Опыт организации эффективной работы школы при дистанционном обучении.

Автор: Исакова Анна Игоревна

заместитель директора по УВР МАОУ “Прииртышская СОШ”

Опыт организации эффективной работы школы при дистанционном обучении.

 В 4-й четверти 2019-2020 учебного года все школы страны перешли на удаленный формат обучения или, как мы привыкли говорить, на «дистанционное обучение», но такой формулировки в законе об образовании нет.

В ст. 16 п.1. ФЗ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273 (ред. от 31.07.2020) говориться следующее: «Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».

Если углубиться в историю педагогики, то появлению технологии дистанционного обучения способствовало развитие различных средств передачи информации на расстоянии. Основоположником данной технологии принято считать англичанина Исаака Питмана, который в 1840 году начал обучать студентов стенографии с помощью почтовых отправлений.

В 50-х годах XIX века Густав Лангеншайдт опубликовал в Германии «обучающие письма» – самоучитель по освоению языка. В 1870-х программы дистанционного обучения стали создаваться в США.

Весной 2020 года электронное обучение приобрело массовый характерпо этой причине Министерством просвещения Российской Федерации были изданы методические рекомендации, в которых регламентируются особенности получения образования с использованием дистанционных технологий. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», утвердило примерную модель реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Функциональные обязанности администрации и педагогов в период карантина остались прежними, но приняли иной формат, как и форма обучения. Осознание стратегии действий каждого участника образовательных отношений сложилась не сразу, поскольку все мы были первопроходцами в данной ситуации.

Первоочередная задача директора состоит в изучении имеющихся ресурсов в образовательной организации, контроле за организацией ознакомления всех участников образовательной деятельности с документами, регламентирующими организацию работы школы в период дистанционного обучения, контроле за соблюдением работниками школы режима работы, конкретизации должностных обязанностей педагогических работников в условиях электронного обучения на период карантина. Директор принимает управленческие решения, направленные на повышение качества работы школы в период организации дистанционного обучения. Также, руководитель (совместно с администрацией школы) занимается разработкой локальных актов (приказов и положения о об организации дистанционного обучения), в которых определяется порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся (индивидуальных консультаций) и проведения текущего контроля и итогового контроля по учебным предметам, что и было сделано в нашей школе.

В функциональные обязанности заместителя директора по учебной и воспитательной работе, методиста входит следующее:

– осуществляют контроль за внесением коррекции в рабочие программы реализуемых образовательных программ, предусмотрев включение в самостоятельную работу обучающихся освоение в онлайн-режиме предметов, а также выполнение заданий в дистанционном формате;

– руководят проведением оценки эффективности дистанционного курса и коррекции учебных материалов;

– разрабатывают рекомендации для участников образовательной деятельности по организации работы в период карантина, организует использование педагогами дистанционных технологий обучения, осуществляет методическое сопровождение и контроль за внедрением современных технологий, методик целью реализации в полном объеме образовательных программ;

– осуществляют информирование всех участников образовательной деятельности (педагогов, обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся, иных работников) учреждения об организации работы в период дистанционного обучения;

-организуют разработку мероприятий, направленных на обеспечение освоения образовательных программ учащимися; определяет совместно с педагогами систему организации учебной деятельности обучающихся в период отмены занятий или введения ограничительных мероприятий: виды, количество работ, форму организации;

-обеспечивают методическую помощь преподавателям, которые не имеют достаточного опыта использования электронных ресурсов в ежедневной практике обучения, сроки получения заданий обучающимися и предоставления ими выполненных работ;

– организуют беседы для родителей (законных представителей), обучающихся о соблюдении карантинного режима с целью обеспечения сохранности жизни и здоровья обучающихся.

– анализируют деятельность школы в период карантина;

– вносят коррективы и изменения в расписание занятий;

В обязанности классного руководителя входит:

– доводить до сведения родителей (законных представителей) и обучающихся информацию о переходе на дистанционное обучение, сообщает об итогах учебной деятельности их детей в период карантина, в том числе в условиях применения дистанционных технологий обучения и самостоятельной работы обучающихся;

-проводит разъяснительную работу с обучающимися о том, что переход на дистанционное обучение не освобождает от необходимости регулярной учебной работы и текущего контроля успеваемости, о необходимости соблюдения санитарно-противоэпидемических мер;

-организует ежедневный мониторинг обучающихся, фактически присутствующих на уроках и тех, кто по болезни временно не участвует в образовательном процессе (заболевшие обучающиеся). В случае отсутствия детей на занятиях классный руководитель связывается с родителями, выясняет причины, информирует администрацию школы;

-выявляет материально незащищенные семьи обучающихся, которые не имеют необходимой техники для возможности учиться дистанционно;

-контроль  обучающихся из группы риска своего класса: их местонахождение, участие в образовательном процессе, выполнение домашних заданий. 

