Общеобразовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Рукодельница»

автор:

Заикина Галина Александровна

педагог дополнительного образования Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования Егорлыкский Центр внешкольной работы

Общеобразовательная программа дополнительного образования детей

художественно-эстетической направленности «Рукодельница»

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕГОРЛЫКСКИЙ

 ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Общеобразовательная  программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности

«Рукодельница»  

  Срок реализации – 3 года

     Возраст обучающихся 7- 14 лет

Разработала:

  педагог дополнительного 

образования  Заикина Г.А.

 

ст. Егорлыкская

Ростовская обл.

2019 год

 

  1. Паспорт программы ……………………………………… 3-6 стр. 
  2. Пояснительная записка…………………………………….7-14 стр.
  3. Учебно-тематический план 1- го года обучения …………15-20 стр. 
  4. Содержание программы 1- го года обучения……………. 21-22 стр.
  5. Учебно-тематический план 2 – го года обучения…………23-26 стр.
  6. Содержание программы 2 – го года обучения…………….27-28 стр.
  7. Учебно-тематический план 3  – го года обучения………. 29-32 стр. 
  8. Содержание программы 3 – го года обучения…………….33-34 стр. 
  9. Примерный план воспитательной работы на год…………35  стр.
  10.  Приложение  … .. …………………………………………36 стр.                          
  11. Условия реализации программы ………………………….37-38 стр.
  12.  Методические рекомендации …………………………….39  стр.
  13. Диагностика обученности  ……………………………….40-42 стр.
  14. Основные положения по технике безопасности…………43  стр.
  15. Инструктажи по технике безопасности ………………….44-47 стр.
  1. Литература для педагога …………………………………..48 стр.

15.Литература для обучающихся ……………………………..49 стр.

.

 

 

 

 

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Разделы Содержание
Полное наименование программы «Рукодельница»
Разработчик программы ФИО: Заикина Галина  Александровна

должность: педагог дополнительного образования

Организация – исполнитель

программы

МБОУДО ЕЦВР

 адрес: улица Ленина д. 62 станица Егорлыкская Ростовская область 

телефон: 7 (86370) 2-14-73

Нормативно-правовая база
  • Конвенция ООН «О правах ребенка» (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989 года);
  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
  • -Приказ  Минобрнауки РФ от 09 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении  порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • -Примерные региональные требования  к регламентации деятельности учреждений  дополнительного образования детей в Ростовской области, приложение к приказу минобразования Ростовской области от  18.07.2012 №661.
  • -Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.1998г. № 124-Ф3.
  • -Закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28.06.1995г. №135-Ф3.
  • -Закон РФ « от 27.07.2006 № 152-Ф3 « О персональных данных»
  • -Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации,  режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей, для ознакомления и руководства», СанПин 2.4.4.3172-14.
Структура программы 1 ступень  ознакомительный уровень

1 год обучения 

2 ступень исследовательский уровень

2 год обучения 

3 ступень мастерство и профессионализм

3 год обучения

Направленность Художественно – эстетическая
Возраст обучающихся 7-14 лет
Срок реализации 3 года
Год разработки 2019 год
Отличительные особенности программы  Отличительной  особенностью данной программы от уже существующих образовательных программ является то, что данная программа призвана помочь обучающимся, имеющим склонность к рукоделию, реализовать свои природные задатки. Занятия творчеством способствуют  развитию художественного вкуса.
Новизна программы Новизна программы заключается в том, что в образовательный процесс введены   направления декоративно-прикладного искусства разных стран мира. Что способствует обогащению собственного досуга старинным и таким молодым и современным рукоделием.
Цель программы Раскрытие творческого потенциала личности через воспитание стойкого интереса к народному, классическому и современному декоративно-прикладному  искусству посредством изучения различных техник.
Задачи программы Обучающие 

 – научить традиционным и свободным приёмам работы, используя разные техники декоративно-прикладного творчества 

– приобретение навыков учебно-исследовательской работы

– формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм

– обучение   рациональному    использованию    материалов    и    правильной организации труда.

 

Развивающие 

– развитие таких качеств, как самостоятельность, усидчивость, аккуратность

– развитие творческих способностей

– развитие внимания, памяти, мышления, воображения

– развитие эстетического вкуса и чувства прекрасного

Воспитывающие

 

– воспитание у обучающихся культуры общения и поведения в социуме.

 – воспитывать бережливость, экологическую сознательность.

– формировать технологическую культуру.

–  воспитывать эстетическую культуру речи через подготовку к защите творческих проектов, подготовку и представление докладов.

–  формировать качества личности – настойчивость, терпение, аккуратность в труде.

Формы организации учебной деятельности – учебное занятие, рассказ – информация, сообщение.

–  фронтальная беседа с элементами викторины.

– экскурсии,  защита проекта,  час вопросов и ответов,  кроссворды, игра – путешествие.

– выставки, конкурсы, индивидуальная работа, коллективная работа,  творческая работа.

–  основной вид занятий – практический.

Режим занятий 1 год обучения: 4 часа в неделю – 2 занятия по 2 академических часа – всего 144 часа в год;

2 год обучения: 6 часов в неделю – 2 занятия по 3 академических часа – всего 216 часов в год;

3 год обучения: 6 часов в неделю – 2 занятия по 3 академических часа – всего 216 часов в год;

Формы подведения итогов реализации программы – устный контроль;

 – письменный контроль; 

– практический контроль;

– дидактические тесты;

– наблюдение;

– защита творческих проектов;

– мониторинг образовательного процесса; 

-организация временных тематических выставок (по направлениям, к праздникам);

– оформление заключительных отчётных выставок в конце года.

 

                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       

 

 

 

 

 

 

                                                Пояснительная записка.

Данная образовательная программа представляет собой индивидуальный авторский вариант. Разработана с учетом требований нормативно – правовых документов, в соответствии  с: 

-Конвенция о правах ребенка.

-Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

-Приказ  Минобрнауки РФ от 09 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении  порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

-Примерные региональные требования  к регламентации деятельности учреждений  дополнительного образования детей в Ростовской области, приложение к приказу минобразования Ростовской области от  18.07.2012 №661.

-Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.1998г. № 124-Ф3.

-Закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28.06.1995г. №135-Ф3.

-Закон РФ « от 27.07.2006 № 152-Ф3 « О персональных данных»

-Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации,  режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей, для ознакомления и руководства», СанПин 2.4.4.3172-14.

 

      Программа «Рукодельница»   направлена на создание основ для творческого и личностного развития обучающихся,  формирование эстетических взглядов на основе приобретения знаний о народной культуре,  развития эмоциональной отзывчивости, овладения навыками в различных техниках, на приобретение опыта,  творческого взаимодействия в коллективе. Учитывает  интересы и возрастные особенности  детей, способствует развитию творческого самовыражения через создание индивидуальных изделий   и формированию нестандартного, проектного  мышления.   Блоки программы можно поменять местами; для закрепления полученных знаний,  умений и навыков можно использовать разные изделия – поэтому программа является мобильной и учитывает интересы детей.
Данная программа рассчитана на длительное и многостороннее вовлечение детей в увлекательный, захватывающий мир декоративно – прикладного искусства.

 В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит именно декоративно-прикладному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия по программе «Рукодельница»  являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций.

 Программа «Рукодельница» художественно – эстетической направленности. В нее включены следующие разделы: 

 1.Знакомство с тканью, нитями и пряжей.

  1. Виды швов и их применение.
  2. Вышивка  лентами, бусинами.
  3. Знакомство с техникой кинусайга 
  4. Работа в технике  декупаж.
  5. Овладение  техникой пэчворк.
  6. Знакомство с аппликацией  на ткани.
  7. Работа в технике изонить.

9.Основы ткачества  на настольном ткацком станке.

Актуальность программы основной целью дополнительного образования является создание условий для самореализации, самоопределения, самовыражения личности обучающихся.

