ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «ВЕРНИСАЖ» (стартовый уровень).

Автор: Изекеева Галина Алексеевна

Педагог дополнительного образования МОУ ДО “Центр детского творчества” г. Надым

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «ВЕРНИСАЖ» (стартовый уровень).

Департамент образования  Администрации Надымского района Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности «ВЕРНИСАЖ» (стартовый уровень)

Возраст учащихся: 7 – 11 лет

Срок реализации программы: 1 год

Автор программы: 

Изекеева Галина Алексеевна, 

педагог дополнительного образования

г. Надым, 2021

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Пояснительная записка 3
2. Учебный план 8
2.1. Учебный план первого года обучения  8
3. Содержание программы 9
3.1. Содержание программы первого года обучения 9
4. Методическое обеспечение программы 16
5. Список литературы 17
6. Глоссарий 18
7. Календарный учебный график 20
  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рисование является одним из важнейших средств познания мира и эстетического воспитания ребенка, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Есть утверждение, что нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. 

Программа «Вернисаж» предназначена для детей с разной степенью одарённости, имеющих интерес к художественной деятельности и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.

Направленность программы «Вернисаж» – художественная. Программа направлена на формирование у учащихся знаний элементарных основ реалистического рисунка и изучение нетрадиционных техник декоративно-прикладного творчества. Занятия художественным творчеством различными материалами и в различных техниках повышают интерес и активность детей в развитии творческих способностей, колористического видения, художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное.

Дополнительная общеразвивающая программа «Вернисаж» разработана в соответствии с:

  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 09.11. 2018г. №196 (в редакции приказа Минпросвещения России от 30.09.2020 №533);
  • Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242);
  • Требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006 г. №06-1844);
  • Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28;
  •   Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №2. 

Уровень освоения содержания программы: стартовый. 

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает     возможность     творческой самореализации личности. 

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия изобразительным искусством развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус и эмоциональное состояние детей.  

Цель программы: формирование базовых компетенций в области изобразительного искусства, создание возможностей для творческого развития учащихся и условий для их социализации в будущей жизни. 

     Задачи: 

Образовательные (программные):

  • формирование представления о видах и жанрах изобразительного искусства;
  • обучение теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции;
  • ознакомление с видами техник декоративно-прикладного творчества;
  • овладение основными средствами художественной выразительности;
  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, графической грамоты;
  • элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности.

Метапредметные:

  • формирование умения организовывать место занятий;
  • формирование умения осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сравнения своей работы с образцом.

Личностные:

  • воспитание у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;
  • выявление индивидуальных творческих возможностей каждого ребёнка;
  • воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия, аккуратности.

Планируемые результаты реализации программы.

Программные результаты:

-понимают:

    • основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, декоративно – прикладное творчество) изобразительного искусства;
  • основные сведения по цветоведению (цвета основные, дополнительные, теплые, холодные, контрастные и др.) и рисунку (линия, конструкция, тон и др.);
  • основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, цветовые отношения, выделение главного центра.

-умеют: 

  • различать и называть основные и составные, теплые и холодные цвета;
  • работать с цветом, линией, пятном, формой при создании графических и живописных работ;
  • использовать в работе разнообразные художественные материалы;
  • элементарно передавать глубину пространства на плоскости листа, с учетом элементарных знаний наблюдательной перспективы;
  • передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами.
  • смешивать основные цвета и получать составные, подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением;
  • выполнять декоративные работы используя различные виды техник декоративно – прикладного творчества;

-владеют:

  • первоначальными навыками живописных и графических художественных материалов;
  • смешиванием гуашевых и акварельных красок на палитре;
  • первоначальными практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

Метапредметные результаты:

  • умение правильно располагать художественные принадлежности для занятий;
  • умение выполнять по образцу и самостоятельно действовать в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно – творческих задач;
  • умение осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сравнения своей работы с образцом.

Личностные результаты:

  • устойчивый интерес к изобразительному искусству и занятиям художественным творчеством;
  • трудолюбие, терпение, усидчивость, аккуратность;
  • доброжелательное отношение к сверстникам, уверенность в себе, индивидуальные творческие способности.

Отличительной особенностью программы «Вернисаж» является то, что в процессе деятельности используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества (оттиск пробкой, оттиск печатками из листика, набрызг, кляксография, монотипия, пластилинография и т.д.), также правополушарное рисование, что дает немалый толчок детскому воображению и фантазированию. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение учащихся к активной познавательной и творческой работе. 

Адресат программы: учащиеся младшего и среднего школьного возраста.

Объем и срок освоения программы: срок реализации программы – 1 год, количество учебных часов по программе – 144, в том числе предусмотрено 47 часов теоретических занятий и 97 часов практических занятий. Условия набора в учебное объединение: принимаются все желающие.

Форма обучения: очная, очная с применением дистанционных образовательных технологий.

Режим занятий: единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебное занятие. Форма занятий – групповая. Состав групп постоянный, разновозрастный. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей. 

Продолжительность одного занятия составляет 40 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Наполняемость групп: не менее 12 учащихся.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.

