Эликсиры жизни

автор: Ильина Софья Васильевна

учитель биологии муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Малинская основная общеобразовательная школа” городского округа Ступино Московской области

Эликсиры жизни

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Малинская основная общеобразовательная школа»

городского округа Ступино Московской области

Открытый урок по биологии в 8 классе

Тема урока: «Эликсиры жизни»

Автор: учитель биологии высшей квалификационной категории

Ильина Софья Васильевна

 

Дата проведения открытого урока: 15 февраля 2019 года

 

Цель Формирование знаний о биологическом значении витаминов в метаболизме человека.
Задачи.
  1. Образовательные:
  • Сформировать знания о биологическом значении витаминов в метаболизме человека.
  1. Развивающие:
    • Формировать познавательный интерес к биологии; делать выводы, решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать, публично выступать;
    • Способствовать формированию критического мышления;
  2. Воспитательная:
    • Совершенствовать умения сравнивать, устанавливать связи теории с практикой, умения пользоваться языком биологии;
    • Воспитывать культуру здорового образа жизни
Планируемый  результат Учащиеся должны

знать

– биологическое значение витаминов в жизнедеятельности человека;

уметь

– определять и формулировать цель урока с помощью учителя;

– находить необходимую информацию из различных источников знаний;

– знать какие витамины содержатся в тех или иных продуктах питания;

– работать в группе, обобщать и систематизировать полученные знания;

– ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,  полученную на уроке;

– оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им;

– высказывать свою точку зрения.

проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Основные понятия урока Витамины, авитаминоз, гипервитаминоз, водорастворимые витамины, жирорастворимые витамины
Организация пространства Фронтальная работа;

Групповая работа;

Индивидуальная работа

Формы учебной деятельности Индивидуальная, групповая
Технология Развитие критического мышления;

Технология применения средств ИКТ в предметном обучении;

Личностно ориентированного обучения И.С. Якиманская, Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич;

Игровая технология;

Проблемного обучения М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, М.Н. Скаткин.

Средства обучения: технические:

– компьютер с установленной операционной системой MS Windows;

– мультимедийный проектор.

программные:

– мультимедийная презентация;

–  видеофрагменты «Разнообразие рыб»;

– учебник Биология: «Человек. 8 класс» : Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев.-Изд.4-е.-М.: «Дрофа», 2017 г.

Этапы урока
  1. Организационный момент – 2 мин
  2. Актуализация знаний – 3 мин
  3. Самоопределение к деятельности – 6 мин.
  • Интеллектуальная разминка – 2 мин.
  • Целеполагание и мотивация – 2 мин
  • Планирование – 2 мин
  1. Открытие новых знаний и применение – 15 мин.:
  2. Обобщение изученного материала – 5 мин.
  3. Рефлексия (итог урока) – 4 мин.

 

Технологическая карта урока «Эликсиры жизни» в 8 классе

Этапы урока Основное содержание Виды деятельности учителя Виды деятельности учащихся
Организационный момент

(2 мин)

Цель: создание благоприятной атмосферы на уроке
  • Приветствует учащихся, проверяет  готовность к уроку и отсутствующих.

– Здравствуйте, ребята! Несмотря на холод на улице, на душе у меня тепло, весело и хорошо! Так как от сегодняшней встречи с вами  я жду только положительных и горячих эмоций! Кстати, когда мы говорим друг другу «Здравствуйте», мы желаем друг другу здравия. Ведь здоровье  – это самое ценное и дорогое, что есть у каждого из нас. На всю жизнь человеку дается только один организм, поэтому мы должны бережно к нему относиться, постоянно заботясь о нем, чтобы долгие годы оставаться здоровыми!

  • Задает вопрос

– Так что же помогает нам сохранить наше здоровье?

Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока.

Проверяет свою готовность к уроку, концентрирует внимание.

     

                                                    

  • Отвечают на вопрос

– спорт, продукты питания

Самоопределение к деятельности

(10 мин)

Открытие новых знаний и применение

20 мин

Цель:

– осознанное вхождение в обучающегося в пространство учебной деятельности

  • Говорит:

– Верно, но сегодня мы остановимся на питании. Каково значение пищи для нашего организма?

  • Задает вопросы:

 Какие питательные вещества содержатся в пище?

– Зачем нужны питательные вещества нашему организму?