По своему происхождению декоративно-прикладное искусство – один из самых важных и древнейших видов искусства. Произведения декоративно-прикладного творчества  обладают художественно-эстетическими свойствами, имея практическое назначение в быту и труде. Виды декоративно-прикладного искусства очень разнообразны, но при этом они характеризуются несколькими общими чертами, среди которых в первую очередь необходимо назвать художественную ценность предмета и его функциональность.

Многочисленные примеры декоративной трактовки форм можно найти в истории декоративного искусства  с самых ранних времен.

Признаком искусства в бытовом предмете является соединение целесообразности и красоты, что находит отражение и в форме предмета, и в правильно выбранном для него материале, и в характере декора. 

   Данная программа позволяет ребёнку попробовать технологии изготовления предметов в разнообразных техниках, отработанные веками мастерами, что даёт возможность почувствовать простоту и лаконичность их форм.

Наблюдения за эффективностью применения различных техник на занятиях кружка «Рукодельница», можно заметить недостаточную степень развитости мелкой моторики у детей школьного возраста.  И это подталкивает на мысль о правильном направлении данной программы, что необходимо выполнять поделки в различных техниках и использовать творческие работы для поддержания интереса детей к ручному труду и как следствие развития мелкой моторики. 

Содержание программы позволяет максимально разнообразить творческую деятельность обучающихся и не повторяет  имеющиеся школьные курсы трудового обучения (технологии). Программа раскрывает перед ребёнком многогранные возможности декоративно-прикладного творчества; приобщает к большому и разнообразному миру искусства; удовлетворяет  потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские качества.

 

Новизна программы заключается в том, что в образовательный процесс введены   направления декоративно-прикладного искусства разных стран мира. Таких  как, вышивка лентами, декупаж изделий, плетение лентами, пэчворк, ткачество, изонить, техника  кинусайга.  

 При составлении программы учитывались правила дидактики: логичность, доступность, научность, наглядность, простота в изложении, переход от  простого  к  сложному. Основанием данной программы является создание благоприятных условий  реализации духовных, познавательных и творческих потребностей развивающейся личности.

В процессе реализации занятий декоративной работой педагог последовательно и целенаправленно формирует чувство композиции, проявляющееся в умении строить предмет, исходя из единства утилитарного и художественного. При этом важно научить воспринимать как действительное, так и зрительное равновесие, соотношение несущих и несомых частей, развивать чувство единства выразительности и архитектоники вещей. У обучающихся формируются ЗУН в области декоративно-прикладного искусства, происходит обучение рациональному использованию материалов и правильной организации труда,   развиваются   творческие   способности,   внимание,   память, мышление, воображение. Дети учатся работать не только самостоятельно, но и коллективно. Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений:

  1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.
  2.  Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше – это “что-то” нужно искать.
  3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
  4.  Успех рождает успех: основная задача – создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.
  5.  Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.

 

Педагогическая целесообразность программы заключается в формировании у детей устойчивой потребности к самореализации в сфере творчества. Познав опыт творца, ребёнок сможет использовать его в других видах деятельности. Радость созидания приносит удовлетворение в  эмоциональном плане и позволяет ребенку освоить этнокультурные, общенациональные и общечеловеческие ценности.  

При помощи занятий происходит коррекция психофизического и умственного развития детей и подростков посредством самомассажа (воздействие на активные зоны ладоней).  Данный вид творчества способствует развитию мелкой моторики, укреплению мышц кисти руки,  развитию пространственного мышления. Технология работы воспитывает усидчивость, аккуратность, трудолюбие. Известно, что трудолюбие, вошедшее в привычку, приучает маленького человека стремиться к достижению более возвышенных целей и отвлекает его от мелочных себялюбивых помыслов.

 

Отличительная особенность программы

Отличительной  особенностью данной программы от уже существующих образовательных программ является то, что данная программа призвана помочь обучающимся, имеющим склонность к рукоделию, реализовать свои природные задатки. Занятия творчеством будут способствовать развитию художественного вкуса.

Автор программы обучалась на мастер-классах  у мастеров прикладного творчества, самостоятельно изучала технологии работы в различных техниках, а также занималась индивидуальным изготовлением авторских работ.

 

Программа содержит в себе различные техники работы, которыми пользовались мастера данных  видов творчества сотни, тысячи лет назад в разных странах мира (Китай, Япония, Франция, Англия, Россия и т.д.).   

    Программа предусматривает практический и теоретический блоки занятий. Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.

Программа рассчитана на 3 года обучения для детей 7 – 14 лет. Принимаются все желающие с разными умениями и навыками. Поэтому, при работе с детьми применяется индивидуальный подход. На 1 году обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, годовая программа рассчитана на 144 часа . 2-3 года программа рассчитана на 216 часов, 2 раза в неделю по 3 часа.

По окончании 3 лет обучения дети могут самостоятельно изготовить любое понравившееся изделие, используя любую из изученных техник. Могут сами оформить работу, проявляя свой эстетический вкус, творческое воображение, фантазию. Способны самостоятельно разрабатывать изделия. Могут давать консультации обучающимся, которые только начали осваивать техники декоративно – прикладного искусства.

Цель программыраскрытие творческого потенциала личности через воспитание стойкого интереса к художественно-прикладной деятельности посредством знакомства с разными видами декоративно – прикладного искусства.

 Задачи программы

1.Обучающие 

* научить традиционным и свободным приёмам работы, используя разные техники декоративно-прикладного творчества 

*приобретение навыков учебно-исследовательской работы

*формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм

*обучение   рациональному    использованию    материалов    и    правильной организации труда.

  1. 2. Развивающие

* развитие таких качеств, как самостоятельность, усидчивость, аккуратность    *развитие творческих способностей

* развитие внимания, памяти, мышления, воображения

* развитие эстетического вкуса и чувства прекрасного

3.Воспитывающие 

* воспитание у обучающихся культуры общения и поведения в социуме *воспитывать бережливость, экологическую сознательность

*формировать технологическую культуру

* воспитывать эстетическую культуру речи через подготовку к защите творческих проектов, подготовку и представление докладов

* формировать качества личности – настойчивость, терпение, аккуратность в труде.

Профориентационная:

*формирование мировоззрения о профессиях, связанных с лёгкой промышленность, педагогикой дополнительного образования, технолога  на текстильном производстве и т. д.

 

Принципы, на которых базируется программа:

  • доступность;
  • от простого к сложному;
  • учет индивидуальных особенностей обучающихся;
  • дифференцированность;
  • практическая направленность;
  • креативность;
  • результативность.

Формы организации учебной деятельности

*  учебное занятие, рассказ – информация, сообщение.

*  фронтальная беседа с элементами викторины.

* экскурсии,  защита проекта,  час вопросов и ответов,  кроссворды, игра – путешествие.

* выставки, конкурсы, индивидуальная работа, коллективная работа,  творческая работа.

*  основной вид занятий – практический.

 

Методы обучения

 объяснительно – иллюстративный  (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

 репродуктивный  (воспроизводящий);

проблемный  (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения)

эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Педагогические приёмы:

  • формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия)
  •  организация деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание)         
  • стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, оценка, взаимооценка)
  • сотрудничество, позволяющее педагогу и обучающемуся  быть партнёрами в увлекательном процессе образования.
  • свободного выбора, когда обучающимся  предоставляется возможность   выбирать для себя степень сложности задания.

 

Формы проверки ожидаемых результатов.

К числу важнейших элементов работы по данной программе относится отслеживание результатов. Способы и методики определения результативности образовательного процесса разнообразны и направлены на определение степени развития творческих способностей каждого обучающегося. На протяжении всего учебного процесса проводятся следующие виды контроля:

  1. Беседы в форме «вопрос – ответ» с ориентацией на сопоставление, сравнение, выявление общего и особенного. Такой вид контроля развивает мышление, умение общаться, выявляет устойчивость  внимания.
  2. Беседы и лекции с элементами викторины или конкурса, позволяющие повысить интерес обучающихся.
  3. Тестирование. Устраивается  для проверки навыков в различных техниках, самостоятельного вычерчивания схем и выполнения простейших  изделий.

