Технологическая карта урока с использованием заданий PISA

автор: Жигарева Ольга Михайловна

учитель МАОУ “СОШ № 3” , г. Ялуторовск

Технологическая карта урока с использованием заданий PISA

 

 

Предмет Биология
Класс 9
Тема Вирусы- неклеточные формы, возбудители заболеваний растений, животных, человека.
Учитель ФИО Жигарева Ольга Михайловна
Тип урока урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Время реализации урока 40 минут
Цели и задачи урока (мероприятия, занятия)(образовательные, развивающие, воспитательные) Цель урока: формирование у учащихся знаний о внеклеточных формах жизни 

Задачи:

    Образовательные: 

-Формировать первичные знания учащихся о вирусах и бактериофагах.

-Изучить строение, классификацию и жизнедеятельность  вирусов.

     Развивающие:

-Развивать навыки сравнительно-аналитической мыслительной деятельности.

-Способствовать развитию навыков самостоятельной и групповой работы.

-Развивать информационную компетентность.

-Способствовать развитию самооценивания.

-Способствовать совершенствованию операций умственной деятельности: анализ, синтез, способность делать выводы.

– Развитие умения работать с методическим материалом.

     Воспитывающие:

-формирование познавательного интереса учащихся; их мировоззрения;

Развивать навыки сравнительно-аналитической мыслительной деятельности, способствовать формированию у обучающихся следующих универсальных учебных действий:

Личностные:

– формирование устойчивых эстетических предпочтений, способности к эмоциональному восприятию материала, положительного отношения к учению, к предмету.

 Регулятивные:

– самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи, планировать пути их достижения, самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Коммуникативные:

– формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позицией партнёра в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества.

Познавательные:

– Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.  

        Планируемые результаты:

Предметные:

В познавательной (интеллектуальной) сфере

-Выделение существенных признаков строения и жизнедеятельности вирусов.

-Приведение доказательств сравнения (сходств и отличия) вирусов с живыми организмами.

-Объяснение воли вирусов в природе и жизни человека.

В ценносто-ориентационной сфере

-Анализ и оценка последствий проникновения вирусов в клетки растений, животных и человека.

В сфере физической деятельности

-Освоение правил профилактики вирусных заболеваний

Личностные: 

  Сформированность:

-Познавательных интересов, направленных на изучение неклеточных форм жизни.

-Интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать процессы, происходящие в клетках, пораженных вирусами)

 Метапредметные УУД: 

 Познавательные УУД:

-Структурировать материал, работать с различными источниками информации, включая электронные.

-Овладеть составляющими исследовательской деятельности, включая умения видеть проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать, давать определение понятиям.

-Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

-Обнаруживать причинно-следственные связи  в процессах проникновения вируса в клетку.

-Использовать приобретенные знания для профилактики вирусных заболеваний растений, животных и человека.

Регулятивные УУД:

-Выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях при изучении специфических свойств вирусов.

-Выполнять учебное действие в соответствии с планом.

 Коммуникативные УУД:

-Адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

-Сравнивать различные точки зрения и находить общее решение.

-Работать совместно в атмосфере сотрудничества.

Ресурсы, оборудование и материалы(требующиеся для проведения урока) -ноутбуки  учащихся с операционной системой Windows 7 ; – компьютер учителя;

-мультимедийный проектор; 

-интерактивная доска;

-презентация, выполненная в Microsoft Office Power Point;

Список учебной и дополнительной литературы -Каменский А.А. Криксунов Е.А. Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию, – М., Дрофа, 2005.

– задания из банка данных PISA

Обоснование выбора интерактивной технологии Формирование положительной мотивации, создание условий для получения учебной информации, ее закреплении, применении, активизирование индивидуальных умственных способностей учащихся, формирование критического мышления, вывод ученика на позицию объекта обучения, создание условий для формирования эффективного взаимодействия учителя-учащиеся.

Технологическая карта урока 

Этапы занятия Время (мин) Цель этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД на этапах урока
1.​ Организационный этап 1 мин Проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой на урок Здравствуйте, ребята! Слушают, приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку. Личностные: – сформированность потребности в самовыражении  и  самореализации, 

– сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств. Коммуникативные: – – интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, – умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: – умение строить речевое высказывание, – Регулятивные: – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний

2. Мотивация учебной деятельности 7 мин Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности Ребята, предлагаю вашему вниманию текст, в котором описывается работа нашего ученого Ивановского.

Прошу вас внимательно прочитать текст.

– Скажите, о чем идет речь в тексте?

– Чем занимался Ивановский?

– Как вы думаете, о каких организмах идет речь?

Если  ребятам  трудно сформулировать  тему, то  провести аналогию с  пандемией, распространением короновируса.

