Автор: Зейналова Вусале Байрам кызы
воспитатель МАДОУ детский сад № 395 Екатеринбург
Мультстудия – как одна из форм работы с детьми в соответствии с ФГОС.
«Мультстудия – как одна из форм работы с детьми в соответствии с ФГОС».
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени – к системе дошкольного образования. Именно в детстве, в этом удивительном и уникальном возрасте всё возможно. Именно таким удивительным и уникальным для наших детей стало создание мультфильмов. Мультипликация помогает максимально сблизить интересы взрослого и ребенка, потому как создание фильма – это сложный, многоструктурный процесс, результат которого зависит от слаженности в работе всего детско-взрослого творческого коллектива. Работа в мультстудии построена в соответствии с требованиями ФГОС с учетом возрастных и психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста. Основное направление деятельности мультстудии – создание короткометражных мультфильмов методом покадровой съёмки с применением цифровых технологий в различных техниках (пластилиновая, бумажная перекладка, объёмная анимация и другие). Таким образом, работа в мультстудии включает разнообразные виды деятельности: рисование, литературное творчество, лепку, аппликацию и, конечно же, съёмку и монтаж мультфильмов! На начальном этапе детей знакомлю с историей мультипликации, знакомлю с техниками мультипликации, средствами выразительности, применяемыми в мультипликации
В ходе групповой работы на конкретном этапе деятельности детям предоставляется возможность самостоятельно построить свою работу на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого и это помогает выполнить работу более качественно и быстрее. Дошкольники ориентированы на создание «творческих» групп» с учетом интересов.
Для успешной реализации работы использую следующие методы работы:
- методы организации и осуществления деятельности (словесные,
наглядные, практические, самостоятельной работы и работы под руководством педагога);
- методы стимулирования и мотивации учения (методы
формирования интереса – познавательные игры, создание ситуаций успеха);
в) методы контроля и самоконтроля (фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).
Работая над созданием мультфильма, ребенок самостоятельно находит себя в том виде творчества, который ему наиболее близок. Все занятия строятся на творческой основе с использованием игровых ситуаций. Благодаря этому на занятиях отсутствует однообразие, скука, повышается творческий интерес к любому предлагаемому преподавателем заданию. Работая над мультфильмом, дети сами создают героев мультфильма, приобретают навыки коллективной и проектной работы, ведь автор мультфильма – это не только художник, или скульптор, но еще и сценарист, и режиссер, и актер, и даже драматург и музыкант. И всем этим профессиям понемногу ребята смогут научиться сообща.
Содержание работы по созданию мультфильмов.
- Совместная работа по разработке сюжета и героев мультфильма. Ребенок реализует все свои творческие идеи.
- Дети изготавливают героев мультфильма из различных материалов или рисуют их.
- Знакомство детей с различными материалами, оттенками красок. Создание декораций.
- Покадровое перемещение героев, созданных детьми. Съемка мультфильма.
- Выбор музыкального оформления мультфильма.
- Озвучивание детьми.
- Совместная работа по монтажу. Знакомство детей, как записывается звук и делается монтаж на компьютере.
- Показ готового мультфильма родителям.
Техника работы:
- Перекладка (вырезывание персонажей из бумаги, сдвигание их на плоскости.)
- Пластилиновая анимация (лепятся персонажи из пластилина, они могут быть как плоскими (тогда техника близка к перекладке), так и объемными (тогда техника близка к кукольной анимации)
- Предметная анимация (кубики, конструкторы, машинки, паровозики, зверюшки и человечки)
- Сыпучая анимация (не только песок, но и всякие крупы, бусины, кофе и т.д. и т.п.)
- Пиксиляция (главные актеры – сами дети)
Планируемые результаты.
Дети должны знать и уметь:
- правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- название и назначение инструментов для работы с бумагой и пластилином;
- способы соединения деталей из бумаги и пластилина; Особенности материалов техники анимационной деятельности.
- определить порядок действий, планировать этапы своей работы;
- комбинировать различные приемы работы для достижения поставленной художественно-творческой задачи;
- пользоваться инструментами и графическими материалами (карандашами, гуашью, акварелью, тушью, кистью, палитрой, белой и цветной бумагой );
- различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
- добиваться тональной и цветовой градации при передаче объема предметов;
- передавать движения фигур человека и животных;
- проявлять творчество в создании своей работы;
Предполагаемый результат: участвуя в работе, дети сами создают героев мультфильма, приобретают навыки коллективной и проектной работы, ведь автор мультфильма – это не только художник, или скульптор, но еще и сценарист, и режиссер, и актер, и даже драматург и музыкант. И всем этим профессиям понемногу ребята смогут научиться сообща.
Каждый из детей сможет моделировать как реальный, так и фантастический мир; придумывать персонажей, различных по пластике, характеру, настроению; создавать музыкальные анимационные фильмы.
Как мы делаем мультфильмы
- Идея. На этом этапе необходимо определить, о чем будет мультфильм. Придумывание и обсуждение сюжета.
- Дети с воспитателем после идеи начинают работать над сценарием.
- Создание персонажей и декораций
- Съемка мультфильма – Фотографируем каждое положение (движение) героев, поэтапно. Чем меньше движение и больше кадров при съемке, тем плавнее и медленнее движение в результате.
- Монтаж осуществляется в специальном программе. Необходимо собрать фотографии друг за другом и задать им единую временную шкалу, например: 0,22 секунды (средняя скорость движения). Время может меняться в зависимости от идеи.
- Озвучание. В качестве звуковой дорожки для первого мультика лучше использовать музыку. Работа с текстом намного сложнее, т.к. сначала нужно записать звук, а затем рассчитать какое количество кадров должны сфотографировать.
- Создание титров. Больше всего детей в создании мультфильма восхищает, как потом герои ведут себя на экране в кадре и что в титрах есть имена ребят.
После просмотра мультфильма проводится анализ выполненной работы, что удалось, а над чем нужно поработать.
Мультфильм вызывает восхищение, восторг, ну а дальше – цепная реакция – вовлечения большего количества детей. Дети получают новые жизненные ориентиры, настраиваются на положительные эмоции и радостные впечатления. Мультипликация позволяет развивать творческие способности детей. Творчество, в свою очередь, помогает их реабилитации и социализации.
Важной организационно-психологической ценностью мульттерапии является работа в команде. У каждого здесь своя роль: режиссер и сценарист, художник и актер озвучки, оператор и монтажер. Все, как в большой семье, или как в любом коллективе, который работает на результат. Где от усилий одного зависит успех целой команды, успех созданного проект