  • рассказывает:

Молодцы, питательные вещества, разрушаются в нашем организме до простых веществ, которые служат строительным материалом, при этом высвобождается энергия. Все это необходимо для осуществления процессов жизнедеятельности

Слайд 1. Но вот какая ситуация: в 1881 году русский врач Николай Иванович Лунин произвел опыты над двумя группами мышей. Одних он кормил натуральным молоком, а других – искусственной смесью, куда входили белки, жиры, углеводы, соли и вода в тех же пропорциях, что и в молоке. Животные второй группы вскоре погибли. Опыты Лунина были повторены в России, Швейцарии, Англии, Америке. Результаты неизменно были те же.

  • Задает вопросы:

     – Но как объяснить результаты такого опыта? Почему погибли мыши, вскормленные искусственной пищей?

  • Рассказывает

Слайд 2 – Верно! В 1888 году Лунин Н.И. установил, что для нормального роста и развития необходимы не только белки, углеводы, жиры, соли, вода, но и неизвестные пока науке вещества, отсутствие которых приводит к гибели

Слайд 3

Посмотрите пожалуйста на экран, попробуйте определить тему урока с помощью игры «где логика?»

Слайд 4 Верно, сегодня бы будем с вами говорить о витаминах – веществах, которые по праву можно назвать эликсирами жизни.

  • Задает вопрос:

– А попробуйте сформулировать цель нашего урока

  • Говорит:

Для того, чтобы достичь цели урока, какие должны мы поставить задачи перед собой?

  • Слушают учителя
  • Отвечают на вопрос

пища дает энергию для жизни, она насыщает органы питательными веществами.

– белки, жиры и углеводы

осуществления всех процессов жизнедеятельности

  • Слушают
  • Отвечают

– значит в натуральной пище есть еще какие-то вещества

  • Слушают
  • Определяют тему урока

– витамины

  • Определяют цель урока

-определение биологической роли волшебных веществ в организме человека,

  • Определяют задачи урока

1. дать определение витаминам

2. узнать, в каких продуктах витамины содержатся.

3.выяснить, какое биологическое значение оказывают витамины на здоровье человека.

 

  • Говорит

– Итак, тема урока сформулирована, ориентир, то есть цель урока есть, алгоритм действий определен…..начинаем движение к поставленной цели.

– Ребят, давайте  мы с вами обратимся к русскому- латинскому словарю с помощью ваших мобильных телефонов.  Вбейте слово «Жизнь» в поисковике, как оно с латыни будет переводиться?

Слайд 5 – Верно, вита – жизнь, а амин – содержащий азот. Правда, как потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось.

Слайд 6 Кстати в 1911 году Казимир Функ дал само название эликсирам жизни – «витамины»

– Найдите пожалуйста в учебнике определение, что такое витамины!

  • Рассказывает:

Слайд 7

 Правильно! Витамины не являются источником энергии и материалом для биосинтеза, но они влияют на рост и развитие. В отличие от ферментов, витамины не могут синтезироваться в организме человека, они поступают в организм с пищей. Лишь некоторые витамины вырабатываются бактериями, живущими в нашем кишечнике.

      Задает вопрос:

– Ребят, как вы думаете, можно ли запастись витаминами?

Слайд 8

– Правильно! Избыток витамин приводит к гипервитаминозу,  недостаток – к гиповитаминозу, а отсутствие витамина – к авитаминозу. Как вы понимаете и в употреблении витамин должна быть золотая середина.

– Как вы думаете, в каких продуктах питания будет больше всего витаминов: свежих или к примеру вареных или сушенных?

– Совершенно точно! Именно свежие продукты питания содержат более всего витаминов. Самостоятельно прочитайте в тексте учебника информацию о том, что вызывает разрушение витаминов

– Что вызывает разрушение витаминов?

Слайд 9

– Точно! Неправильное хранение и кулинарная обработка продуктов, а также продолжительное хранение приготовленных блюд приводят к потере витаминов.

  • Рассказывает:

– Молодцы! Витамины обозначают буквами латинского алфавита (А, В, С, D) и цифрами, определяющими порядок их открытия (В1, В6, В12). Сейчас их известно около 80 видов, но для нормальной работы организма достаточно и 20

     Слад 10 Все витамины делятся на две большие группы – водорастворимые (В, С) и жирорастворимые (А, D, Е, К).

Чтобы познакомиться с ними поближе, предлагаю вам объединиться в группы и поработать с текстом о витаминах, составив тем самым информационную карту. Возьмите у меня шарик из мешочка, на нем буква-витамин. Все, кто вытянул витамин А- садится за стол 1, витамин Д – стол 2, витамин В – стол 3, витамин С – стол 4. В таком  составе вам нужно совместно потрудиться. А теперь определитесь, кто будет читать, кто будет вписывать в карту все необходимое, а кто в дальнейшем будет соотносить на доске нахождение витамин в определенном продукте питания. На работу в группе отводится вам 5 минут. Время пошло!