4.Авторские  работы проводятся для проверки аккуратности, внимательности и ответственности за выполненную работу.

Формы подведения итогов.

Формы контроля

*устный контроль;

* письменный контроль; 

*практический контроль;

* дидактические тесты;

* наблюдение;

* защита творческих проектов;

* мониторинг образовательного процесса; 

*организация временных тематических выставок (по направлениям, к праздникам);

* оформление заключительных отчётных выставок в конце года.

* контрольные вопросы, викторины, кроссворды составляют как педагог, так и сами обучающиеся. 

*коллективные просмотры выставок и анализ приучают детей  справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче.

Оценочные формы детских работ

* оценка педагога,

*оценка обучающихся, 

*самооценка своей работы, 

*отбор работы на выставки, 

*участие в конкурсах.

Стимулы

* похвала, 

*поддержка, 

*отбор работ на выставку,

* награждение грамотой, ценными призами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематическое планирование

детского объединения    «Рукодельница»

                                                1 год обучения

№ п/п Наименование разделов и тем Количество  часов
Всего часов Теория Практика
              I полугодие

I. Волшебные нити – 28 часов

28 9 19
1. Вводное занятие. Презентация кружка. Инструктаж ТБ. 2 2   –
2. Виртуальный экскурс на ткацкое и прядильное производство. Процесс изготовление нитей из хлопка. 2 1 1
3. Натуральные и химические волокна. Главные отличительные свойства. 2 1 1
4. Аппликация из пряжи (свободная тема). 2 2
5. Картина из трикотажной крошки (подарок другу) 2 2
6. Правильное сочетание цветов. 6 видов по сочетанию цвета (схемы, иллюстрации) 2 1 1
7. Панно из резаных ниток (осень пришла) 2 2
6. Плетение браслета из ниток и бусин. 4 1 3
7. Способы изготовления помпонов.  Помпоны из пряжи. Применение в быту. 2 1 1
8. Поделки из помпонов (зверушки по выбору). 2 2
9. История возникновения и применение в быту индейской  мандалы. Способы плетения. 6 2 4
II. Вышивка простейшими швами – 22 часа

 

22 7 15
10. Техника выполнения швов. Объяснение и показ слайдов. Применение швов в быту. 2 1 1
11. Виды швов. Шов   «вперед иголка»  2 1 1
12. Вышивка с применением  шва «вперед иголка» (мир животных) 4 1 3
13. Виды швов  «шов через край» 2 1 1
15. Работы выполненные  с применением шва «через край». 4 1 3
16. Виды швов «шов стебельчатый» 4 1 3
17. Панно выполненное  «стебельчатым» швом 4 1 3
III. Как мы встретим Новый год  – 8 часов

 

8 2 6
18. Мастерская Деда Мороза

(елочные украшения  с применением полученных навыков). 

4 1 3
19. Оформление итоговой выставки за 1 полугодие. 2 2
20.

 

Диагностика обученности и воспитанности.

Итоговое мероприятие: «Дом, в котором мы живем».  Инструктаж по ТБ, ПДД, ПББ.

 

2

 

1 1
    II полугодие

IV. Текстильное полотно –  18 часов

18 9 9
21. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. 2 2
22. История возникновения ткани. Текстильное полотно, изготовленное на ткацком станке. Видеофильм, слайды.  

 

2

 

 

2

 

 

 

 

23. Виды тканей. Особенности исходного сырья и ткацкого переплетения.  2 1 1
24. Экскурсия в текстильный магазин, закрепление изученного материала (тестирование). 2 1 1
25. История старинных кукол Древней Руси. Путешествие в прошлое. Видеофильм. 2 1 1
26. Подбор ткани и  изготовление старинных кукол. Кукла – мотанка (берегиня дома). 4 1 3
27. Изготовление куклы – кубышки  с применением лоскутков ткани, ниток  синтепона и крупы. 4 1 3
V. Японская техника кинусайга –  22 часа 22 7 15
28. История создания картин из небольших лоскутков. Видеопутешествие в мир японской  техники кинусайга. 2 1 1
29. Наглядный материал и  инструменты для изготовления работ.

Выбор ткани и изготовление шаблона для  панно в технике кинусайга.

4 1 3
30. Панно выполненное  в технике кинусайга. 4 1 3
31. Картина из кусочков ткани на пеноплексе. 6 2 4
32. Шкатулка выполненная в Японской технике. 6 2 4
VI. Волшебство атласных лент –  46 часов 46 12 34
33. История возникновения вышивки  и плетения лентами. Рассказ, показ с презентацией.  

 

2

 

 

1

 

 

1

34. Азы вышивки лентами своими руками. Поэтапное выполнение элементов вышивки.  

4

 

1

 

3

35. Вышивка лентами, открытка – подарок.             2             1 1
36. Оттенки и формы цветов  вышитых на пяльце.             4 1 3
37. Аксессуары, выполненные из атласных лент. Плетение браслета, феничек. 4 1 3
38. Модные повязки на голову из атласных лент. 4 1 3
39. Плетение из лент в технике пэчворка (настенное панно) 4 1 3
40. Плетеный пояс для модниц  своими руками. 4 1  3
41. Пасхальные сувениры из ниток, ткани, лент (пасхальное яйцо из лент и  бусин и др.) 4 1 3
42. Оригинальные украшения своими руками из атласных лент (броши, заколки и др..) 4 1 3
43. Панно «весна – красна  в гости пришла» (вышивка лентами) 4 1 3
44. Индивидуальные творческие работы. 2 2
45. Подготовка и оформление итоговой выставки. 2  2
46. Диагностика обученности и воспитанности. Инструктаж по ТБ, ПДД, ПББ. 2 1 1
Итого часов: 144 46 98

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание разделов программы 1 года обучения:

          1. полугодие

I.Волшебные нити – 28 часов. 

Вводное занятие. Презентация кружка. Инструктаж  по ТБ.

Знакомство с тканью, нитями и пряжей на ткацком и прядильном  производстве. Процесс изготовление нитей из хлопка.

Определение натуральных  и химических волокон.

Главные отличительные свойства.

Аппликации из пряжи и трикотажной крошки.

Правильное сочетание цветов.

Способы изготовления помпонов. Поделки из помпонов.

История возникновения и применение в быту индейской  мандалы.

Способы плетения. 

  1. Вышивка простейшими швами – 22 часа. 

Техника выполнения швов. Объяснение и показ слайдов. Применение швов в быту.

 Виды швов. Шов  «вперед иголка»

 Вышивка с применением  шва «вперед иголка» (мир животных)

Виды швов  «шов через край»

 Работы выполненные с применением шва «через край» 

Виды швов «шов стебельчатый»

Панно выполненное  «стебельчатым» швом

III. Как мы встретим Новый год  – 8 часов.

Мастерская Деда Мороза (елочные украшения  с применением полученных навыков).

Оформление итоговой выставки за 1 полугодие.

Диагностика обученности и воспитанности.

Инструктаж по ТБ, ПДД, ПББ.

2 полугодие

  1. Текстильное полотно –  18 часов.

 Вводное занятие. Инструктаж ТБ.

История возникновения ткани. Текстильное полотно, изготовленное на ткацком станке. Видеофильм, слайды.

Виды тканей.

 Особенности исходного сырья и ткацкого переплетения. 

Экскурсия в текстильный магазин, закрепление изученного материала (тестирование).

История старинных кукол Древней Руси. Путешествие в прошлое.Видеофильм. 

Подбор ткани и  изготовление старинных кукол. Кукла – мотанка (берегиня дома).

Изготовление куклы – кубышки  с применением лоскутков ткани, ниток  синтепона и крупы.

  1. Японская техника кинусайга –  10 часов.

  История создания картин из небольших лоскутков.

  Знакомство с техникой кинусайга. Видеопутешествие в мир японской  техники  

  кинусайга.