Механизмом оценки результатов, получаемых в ходе реализации программы, является контроль программных умений и навыков (УиН) и общих учебных умений и навыков (ОУУиН).

Уровень сформированности программных умений и навыков (УиН) и качество освоения УиН определяются в рамках текущего контроля, промежуточной аттестации и аттестации по завершении реализации программы. 

Виды контроля по определению уровня сформированности программных умений и навыков (УиН) и качества освоения УиН:

  • начальный контроль – проводится в начале освоения программы и на последующих годах обучения с 15 по 25 сентября;
  • промежуточная аттестация – с 20 по 26 декабря;
  • аттестация по завершении реализации программы – в конце освоения программы, с 12 по 19 мая.

Текущий контроль проводится систематически на занятиях в процессе всего периода обучения по программе.

Контроль программных УиН осуществляется по следующим критериям: владение практическими умениями и навыками, специальной терминологией, креативность выполнения практических заданий, владение коммуникативной культурой.

Оценка программных УиН осуществляется по 4-балльной системе (от 2 – 5 баллов).

Начальный контроль проводится в форме практического занятия, контрольного занятия, выставки.

Используемые методы – практическая работа с творческим заданием, самостоятельная работа, тестирование, наблюдение, устный опрос, творческая работа, выставочный просмотр.

Промежуточная аттестация в форме контрольного занятия, практического занятия, выставки, конкурса.

Используемые методы: практическая работа с творческим заданием, самостоятельная работа, тестирование, наблюдение, опрос, и т.д.

Аттестация по завершении реализации программы проводится в форме творческого экзамена, состоящего из двух разделов: теоретический и практический.

Используемые методы теоретического раздела: устный опрос, тестирование.

Используемые методы проведения практического раздела: творческая работа, выставочный просмотр.

Результаты аттестации по завершении реализации программы и промежуточной аттестации фиксируются в протоколах. Выпускникам учебных групп по результатам аттестации по завершении реализации программы выдаются свидетельства о прохождении полного курса обучения по образовательной программе. 

Диагностика уровня сформированности общих учебных умений и навыков (ОУУиН) проводится 2 раза в год: в начале года – с  15 по 25 сентября и в конце года – с 12 по 19 мая.

Сформированность ОУУиН определяется по 4-балльной системе (от 2 – 5 баллов) по следующим критериям: организационные, информационные, коммуникативные, интеллектуальные умения и навыки.

Критерии оценки результатов освоения программы.

Начальный контроль.

Знания:

  • цветов и художественных материалов;
  • основ рисунка;
  • основ композиции.

Умения:

  • использовать основные средства художественной выразительности;
  • передавать форму, величину изображения;
  • рисовать по памяти и по представлению.

Навыки:

  • пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
  • использования красного, жёлтого, синего цветов путем их смешения;
  • композиционного решения изображения.

Промежуточная аттестация.

Знания

  • основ цветоведения, живописных техник;
  • художественно-выразительных средств рисунка;
  • основ композиции, перспективы.

Умения:

  • использовать основные средства художественной выразительности живописи и графики;
  • сравнивать и правильно определять пропорции предметов, их расположение, цвет;
  • использовать всю площадь листа, крупно изображать предметы.

Навыки:

  • работы графическими и живописными материалами;
  • смешивания гуашевых и акварельных красок на палитре; 
  • композиционного решения изображения.

Аттестация по завершении реализации программы.

Знания:

  • основных видов и жанров изобразительных искусств;
  • особенностей изобразительных и графических материалов и их возможностей;
  • начальных сведений о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода.

Умения:

  • использовать основные средства художественной выразительности живописи и графики;
  • передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
  • передавать пространственное отношение предметов на листе (ближний план – ниже и крупнее, чем дальний).

Навыки:

  • работы графическими и живописными материалами;
  • смешивания гуашевых и акварельных красок на палитре; 
  • композиционного решения изображения.

Условия реализации программы.

Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:

Учебное помещение соответствует действующим требованиям санитарных норм и правил.

Материально-техническое обеспечение:

На безе Центра детского творчества (каб.24) На безе Центра детского творчества (каб.17)
  • ноутбук;
  • доска ученическая;
  • интерактивная доска;
  • доска магнитная;
  • доска магнитно-маркерная;
  • мольберты;
  • мольберты;
  • парты и стулья для учащихся;
  • парты и стулья для учащихся;
  • стол и стул для педагога;
  • стол и стул для педагога;
  • шкафы.
  • шкафы.

Расходные материалы и инструменты для учащихся: бумага для акварели формат А4, А3; картон, акварельные, гуашевые краски; пастель масляная, простые, цветные карандаши; фломастеры, цветная бумага, пластилин, салфетки, кисти (щетина, синтетика) и т.д.

Кадровое обеспечение:

Педагог дополнительного образования.

Методическое и дидактическое обеспечение:

  • дидактические материалы: схемы (поэтапное построение) по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека, таблицы по декоративно-прикладному искусству, фонд детских рисунков;
  • перечень таблиц (ИЗО): свето-тоновая моделировка, цветоведение, последовательность ведения живописной работы, изображение пейзажа с учетом воздушной перспективы, рисование головы человека, рисование фигуры человека, линейная перспектива;
  • репродукции, иллюстрации, фотографии, альбомы, книги как наглядные пособия.