Витамин Группа витамин значение В чем содержится Недостаток

витамина

А жирорастворимый Необходим для

нормального роста и

развития эпителиальной ткани.

Входит в зрительный пигмент

родопсин

молоко,

рыба, яйца,

масле, морковь,

петрушка,

абрикосы.

Куриная слепота

– нарушение сумеречного зрения

Д жирорастворимый Отвечает за обмен фосфора и

кальция, правильный рост

костей.

Яичный желток,

сливочное масло,

рыбий жир, икра

Рахит –

деформация костей, нарушения

нервной системы, слабость,

раздражительность

В 1 водорастворимый Участвует в обмене веществ,

регулирует циркуляцию крови, работу гладкой

мускулатуры, активизирует работу

мозга.

Зерна злаковых растений, черный и белый хлеб, зеленый горошек, гречнева и овсяная каша Бери-бери –поражение нервной

системы, отставание в росте,

слабость и паралич конечностей

С водорастворимый Помогает организму бороться

с инфекциями, лучше видеть,

стимулирует обновление клеток

Морковь, цитрусовые, сладкий перец, капуста, смородина цинга –набухают

и кровоточат десны, выпадают

зубы. Слабость, вялость,

утомляемость, головокружение

– А теперь по очереди защищаем свои информационные карты. Один человек из группы прикладывает к продуктам питания свой витамин, поэтому зачитывать, в каких продуктах питания находится витамин  не надо.

Слайд 11,12,13,14

– Молодцы! Вы все сделали верно!

  • Рассказывает:

Слайд 15 – Ребята, мало просто в норме употреблять витамины, нужно еще соблюдать определенные условия, чтобы витамины усваивались: не употреблять, кофеин, алкоголь, никотин, не злоупотреблять  антибиотиками.

А теперь посмотрите  небольшой видеофрагмент (ученые, которые открыли витамины)

– А теперь вы виртуально через призму веков познакомились с выдающимися людьми, которые открыли витамины!

  • Работа с интернетом для поиска необходимой информации

– то в переводе с латыни жизнь обозначает  vita

  • Слушают
  • Находят в учебнике:

– витамины – это органические вещества, необходимые для образования ферментов и других биологически активных веществ, способствующие протеканию биохимических процессов в организме, т.е. обмену веществ.

  • Слушают
  • Отвечают:

– нет

  • отвечают:

– в свежих

  • Самостоятельная работа с текстом учебника «Рациональное использование витаминов
  • отвечают:

– неправильное хранение и кулинарная обработка продуктов, а также продолжительное хранение приготовленных блюд приводят к потере витаминов.

  • Слушают
  • Дети вытягивают шарики-витамины  и таким образом, образуются 4 группы, которые будут работать над выбранным витамином
  • работа в группах по составлению информационной карты.
  • защита информационных карт
  • Слушают
  • смотрят видеофрагмент
Обобщение изученного материала

10 мин.

  • Спрашивает

– Ответили ли мы на вопросы, которые поставили в начале урока перед собой?

Однако, мы сегодня лишь на малую долю приблизились к этим уникальным и удивительным веществам – эликсирам жизни. Но чтобы понять, насколько вы были внимательны сегодня, я предлагаю составить синквейна.

1 существительное – витамины

2 прилагательных – незаменимые, специфичные

3 глагола – регулируют, нормализуют, влияют

4 предложение – витамины регулируют обмен веществ

5 существительное – эликсир жизни

  • Отвечают

– да

  • Составляют синквейн
Рефлексия
  1. мин
Постарайтесь себя оценить следующим образом:

Я уже знал…..

Я узнал про ….

На уроке я работал на …….

– Вот прозвенел и звонок, надеюсь, вам урок понравился и вы много, что для себя интересного узнали. До новых встреч. Желаю вам успехов!

 

витамин Группа витамин значение В чем содержится (определяем на доске) Недостаток витамина

Витамин С

        Витамин С – Аскорбиновая кислота. Содержится цитрусовых, шиповнике, черной смородине.      В капусте содержание витамина С не меньше, чем в лимонах, а в цветной капусте даже в 2 раза больше. При квашении содержание витамина С в капусте повышается. Витамин С содержится во всех кислых овощах и фруктах. Витамин С относится к водорастворимым витаминам.

        Потребность в витамине С высока особенно зимой. В это время молодая хвоя сосны – лучшее средство. Стакан хвойного напитка содержит в 60 раз больше витамина, чем   стакан лимонного сока.

