Развитие познавательной и речевой активности детей раннего возраста через детское экспериментирование.

автор: Закирьянова Ольга Михайловна

воспитатель детского сада МАДОУ ЦРР детский сад №2 “Развитие”

Развитие познавательной и речевой активности детей раннего возраста через детское экспериментирование.

Развитие познавательной и речевой  активности детей раннего возраста через детское экспериментирование.

Закирьянова О.М.

Воспитатель МАДОУ ЦРР Детский сад № 2 «Развитие»

 

Требования ФГОС ДО к условиям реализации образовательной программы определяют, что содержание социально-коммуникативного развития в раннем возрасте должно включаться в такие виды деятельности, как экспериментирование с материалами и веществами, общение со взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого.

Ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Речь маленького ребенка возникает и первоначально функционирует в процессе общения с взрослыми, поэтому очень важной задачей является развитие коммуникативной функции речи. Это предполагает совершенствование понимания ребенком речи окружающих людей и овладение активной речью. Возможность понимать речь и говорить становится для ребенка 3-го года жизни важнейшим средством познания окружающего, а познавательная деятельность стимулирует развитие его инициативной речи. Сегодня вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста очень актуальны, т. к. развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. В раннем детстве речь ребенка, выступая как средство общения с взрослыми и с другими детьми, непосредственно связана с практической деятельностью, осуществляемой им, или с наглядной ситуацией, в которой или по поводу которой происходит общение. Деятельность ребенка этого возраста осуществляется в большинстве случаев или совместно с взрослыми, или при их помощи; поэтому и его общение носит ситуативный характер. Это придает речи особую форму – форму ситуативной речи, носящей в большинстве случаев диалогический характер.

Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. Речь можно развить различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры ссенсорными материалами. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения.

Цель моей работы: развитие речи детей раннего возраста в процессе игр с сенсорными материалами.

Задачи:

– Активизировать познавательную и речевую деятельность на основе обогащения сенсорного опыта детей.

– Формировать у детей раннего возраста перцептивные действия; учить обозначать их словом.

– Способствовать становлению речи через развитие мелкой моторики.

– Формировать положительный эмоциональный настрой к игре, способствовать развитию диалогических и монологических форм речи.

– Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, основы вежливого обращения.

Очень полезны для детей раннего возраста сенсорные игры, которые дают им опыт работы с самыми различными материалами: с песком, глиной, крупой, бумагой и картоном разной фактуры и др. Подобные занятия способствуют развитию сенсорной системы ребёнка: зрения, слуха, обоняния, вкуса, температурной чувствительности [3].

Все органы чувств, данные нам природой, обязательно должны работать, а для этого им необходима «пища». На занятиях с детьми я так организую среду вокруг ребенка, чтобы он получил возможность развивать эти анализаторы. Помогая ребенку переживать различные телесные ощущения, развиваю и обогащаю речь ребенка. При помощи речи малыш выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания. В процессе развития речи ребенок овладевает языком.

Игры с сенсорными материалами стимулируют речевую активность детей, обогащают сенсорный опыт, обеспечивающий практическую ориентировку в предметах и явлениях ближайшего окружения, обогащая словарный запас. Выполняя практические действия с водой, крупой, песком, бумагой, посудой и др. материалом малыши способны усвоить много слов и понятий.

В результате манипуляций с предметами, дети учатся обозначать свои действия словом, формируется понимание речи и активизируется словарь.

Игры позволяют заинтересовать детей раннего возраста, создают положительный эмоциональный настрой, а так же способствуют развитию диалогической и монологической форм речи [1].

В конце года по результатам педагогического отслеживания наблюдаю итог своей работы. Провожу анализ своей деятельности, выявляю проблемы и стараюсь устранить их. Анализ полученных данных позволил сделать вывод, что игры с сенсорными материалами являются хорошим средством для развития общения детей раннего возраста.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком период раннего детства. – Санкт-Петербург, 2008.– С.26-38.
  2. Монина Г.Б., Лютова Е.Б. Проблемы маленького ребенка. Санкт-Петербург, 2005. – С.22-34.
  3. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. – Москва: Просвещение, 1996. –С.34-39.
Развитие познавательной и речевой активности детей раннего возраста через детское экспериментирование.
Пролистать наверх