Воспитательная деятельность. Работа с родителями.

Социальный заказ государства в образовании направлен на воспитание человека нравственного, образованного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего гражданской позицией современного человека.  Для воспитательного пространства характерно:

  • наличие благоприятного духовно-нравственного и эмоционально-психологического климата;
  • построение работы по принципу доверия и поддержки между всеми участниками педагогического процесса.

Эффективно решать учебно-воспитательные задачи можно только в тесном сотрудничестве с родителями. В этой связи в начале учебного года с родителями подробно обсуждаются интересы и увлечения ребенка, которые в дальнейшем будут учитываться при организации учебной деятельности. 

Работа с родителями предусматривает:

  • родительские собрания;
  • индивидуальные беседы и консультации;
  • анкетирование, социологический опрос родителей.
  • УЧЕБНЫЙ ПЛАН
  •  Учебный план 1 года обучения

п/п

Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/

контроля

Всего Теория Практика
1. Вводное занятие 2 1 1
1.1 Все дети любят рисовать 2 1 1 Беседа-опрос с элементами игры.
2. Осень 46 16 30
2.1. Рисунок  16 4 12 Беседа-опрос, анализ практических работ.
2.2. Живопись 16 6 10 Беседа-опрос, анализ практических работ.
2.3. Виды техник декоративно-прикладного творчества  14 6 8 Беседа-опрос, анализ практических работ.
3. Зима 48 17 31
3.1. Рисунок 10 4 6 Беседа-опрос, анализ практических работ.
3.2. Живопись 8 4 4 Беседа-опрос, анализ практических работ.
3.3. Тематическая композиция 16 4 12 Беседа-опрос, анализ практических работ.
3.4. Виды техник декоративно-прикладного творчества 14 5 9 Беседа-опрос, анализ практических работ.
4. Весна – лето 42 12 30
4.1 Рисунок  8 2 6 Беседа-опрос, анализ практических работ.
4.2. Живопись 12 4 8 Беседа-опрос, анализ практических работ
4.3. Тематическая композиция 12 3 9 Беседа-опрос, анализ практических работ.
4.4. Виды техник декоративно-прикладного творчества 10 3 7 Беседа-опрос, анализ практических работ.
5. Итоговая работа 6 1 5
5.1. Творческая работа.  6 1 5 Выставочный просмотр
Итого 144 47 97

 

  • СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
  • Содержание программы 1 года обучения

Раздел № 1. Вводное занятие.

Тема 1.1. Все дети любят рисовать

Теория: Кто такой художник и какие художники бывают. Знакомство с новыми инструментами и материалами, необходимыми для занятий изобразительным искусством.

Правила техники безопасности в изостудии. 

Практическая работа: выполнение творческой работы по замыслу, чтобы выявить уровень способностей учащихся. 

Материалы: акварель, карандаши цветные, бумага формат А4.

Форма организации занятия: групповая.

Методы и приемы обучения: словесные (рассказ, беседа), наглядные. Применение игровых приемов для знакомства с учащимися.

Методы контроля: Беседа – опрос (с элементами игры).

Раздел №2. Осень.

Тема 2.1. Рисунок

Теория: Основы рисунка. Рисунок как основа графики. 

Выразительное средство графики – линия. Линия – главное выразительное средство рисунка. Знакомство с пластическим разнообразием линий. Понятие «живая линия». Научить правильно держать карандаш.

Выразительное средство графики – штрих. Штрих – короткий след карандаша, простейший элемент техники рисования. Различные по направлению и характеру штрихи. 

Выразительное средство графики – точка. «Характер точек». Познакомить с техникой пуантилизм и с особенностями работы в данной технике.

Выразительное средство графики – пятно, силуэт.  Знакомство с понятием «силуэт». Выразительность силуэта на рисунке. Простые и сложные силуэты. Пятно, как средство   выявления состояний. Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Градации тона: блик, свет, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень. Техника создания пятна в рисунке. Изображение пятна разными способами. Виды пятен по форме (абстрактное, конкретное). 

Практическая работа: «Волшебное дерево». Рисуем дерево, используя линии разного характера. Волнистые, прямые, тонкие, толстые и др. 

«Ежик на травке» (Штрих).

«Грибок на опушке» (Точка. Пуантилизм).

«Журавли в небе» (Пятно. Силуэт).

Материалы: простой и цветные карандаши, фломастеры, бумага формат А4, А3.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.

Методы и приёмы обучения: объяснение, рассказ, познавательная беседа, наблюдение, таблицы, консультация, практическая работа.

Методы контроля: Беседа-опрос, анализ практических работ.

Тема 2.2. Живопись

Теория: Основы живописи. Цвет – язык живописи. 

Цветовой спектр. Теплые и холодные цвета.