  Наглядный материал и  инструменты для изготовления работ.

   Выбор шаблона и ткани для  панно в технике кинусайга.

   Панно выполненное  в технике кинусайга.

   Картина из кусочков ткани на пеноплэксе.

 

  1. Волшебство атласных лент –  46 часов.

 История возникновения вышивки  и плетения лентами.

 Азы вышивки лентами своими руками.

 Поэтапное выполнение элементов вышивки. 

Оттенки и формы цветов.

 Работы выполненные из атласных лент.

 Оригинальные украшения своими руками из атласных лент.

 Творческие работы.

 Оформление итоговой выставки за 2 полугодие.

Диагностика обученности и воспитанности.

Итоговое мероприятие: «Дом, в котором мы живем». 

 Инструктаж по ТБ, ПДД, ПББ.

 

 Ожидаемые результаты:

К концу 1 года обучения дети  должны ЗНАТЬ: 

* технику безопасности и правила работы с колющими и режущими инструментами,

  *материалы, инструменты, приспособления и терминологию, используемые при  изготовлении изделий;

* основы цветоведения и композиции, 

 К концу 1 года обучения дети  должны УМЕТЬ: 

* гармонично сочетать цвета при выполнении работ, 

* различать нитки из натуральных и химических волокон, шерстяных и        хлопчатобумажных,

* подбирать  материалы для выполнения определенной работы,

* использовать  трафареты и шаблоны  для изготовления своих  работ, *различать виды тканей, 

* умеют последовательно выполнять работу.

 ПРИОБРЕТАЮТ НАВЫКИ

* выполнения основных приемов шитья,

* вышивки,

*навыки экономного расходования рабочего материала,

* используя  творчество и фантазию составлять эскизы изделий,

* красиво оформить работу, 

* могут оценить качество готового изделия.

Учебно-тематическое планирование

                                   детского объединения «Рукодельница»

Учебно-тематическое планирование

детского объединения    «Рукодельница»

 

2 год обучения

№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов
Всего часов Теория Практика
1 полугодие

  • Рисуем нитью –  36 часов.
36 14 22
1 Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. 3 1 2
2 Английская техника – изонить: история изографии, материалы, классификация рисунков. Видеофильм. 3 1 2
3 Знакомство с заполнением  угла в технике изонить. Просмотр дидактического материала, (пробная работа). 6 2 4
4 Основной прием заполнение окружности в технике изонить. 6 2 4
5 Дуги, спирали, лепестки в нитяной графике. 6 2 4
6 Ажурный узор  на открытке в технике изонить. 3 1 2
7 Изготовление панно в Английской технике изонить. Волшебные картины в технике изонить. 9 3 6
  • Удивительная мозаика из лоскутков – 18  часов.
18 7 11
8 Видеофильм о русских и японских мастерицах, владеющих техникой кинусайга, их работы, обсуждение и дискуссия. 3 2 4
9 Пэчворк без иглы. Картина  из кусочков ткани. «Золотая осень» 6 2 4
10 Панно в технике кинусайга. Секреты изготовления. 6 2 7
11

Виртуальная экскурсия во Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства.

3 1 2
  • Вышивка лентами – 27 часов
27 7 20
12 Французское искусство вышивания шелковыми лентами. Истории, детали.   6 1 5
13 Льняные мешочки вышитые лентами. 6 2 7
14 Оплетение ободка лентами. 3 1 2
15 Картина из атласных лент  на канве. 6 2 4
16 Декоративные подушки из атласных лент. 6 1 5
  • Фейерверк новогодних идей – 18  часов
18 5
  17 Готовимся к Новому году. Креативные поделки в технике изонить.  3 1 2
18 Елочный шар в технике кинусайга. 3 1 2
19 Рождественский венок из атласных лоскутков. 3 1 2
20 Новогодняя елочка из атласных лент. 3 1 2
21 Подготовка и оформление итоговой выставки. 3 3
22 Диагностика воспитанности и обученности. Инструктаж по ТБ, ПДД, ПББ. 3 1 2
2 полугодие

  • Техника декупаж –  48 часов
48 16 32
23 Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. 3 1 2
24 История возникновения техники декупаж. Виды декупажа. Материалы и инструменты. 3 1 2
25 Выбор мотива, способы наклеивания салфеток, финишная отделка работ. Слайд шоу 6 2 4
26 Занимательный декупаж или волшебство своими руками (декорирование  фоторамки салфетками) 6 2 4
27 Декупаж на дереве (кухонная утварь). Подготовка деревянной поверхности, шлифовка и грунтовка, создание фона. 6 2 4
28 Декупаж на ткане,

канве, мешковине. Преображаем скучные вещи.

6 2 4
29 Украшения салфеток, мешочков, подушек, саше в технике декупаж. 9 3 6
30 Настенного панно выполненное в техниках декупаж и вышивка лентами. 9 3 6
  • Ткачество  – 63 часа
63 24             39
31 Исторические сведения о возникновении и развитии ткачества. Видеофильм. 3 3
32 Разновидности ткацких станков. Ткачество. Знакомство с материалом, инструментами и технологией работ. 3 2 1
33 Орнаменты и его виды разных народов.

Видеотека.

6 1 5
34 Основные правила сочетания цветов в текстиле. Цветовой круг.

 

6 2 4
35 Картон и вилка вместо ткацкого станка. Типы переплетений текстильных полотен. 9 3 6
36 Практическая работа (декоративные салфетки под кружки) на картоне. 9 3 6
37 Сувенирные тапочки выполненные ситцевым плетением. 9 3 6
38 Оригинальное украшение для интерьера, коврик-сидушка для стула из объемной пряжи. 9 3 6
39

 

Индивидуальные итоговые творческие работы по выбору. 9 3 6
40 Подготовка и оформление итоговой выставки. 3 3
41 Диагностика обученности  и воспитанности. Инструктаж по ТБ, ПДД, ПББ. 3 1 2
Итого часов: 216 73 143

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание разделов программы 2 года обучения:

1 полугодие

  • Рисуем нитью  – 36 часов

 Вводное занятие.  Инструктаж ТБ

 Английская техника-изонить: история изографики, материалы, классификация  

 рисунков.

 Основной прием заполнение угла.

 Основные приемы заполнения  окружности.

 Основные приемы заполнения спирали  в технике изонить.

 Изготовление панно в Английской технике изонить.

 

  1. Удивительная мозаика из лоскутков18 часов

Видеофильм о русских и японских мастерицах, владеющих техникой кинусайга, их работы.

Выбор шаблона и ткани для  панно в технике кинусайга.

Виртуальная экскурсия во Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. 

 

  1. Вышивка лентами -27 часов. 

 Французское искусство вышивания шелковыми лентами.

 Истории, детали.

 Оплетение ободка лентами.

 Льняные мешочки, ободки.

 Картины и подушки   вышитые лентами.

 

  • Фейерверк новогодних идей – 18 часов

 Готовимся к Новому году.

 Креативные поделки в технике изонить. 

 Елочный шар в технике кинусайга.

 Рождественский венок из атласных лоскутков

 Новогодняя елочка из атласных лент.

 Оформление итоговой выставки за 1 полугодие.

 Диагностика обученности и воспитанности.

 Инструктаж по ТБ, ПДД, ПББ.

 

2 полугодие

 

  • Техника декупаж – 48 часов.

 Вводное занятие.  Инструктаж ТБ

 История возникновения техники декупаж.

 Виды декупажа. 

 Материалы и инструменты

 Выбор мотива.

 Способы наклеивания салфеток.

 Финишная отделка работ. 

Занимательный  декупаж или волшебство своими руками (декорирование предметов). 

 Декупаж на ткани, канве, мешковине.

 Преображаем скучные вещи.

 Украшения салфеток, мешочков, подушек, саше в технике декупаж.

 

  • Ткачество – 63 часа.

 Исторические сведения о возникновении и развитии ткачества.

 Разновидности ткацких станков. 

