НОД для детей группы компенсирующей направленности с ТНР по теме «Зимующие птицы»

автор: Жуйкова Анна Викторовна

Учитель-логопед МБДОУ “ДС № 46 “Надежда” г. Норильск

НОД для детей группы компенсирующей направленности с ТНР по теме «Зимующие птицы»

 

 

МБДОУ «ДС № 46 «НАДЕЖДА»

Жуйкова А.В.

Учитель-логопед

 

Занятие по развитию речи в детском саду для детей группы компенсирующей направленности с ТНР по теме «Зимующие птицы»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие»

Цель: систематизация и закрепление знаний по теме «Зимующие птицы».

Задачи:

– актуализировать словарь по теме «Зимующие птицы» (предметный словарь, словарь антонимов);

– совершенствовать грамматический строй речи (закреплять умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

– правильно употреблять категорию творительного падежа существительных; сочетание существительных с числительными;

– образовывать притяжательные прилагательные);

– закреплять умения делать звуко-буквенный разбор;

– закрепить умения детей отвечать на вопросы полным предложением;

– развивать диалогическую речь, внимание, логическое мышление, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением.

– воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.

Оборудование и материалы:

аудиозапись «Голоса птиц», магнитные доски, картинки с изображением птиц и корма для них, кубик с изображениями птиц, мяч, цветные карандаши трех цветов (красный, синий, зеленый).

Методы и приемы:

– практические: физминутка (общеразвивающие упражнения «Скачет шустрая синица», пальчиковая гимнастика «Кормушка»), задание – звуко-буквенный анализ слова «Совы», игра с кубиком «Сколько птиц?» (употребление существительных с числительными).

– наглядные: демонстрация наглядных пособий;

– словесные: игровое приветствие, игра «У кормушки» (падежное управление), игра с кубиком «Сколько птиц?» (употребление существительных с числительными), игра с мячом «Чей? Чья? Чье?» (образование притяжательных прилагательных), игра «Скажи наоборот» (образование антонимов), игра «Назови ласково».

Ход НОД

Организационный момент

 «Доброе утро» солнцу и птицам

«Доброе утро» улыбчивым лицам

И каждый становится добрым, доверчивым!

Пусть доброе утро длится до вечера!

Ребята, сегодня, когда я шла к вам, нашла конверт. Это письмо от Зимы. Она пишет нам, о том, что в лесу произошла беда, злой колдун заколдовал и закрыл птиц в клетке. Зима, просит, чтобы мы помогли ей, победить злого колдуна и расколдовать, освободить бедных птиц. Поможем Зиме? Как мы можем помочь? (Победить колдуна и расколдовать птиц, можно своими знаниями. За каждое выполненное задание, мы будем получать ключи – так мы освободим из клетки наших птиц).

Основная часть

Задание 1

– Посмотрите на доску и назовите птиц, которых вы видите? (Ворона, сорока, воробей, дятел, сова, синица, голубь, снегирь, галка) Как этих птиц мы можем назвать одним словом. (Это зимующие птицы.)

– Назовите строение птиц. Чем они отличаются друг от друга. (У всех птиц есть голова, туловище, хвост, крылья, лапки, глаза, клюв. Отличаются птицы по размеру, окраске, голосу, питанию.

Задание 2

Игра «Скажи наоборот»

Ворона большая, а воробей – какой? (маленький)

Сорока длиннохвостая, а воробей – какой? (короткохвостый)

Дятел длинноклювый, а воробей – какой? (короткоклювый)

У вороны клюв большой и толстый, а у воробья какой? ( маленький и тонкий)

У снегиря грудка красная, а у синички — желтая

Снегирь подлетел к лесу, а воробей — улетел из лесу

Снегирь сидит на верхней ветке, а воробей на …?

Ребята получают 2 ключ.

Задание 3

– Какая зимой погода? (Холодная, морозная, снежная, вьюжная).