Читают текст, из банка заданий  PISA -2020г.,

высказывают свои версии, формулируют тему занятия. 

Личностные:

Мотивация к познанию.

Регулятивные:

Определить и формулировать цель деятельности.

Познавательные:

Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, умение строить речевое высказывание, – Коммуникативные: –  – умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, – 

3.Актуализация опорных знаний 8 мин Целью является подготовка мышления учащихся; осознание ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. Полный текст открываем. Учащиеся высказывают свои версии, аргументируют свои высказывания, отмечают, что необходимы новые знания.

Личностные: – сформированность потребности в самовыражении, самореализации, позитивной моральной самооценки Коммуникативные: – умение задавать вопросы, 

– формулирование собственного мнения, Регулятивные: – планирование своих действий, – различение способа и результата действий, – внесение необходимых корректив в действие. Познавательные: 

– умение строить речевое высказывание, 

– анализ объектов с целью выделения признаков, 

– синтез 

– подведение под понятие, 

– выдвижение гипотез; 

4.Изучение нового материала 16 мин Изучить новый материал Организуется работа в группах: в течение 10 минут.

1 группа- используя материал учебника, изучает строение вируса. В тетрадь зарисовывают вирус, составляют описание  вируса.

2 группа- изучает размножение вирусов. Составляют описание процесса размножения вирусов.

3 группа- используя Интернет – ресурсы, выписывают в тетрадь, вирусные заболевания человека, животных, растений. Ответ оформляют в виде таблицы. 

4 группа- используя, дополнительные источники информации ( справочники, энциклопедии) составляют описание бактериофага. Зарисовывают бактериофаг, подписывают его строение.

5 группа- составляют памятку «Меры профилактики вирусных заболеваний»

Выступления групп – 5 минут

Характерные особенности вирусов 

1.очень маленькие размеры

2.простое строение – нуклеиновая кислота (ДНК или РНК) заключенная в белковую оболочку – капсид

3.занимают пограничное положение между живой и неживой материей

4.высокая скорость размножения

5.наследственная информация находится в ДНК или РНК

6.вирусы – обязательные паразиты, вне клетки хозяина существуют в виде вирусной частицы или вириона

7. вне живого организма не проявляют признаки живого

Теоретический материал.

Вирусы-инфекционные неклеточные системы, которые способны размножаться в живых клетках. Впервые были обнаружены в 1892 г. Русским ботаником Д.И. Ивановский при изучении возбудителя листовой мозаики табака. Термин «вирус» был предложен в 1899 г. Голландским ботаником М. Бейеринком. Наука, изучающая вирусы и их действие на организм хозяина, называется вирусологией.

Первым искусственно созданным вирусом полиомиелита, разработанный в университете Нью-Йорка в 2002.

Чтобы узнать, как устроен вирус, на него необходимо посмотреть. Как вы думаете, почему я не предлагаю вам для этого световой микроскоп? 

Размер вирусных частиц составляет 15-500 нм. и более. Находясь вне клетки, они представляют собой вирионы, состоящие из одной или нескольких молекул нуклеиновых кислот, окружённых защитной белковой оболочкой-капсидом. Капсиды состоят из отдельных молекул белка-капсомеров, которые могут формировать у простых вирусов спираль или икосаэдр, а у некоторых бактериофагов (вирусов бактерий) образуют сферическую головку и трубчатый «хвост» с длинными нитями. Сложные вирусы могут иметь также внешнюю липопротеидную оболочку-суперкапсид, который образуется при отделении вирусной частицы от плазматической мембраны заражённой клетки и содержит встроенные вирусные белки (например, ВИЧ).Попадание вируса в клетку обеспечивает его оболочка. Сама она или остаётся снаружи клетки, или утрачивается после проникновения вириона внутрь клетки. Животные клетки поглощают вирусные частицы путём эндоцитоза, в растительные вирусы проникают через повреждения в клеточной стенке и распространяются в организме по плазмодесмам. Бактериофаги прикрепляются к бактериальным клеткам белковыми нитями и выделяют фермент, разрушающий их поверхностный аппарат. При сокращении хвостового отростка нуклеиновая кислота «впрыскивается» внутрь клетки, как из шприца. 

Репликация вирусов осуществляется специальным ферментом. Вирусная инфекция может протекать различными путями:

1. Острая (литическая)-вирус активно размножается, в клетке образуются новые вирусные частицы. При их массовом выходе клетка погибает.

2.Носительство-при попадании в клетку вирус начинает размножаться, он встраивается в генетический аппарат клетки и становится её составляющей. При этом происходит репликация вирусной нуклеиновой кислоты в составе клеточной ДНК во время деления клетки. Болезнетворное действие вируса никак не проявляется, и новые вирусные частицы не образуются. Вирус может переходить в острую инфекцию (иногда через много лет) в результате общего ослабления организма.