 Ткачество. Знакомство с материалом, инструментами и технологией работ.         

 Орнаменты и его виды разных народов.

 Основные правила сочетания цветов в текстиле. 

 Цветовой круг.

 Картон и  вилка вместо ткацкого станка.

 Типы переплетений текстильных полотен.

 Практические работы.

 Оригинальное украшение для интерьера.

 Индивидуальные итоговые творческие работы по выбору.

 Оформление итоговой выставки за 2 полугодие.

 Диагностика обученности и воспитанности.

 Инструктаж по ТБ, ПДД, ПББ.

 

Ожидаемые результаты:

 К  концу 2-го   года обучения дети  должны ЗНАТЬ:

 *правила работы и ТБ при выполнении работ.

 *  историю развития старинных техник декоративно-прикладного творчества.

 *основные приемы изготовления работ в разнообразных техниках, 

 * технологию выполнения сочетания цветов.

К  концу 2-го   года обучения дети  должны УМЕТЬ:

 *  сопоставлять, сравнивать, анализировать и творчески подходить к выполнению работ,
* создавать своими руками красивые и полезные вещи,

 * последовательно выполнять каждое изделие.

ПРИОБРЕТАЮТ  НАВЫКИ

* технологической последовательности и трудовых приемов выполнения  работ  

    в различных техниках декоративно-прикладного творчества. 

* изготавливать подарки  для близких и друзей.

* коллективно работать, помогать  друг другу,

* декорирование и обновление предметов интерьера;

 

 

Учебно – тематическое планирование

 детского объединения «Рукодельница»

3 год обучения

 

№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов Теория Практика
1 полугодие

  • Текстильное творчество- 66 часов.
66 20 46
1 Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. 3 3
2 Знакомство с настольным ткацким станком. Комплект ткацкого станка.  Основы ручного ткачества. 3 1 2
3 Подготовка ткацкого станка к работе. Основные правила натягивания нитей основы на рамку и закрепление их, заправка нитей в бердо, натяжение нитей, подготовка челнока с уточной ниткой. 9 3 6
4 Ткацкий расчет в выборе и подготовке необходимого количества пряжи. 3 1 2
5 Процесс ткачества. Моделирование половиков и тканей по цвету и ритму: полосы, клетки, пестряди. 12 4 8
6 Правила снятия изделия с рамы. Завершение  и конечное оформление работы. Обработка края домотканого полотна. 6 2 4
7 Учимся создавать и работать по схемам. 9 3 6
8 Изготовление открытки-сувенира с использованием простейших способов полотнянки.

 

9 3 6
9 Плетение круглого коврика из шерстяной пряжи на картоне. 12 4 8
  1. Лоскутное шитье  18 часов
      18 5 13
10 Занимательный  пэчворк или все о лоскутном шитье. Просмотр слайд шоу  и наглядного материала. 3 3
11 Основы лоскутного шитья. Подбор исходного материала. Создание эскизов будущего изделия. Соединение лоскутков в цельное полотно. 9 3 6
12 Разновидности и техники лоскутного шитья (традиционный, крейзи-пэчворк, японский пэчворк, квилтинг). Набор инструментов для пэчворка . 6 1 5
  • Встречаем Новый год 12 часов
12 3 9
13 Изготовление елочных украшений  в изученных техниках. 6 2 4
14 Подготовка и оформление итоговой выставки. 3 3
15 Диагностика обученности  и воспитанности. Инструктаж по ТБ, ПДД, ПББ. 3 1 2
2 полугодие

  • Декупаж на ткани  33 часа
33 6 27
16 Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. 3 1 2
17 Новая жизнь старых вещей при помощи технике декупаж по ткани. 3 1 2
Этапы выполнения декупажа по ткани. 
18 Инструменты и материалы, подготовительная работа декупаж  на сумке. 6 1 5
19 Декупаж на подушке. 3 3
20 Декупаж на майке. 3 3
21 Область  применения декупажа на ткане,

настенное панно.

9 2 7
22 Мешочки для трав и круп в технике декупаж на ткане. 6 1 5
  • Аппликация на ткани – 87 часов
87 28 59
23 Художественный вид шитья, техника и приемы изготовления.   3 3
24 Этапы выполнения аппликации  на ткани. Инструменты и материалы. Применение аппликации в декоративно-прикладном искусстве. 6 2 4
25 Выбор рисунка для будущей аппликации, перенос его на лоскут и вырезание шаблона. 3 1 2
26 Проработка деталей. Работа над композицией. 3 1 2
27 Виды ткани и подготовка ее к работе.

Пришивание аппликации вручную.

9 3 6
28 Виды швов, применяемые в  аппликациях по ткани. 6 2 4
29 Преображение текстильных аксессуаров. Эффектное оформление сумочки. 6 2 4
30 Создание эксклюзивной картины в технике аппликация по ткани. 9 3 6
31 Текстильная аппликация для диванных подушек. 9 3 6
32 Новая жизнь износившимся вещам. Аппликация на майке. 6 2 4
33 Авторская работа. Правила изготовления авторской работы. 3 1 2
34 Выполнение эскиза, подбор материала и инструмента. 3 1 2
35 Изготовление авторской работы по выбранной технике. 9 3 6
36 Подготовка и оформление итоговой выставки. 6 6
37
219 51 168

Диагностика обученности      и воспитанности. Инструктаж по ТБ, ПДД, ПББ.

3 1 2
Итого часов: 216 64 152

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание разделов программы 3  года обучения:

1 полугодие

  • Текстильное творчество – 66 часов.

Вводное занятие.  Инструктаж ТБ

Знакомство с настольным ткацким станком.

Комплект ткацкого станка. 

Основы ручного ткачества.

Подготовка ткацкого станка к работе.

Основные правила натягивания нитей основы на рамку и закрепление их, заправка нитей в бердо, натяжение нитей, подготовка челнока с уточной ниткой. Ткацкий расчет в выборе и подготовке необходимого количества пряжи. Процесс ткачества.

Моделирование половиков и тканей по цвету и ритму: полосы, клетки, пестряди.

Правила снятия изделия с рамы.

Завершение  и конечное оформление работы.

Обработка края домотканого полотна.

Создание работ по схемам  с использованием простейших способов полотнянки.

 

  • Лоскутное шитье – 18 часов.

Занимательный  пэчворк или все о лоскутном шитье.

Основы лоскутного шитья.

Подбор исходного материала. 

Создание эскизов будущего изделия. 

Соединение лоскутков в цельное полотно.

Разновидности и техники лоскутного шитья (традиционный, крейзи-пэчворк, японский пэчворк, квилтинг)

Набор инструментов для пэчворка .

Работы выполненные в изученных техниках.

 

  1. Встречаем Новый год – 18 часов.

Изготовление елочных украшений в изученных техниках.

Оформление итоговой выставки за 1 полугодие.

Диагностика обученности и воспитанности.

Инструктаж по ТБ, ПДД, ПББ.

                                                     2 полугодие

  • Декупаж на ткани – 27 часов.

Вводное занятие.  Инструктаж ТБ

Новая жизнь старых вещей при помощи технике декупаж по ткани. 

Этапы выполнения декупажа по ткани.

Инструменты и материалы, подготовительная работа (декупаж  на сумке, майке, подушке)

Область применения декупажа  по ткани (украшение любой вещи или детали  интерьера, настенное панно, мешочки для трав и круп, декупаж обуви и тд.)

 

  1.  Аппликация на ткани – 87 часов. 

Художественный вид шитья, техника и приемы изготовления.  

Инструменты и материалы. Этапы выполнения аппликации  на ткани. Применение аппликации в декоративно-прикладном искусстве.

Выбор рисунка для будущей аппликации, перенос его на лоскут и вырезание шаблона.

Проработка деталей. 

Работа над композицией.

Виды ткани и подготовка ее к работе.

Пришивание аппликации вручную.

Виды швов применяемых в  аппликациях по ткани.

Преображение текстильных аксессуаров.