        Цинга – болезнь, вызванная недостатком витамина С. Выпадают зубы, лопаются кровеносные сосуды, часто наступает смерть. Известна с давних пор, была распространена среди моряков, находящихся в дальнем плавании. Так, например, в Экспедиции Васко Да Гама из 160 человек погибло 100. В экспедиции Жана Картье, открывшего реку Святого Лаврентия и зазимовавшего там, погибло 25 человек, пока индейцы не посоветовали ему заваривать иглы туи восточной.

        В 1747 г. врач британского флота Д.Линд предложил давать матросам цитрусовые. Д. Кук всегда запасал свежие овощи, а в одно плавание взял с собой запас квашеной капусты. Его матросы никогда не болели цингой.

     Витамин С повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, укрепляет кости и зубы. Потребность в витамине С возрастает зимой и весной.

       Избыток витамина С ведет к повреждению поджелудочной железы и почек, вызывает аллергию.

 

витамин Группа витамин значение В чем содержится (определяем на доске) Недостаток витамина

 

Витамин D.

Витамин D участвует в процессах обмена кальция и фосфора, способствует их отложению в костях. Большое количество витамина находится в животной пище: печени рыб, рыбьем жире, желтке яиц, молоке. Он может синтезироваться в коже под воздействием ультрафиолетовых лучей.

       Особенно важное значение витамин D имеет для детей. В раннем детском возрасте при необеспеченности организма ребенка этим витамином развивается рахит. Симптомы этого заболевания – беспокойство, вялость, тревожный сон, вздрагивание при малейшем шуме, а затем неправильное формирование скелета. У таких детей искривляются ноги, голова и живот увеличены, изменяется грудная клетка.

Важнейшей мерой профилактики является длительное пребывание детей на свежем воздухе. Под воздействием солнца в коже появляется вещество, способное превращаться в витамин D.

      У взрослых недостаток витамина D приводит к разрежению костей. Следствием этого являются переломы конечностей, кариес зубов. Витамин D относится к жирорастворимым витаминам.

      При избытке витамина D вымывается кальций из костей, повышается содержание кальция в крови, нарушается деятельность центральной нервной системы и почек.

 

витамин Группа витамин значение В чем содержится (определяем на доске) Недостаток витамина

Витамин А

 

    Витамин А содержится в животной пище, особенно много его в рыбьем жире, говяжьей печени, сливочном масле, сметане, молоке.    В растениях (абрикос, морковь, томат, хурма) есть вещество – каротин, который в нашем организме превращается в витамин А. Каротин лучше растворяется в жирах, поэтому морковку лучше тереть и есть со сметаной или маслом. Витамин А относится к жирорастворимым витаминам.

    Витамин А входит в состав белка родопсина, участвующего в работе глаз. Благодаря ему мы имеем цветное зрение. Недостаток витамина А в пище вызывает нарушение сумеречного и ночного зрения. Длительный недостаток может вызывать отставание детей в росте.

Витамин А оказывает сильное воздействие на процессы ороговения кожи,

на состояние волос и ногтей. При его недостатке кожа становится сухой, трескается темнеет, изменяется состав сальных желез.

      При избытке витамина А происходят изменения кожного покрова, слизистых оболочек и костей, возникают головные боли, малокровие.

 

витамин Группа витамин значение В чем содержится (определяем на доске) Недостаток витамина

Витамин В

      Различают несколько видов данной группы: В1, В2, В6, В12.      Содержатся витамины группы В в печени, мясе, молоке, хлебобулочных изделиях, овощах, яйцах, проросшей пшенице.

     В 1890 году голландский врач Эйкман прибыл на остров Ява, где наблюдал страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, наступал паралич конечностей. При этом тяжелом заболевании парализуется деятельность конечностей, расстраивается походка. У больных, будто цепями скованы ноги. С этим связано и название болезни – бери-бери (оковы).

Выяснить причину болезни помогло случайное наблюдение Эйкмана за курами во дворе тюремной больницы, где он работал врачом. Он заметил, что у сидящих в клетках кур, которых кормили очищенным рисом, проявились признаки болезни бери-бери. Многие из них в конце концов гибли. Куры же, которые свободно разгуливали по двору, были здоровы, поскольку они находили себе самую разнообразную пищу. Что находилось в рисовых отрубях, Эйкман так и не узнал, однако врачи стали лечить больных людей рисовыми отрубями.

      В настоящее время установлено, что причиной данного заболевания является недостаток витамина  В1. Витамин В1 (тиамин) влияет на процессы обмена углеводов. Он необходим для нормальной жизнедеятельности тех органов, где наиболее интенсивен этот обмен.

Витамин В1 относится к водорастворимым витаминам.

Эликсиры жизни
Пролистать наверх