 Знакомство с понятием «цветовой круг», последовательностью спектрального расположения цветов. Изучение основных правил цветоведения и колористики, дать понятия основных и дополнительных цветов, «холодного и теплого тона», гармоничного сочетания цветов. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). 

Ахроматические  цвета. Серо – черный мир красок. Ахроматические цвета (цвета бесцветные, различающиеся по светлоте). Богатство оттенков серого цвета. «Волшебные» возможности ахроматической палитры и деление цветов от светло-серого до чёрного. Понятие возможной перспективы при использовании ахроматических цветов (дальше – светлее, ближе – темнее). Понятие «тон». Техника «гризайль». Тоновая растяжка. Рисование с натуры.

Жанр живописи – натюрморт. Познакомить с техникой гризайль. Гризайль – одноцветная живопись с использованием тоновой растяжки. Знакомство с различными приёмами работы в этой технике для получения тоновых отношений. Знакомство с понятием «тон».  

Рисование с натуры. Рисование с натуры является методом наглядного обучения. Познакомить с этапами построения натюрморта, с понятием «освещение» как средством выявления объема предмета (с градацией светотени, понятиями: «блик», «полутени», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень»). Учить изображать предметы с боковым освещением. Особенности гуаши: плотность, густая консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов.

Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет).

Техника работы акварелью «по -сырому».  Акварель по-сырому – техника в акварели, когда краска наносится на обильно смоченную водой бумагу, такой способ возможен только в акварельной живописи. Метод «по-сырому» часто применяется в комбинации с работой акварелью «по-сухому».

Техника работы гуашью «сухая кисть». Что такое техника сухая кисть? Сухая кисть — это способ нанесения краски, который помогает получить эффект текстуры, природной неровности окраски и показать сквозь верхний мазок другой тон нижнего слоя.

Практическая работа: «Зонтик», «Цветик-семицветик», «Радуга» и др. (Цветовой спектр).

«Черно-белые котята» и др.  (Ахроматические цвета).

«Яблоко и апельсин» (Гризаль. Тон).

 «Фрукты на столе», «Игрушка», «Предметы быта» и т.д. (Рисование с натуры).

«Пасмурный денек», «Золотая осень», «Листопад» и т.д. (Техника работы акварелью «по -сырому»).

«Пушистые зверята» (Техника работы гуашью «сухая кисть»).

Материалы: акварель, гуашь, кисти, палитра, баночка для воды, бумага для акварели формат А4, А3.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.

Методы и приёмы обучения: объяснение, рассказ, познавательная беседа, наблюдение, консультация, практическая работа.

Методы контроля: Беседа-опрос, анализ практических работ.

Тема 2.3. Виды техник декоративно-прикладного творчества 

Теория: Аппликация. Техника «мозайка». Знакомство с понятием аппликация. Познакомить детей с историей возникновения и видами аппликации.  С мозаичной техникой, с особенностями мозаики из бумаги. Научить выполнять простейшие работы в данной технике. Провести инструктаж  по технике безопасности при работе с ножницами, клеем. 

Обрывная аппликация.  Познакомить учащихся с новым приёмом работы с бумагой: «обрыванием». Научить технике обрывной аппликации. Инструктаж по технике безопасности при работе с клеем. 

Смешные кляксы. Выдувание трубочкой. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования кляксография – выдувание трубочкой. 

Кляксография с растеканием. Техника  требует использования плотной белой бумаги или картона. Познакомить детей с последовательностью работы в данной технике.

Монотипия. Зеркальный способ. Знакомство с понятием «монотипия». Монотипия – техника рисования, название которой можно перевести как «один отпечаток». 

Аппликация из комочков салфеток. Знакомство с новой техникой работы с бумагой. Инструктаж по технике безопасности при работе с клеем. 

Практическая работа: «День народного единства» (Аппликация. Техника «мозайка»).

«Солнышко», «Осеннее дерево» и др. (Обрывная аппликация).

«Подводный мир», «Астры» и др. (Смешные кляксы. Выдувание трубочкой).

«Мир твоих фантазий» (Кляксография с растеканием).

«Осенний лес», «Пес – барбос», «Бабочка на цветке» и др. (Монотипия. Зеркальный способ).

«Ветка рябины» (Аппликация из салфеток).

Материалы: акварель, кисти, палитра, баночка для воды, бумага формат А4, А3, цветная бумага, клей, ножницы, трубочка, салфетки. 

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.

Методы и приёмы обучения: объяснение, рассказ, познавательная беседа, наблюдение, упражнения, консультация, практическая работа.

Методы контроля: Беседа-опрос, анализ практических работ.

Раздел № 3. Зима.

Тема. 3.1. Рисунок

Теория: Портрет. Основные пропорции. Знакомство с жанром «портрет». Цветовое решение образа в портрете. Цвет как выражение характера человека, его настроения. Влияние живописного фона на создание образа. Знакомство с основными пропорциями головы человека.

Фигура человека. Основные пропорции. Образная выразительность фигуры человека, изображенной в движении. Конструкция фигуры, основные пропорции и их индивидуальность.

Контраст форм. Контраст — это составления каких-либо качеств противоположных, способствующих усилению друг друга. Контраст по форме предмета (большой – маленький, длинный – короткий и др.)