Эффектное оформление сумочки, диванной подушки. 

Создание эксклюзивной картины в технике аппликация по ткани.

Авторская работа. Правила изготовления авторской работы.

Выполнение эскиза, подбор материала и инструмента.

Изготовление авторской работы по выбранной технике. 

Оформление итоговой выставки за 2 полугодие.

Диагностика обученности и воспитанности.

Инструктаж по ТБ, ПДД, ПББ.

 

Ожидаемые результаты:

К  концу 3-го  года обучения дети должны ЗНАТЬ:

* основы ткачества;

* как сочетать в своих работах цветовую гамму.

К  концу 3-го  года обучения дети должны УМЕТЬ:

*  выполнять работы с воплощением собственного замысла; 

*  работать самостоятельно;

*  творчески мыслить.

ПРИОБРЕТАЮТ НАВЫКИ

*  навыки работы с настольным ткацким станком, 

*  навыки  лоскутного и  художественного шитья.

*  навыки  декупажа по ткани.

Оценкой достигнутого уровня является участие детей в выставках декоративно-прикладного творчества. Результаты участия в выставках различных уровней фиксируются в  портфолио каждого обучающегося в учебном объединении. По освоении полного курса обучения в учебном объединении на основании достижений, выпускникам выдается свидетельство об окончании образовательного учреждения.

 

 

Примерный план воспитательной работы на год

д/о «Рукодельница»

тема Форма проведения Сроки проведения Кол-во 

часов

1 Ознакомительное собрание с родителями собрание, экскурсия сентябрь 0,5
2 «Преданья старины глубокой …» беседа сентябрь 0.5
3 История основания ст. Егорлыкской экскурсия сентябрь 0.5
4 «Огонь – друг! Огонь – враг!» беседа октябрь 0.5
5 «Вот и осень наступила!» экскурсия октябрь 1
6 Правила этикета беседа октябрь 0.5
7 «Золотая  осень» праздник октябрь 1
8 «Наш друг светофор» беседа ноябрь 0.5
9 Умеешь ли ты дружить? беседа ноябрь 0.5
10 «День матери» праздник ноябрь 1
11 «Славен Дон-Батюшка мастерами!» беседа ноябрь 0.5
13 По первому снегу. экскурсия декабрь 1
14 Мастерская  Деда Мороза занятие декабрь 0.5
15 «Покормите птиц зимой» экол. акция декабрь 1
16 «Новогодняя сказка» праздник декабрь 2
17 Подведение  итогов работы д/о «Рукодельница» за I полугодие. собрание декабрь 0,5
18 «Рождественские посиделки» занятие январь 1
19 «Раз в крещенский вечерок …» занятие январь 1
20 День освобождения ст. Егорлыкской экскурсия январь 1
21 В мире вежливых слов. беседа январь 0.5
22 День святого Валентина занятие февраль 0.5
23 « День защитника Отечества» праздник февраль 1
24 «Традиции Донских казаков» занятие февраль 0.5
25 «Самая хорошая» праздник март 1
26 «Весна! Весна и все ей радо…» экскурсия март 1
27 «Пасхальный перезвон» занятие март 0.5
28 Родительское собрание на тему: «Семья-здоровый образ жизни». собрание март 0.5
29 «В мире вежливых слов» беседа апрель 0.5
30 «Я с Дона родом…» беседа апрель 0.5
31 Культурный человек. беседа апрель 0.5
32 День Победы! беседа май 0.5
33 Каким я хочу быть? занятие май 0.5
34 «Дом, в котором мы живем» праздник май 1
35 Итоговое родительское собрание собрание май 0,5

 

Приложение

 

Условия реализации программы

Материально – техническая база:

Для эффективной деятельности  развития творческих способностей обучающихся по программе необходимы на каждого ребенка  следующие

Материалы и инструменты:

хлопчатобумажные, шелковые, трикотажные лоскуты;

нитки для шитья, шерстяные, «мулине»

иглы разной величины                                                          3 шт.

ножницы                                                                                 1 шт.

шило                                                                                        1 шт.

канцелярский  нож                                                       1 шт.

пилочка для ногтей или стека                                               1 шт.

картон                                                                                      1 альбом

калька                                                                                      1 уп.

линейка                                                                                    1 шт.

карандаш                                                                                 1 шт.

клей ПВА                                                                                1 шт.

краски акриловые                                                                   1 шт.

синтепон                                                                                  по потребности

бисер, пуговицы, тесьма, кружева                                        по потребности

салфетки                                                                                  по потребности 

лак акриловый                                                                         по потребности

 деревянные или фанерные заготовки

 для декупажа                                                                          по потребности

пеноплэкс                                                                                 по потребности

 

 

 

 

Учебно-методическое обеспечение:

учебно-методические пособия 

дидактический материал по темам программы (рисунки, шаблоны, схемы, инструкционные  карты). 

демонстрационный материал (иллюстрации, готовые изделия).

наглядные пособия

раздаточный материал

образцы поэтапного изготовления наиболее сложных работ и изделий

шаблоны

игры дидактические и развивающие

фотоархив

 

Организация рабочего места.

     Оборудование кабинета:

  • рабочие столы
  • стулья
  • стенды для демонстрации методических материалов, наглядного пособия, образцов, изделий обучающихся
  • шкаф для дидактического материала
  • настольные ткацкие станки
  • Ноутбук  для показа презентаций и нового материала.

 

Методические рекомендации.

 

Организация кружка начинается с подготовки помещения, приобретения материалов и оборудования. От этого во многом зависит успешная деятельность творческого коллектива. За каждым ребенком закрепляется конкретное рабочее место, за которым он следит и убирает. Причем рабочий стол и стул должны соответствовать его росту.   Материальное оснащение кружковых занятий постоянно должно быть в поле зрения педагога. Помещение для занятий должно быть светлым, хорошо проветриваемым, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся обучающихся. На занятиях по рукоделию обычно используются колющие и режущие инструменты, которые располагаются каждый на своем месте и так, чтобы удобно было их брать, не затрачивая время на поиски. 

Рабочее место всегда должно содержаться в образцовом порядке. Педагог  должен располагать определенным объемом наглядных пособий. В качестве наглядных средств могут быть использованы образцы народного декоративно-прикладного искусства (в материале, в репродукциях, в слайдах, в презентациях), изделия педагога, работы обучающихся прежних лет. Исключительно воспитательный эффект дает демонстрация достойных творческих работ, выполненных самими обучающимися – нынешних кружковцев. Рисованные плакаты (со стадиями исполнения декоративных работ, образцами учебных заданий и др.) как дидактический наглядный материал дают больший воспитательный эффект, если изготовлялись совместно с обучающимися.

В помещении, где проводятся занятия декоративно-прикладным искусством, должны быть следующие материальные средства:

-справочно-информационная  литература, комплекты журналов, книг по рукоделию.

 

 

Требования к оборудованию и инструментам.

Все инструменты должны быть отличного качества, чтобы можно было беспрепятственно выполнять разные работы любой сложности. Режущий инструмент должен быть из хорошей стали, легким и удобным. Поэтому с первых дней на занятиях кружка нужно уделить время на изучение техники безопасности и правильному использованию  режущими и колющими инструментами. 

Инструменты  надо хранить в шкафу.

 

 

 

 

Диагностика обученности

1 год обучения

Фамилия, имя обучающегося Владение инструментами Создание панно из резаных ниток Вышивка простейшими швами и атласными лентами Старинные куклы и картины из лоскутков ткани 0бщая оценка
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11  
12  

 

В – высокий уровень обученности

С – средний уровень обученности

Н – низкий уровень обученности

– Дети с высоким уровнем   обученности 1 года обучения должны владеть ножницами и иголкой, уметь  выполнять аппликации из резаных ниток, аппликации из пряжи и навык вышивки простейшими швами и атласными лентами. Освоить  технику выполнения старинных кукол и картин из лоскутков ткани. Работы выполняются аккуратно.

