НОД для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР по теме «Мир профессий»

Автор: Жуйкова Анна Викторовна

Учитель-логопед МБДОУ “ДС № 46 “Надежда” г. Норильск

НОД для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР по теме «Мир профессий»

МБДОУ «ДС № 46 «НАДЕЖДА»

г. Норильск

Подготовила Жуйкова А.В.

Учитель-логопед

НОД  в старшей компенсирующей  группе для детей с ТНР

«Все профессии важны»

Цель: формирование навыков составления описательных рассказов о профессиях с использованием схемы.

Коррекционно-образовательные задачи:

уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Профессии»;

обучать составлению описательных рассказов по схеме.

Коррекционно-развивающие задачи:

развивать связную речь;

развивать мышление;

развивать артикуляционную моторику;

развивать координацию речи с движением.

Воспитательные задачи:

продолжить формировать положительные эмоциональные установки на участие в занятии;

воспитывать у детей уважение к труду взрослых.

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие (физическое развитие, познавательное развитие)

Оборудование:

картинный материал с изображением людей различных профессий, картинки, изображающие оборудование и инструменты к каждой профессии, схема для описания профессий, указка, игрушка Незнайка, игрушка для проведения артикуляционной гимнастики.

Словарная работа:

Профессия, врач, строитель, повар, пожарный, белый халат, таблетки, лекарства, шприцы, вата, медицинские инструменты, каска, фартук, колпак, плита, посуда, продукты, каска, комбинезон, инструменты, молоток, пила, пожарная машина, огнетушитель, лестница.

Организационный момент:

Дети встают в круг.

Логопед: Сегодня к нам пришли гости. Мы сейчас поздороваемся и с гостями, и друг друга поприветствуем:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем “Здравствуйте! ” друг другу. (повороты головы вправо-влево)

Нам здороваться ни лень: (руки вперед, ладонями кверху)

Всем “Привет!” и “Добрый день! “; (машут руками)

Если каждый улыбнётся – (рисуют рукой в воздухе улыбку)

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

(Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом)

Создание мотивации к занятию

Встреча с героем.

Ребята, сегодня к нам в гости пришел веселый герой. (Логопед показывает игрушку)

Кто это? Как его зовут? (Незнайка) Давайте послушаем и узнаем, что привело Незнаечку к нам.

Незнайка:

«Добрый день, мои друзья,

За помощью пришел к вам я!

Сложный выбор у меня,

Кем в жизни стать не знаю я.

Помогите, расскажите, профессию мне подберите».

Ребята, оказывается, Незнайка весной заканчивает школу, а какую профессию выбрать не знает. Давайте поможем Незнайке? Как можно помочь Незнайке? (Дети предлагают варианты решения проблемы). Давайте расскажем ему о разных профессиях и поможем с выбором.

Основная часть:

Логопед: А теперь присаживайтесь на стульчики.

Ребята, чтобы суметь рассказать Незнайке о профессиях, нужно подготовить языки.

Ребята, где работает доктор?

Ответы детей.

Вот и мы сейчас представим, что пришли в поликлинику к доктору на прием, широко открываем рот и показываем языки.

Открываем широко рот, говорим: « аааа» – закрываем.

Что делает маляр?

Ответы детей.

Представим, что наш язычок малярная кисточка, ей мы красим потолок.

Упражнение «Маляр».

А теперь поможем плотнику забить гвозди молоточком

Стучим кончиком языка, как молотком.

Упражнение «Молоточек»

Шофер заводит мотор, но машина буксует.

Дждж

Вот теперь мы готовы говорить, отвечать на вопросы.

Ребята, на занятии контролируйте свою речь.

Мы будем разговаривать

и будем выговаривать

все правильно и внятно,

чтоб было всем понятно.

Кто станет разговаривать,

тот будет выговаривать

Все правильно и внятно,

Что будет всем понятно.

Игра «Назови профессии»

А сейчас давайте поиграем, я буду проговаривать начало фразы, а вы её будете заканчивать. Вам надо будет догадаться человек какой профессии выполняет ту или иную работу.

Кто учит детей? – учитель

Кто лечит людей? – врач

Кто строит здания? – строитель

Кто добывает уголь? – шахтер

Кто готовит кашу, суп и винегрет? – повар

Кто тушит пожары? – пожарный

Кто управляет машиной? – шофер

Кто продает товары? – продавец

Кто управляет самолетом? – летчик

(Звучат полные ответы детей, спросить 2-3 детей по каждой профессии)

Логопед: А скажите, ребята, может ли какая-то из этих профессий подойти Незнайке?

Профессий очень много, давайте послушаем песенку и о других профессиях.

(Дети проходят к ТВ, аккуратно рассаживаются на стульчики).

Песенка о профессиях (2 минуты)

Вот сколько профессий-то на белом свете? Так сразу и не угадаешь, Незнайка, какая профессия тебе подойдет.

Ребята, а мы сейчас покажем Незнайке, что делают люди разных профессий.

Физминутка:

Если будешь ты шофёром – делай так (крутят руль)

Если будешь ты пилотом, делай так (руки в стороны)

Если будешь ты сапожником – делай так (топают ногами)

Если будешь ты спортсменом – делай так (приседают)

Если будешь ты швеею – делай так (изображают рукой шитье и ножницы)

Если будешь ты военным – делай так! (показывают руками силу)

Если будешь ты пожарным – делай так (лезут по лестнице)

Если будешь ты строителем – делай так! (крыша домика)

Хватит в профессии играть –

Незнайке надо помогать.

Появляется схема

Теперь расскажем Незнайке о профессиях, поможет нам в этом схема.

Появляется схема

Слушаем внимательно, как будем расскызать о профессии.

Назвать профессию (Это доктор)

Где работает этот человек. (Он работает в больнице)

Что делает человек этой профессии? (Лечит больных)

Что ему необходимо для работы? (шприц, таблетки, вата )

Дети по очереди пробуют составить рассказ.

Итог занятия:

Молодцы, ребята!

(Логопед берет куклу Незнайки и изображает, что тот, что-то говорит на ухо логопеду).

Незнайка говорит вам спасибо за помощь. Вы так хорошо рассказали о профессиях. Он решил, что станет доктором и будет лечить детей.

Вам было интересно? Что тебе, Сережа, было интересно? Что было трудным? Новым? Что понравилось? Что больше всего запомнилось?

 

НОД для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР по теме «Мир профессий»
Пролистать наверх