочу ее решить». Именно этот момент является важным. 
  2. Обязательным является анализ конкретной ситуации, относительно которой проект задумывается и реализуется. 

Создание подобных проектов требует от учащихся большой подготовительной работы (СЛАЙД13): сбор информации, ее обработка, разработка маршрута, его апробация. Такая работа требует от учащихся сплоченности, взаимоподдержки, инициативности. Учащимися был разработан проект «Правила дорог – правила жизни!». Целью проекта стало привлечение внимания водителей и пешеходов к соблюдению правил дорожного движения (СЛАЙД14). Результатом работы  были памятки для детей,  для родителей и для водителей. Оформлены  два плаката «Внимание водители, вы тоже родители» и  «Водитель нас тоже ждут дома» (СЛАД15).В заключении был устроен флеш – моб: «Дорожные правила – правила жизни». Этот проект занял первое место на конкурсе «Зеленая волна 2016» (СЛАЙД16).

В ходе данного проекта у учащегося 10 класса возник интерес к данной теме и в 2017 году старшеклассник был награжден дипломом лауреата  (СЛАЙД17) на районной научно – практической конференции «К вершинам знаний» с темой «Причины ДТП с участием детей в Купинском районе в с. Метелёво».

                                                                                                                                                                                                                 Не менее плодотворно школьники трудятся над проектами, посвященные Великой Отечественной Войне. Учащиеся узнают для себя много нового о том времени, о людях того времени и их подвигах. 

В этом году мы приняли участие в конкурсе «Человек в истории. Россия – ХХ века», тема работы «Труженики тыла  села Метелево Купинского района в годы Великой Отечественной войны». (СЛАЙД18) Мы считаем, работа весьма актуальна в наше время. Ведь участники и труженики  тыла один за другим уходят в небытие. Они уносят память человеческую. Уносят бесследно  и безвозвратно. Значит нужно успеть поведать о том, что они знают и помнят.

Учащиеся подрастают и становятся членами научного общества, и история страны, края и семьи остается в сфере их интересов. И в младших, и в средних классах учителя часто используют такие виды исследовательских  работ, как изучение родословной, знакомство с историей семьи, создание семейного герба – это важно для ребенка. Но когда у ученика возникает необходимость в дальнейшем изучении своей малой родины, это ли не успех!

Одна из таких исследовательских работ появилась после проекта «Забытые деревни Купинского района». 

Обратимся к исследовательской работе, ученика Метелевской школы  Белокура Максима (СЛАЙД19) «Забытые деревни России: Митрофановка Купинский район НСО». Одним из важнейших вопросов исследовательской деятельности учащихся выступает проблема мотивации. 

В нашем случае работа над проектом была инициирована учеником, который, рассматривая карту Купинского района с забытыми деревнями, заинтересовался судьбой своей деревни. Здесь уместно привести строки из стихотворения (СЛАЙД20) Томары Сафроновой: В сей заброшенной деревне тишина. Тихо плачут здесь забытые дома. 

Вот что по этому поводу ученик пишет в работе (СЛАЙД21): «Исчезает деревня. Деревня, в которой я родился.  Жителей в ней с каждым годом всё меньше и меньше. Пусто стало. Не слышно детей, беззаботно бегающих по деревенской улице. Не видно коров, медленно возвращающихся, с пастбища домой. Цветочные луга зарастают крапивой и лопухами. Там, где раньше царила кипучая деятельность – запустение, и какая – то пугающая тишина. Расплодились лисы, и кур в деревне теперь можно пересчитать по пальцам. Громко стучит дятел. Деревья состарились, и у него здесь работы много. Правда и молодая древесная поросль уже поднимает голову на заброшенных огородах  (СЛАЙД22).  Возможно ли возрождение Митрофановки?

Роль педагога заключается в том, чтобы подтолкнуть возникший интерес дальше, реализовать его не в мечтаниях, а в реальных знаниях о деревни и показать влияние временных событий на жизнь отдельного человека и его семьи: как отражается исчезновение деревни в судьбе её жителей. 

Таким образом, была выдвинута гипотеза (СЛАЙД23) исследования: Если мы не будем знать, если они не будут знать ничего о нашем селе, то никто ничего не узнает о своей малой Родине.

В соответствии с целью работы были поставлены задачи (СЛАЙД24): Проследить историю образования и развития села. Развить интерес и уважительное отношение к истории и культуры своей местности. Воспитание любви к родному краю.

Были выбраны следующие методы (СЛАЙД25) исследования: изучение источников и литературы, интервьюирование родственников и жителей деревни, обобщение результатов. Ученик работал в архивах: изучала церковные и домовые книги. 

По результатам проведённого анализа Белокур М. пришел к следующему выводу, а точнее ответу. В начале своей работы я задавался вопросом: есть ли шанс у Митрофановки? В прямом смысле, конечно, нет. Возможно,  уже к концу 2018 года останется 1 – 2 семьи, а другие переедут на другое место жительства. Но если каждый из нас, уроженцев Митрофановки, будет помнить о ней, будет хранить ее в своем сердце, будет навещать могилы  предков, будет рассказывать о ней своим детям и внукам, вот тогда у деревни есть шанс жить в памяти поколений, тогда она не будет забытой. (Этими словами Максим завершил свою работу, он предположил, что к концу 2018 года останется 1-2 семьи, но на самом деле уже в  конце 2017 года в Митрофановке проживает две семьи).

Работа М. Белокура «Забытые деревни России: Митрофановка Купинский район НСО»» стала победителем (СЛАЙД26) в районном конкурсе «Как наше слово отзовётся?». 

Историческая память составляет одну из основ осознания человеком своего «Я» в семейной родословной и в истории своего народа, (СЛАЙД27) понимания нашего «Мы» в национальной и культурной общности страны, а также в рамках общечеловеческой цивилизации. А исследовательская и проектная деятельность дают возможность учащимся развивать способность хранить и осмысливать собственный опыт и опыт предшествующих поколений, ощущать себя ответственными наследниками трудной, но великой истории  и жизни России (СЛАЙД28).

 

 

«Проектно – исследовательская деятельность как средство развития творческого потенциала школьников с учётом исторической памяти».
Пролистать наверх