-Дети со средним уровнем обученности так же должны владеть инструментами, выполнять  работы из пряжи, резаных ниток и лоскутков. В некоторых поделках присутствуют недочеты, которые  устраняются с помощью педагога в процессе работы.

– Процент низкого уровня обусловлен плохим владением инструментов, неаккуратностью детей при выполнении работ. Работы не закончены. Пропуски  занятий.

 

Диагностика обученности

2 год обучения

Фамилия, имя обучающегося Ажурный узор в технике изонить Картина из атласных лент на канве Декупаж по дереву, ткани, канве, мешковине Ткачество. Инструменты и технология работы.

Итоговые творческие работы

0бщая оценка
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11  
12  

 

В – высокий уровень обученности

С – средний уровень обученности

Н – низкий уровень обученности

– При высоком уровне обученности дети  второго года обучения должны изготавливать ажурные узоры в технике изонить, картины из атласных лент на канве. Так же  знать технику декупаж. Декорировать дерево, ткань, мешковину салфетками. Овладеть техникой ткачества.

-Дети со средним уровнем обученности  с помощью педагога выполняют работы в технике изонить, атласных лент и кусочков ткани.  В некоторых поделках есть неаккуратность и поспешность, эти недочеты устраняются в процессе работы.

-Процент низкого уровня обучающихся обусловлен плохим владением инструментов. Не умением самостоятельно, без помощи педагога выполнить работу.

 

Диагностика обученности

3 год обучения

Фамилия, имя обучающегося Изготовление открытки-сувенира с использованием простейших способов полотнянки Тестирование по теме Разновидности и техники лоскутного шитья Мешочки для трав и круп в технике декупаж Текстильная аппликация для диванных подушек 0бщая оценка
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11  
12  

 

В – высокий уровень обученности

С – средний уровень обученности

Н – низкий уровень обученности

 

–  Дети  третьего года обучения,  имеющие высокий уровень обученности овладели такими навыками, как техника декупаж, объемный декупаж, умеют изготавливать самостоятельно заготовки для своих работ.

– Обучающиеся, которые имеют средний уровень обученности, овладели, но не в полной мере основными приемами изготовления поделок в изученных техниках.  У детей развиты творческие способности, познавательная активность.

– Процент низкого уровня обусловлен частичным овладением тем по программе, обучающийся не может самостоятельно закончить работу.

 

 

 

Основные положения по технике безопасности

Правила работы  с ножницами

  1. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.
  2. При работе внимательно следите за направлением резания.
  3. Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
  4. Не держите ножницы лезвием вверх.
  5. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
  6. Не режьте ножницами на ходу.
  7. Не подходите к товарищу во время работы.
  8. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
  9. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

Правила  работы с клеем

  1. С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!
  2. Наноси клей на поверхность изделия только кистью.
  3. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.
  4. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.
  5. По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.
  6. При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.

 Правила работы с иглой

  1. Хранить иглы нужно в определенном месте (в игольнице, специальной коробке).
  2. Запрещается брать иглу в рот, вкалывать ее в одежду.
  3. Шить необходимо с наперстком, чтобы не поранить палец.
  4. Нельзя шить ржавой иглой: она плохо входит в ткань, портит ее и может сломаться.

 Правила  работы с канцелярским ножом

  1. Выдвигай небольшую часть лезвия.
  2. Работай канцелярским ножом на рабочей доске.
  3. Выполняя разрезы, крепко держи нож одной рукой, а второй — материал с которым работаешь.
  4. В случае, когда нож находится в нерабочем состоянии, лезвие должно быть спрятано внутрь.

    Правила безопасной работы с шилом

  1. Храни инструмент в безопасном месте.
  2. Работай шилом только на подкладной доске.
  3. Делай прокол, вращая ручку шила вправо и влево.
  4. Будь внимателен! Не порань руку, держащую картон или любой другой материал.
  5. После работы убери шило в коробку.

 

ИНСТРУКтаж  ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ВОДЕ

 

* Не заходить в воду (особенно в глубоких местах), не умея плавать.

* Купаться только в разрешенных, хорошо известных местах.

*Нельзя купаться вблизи  водосбросов, шлюзов, пристаней, мостов, водоворотов, стремнин, в судоходном фарватере, вблизи плавсредств, в местах скопления водорослей.

* Нельзя резко входить в воду или нырять после длительного пребывания на солнце, сразу после приема пищи, в состоянии утомления.

* Запрещается прыгать в воду в незнакомых местах, проводить игры в воде, связанные с захватами.

* Запрещается оставлять детей на берегу водоема без присмотра взрослых, умеющих плавать и оказывать первую помощь.

* Не умея плавать, нельзя находиться в воде на надувном матраце или камере.

*Нельзя долго находиться в воде, особенно холодной.

* Нельзя купаться в штормовую погоду и во время грозы.

* Нельзя заниматься подводным плаванием или подводной охотой без разрешения врача.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

         

           

* Прежде чем перейти дорогу, необходимо внимательно осмотреть проезжую часть.
Сначала посмотрите налево, а потом направо. Убедитесь в отсутствии поблизости транспортных средств и быстро перейдите дорогу.

* Никогда не идите на красный сигнал светофора.

* Нельзя неожиданно выходить (выбегать) на проезжую часть из-за преграды.

* Недопустимо преодоление проезжей части бегом, поскольку во время бега взгляд направлен вперед и человек не может контролировать обстановку вокруг.

* Нельзя отвлекаться разговорами при переходе через дорогу, оглядываться назад. Нужно быть собранным и внимательным.

* Нельзя задерживаться на проезжей части дороги, даже если вы что-то уронили.

* Переходить дорогу нужно только в установленном месте, а не по кратчайшему пути.

* Не пытайтесь перебежать дорогу перед близко идущим транспортом.

* Оценивайте степень опасности до выхода на дорогу.

* Будьте предельно внимательны на дороге в условиях неблагоприятной погоды и плохой видимости.

* Изучите местные особенности автодороги.

* Старайтесь переходить улицу в группе.

* Пользуйтесь подземными и наземными переходами.

 

НЕЛЬЗЯ!

* Передвигаться по проезжей части дороги в запрещенном месте.

* Идти на запрещающий сигнал светофора.

* Останавливаться на проезжей части дороги.

* Ожидать транспорт в неразрешенных местах.

* Играть на дороге.

 

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ДТП

  • Сохраняйте самообладание в любой ситуации.
  • Пассажиры должны быстро сгруппироваться, лечь на пол или на сидение, защитить голову руками, накрыть детей своим телом, напрячь мышцы.
  • Покиньте автомобиль только после полной его остановки.
  • Не покидайте автомобиль в процессе движения из-за высокой вероятности травмирования или гибели.
  • После аварии быстро оцените обстановку, положение транспортного средства, наличие реальных факторов опасности.
  • Определите степень травмирования и состояние всех участников ДТП.
  • Постарайтесь самостоятельно выбраться из автомобиля и помочь всем пострадавшим покинуть автомобиль. В случае невозможности это сделать успокойтесь, не делайте резких движений, примите оптимальную позу, позовите на помощь, ждите спасателей.
  • Покиньте автомобиль через двери, окна, люки. Если вам мешают стекла, их нужно разбить.
  • Отойдите на безопасное расстояние от места ЧС.
  • Вызовите сотрудников ГИБДД, спасателей, пожарных, медиков. Окажите самопомощь и первую помощь пострадавшим.
  • При возникновении пожара постарайтесь погасить огонь подручными средствами или вызвать специалистов.
  • Сохраните все следы аварии до прибытия сотрудников ГИБДД.
  • При падении автомобиля в воду постарайтесь покинуть его как можно быстрее, до полного погружения в воду.
  • В случае попадания автомобиля в лавину дождитесь ее остановки, обеспечьте безопасность и выживание в сложившихся условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ 

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ЛЬДУ и  ПРИ ГОЛОЛЕДЕ 

                                                        

* Прежде чем выйти на лед, убедитесь в его прочности; помните, что человек может погибнуть в воде в результате утопления, холодового шока, а также от переохлаждения через 15 – 20 минут после попадания в ледяную воду.