Рисунок лисы. Анималистический жанр. Художник – анималист. Выполнить зарисовку лисы по памяти. Изучить строение тела, пропорций, последовательность изображения. Учить передаче характерных особенностей животного. 

Практическая работа: «Портрет человека». (Портрет. Основные пропорции)

«Фигура человека в одежде». (Фигура человека. Основные пропорции.)

«Морж на льдине». (Контраст форм)

«Рисунок лисы». 

Материалы: гуашь, карандаши цветные, графитный карандаш, бумага формат А4, А3.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.

Методы и приёмы обучения: объяснение, рассказ, познавательная беседа, наблюдение, демонстрация иллюстраций, таблиц, упражнения, консультация, практическая работа.

Методы контроля: Беседа-опрос, анализ практических работ

Тема 3.2. Живопись. 

Теория: Техника рисования «набрызг». Знакомство с новой техникой рисования. Варианты «набрызга» могут быть разные: при помощи трафарета и зубной щетки; многослойный; для фона рисунка; для дополнения или доработки рисунка. 

Техника вливания цвета в цвет. Знакомство с новой техникой рисования. Научится применять его на практике. Особенность техники вливания цвета в цвет заключается в плавном переходе одного цвета в другой. 

Рисуем дерево. Понятие о пластическом характере деревьев. Зарисовка дерева. Возможность с помощью силуэтов деревьев сравнить формы различных деревьев с геометрическими фигурами (овал, круг, треугольник). 

Правополушарное рисование.  Что такое правополушарное рисование, как работает эта техника и как рисовать правым полушарием, намеренно подавляя активность левого. Правополушарное (интуитивное) рисование — современный метод обучения основам художественного видения, а также техникам рисования. 

Практическая работа: «Первый снег» (Техника рисования «набрызг).

«Новогодняя гирлянда» (Техника вливания цвета в цвет).

«Новогодняя ель» (Рисуем дерево).

«Северный олень» (Правополушарное рисование).

Материалы: гуашь, акварель, бумага формат А4, А3, кисти, палитра, баночка для воды. 

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.

Методы и приёмы обучения: объяснение, рассказ, познавательная беседа, наблюдение, демонстрация иллюстраций, таблиц, упражнения, консультация, практическая работа.

Методы контроля: Беседа-опрос, анализ практических работ. 

3.3. Тематическая композиция.

Теория: Снеговик и его друзья. Выполнение тематического рисунка. Составление оттенков белого цвета путем смешивания с различными цветами. Техника работы гуашью правополушарным методом рисования. 

В гостях у Деда Мороза и Снегурочки.  Продолжить учить детей передавать в рисунке несложные движения человека. Учить изображать характерные особенности костюма деда мороза и снегурочки, формировать умения создавать нужные оттенки различных цветов, самостоятельно подбирать яркие цвета для костюма; вызывать у детей эмоциональное отношение к образу, учить передавать различное выражение лица, используя различные художественные средства; закреплять умение передавать пропорции человеческой фигуры.  Передавать праздничный колорит.

 Тематическая композиция к 23 февраля.  Научить передавать характерные особенности праздника. Повторение основных пропорций фигуры человека, портрета. Знакомство с военной техникой. Характерные особенности костюма военного. 

Иллюстрирование русской народной сказки. Знакомство с понятием «иллюстрация». Иллюстрация – это графическое отображение слова. Иллюстрация помогает пояснить смысл текста, сделать его многограннее и объемнее. Научить изображать, то что написано. 

Практическая работа: «Снеговик и его друзья» (Правополушарное рисование).

«В гостях у деда мороза и снегурочки». «Мужской образ военного», «Военная техника» и др.

«Царевна лягушка» (Иллюстрация).

Материалы: гуашь, акварель, цветные карандаши, фломастеры, бумага формат А4, А3, кисти, палитра, баночка для воды. 

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.

Методы и приёмы обучения: объяснение, рассказ, познавательная беседа, наблюдение, демонстрация иллюстраций, таблиц, упражнения, консультация, практическая работа.

Методы контроля: Беседа-опрос, анализ практических работ. 

Тема 3.4. Виды техник декоративно-прикладного творчества

Теория: Голубая сказка гжели. Роспись. Знакомство с народным промыслом, историей и этапах развития. Показ иллюстрации и изделий гжельских мастеров. Упражнения на выполнение оттенками синего цвета, разбавляя краску водой и белилами не сложных элементов гжельской росписи: «капельки», цветы из «капелек», «веточки».

Выполнение основной работы,  используя в узоре элемент «капелька».

Техника рисования «тычком». Знакомство с новой техникой рисования. Рисование методом «тычка». К этому методу относятся два приема – это рисование жесткой полусухой кистью и поролоновый тычок. 

Воскография. Знакомство с новой техникой рисования. Научить детей изображать зимние узоры при помощи свечи и акварели. 

Натюрморт в технике «витраж». Познакомить с техникой – витраж, сформировать умение в создании композиции, научить выражать в натюрморте своё настроение и переживания с помощью основных и составных цветов. 

