Конспект индивидуального логопедического занятия “Автоматизация звука [Р] в слогах, в словах и предложениях, чистоговорках”

автор: Ипатова Алёна Владимировна

Учитель-логопед ГБОУ АО “Соломбальская СКОШИ”

Конспект индивидуального логопедического занятия “Автоматизация звука [Р] в слогах, в словах и предложениях, чистоговорках”

 

 

Конспект индивидуального логопедического занятия

 

Тема: Автоматизация звука [Р] в слогах, в словах и предложениях, чистоговорках

Цель: Автоматизация звука [Р] в слогах, в словах и предложениях, чистоговорках.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: закреплять правильное произношение звука [Р] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках.

Коррекционно-развивающие: развивать мимическую и артикуляционную мускулатуру ребенка; формировать умение согласовывать имена существительные с прилагательными, с числительными.

Коррекционно-воспитательные: формировать положительную установку на участие в занятии; формировать доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Оборудование: картинный материал, зеркало

Речевой материал: морковь, тигр, помидор, горох, картошка, груша, виноград, хурма, рыба, ракета, радуга, рак, гора, коробка, перо, корона, шар, комар, самовар, помидор, бобр, зебра, брови, градусник, ведро, нора, перо, фонарь.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

Логопед: Посмотри, кто сегодня к нам пришел в гости. Это Тигр. Он грустит, потому что не умеет рычать и красиво говорить. Давай поможем ему выполнить все задания и упражнения. Давай расскажем львенку историю про язычок и его друзей.

  1. Артикуляционная гимнастика

Качели

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять. 

Улыбнуться, открыть рот «окошком». На счет «один-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Повторить 5-8 раз.

Чистим зубки

Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Губы неподвижны, находятся в положении улыбки, рот приоткрыт. кончиком языка почистить нижние, затем верхние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. Нижняя челюсть при этом не двигается. Повторить 5-8 раз.

Гармошка

Цель: растягивать подъязычную связку. Присосать язык всей поверхностью к небу, открывать – закрывать рот.

Язык не отрывать от неба, когда рот открывается. Язык прижат к небу всей поверхностью, а не только кончиком.

Грибок

Цель: растягивать подъязычную связку. Присосать язык всей поверхностью к небу и широко открыть рот. Язык должен быть весь прижат к небу, а не кончиком языка.

Язык не отрывается от неба, когда открывается рот.

  1. ОСНОВНОЙ ЭТАП
  2. Изолированное произнесение звука [р]

Логопед: Однажды Тигрёнок обнаружил, что не умеет рычать. Надо Тигра выручать и рычанью обучать.

Логопед: Покажи, как надо рычать (громко, тихо, шепотом)?

Ребёнок: р — р — р.

  1. Автоматизация звука [р] в слогах

Логопед: Обрадовался Тигрёнок. Прыгает по кочкам и песенки поёт

ра — ру — ро —ры — рэ

Ребёнок повторяет слоги

4.Автоматизация звука [р] в словах

Логопед: Вокруг дома Тигрёнок посадит овощи и фрукты, но только те, в названии которых есть звук [р].Назови овощи со звуком Р.

Ребёнок отбирает картинки: “Морковь”, “Помидор”, “Горох”, “Картошка”.

Логопед: А теперь фрукты.

Картинки: “Груша”, “Виноград”, “Хурма”.

Согласование числительных с существительными

Логопед: В огороде у Тигра выросла морковь. Сосчитай, сколько их. Считать надо так: “Одна морковь, две моркови…”.

Ребёнок: Одна морковь, две моркови…

Упражнение «Повтори».

Логопед: Я покажу тебе картинки со звуком [Р], а ты четко и громко произнеси, что на них изображено, чтобы наш гость услышал, и научился наконец произносить этот звук.

В начале слова: Рыба, ракета, радуга, рак

В середине слова: Гора, коробка, перо, корона

В конце слова: Шар, комар, самовар, помидор

Со стечением: Бобр, зебра, брови, градусник

  1. Физкультминутка:

А теперь тихонько встали!

Быстро руки вверх подняли!

В стороны, вперёд, назад.

Повернулись вправо, влево

Тихо сели вновь за дело.

  1. Автоматизация в предложениях 

Логопед: Давай построим дом для Тигрёнка. Из чего мы построим дом?

Ребёнок:  Дом посмотроим из кирпичей.

Логопед. Какого цвета кирпичи?

Ребёнок. Кирпичи красного цвета.

Логопед. Какого цвета крыша?

Ребёнок. Крыша коричневая.

Логопед. Какого цвета труба?

Ребёнок. Труба красная

  1. Автоматизация звука Р в чистоговорках.

Логопед: Давай сейчас поиграем в игру, я буду читать чистоговорки, а ты должен повторить и вставить недостающее слово

Ры-ры-ры. У нас в руках шары

Ро-ро-ро. Шар упал в ведро

Ра-ра-ра, ра-ра-ра. Вот глубокая нора

Ры-ры-ры, ры-ры-ры. Лиса с лисенком у норы

Ру-ру-ру, ру-ру-ру. Лиса юркнула в нору

Ру-ру-ру,ру-ру-ру. Мы залезли на гору

Ро-ро-ро, ро-ро-ро. Потерял петух перо!

Ур-ур-ур. Во дворе кормили кур.

Ар-ар-ар. Во дворе висит фонарь.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

  1. Итог: 

Логопед: Скажи, над каким звуком мы работали? Кто у нас был в гостях? Ты сегодня хорошо занимался(ась), поэтому Тигрёнок тебе дарит наклейку.

 

Конспект индивидуального логопедического занятия “Автоматизация звука [Р] в слогах, в словах и предложениях, чистоговорках”
Пролистать наверх