– Как мы можем помочь птицам перезимовать? (Мы можем сделать кормушки и насыпать птицам корм.)

– Давайте смастерим кормушку, а затем покормим птиц

Пальчиковая игра «Кормушка» (Дети говорят и выполняют движения):

Ребята дощечки пилили, пилили

(«пилят» ребром одной ладошки по другой)

И дружно кормушку для птиц смастерили

(постукивание кулачком по ладони)

В нее мы насыплем для птиц угощенье:

(щепоткой «сыплют»)

Немного семян и остатки печенья,

И сала на ветки развесим немножко.

(загибают пальцы на обеих руках)

А чтобы на птичий обед посмотреть,

(смотрят через «очки»)

Чуть-чуть отойдем («шагают» пальцами по столу)

И не будем шуметь (указательный палец к губам)

Игра «У кормушки» (Падежное управление)

– На нашу кормушку прилетит много птиц. Скажите, чем и кого вы накормите? (Дети соединяют изображение птицы и корма).

Говорят: «Синицу накормим салом (зернышками, хлебными крошками, семенами).

Воробья накормим хлебными крошками (семенами, зернышками).

Дятла накормим семенами.

Снегиря накормим рябиной.

Ворону накормим гречкой (остатки пищи).

Голубя накормим семечками.

Сороку накормим пшеном».

Ребята получают ключ.

А какой зимующей птицы не может быть на кормушке? (Совы.) – Почему? (Это хищная птица, которая питается грызунами и охотится по ночам.)

Задание 4

Выполнение звуко-буквенного анализа слова «Совы».

– Давайте выполним звуковой анализ слова «совы» с помощью цветных карандашей. Сложите схему (Выполняют и комментируют действие).

-Сколько звуков в сове? (В слове «совы» 4 звука)

-Сколько гласных звуков (В слове «совы» 2 гласных звука)

– Сколько согласных звуков (В слове «совы» 2 согласных звука)

Задание 5

Игра с кубиком «Сколько птиц?» (Употребление существительных с числительными).

– Ребята, перед вами кубик. Ваша задача – бросать его по очереди и называть количество выпавших птиц (1 снегирь, три воробья, пять ворон и т.д.)

Ребята получают 5 ключ.

Физминутка «Скачет шустрая синица»

(Координация речи с движениями.)

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

(А. Барто)

Задание 6

Игра с мячом «Чей? Чья? Чье?» (Образование притяжательных прилагательных.)

– Я называю часть тела какой-нибудь птицы и бросаю мяч вам. А вы ловите мяч и отвечаете, чья это часть тела и возвращаете мяч мне:

Голова совы (совиная голова)

Глаза голубя (голубиные глаза)

Клюв вороны (вороний клюв)

Крылья снегиря (снегириные крылья)

Хвост воробья, голубя (воробьиный хвост, голубиный хвост)

Перья снегиря (снегириные перья)

Грудка голубя (голубиная грудка) и т.д.

– Ребята, мы выполнили много заданий и чары колдуна ослабли. Пришло время освобождать птиц. Наши птички замерзли, их нужно отогреть

Игра «Назови ласково»

– Согревает не только тепло, но и ласковое слово. Давайте назовем наших птиц и их части тела ласково (воробей – воробышек, голубь – голубок, снегирь – снегирёк, синица – синичка, сова – совушка, перо – перышко, крыло – крылышко, хвост – хвостик, клюв – клювик и т.д.).

Звук пения птиц.

– Наши птицы отогрелись, и в знак благодарности запели.

Заключительная часть

– Дети вам понравилось спасать птиц? Что вам больше всего понравилось? Ребята, вы молодцы! Вы сегодня хорошо потрудились, прошли все препятствия и освободили птиц, от злого колдуна. Пришло время возвращаться в группу.

– Надеюсь, все птицы хорошо перезимуют и весной порадуют нас своими звонкими песнями.

 

НОД для детей группы компенсирующей направленности с ТНР по теме «Зимующие птицы»
Пролистать наверх