Рисование картоном со сдвигомПознакомить учащихся с нетрадиционными техниками рисования картонными полосками разной ширины. Учить правильно, накладывать и распределять краску по листу бумаги с помощью картонной полоски. Развивать интерес к экспериментированию, творческие способности.

Практическая работа: «Голубая сказка гжели» (Роспись).

«Мишки на севере» (Техника рисования «тычком»).

«Морозные узоры» (Воскография).

«Ваза с фруктами» (Натюрморт в технике «витраж»).

«Город» (Рисование картоном со сдвигом).

Материалы: гуашь, акварель, цветные карандаши, фломастеры, восковые свечи, бумага формат А3, кисти, палитра, баночка для воды, картон. 

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.

Методы и приёмы обучения: объяснение, рассказ, познавательная беседа, наблюдение, таблицы по народным промыслам, схемы с правилами и последовательностью рисования элементов росписи, демонстрация иллюстраций, таблиц, упражнения, консультация, практическая работа.

Методы контроля: Беседа-опрос, анализ практических работ. 

Раздел № 4. Весна – лето

Тема 4.1. Рисунок

Теория: Зарисовки птиц и животных.  Анималистический жанр. Художник – анималист. Выполнить зарисовки птиц, животных по памяти. Изучить строение тела, пропорций, последовательность изображения. Учить передаче характерных особенностей. Ознакомить с техникой работы масляной пастелью. 

 Движение. Композиционный центр. Динамика в композиции. Познакомить с понятием динамика и как она влияет на композицию в рисунке. Дать понятие что такое композиционный центр и для чего он нужен. 

Практическая работа: Зарисовка птиц (воробей, голубь и др.).

«Скачущая лошадь» (передача движения).

Материалы: масляная пастель, цветные карандаши, фломастеры, бумага формат А4, А3, бумага для пастели. 

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.

Методы и приёмы обучения: объяснение, рассказ, познавательная беседа, наблюдение, таблицы, упражнения, консультация, практическая работа.

Методы контроля: Беседа-опрос, анализ практических работ. 

Тема 4.2. Живопись 

Теория: Весенний пейзаж. Знакомство с жанром пейзаж. Художники –  пейзажисты. Познакомить с понятием линейная и воздушная перспектива. Ближний и дальний план. Линия горизонта. Формирование целостного колористического видения пейзажа, его особенностей.

Первые цветы весны. Вспомнить характерные особенности времён года, дать представления об изменениях в природе весной, познакомить с первыми цветами весны, учить изображать лепестки цветов методом приложения кисти к листу. 

Сухая кисть. Закрепление техники работы гуашью. Выполнение творческой работы. 

Контраст цвета. Контраст — это составления каких-либо противоположных качеств, способствующих усилению друг друга. Рассматриваем три основных цвета — красный, синий, жёлтый. Вспоминаем, как мы смешиваем эти цвета, как получали составные и тот цвет, который не участвовал в смешении, являлся контрастным (дополнительным). По отношению к полученному в результате смешения двух основных цветов (например, желтый + синий получаем зелёный, соответственно он будет являться контрастным к красному и т.д.). Три пары контрастных цветов: жёлтый – синий, красный – зелёный, оранжевый – фиолетовый. Использование контраста цвета для выделения главного.

Практическая работа: «На рассвете» (Весенний пейзаж).

«Подснежники» (Первые цветы весны).

«Ветка сирени» (Сухая кисть).

«Божья коровка» (Контраст цвета).

Материалы: гуашь, акварель, бумага формат А4, А3, кисти, палитра, баночка для воды. 

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.

Методы и приёмы обучения: объяснение, рассказ, познавательная беседа, наблюдение, таблицы по народным промыслам, схемы с правилами и последовательностью рисования элементов росписи, демонстрация иллюстраций, таблиц, упражнения, консультация, практическая работа.

Методы контроля: Беседа-опрос, анализ практических работ. 

Тема 4.3. Тематическая композиция

Теория: «Международный женский день». Поздравительная открытка. 

Фантазийная композиция. Ритмическая организация листа тональными пятнами по акварельным заливкам, выполненным в технике «по-сырому» (космический вихрь, цвет космического пространства и т.д.), формирование чувства цвета, умения составлять композиции.

Иллюстрирование русской народной сказки. Закрепление знаний об иллюстрации. Художник – иллюстратор. Выполнение творческой работы. 

Практическая работа: «Международный женский день» (открытка)

«Планета моей мечты», «Космические фантазии» (фантазийная композиция).

«Маша и Медведь» (иллюстрация).

Материалы: гуашь, акварель, бумага формат А4, А3, кисти, палитра, баночка для воды, фломастеры, цветные карандаши. 

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.

Методы и приёмы обучения: объяснение, рассказ, познавательная беседа, наблюдение, демонстрация иллюстраций, таблиц, упражнения, консультация, практическая работа.

Методы контроля: Беседа-опрос, анализ практических работ. 

