автор: Ефременко Ксения Сергеевна
Учитель начальных классов и английского языка МБОУ СОШ № 44 г. Ставрополя
Технологическая карта урока по теме “Задача. Решение задач”.
Технологическая карта урока по математике
УМК: «Школа России»
Учитель: Ефременко К. С.
Класс: 1 «Д»
Тема: «Задача. Решение задач»
Тип урока: комбинированный
Цели урока: |
|
Задачи: | Образовательные: отрабатывать умение решать задачи: видеть в них условие, вопрос; учиться переносить условие и вопрос задачи из текста на схему; выбирать схему к задаче; составлять выражение, находить значение выражения.
Развивающие: развивать умение самостоятельно принимать решение, доказывать, давать самооценку, выступать в роле эксперта; навык работы в парах; развивать мышление, память, речь, познавательный интерес к математике. Воспитательные: воспитывать чувства товарищества, дружбы, взаимопомощи по отношению друг к другу. |
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные): |
|
Оборудование: | компьютер, презентация к уроку, карточки с заданиями для работы в парах и индивидуально, образовательный сайт Учи.ру. |
Образовательные ресурсы: | учебник, рабочая тетрадь, учебное наглядные пособия «состав числа 10», составные части задачи, учебно-методическое пособие, сайт Учи.ру. |
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые
УУД |
I. Организационный момент. |
– Ребята, сегодня к нам в гости пришло много гостей. Повернитесь и поздоровайтесь с ними. Они пришли посмотреть какие вы умнички, как вы умеете работать.
– Покажем нашим гостям, как мы умеем работать? – Хорошо всегда считаем? – Все заданья выполняем?
– На уроке мы будем работать под таким эпиграфом: “Повторять да учить – ум точить”. (Слайд 1) Для чего мы приходим в школу? – Как вы понимаете эти слова?– А сейчас мы проверим, как вы точите свой ум. Физминутка «Пингвины» |
Слушают учителя.
Проверяют наличие учебных принадлежностей вместе (Да, да, да!) (Да, да, да!) (Да, да, да!) (Нет, нет, нет!) (Если мы будем постоянно повторять и учить, то наши знания будут увеличиваться, мы станем умнее.) |
Регулятивные УУД: умеют организовывать своё рабочее место.
Личностные УУД: проявляют интерес к процессу познания; положительно относятся к школе. |
II. Актуализация знаний. | Мы попали в гости к т. Сове, она любит рассказывать нам обо все, вместе с нами учиться решать задачи и «точить ум» будут Мудрая черепаха и муравей Вопросник.
1. Устный счет. На доске представлены задачи в стихах. (ответы на задачи записываем в рабочие тетради) – Математический диктант. Сейчас я буду читать вам задачи, вам нужно устно сосчитать и записать только ответ. (Слайды 2, 3, 4, 5)
– А сейчас проверьте свои ответы. (На экране появляются ответы 6, 10, 5, 7.) (Слайд 6) 2. Повторение состава числа 10. (карточки – проверка в паре) – Как вы считаете, какое число лишнее в этом ряду и почему? (1-й ученик. Это число 10, так как все числа идут друг за другом, а 10 после 7 увеличивается на 3. 2-й ученик. Число 10 – двузначное, остальные однозначные.)
– В гости к нам пришли и наши друзья Катя, Вова и Петя. И они принесли нам подарки – это воздушные шары. (Появляются сначала друзья, потом воздушные шары) (Слайды 7, 8) – Сосчитайте, сколько всего шаров принесли нам ребята? 5 и 5; – Итак, состав, какого числа мы с вами повторили?
3. Пальчиковая гимнастика (состав числа 10)
– Какие линии вы видите? – На какие группы их можно разделить? – Сколько здесь незамкнутых ломаных линий? – Как измерить длину ломаной? – Сколько здесь многоугольников? – Назовите и покажите их?
|
Высказывают своё мнение, делают предположения. Находят закономерность, объясняют её. Отвечают на вопросы Объясняют выбор действия. Рассуждают и отвечают на вопросы 6 предметов 10 зайчишек 5 щенков 7 груш (5, 6, 7, 10) – по форме 5 и 5; (Первое число увеличивается на 1, а второе уменьшается на 1) (Ломаные) Замкнутые и не замкнутые) (многоугольники). (две) (нужно измерить длину каждого отрезка и сложить получившиеся результаты) (три) Доска Работа на сайте Учи.ру. Ссылка на задания: https://uchi.ru/teachers/groups/9778535/subjects/1/course_programs/1/cards/436246 |
Регулятивные УУД: планируют своё высказывание (продумывают, что сказать вначале, а что потом).