* Используйте нахоженные тропы по льду. При их отсутствии, стоя на берегу, наметьте маршрут движения, возьмите с собой крепкую длинную палку, обходите подозрительные места.

* В случае появления типичных признаков непрочности льда: треск, прогибание, вода на поверхности льда немедленно вернитесь на берег, идите с широко расставленными ногами, не отрывая их от поверхности льда, в крайнем случае – ползите.

* Не допускайте скопления людей и грузов в одном месте на льду.

* Исключите случаи пребывания на льду в плохую погоду: туман, снегопад, дождь, а также ночью.

* Не катайтесь на льдинах, обходите перекаты, полыньи, проруби, край льда. При отсутствии уверенности в безопасности пребывания на льду лучше обойти опасный участок по берегу или дождаться надежного замерзания водоема.

* Никогда не проверяйте прочность льда ударом ноги.

 

 

 

 

Если лёд проломился:

* Не паникуйте, сбросьте тяжелые вещи, удерживайтесь на плаву, зовите на помощь.

* Обопритесь на край льдины широко расставленными руками, при наличии сильного течения согните ноги, снимите обувь, в которую набралась вода.

* Старайтесь не обламывать кромку льда, навалитесь на нее грудью, поочередно поднимите, вытащите ноги на льдину.

     * Держите голову высоко над поверхностью воды, постоянно зовите на      помощь.


     В неглубоком водоеме можно:

* Резко оттолкнуться от дна и выбраться на лед.

    * Передвигаться по дну к берегу, проламывая перед собой лед.

   

       Оказание помощи пострадавшим:

   * Если беда произошла недалеко от берега и пострадавший способен к
   активным действиям, ему нужно бросить веревку, шарф, подать
  длинную палку, доску, лестницу.

   * Сообщите пострадавшему криком, что идете ему на помощь, это придаст
  ему силы, уверенность, надежду.

   * Можно взять длинный шест за оба конца, сориентировать его середину

   над пострадавшим и вытащить его из воды.

   * Для обеспечения прямого контакта с пострадавшим к нему можно

   подползти, подать руку или вытащить за одежду. В этой работе

   одновременно могут принимать участие несколько человек. Не подползайте

   на край пролома, держите друг друга за ноги.

   * Для обеспечения безопасности необходимо использовать подручные
 средства: доску, шест, веревку, щит.

  * Действовать нужно решительно, смело, быстро, поскольку

  пострадавший теряет силы, замерзает, может погрузиться в воду.

  * После извлечения пострадавшего из ледяной воды его необходимо

  незамедлительно отогреть.

Сосульки

* Не находиться в опасной зоне и не входить на территорию, огражденную знаками безопасности.

* При образовании сосулек их нужно регулярно сбивать, соблюдая при этом меры безопасности.

Гололед

* По возможности оставаться дома.

* Увеличить коэффициент трения подошвы обуви и льда путем использования сыпучих материалов: песок, зола, соль.

* Использовать обувь с противоскользящей подошвой или специальными приспособлениями: войлок, шипы, упоры.

* Применять специальную палку с острым металлическим наконечником в качестве дополнительной точки опоры.

* Использовать возможность держаться или опираться за изгородь, стену, конструкцию, поручни.

* По возможности применять групповой способ перемещения: взявшись за руки, за плечи, под руки.

* обкалывать лёд, чистить тротуары.

* Выбирать безопасный маршрут и акцентировать внимание на каждом шаге.

В случае падения:

* Успокоиться.

* Определить степень травмирования и возможность самостоятельного передвижения обычной ходьбой, на четвереньках, ползком.

* Оказать самопомощь: остановить кровотечение, принять безболезненную оптимальную позу, обездвижить травмированную конечность.

* Предотвратить переохлаждение организма.

* Самостоятельно подняться и продолжить движение; или подняться с помощью прохожих, если необходимо вызвать специалистов по телефону 01.

* Попросить прохожих сообщить семье о случившемся.

 

Литература для педагога:

 

1.Конвенция о правах ребёнка ЮНИСЕФ, 1999г.

2.Конституция РФ статья 43 п.5, статья 44 п.1

3.Закон « об образовании РФ» статья 9, статья 14 п.5

4.Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей до 2010г.

5.«О примерных требованиях к программам дополнительного образования
детей» Письмо МО РФ от 11. 12. 2006 №6-1844

6.Горнова Л.В., Бычкова Т.Л. «Студия декоративно – прикладного
творчества: программы, организации работы, рекомендации» – Волгоград:
Учитель, 2008. – 205с.

  1. Кормик М., Гордон М. Лоскутное шитьё: мотивы, узоры, техники. Как
    повысить своё мастерство/Пер. с англ.- М:Издательский дом «Ниола 21-й
    век», 2005.- 128 с: ил.

8.Научно – методический журнал «Дополнительное образование и
воспитание» – М.; ООО Витязь №11 2006г., №6 2009г., №2 2011г

9.Технология для уч-ся 6 кл.М.:Вентана-Граф,2000.-240с.

10.Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. – М.: Просвещение, 1988.-72с.

11.Самоделки из текстильных материалов. М. Просвещение, 1990.-160с.

12.Журналы «Валя – Валентина»

13.Журналы «Рукоделие для всех»

14.Шквыря Ж. «Волшебные нитки – издание 2-е.» 2013г.

  1. Груша О.С. «Яркие поделки и аппликации из фетра». 2015г.
  2. Хелен Гибб. «Изысканные цветы из лент. Украшения и аксессуары. Винтаж и современность». 2007г.

 17 .Зуевская  Е. «Вышиваем шелковыми лентами». Пособие для начинающих 2017г.

18.Журнал «Декупаж» 2016г.

19.Журнал «Делаем сами» 2016-17г.

  1. Муди Мэриэнн. Современное ручное ткачество. Креативный текстиль на простейшем ткацком станке. 
  2. Осипова Е.И. Ткачество. Новгородские традиции и современность.- М.: ООО» Издательский дом « Художественная школа», 2009.-216с. 

22.Селивончик В.И., Винникова М.Н. Возрождение ремесла: Пособие по ручному узорному ткачеству.- Мн.: Полымя, 1993. – 142 с.

  1. Ермолаева Н. В.: Эстетическое воспитание через декоративно-прикладное искусство. – М.: Изд-во «Детство-Пресс», 2012, 144 с.

 

Литература для обучающихся..

1.Энциклопедия для детей. Искусство. Т I,II, III. -М.: ООО «Аванта+», 2006

2.Я познаю мир: Детская энциклопедия. –М.: Астрель, 2002.

3.Я познаю мир: Культура: Детская энциклопедия. –М.: АСТ-ЛТД, 1998

  1. Жемчугова П.П.: Декоративно-прикладное искусство. Иллюстрированный словарь школьника. -М: Литера, 2015, 128 с.

5.Маракулина Я.Я. Детям об искусстве. Декоративно-прикладное искусство. Изд-во «Искусство 21 век», 2012. -98 с., ил.

  1. Вышивка шелковыми лентами: Техника. Приёмы. Изделия. _М, 2003.
  2. Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. – М., 1992.
  3. Моисеенко Ю.Е., Бичукова Е.В., Бичукова Т.В. Волшебный стежок. – Минск, 2000.
  4. Паславский А. Природа, фантазия, творчество. Альбом самоделок. – Киев, 1989.
  5. Терешкович Т.А. Рукоделие для дома. – М., 2001.
  6. Энциклопедия по рукоделию. – М.: Изд.»Просвещение», 1997

 

  1. Журналы по рукоделию. – М.: Изд. «Просвещение», 1997
  • «Вышитые картины»
  • «Чудесные мгновения»
  • «Диана – креатив»
  • «Цветочная ниточка»
  •  «Рукоделие»

 

Общеобразовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Рукодельница»
Пролистать наверх