Тема 4.4. Виды техник декоративно-прикладного творчества 

Теория: Стилизация. Знакомство с понятием «стилизация». Стилизовать – значит упрощать, обобщать, находить упрощённое решение тех или иных форм. Создание выразительного образа улитки используя стилизацию. Совершенствовать технику владения кистью, повторяя общие очертания силуэта. 

Симметрия. Знакомство с понятием «симметрия». Симметрией называют одинаковое расположение равных частей по отношению к плоскости или линии. Простейший вид симметрии – зеркальная симметрия. В этом случае одна половина композиции является как бы зеркальным отражением другой. 

 Пластилинография (плоскостная, объемная, жгутиковая живопись). Знакомство с нетрадиционной техникой живописи. Пластилинография — вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объёмных объектов на горизонтальной поверхности. 

Практическая работа: «Улитка» (стилизация).

«Орнамент из растительных мотивов» (симметрия).

«Транспорт. Яхта в море» (пластилинография).

Материалы: гуашь, акварель, бумага формат А4, А3, кисти, палитра, баночка для воды, пластилин, фломастеры.  

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.

Методы и приёмы обучения: объяснение, рассказ, познавательная беседа, наблюдение, таблицы, упражнения, консультация, практическая работа. 

Методы контроля: Беседа-опрос, анализ практических работ. 

Раздел № 5. Итоговое занятие.

Теория: Творческая работа. Свободный выбор сюжета, техники и материалов.  Диагностика уровня знаний, умений и навыков учащихся за год обучения. Выявление освоения знаний с помощью практического задания.

Практическая работа: творческая работа.

Материалы: на выбор, бумага формат А3.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.

Методы и приёмы обучения: объяснение, наблюдение, консультация, практическая работа.

Методы контроля: Выставочный просмотр.

 

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

При составлении образовательной программы в основу положены следующие принципы: 

  • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным способностям);
  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д.Ушинский);
  • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
  • принцип «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ);
  • принцип связи педагогического процесса с жизнью и практической деятельностью;
  • принцип сознательности и активности;
  • принцип интеграции.

– методы обучения:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
  • наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, работа по образцу и др.);
  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы    деятельности;
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

формы организации образовательной деятельности: групповая, индивидуальная.

формы организации учебного занятия – беседа, выставка, игра, конкурс, наблюдение, практическое занятие.

педагогические технологии:

  • личностно-ориентированного обучения;
  • игровые технологии;
  • развивающего обучения;
  • дифференцированного обучения;
  • самостоятельного проблемно-аналитического поиска решений.

алгоритм учебного занятия

  1. Подготовительная часть: 

    – организационный момент – 5 минут;

    – повторение предыдущего материала – 10 мин.

  1. Основная часть:

    – изучение и объяснение нового материала – 15 минут;

    – самостоятельная работа по рисованию – 45 минут.

  1. Заключительная часть:

    – подведение итога занятия – 5 минут.

дидактические материалы:

Дидактический материал:

  • Схемы (поэтапное построение) по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
  • Таблицы по декоративно-прикладному искусству.
  • Фонд детских рисунков.
  • Репродукции, иллюстрации, книги как наглядные пособия.

Перечень таблиц (ИЗО):

  • Свето-тоновая моделировка.
  • Цветоведение.
  • Последовательность ведения живописной работы.
  • Изображение пейзажа с учетом воздушной перспективы.
  • Рисование головы человека.
  • Рисование фигуры человека.
  • Линейная перспектива.

Набор муляжей для рисования: фрукты.

 

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
  1. Ашикова С.Г. Изобразительное искусство. Учебник для 1 класса/ Под ред. Мелик – Пашаева, С.Г. Яковлевой. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012. -120с.: ил.
  2. Ашикова С.Г. Лаборатория искусства. Альбом заданий и упражнений по изобразительному искусству. 1 класс. 
  3. Бакиева. О.А. Методика преподавания изобразительного искусства: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2012. 200 с.: ил.
  4. Горяева Н.А. Островская О.В. Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб.для общеобразоват. организаций / Н,А. Горяева, О.В. Островская ; под ред. Б.М. Неменского. – 7 -е изд. – М. : Просвещение, 2016. – 191 с. : ил.  
  5. Кузин. В.С. Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство 1 – 2 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М: Дрофа, 1995. – 240 с.: ил.  
  6. Куревина О.А. Изобразительное искусство.3 кл. учеб. для организаций, осуществляющих образовательную деятельность /О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская. – М. : Баласс,2015.-64с. : ил. 
  7. Куревина, О.А. Изобразительное искусство. 4 кл. : учеб. для организаций, осуществляющих образовательную деятельность / О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская. – М. : Баласс, 2015. – 80 с. : ил.
  8. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 368 с., 12 л. Ил.: ил.
  9. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч, 1 Основы рисунка. – Обнинск: Титул, 1998. – 96 с: цв.ил.
  10. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч, 2 Основы живописи. – Обнинск: Титул, 1998. – 80 с: цв.ил.
  11. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч, 3 Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1998. – 80 с: цв.ил.
  1. ГЛОССАРИЙ

Аппликация – вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон).