Познавательные УУД: устанавливают закономерность. Коммуникативные УУД: аргументируют свою точку зрения. Познавательные УУД: строят рассуждение, доказательство своей точки зрения; решают возникшую проблему – Личностные УУД: самостоятельное определение и высказывание простых, общих для всех людей правил поведения. – Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. – Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. – Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
III. Самоопределение к деятельности |
– Что мы повторили в ходе устных упражнений?
– Какое упражнение помогло повторить то, что нам известно о геометрических фигурах? |
Знание геометрических фигур; состав числа 10 | |
IV. Физминутка
|
Посмотрите на полянке мы увидели красивые цветы. — Как они называются?
На каждом лепестке пример, если ответ получается число чётное хлопаем в ладоши, если нечётное – топаем. Продолжим наш отдых на полянке: Раз – поднялись, потянулись Два – согнулись, разогнулись Три в ладоши три хлопка На четыре – три кивка, Пять руками помахать, Шесть – тихонько сесть. |
Выполнение упражнений детьми | |
V. Формулирование темы урока. |
– Послушайте и сравните два текста. (Слайд 10) “На лесной полянке выросли четыре маленькие и одна большая ромашка. Сколько ромашек выросло на лесной полянке?” “На лесной полянке выросли четыре маленькие и одна большая ромашка. Красивые были цветы?” – Чем похожи и чем отличаются эти текста? – Как вы думаете, какой из этих текстов можно найти в учебнике математике, а в какой – в азбуке, или другой книге по чтению?
– Как в математике называется этот текст? 2. Сообщение темы и цели урока. Тема нашего урока: Задача. Знакомство с составной задачей (Слайд 11) Цель нашего урока: Повторить и обобщить все, что мы знаем о задаче. |
(Похожи содержанием, отличаются вопросами.) (Чтобы ответить на вопрос в первом тексте, надо сделать вычисления, а в другом не надо.) (Задача.) |
Познавательные УУД: осуществлять поиск нужной информации.
Регулятивные УУД: -осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог. Познавательные УУД: -находить и выбирать способ решения. -прогнозировать результат вычисления. -использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия. |
VI. Работа над новым материалом на доске и в рабочих тетрадях. | К нам в гости пришли зайцы. У них случилась беда. Давайте им поможем. Как вы думаете, а что могло случиться? Какое сейчас время года на дворе? (зима, самое страшное зимой для зверей – голод, вот и заячьей семье нужно помочь)
Задача Мама зайчиха принесла 5 больших морковок, а маленьких на 2 больше. Сколько всего морковок принесла мама зайчиха? Составляем план решения задачи. Краткая запись. – О ком задача? (записываем) – о зайчихе, которая принесла большую и маленькую морковь. – Сколько было больших морковок? – Что сказано о маленьких морковках? – Как это показать в условии задачи? – Прочитаем вопрос задачи. Сколько вопросов? Чтобы ответить на второй вопрос мы должны в условии задачи поставить большую квадратную скобочку. И знак вопроса. Запись решения задачи по действиям (можем ли мы сразу ответить на главный вопрос?) Такие задачи в которых нельзя сразу ответить на главный вопрос и решить одним действием, называются составными. (составные задачи бывают в два, три и более действий). Мы будем решать такие задачи на протяжении всей начальной школы. Физминутка «Части задачи» (покажите условие, вопрос, решение, ответ) А теперь давайте решим задачи в парах. В этом нам поможет сайт Учи.ру. |
(пять) (неизвестно, на две больше) (два) «Крыша дома, дом, кирпичики, знаки больше, меньше, равно, ответ задачи» Выполнение задания на сайте Учи.ру. Ссылка на задание: https://uchi.ru/teachers/groups/9778535/subjects/1/course_programs/1/cards/155832 |
|
VII. Закрепление изученного материала. | – Катя, Вова и Петя составили свои задачи. Давайте прочитаем, какие задачи составили ребята.
Задание: кто правильно составил текст задачи. (Слайд 12) 1. Кто правильно составил текст задачи? Петя: Сколько карандашей у Димы? 1. Самостоятельная работа. Принятие собственного решения. – Внимательно ли ты слушал товарища?