3.Стойкая инфекция-вирус размножается в клетке, но вирусные частицы покидают клетку постепенно, не разрушая, а лишь изменяя её функционирование.

Как внутриклеточные паразиты вирусы поражают любые клетки. Значительный вред они наносят сельскохозяйственным растениям, вызывая образование пятен на листьях, наростов, опухолей. К опасным вирусам растений можно отнести: мозаичная болезнь табака, томатов, огурцов, скручивание листьев, карликовость. Бактериофаги наносят значительный ущерб промышленным культурам бактерий. Их так же можно использовать для борьбы с бактериальными  инфекциями, такими как дизентерия, холера, брюшной тиф. Многие вирусы возбудители опасных инфекций человека и других животных. Они вызывают: чуму, ящур, инфекционную анемию лошадей, рак, ВИЧ, грипп, корь, оспа, полиомиелит. 

Бактериофаги –классический объект молекулярной биологии. Вирусы могут передаваться различными путями: воздушно-капельным; с пищей, при непосредственно физическом контакте, через переносчиков (кровососущих беспозвоночных). Некоторые вирусы попадают в организм человека при использовании плохо продезинфицированных медицинских инструментов, переливании крови.

Защититься о вируса можно несколькими путями:

1.Вакцина-содержит ослабленные или убитые вирусы или их определённые участки. Формирует длительный иммунитет.

2.Сыворотки-жидкости, содержащие готовые антитела, которые получают из крови людей (или других животных), перенесших эту инфекцию. Они обеспечивают не длительный иммунитет.

В самой же заражённой клетке запускается механизм апоптоза (запрограмированной гибели клетки), что препятствует распространению вирусов. При контакте с вирусом клетки могут продуцировать противовирусные белки –интерфероны.

Интерфероны применяют для профилактики и лечения вирусных болезней.  Излишнее применение интерферонов может вызвать заболевания щитовидной железы и других органов. Как правило для лечения человека используют интерферон, который получают при заражении культуры клеток человека или генно-инженерным путём. 

Многие вопросы о вирусах остаются загадкой и волнуют человечество.

Работают в группах, высказывают свои предположения, готовят выступления. Личностные: – формирование мотивов достижения целей, Познавательные:

поиск и выделение информации

-анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия

-подведение под понятие

-определение основной и второстепенной информации

-постановка и формулирование проблемы

-структурирование знаний

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Регулятивные: – планирование своих действий, – различение способа и результата действий, – внесение необходимых корректив в действие

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

– аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации

-учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

-разрешение конфликтов

 

5.Первичная проверка усвоения знаний. Первичное закрепление знаний. Контроль и самопроверка знаний 5 мин Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности Предлагаю для закрепления знаний –задания   PISA -2020г. по тексту «Открытие вирусов» Работают индивидуально и осуществляют взаимопроверку Личностные: – формирование мотивов достижения целей, формирование границ «знания» и «незнания». Коммуникативные: – понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, 

– построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет, 

– использование речи для регуляции своего действия. Регулятивные: – принятие и сохранение учебной задачи, 

– учёт правила в планировании и контроле способа решения, 

– различение способа и результата действия. Познавательные: – структурирование знаний,

 – построение речевого высказывания в устной и письменной форме, 

– установление причинно-следственных связей, – доказательство.

6.Подведение итогов урока. Рефлексия 2 мин Переход извне внутрь нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. Метод «Все в твоих руках»

И в заключение проведем рефлексию, выясним ваше отношение к сегодняшнему уроку. 

Вопросы для оценки результатов работы обозначаются с помощью пальцев: 

– большой палец – над этой темой я хотел бы еще поработать 

– указательный – здесь мне были даны конкретные указания; 

средний – мне здесь совсем не понравилось; 

безымянный- психологическая атмосфера на уроке;

– мизинец – мне здесь не хватало… 

Оценки результатов работы, оценка важности полученных знаний Личностные: – формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия, – формирование границ собственного «знания и «незнания». Регулятивные: – восприятие оценки учителя, – адекватная самооценка. Познавательные: – построение речевого высказывания в устной и письменной форме, – анализ, – синтез, – установление причинно-следственных связей.
7. Информация о домашнем задании 1 мин Закрепление изученного материала, самостоятельная проработка В тетрадь выписать информацию о любом вирусе, вызывающем инфекционные заболевания человека. «Бактерии. Вирусы» 

Посмотреть видеофрагмент 

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1589/main/

До свидания! До следующего урока!

Записывают Д/З Познавательные:

умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные:

саморегуляция, осознание того что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

 

 

 

Технологическая карта урока с использованием заданий PISA
Пролистать наверх