Анималистический жанр— разновидность изобразительного искусства, посвященная изображению животных. Художника, работающего в этой области, называютанималистом.

Блик — самое светлое, нередко блестящее место на поверхности предмета, расположенное со стороны падающего света.

Бытовой жанр— область изобразительного искусства, посвященная событиям и сценам повседневной жизни.

Главная точка сходатермин, обозначающий точку на линии горизонта, в которой сходятся все горизонтальные линии, перпендикулярные картинной (фронтальной) плоскости.

Горизонт, линия горизонта— в изобразительном искусстве условная прямая, обозначающая уровень глаз рисующего. В зависимости от ее расположения на листе бумаги, горизонт может быть низким или высоким.

Графика— самый массовый вид изобразительного искусства, характерной особенностью которого является однотонность рисунка, исполненного линией или светотенью. Количество цветов в графике ограничено. К графике относятся разные знаки и буквенные изображения, рисунок, плакат, карикатура, иллюстрации, эстампы и т. д. Изобразительный язык графики — оперативность, доступность понимания, острота и броскость.

Жанр— в изобразительном искусстве понятие, характеризующее общность тем. Различают следующие жанры: исторический, батальный, бытовой, пейзаж, натюрморт и портрет.

Зарисовка— рисунок с натуры, выполненный с целью собрания материала для более значительной работы или ради упражнений.

Идея— главная мысль художника.

Изобразительное искусство— искусство, связанное со зрительным восприятием и создающее изображения видимого мира на плоскости и в пространстве; таковы живопись, графика, скульптура.

Иллюстрация – рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст. 

Искусство— одна из форм общественного сознания. И. изобразительное — это творческое отражение действительности в художественных живописных, графических или скульптурных образах.

Карандаш— в технологии рисунка — материал и инструмент для рисования в виде палочки и специальных красящих веществ, обычно оправленных в дерево. Современные графитные карандаши, состоящие из минерала графита и примеси глины, выпускаются разной степени твердости (М — мягкие и Т — твердые). К., изготовленные из порошка жженой кости с растительным клеем, известны под названием итальянские К.(угольные).

Композиция (сочинение, составление, расположение) — целенаправленное построение художественного произведения, делающее замысел художника более доходчивым и впечатляющим.Основные принципы построения К.— это подчеркивание, выделение основного через связь с второстепенным и изъятие незначительного. Основной закономерностью построения К. является борьба противоположностей: большого — малого, светлого — темного, холодного — теплого, статичного — динамичного.

Контраст— противоположность двух величин: размера, цвета (светлого — темного, теплого — холодного), движения.

Контур — совокупность линий, обозначающих внешние очертания изображаемого.

Мольберт — станок для крепления планшетов или подрамников во время работы. По своей конструкции М. бывают большие и малые, складные и стационарные.

Муляж— слепок с натуры или со скульптуры, внешне напоминающий оригинал.

Набросок— графическое, живописное или скульптурное изображение, бегло и быстро исполненное по памяти или с натуры. Н. выполняются с целью тренировки руки и глаза или как накопление вспомогательного материала для текущей работы.

Натура— объективно существующие одушевленные и неодушевленные предметы, которые художник изображает, наблюдая их как модель.

Натюрморт— группа предметов (овощи, фрукты, цветы, битая дичь или предметы быта), композицонно составленная художником и воспроизведенная на рисунке. Н. является одним из жанров изобразительного искусства.

Оттенок— небольшое различие в цвете или светосиле между двумя тонами.

Пастель— материал в виде разноцветных обернутых в бумагу палочек, предназначенных для рисования. П. состоит из сухого красочного порошка с примесью скрепляющих или разбеливающих веществ.

Пейзаж — жанр изобразительного искусства, посвященный изображению природы.

Перспектива— научная вспомогательная дисциплина, помогающая изображать предметы окружающей действительности в соответствии со зрительным восприятием.

Пластилинография – вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин.

Полутень — промежуточный тон при передаче перехода от освещенной части предмета к затемненной.

Портрет — жанр изобразительного искусства, посвященный изображению определенного, конкретного человека.

Пропорции— взаимоотношение форм, частей предметов по ихвеличине, соответствующее определенному характеру целого.

Рефлекс— отраженный от другого предмета свет, падающий на теневую часть тела.

Ритм— чередование, соразмерность элементов, ведущие к стройной, закономерной слаженности целого произведения.

Свет— освещенная часть натуры.

Силуэт— изображение предметов в виде теневого профиля без деталей внутри контура.

Тень— наименее освещенная часть натуры.

Точка зрения— термин перспективы, определяющий место, где находится глаз наблюдателя по отношению к видимым или изображаемым предметам.

Центральная точка схода — см. главная точка схода.

Штрих— линия, выполненная одним движением руки и предназначенная для передачи объема.

Эскиз— художественное произведение вспомогательного характера, являющееся подготовительным наброском для более крупной работы.

 

  1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Календарный учебный график к дополнительной общеразвивающей программе «Вернисаж» разработан для каждой учебной группы 1 года обучения (приложение к программе).

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «ВЕРНИСАЖ» (стартовый уровень).
Пролистать наверх