Итог: – Из каких двух частей состоит текст задачи? (Слайд 13) – Значит, текст задачи состоит из условия и вопроса, так почему этот текст не является задачей? “На лесной полянке выросли четыре маленькие и одна большая незабудка. 2. Составление задачи по картинке. (Слайд 14) – Ребята, наши друзья очень просят вас показать, как вы умеете составлять задачи. Итак, задание: составить задачи по картинке. – Молодцы, вы придумали очень хорошие задачи. Заяц + морковь – Петя и Вова вас внимательно слушали и составили такую задачу, давайте ее прочитаем. (Слайд 15) “У Кати 2 мака и 4 ромашки. Сколько всего у Кати цветов?” – Докажите, что это задача. А теперь давайте решим задачи в игровой форме. В этом нам поможет сайт Учи.ру. 3. Найди схему к этой задаче. У Кати 2 мака и 4 ромашки. Сколько всего у Кати цветов? – Петя просит вас разбить схемы на две группы. Как бы вы их разбили? (Слайды 16, 17) В обратных задачах говорится об одних и тех же предметах у них одинаковые данные. Но известное и неизвестное меняется местами. – Ребята, как вы поступите в такой ситуации: “Мама дала вам целую горстку конфет, что вы сделаете?” Тоже сделал и Ежик. (Слайд 18) У Ежика было7 грибов. Он отдал Белочке 2 гриба. Сколько грибов осталось у Ежика? – Задание: выбери правильное решение. 4. Выбери правильное выражение Вова: 7 – 3 = 3
|
( Из условия и вопроса.) (То, что известно в задаче.) (То, что надо найти.) (Чтобы ответить на вопрос задачи, надо сделать вычисления.)
Чтение задач по слайдам (1-й ученик. У Димы 6 синих шариков и 4 красных. Сколько всего шаров у Димы? 2-й ученик. Мама купила 10 шаров. 4 из них красные, а остальные – синие. Сколько синих шаров купила мама? 3-й ученик. У клоуна 4 красных шарика и 6 синих. На сколько больше синих шариков у клоуна, чем красных?)
(Схемы, где целое и схемы, где ищем часть; взаимно обратные (3), одна лишняя.) Решение карточек на сайте Учи.ру. Ссылка на задание: https://uchi.ru/teachers/groups/9778535/subjects/1/course_programs/1/cards/155833 (Чтение задачи.) Высказывания ребят Обоснуй свой выбор |
Коммуникативные УУД:
-умение выражать свои мысли полно и точно. Познавательные УУД: Умение распознавать задачу. |
VIII. Подведение итогов. Обсуждение эпиграфа. | 1. Закончи предложение.
– Какую тему мы сегодня изучали на уроке? 2. Задачи-ловушки. Есть задачи с лишними данными или с нереальными условиями. Эти задачки называются задачи-ловушки. У этих задач нет решения. Чтобы правильно ответить, надо быть очень внимательным. (Слайд 20)
Подготовка к олимпиадам с Учи.ру |
Отвечают на вопросы. Высказывают своё мнение. Анализируют, формулируют конечный результат своей работы.
Ссылка на задание: https://uchi.ru/teachers/groups/9778535/subjects/1/course_programs/1/cards/6723 |
Коммуникативные УУД: понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы ( работы в паре), распределять функции в группе (паре)при выполнении заданий.
Регулятивные УУД: принимают учебную задачу. Познавательные УУД: осуществляют анализ объекта с выделением существенных признаков; проводят сравнение. Коммуникативные УУД: признавать свои ошибки, соглашаться, если на ошибки указывают другие. Регулятивные УУД: выделяют и осознают, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; фиксировать удовлетворённость(неудовлетворённость) своей работой. |
Рефлексия. | 3. Рефлексия. (Слайд 21) Использование «Светофора»
– Кто помнит, какой эпиграф у нас сегодня на уроке? Что он обозначает? – Оцените свою работу на уроке с помощью «Светофора».
Домашнее задание: Дома рекомендую Вам проверить свои знания на сайте Учи.ру. по ссылке: https://uchi.ru/teachers/groups/9778535/subjects/1/course_programs/1/cards/414 |
Самооценка учащихся | Регулятивные УУД:
-оценивать свою работу – оцениваем работу соседа в паре |