автор: Ипатова Алёна Владимировна
Учитель-логопед ГБОУ АО “Соломбальская СКОШИ”
Конспект индивидуального логопедического занятия “Автоматизация звука [Р] в слогах, в словах и предложениях, чистоговорках”
Конспект индивидуального логопедического занятия
Тема: Автоматизация звука [Р] в слогах, в словах и предложениях, чистоговорках
Цель: Автоматизация звука [Р] в слогах, в словах и предложениях, чистоговорках.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: закреплять правильное произношение звука [Р] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках.
Коррекционно-развивающие: развивать мимическую и артикуляционную мускулатуру ребенка; формировать умение согласовывать имена существительные с прилагательными, с числительными.
Коррекционно-воспитательные: формировать положительную установку на участие в занятии; формировать доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность.
Оборудование: картинный материал, зеркало
Речевой материал: морковь, тигр, помидор, горох, картошка, груша, виноград, хурма, рыба, ракета, радуга, рак, гора, коробка, перо, корона, шар, комар, самовар, помидор, бобр, зебра, брови, градусник, ведро, нора, перо, фонарь.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Логопед: Посмотри, кто сегодня к нам пришел в гости. Это Тигр. Он грустит, потому что не умеет рычать и красиво говорить. Давай поможем ему выполнить все задания и упражнения. Давай расскажем львенку историю про язычок и его друзей.
- Артикуляционная гимнастика
Качели
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.
Улыбнуться, открыть рот «окошком». На счет «один-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
Повторить 5-8 раз.
Чистим зубки
Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.
Губы неподвижны, находятся в положении улыбки, рот приоткрыт. кончиком языка почистить нижние, затем верхние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. Нижняя челюсть при этом не двигается. Повторить 5-8 раз.
Гармошка
Цель: растягивать подъязычную связку. Присосать язык всей поверхностью к небу, открывать – закрывать рот.
Язык не отрывать от неба, когда рот открывается. Язык прижат к небу всей поверхностью, а не только кончиком.
Грибок
Цель: растягивать подъязычную связку. Присосать язык всей поверхностью к небу и широко открыть рот. Язык должен быть весь прижат к небу, а не кончиком языка.
Язык не отрывается от неба, когда открывается рот.
- ОСНОВНОЙ ЭТАП
- Изолированное произнесение звука [р]
Логопед: Однажды Тигрёнок обнаружил, что не умеет рычать. Надо Тигра выручать и рычанью обучать.
Логопед: Покажи, как надо рычать (громко, тихо, шепотом)?
Ребёнок: р — р — р.
- Автоматизация звука [р] в слогах
Логопед: Обрадовался Тигрёнок. Прыгает по кочкам и песенки поёт
ра — ру — ро —ры — рэ
Ребёнок повторяет слоги
4.Автоматизация звука [р] в словах
Логопед: Вокруг дома Тигрёнок посадит овощи и фрукты, но только те, в названии которых есть звук [р].Назови овощи со звуком Р.
Ребёнок отбирает картинки: “Морковь”, “Помидор”, “Горох”, “Картошка”.
Логопед: А теперь фрукты.
Картинки: “Груша”, “Виноград”, “Хурма”.
Согласование числительных с существительными
Логопед: В огороде у Тигра выросла морковь. Сосчитай, сколько их. Считать надо так: “Одна морковь, две моркови…”.
Ребёнок: Одна морковь, две моркови…
Упражнение «Повтори».
Логопед: Я покажу тебе картинки со звуком [Р], а ты четко и громко произнеси, что на них изображено, чтобы наш гость услышал, и научился наконец произносить этот звук.
В начале слова: Рыба, ракета, радуга, рак
В середине слова: Гора, коробка, перо, корона
В конце слова: Шар, комар, самовар, помидор
Со стечением: Бобр, зебра, брови, градусник
- Физкультминутка:
А теперь тихонько встали!
Быстро руки вверх подняли!
В стороны, вперёд, назад.
Повернулись вправо, влево
Тихо сели вновь за дело.
- Автоматизация в предложениях
Логопед: Давай построим дом для Тигрёнка. Из чего мы построим дом?
Ребёнок: Дом посмотроим из кирпичей.
Логопед. Какого цвета кирпичи?
Ребёнок. Кирпичи красного цвета.
Логопед. Какого цвета крыша?
Ребёнок. Крыша коричневая.
Логопед. Какого цвета труба?
Ребёнок. Труба красная
- Автоматизация звука Р в чистоговорках.
Логопед: Давай сейчас поиграем в игру, я буду читать чистоговорки, а ты должен повторить и вставить недостающее слово
Ры-ры-ры. У нас в руках шары
Ро-ро-ро. Шар упал в ведро
Ра-ра-ра, ра-ра-ра. Вот глубокая нора
Ры-ры-ры, ры-ры-ры. Лиса с лисенком у норы
Ру-ру-ру, ру-ру-ру. Лиса юркнула в нору
Ру-ру-ру,ру-ру-ру. Мы залезли на гору
Ро-ро-ро, ро-ро-ро. Потерял петух перо!
Ур-ур-ур. Во дворе кормили кур.
Ар-ар-ар. Во дворе висит фонарь.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
- Итог:
Логопед: Скажи, над каким звуком мы работали? Кто у нас был в гостях? Ты сегодня хорошо занимался(ась), поэтому Тигрёнок тебе дарит наклейку.