Учитель-предметник в период дистанционного обучения:

– определяет удобные ресурсы и приложения для дистанционной формы обучения по своему предмету;

– отражает в рабочей программе по учебному предмету применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

– корректирует рабочие программы, проводит внутреннее распределение часов по типам занятий (вместо лекций и семинаров в очной форме – работа по e-mail, телеконференция, форум, онлайн- консультация, работа с интернет-ресурсами, виртуальный класс. Вносит изменения в календарно-тематический план курса с почасовой разбивкой на изучение каждой темы и указанием видов деятельности для проведения занятий;

-планирует свою педагогическую деятельность с учетом системы дистанционного обучения, создают простейшие задания, разрабатывает к каждому занятию карты урока;

– продумывает формат организации онлайн-уроков, структуру и этапы, используя такие формы дистанционных образовательных технологий. Записывает (при возможности) урок на видео, формируя банк видеоуроков;

– организует помощь обучающимся в самостоятельном освоении учебного материала через предоставление опорных конспектов, схем, подготовку тренировочных упражнений, проведение консультаций;

– оценивает деятельность обучающихся. Отметки, получаемые обучающимися в учебной деятельности с применением электронного обучения засчитываются как текущие;

-выставляет ежедневно оценки в электронный журнал, выражают свое отношение к работам обучающихся посредством всех видов обратной связи;

-записывает в соответствии с рабочей программой согласно расписанию занятий в журнал и GOOGl-таблицу темы уроков (учебных занятий). При условии организации учебной деятельности с применением электронного обучения в графе «Домашнее задание» размещается ссылка на электронный ресурс;

-обеспечивает регулярность домашних заданий, соблюдение графика предоставления домашнего задания и сроков его исполнения в соответствии с нормами СанПиН;

-организует обратную связь с обучающимися и родителями (законными представителями) любыми доступными и удобными способами (через социальные сети, мессенджеры, электронную почту, телефонную связь);

-составляет инструкцию по обучению, с которой знакомят обучающихся, их родителей (законных представителей);

-поддерживает связь с классным руководителем, передаёт информацию об отсутствующих учениках, не приступивших к онлайн-уроку, об учениках, которые своевременно не выполняют домашнюю работу;

В условиях карантина каждый учитель, родитель, ученик столкнулись с многочисленными проблемами, которые необходимо было преодолевать. От нас требовалось мобилизовать силы и средства, оценить имеющиеся ресурсы. В процессе работы выяснилось, что не у всех детей и родителей есть возможность доступа к ЭШТО, у кого-то низкая скорость интернета, у кого-то просто отсутствие мобильного телефона или ноутбука. Поэтому переход на удаленное обучение, прежде всего, требовал в данной обстановке индивидуального подхода к каждому ребёнку и даже педагогу. Но результат от нас требовался один – реализовать право каждого ребенка на образование. Поэтому перед школой в настоящий момент стоит задача приобретения современного оборудования программного обеспечения, доступа к сети «Интернет» (также увеличение скорости интернета), расширение материально-технической базы, для организации более качественной работы в период электронного обучения с использованием дистанционных технологий, так как период карантина выявил проблемные зоны в материальной базе.

Моя первоочередная задача как заместителя директора по УВР состояла в том, чтобы создать расписание максимально доступное, при этом необходимо было рассмотреть возможность доступа к домашнему заданию всех участников образовательных отношений. Сначала мы использовали только ЭШТО. Классные руководители переправляли в своих чатах кипу заданий от учителей-предметников. Это создавало массу трудностей и вопросов, увеличивало объем переписок и затраченного времени. В последующем мне пришла идея составить расписание в Googl-таблице.

Могу сказать, что учителя сначала не очень радушно встретили эту идею. Поскольку, это снова требовало освоение новых технологий, той же googl-таблицы. Такую возможность оценили родители и дети, а в последующем и педагоги. Все задания были в одном месте. Лично для меня, это было удобно тем, что я могла увидеть, что задают детям и в каком объёме, а сами педагоги могли регулировать объём и количество заданий. Учителю начальной школы в этом плане проще. А когда это класс, в котором, каждый предмет ведёт отдельный преподаватель? Через ЭШТО увидеть это нельзя, т.к. каждый преподаватель видит только свой предмет. Также, данное расписание содержит в себе все ссылки на онлайн-созвоны (дистанционные уроки), что упрощало задачу контроля для администрации.

Особенно трудно было педагогам в возрасте. Как они обучались? С каждым учителем вопрос отрабатывался индивидуально. Кому-то помогала создавать googl-аккаунты, а кому просто давала консультацию по телефону.

Есть множество технологий, которые делают удалённую учёбу доступной. Лучше всего использовать несколько видов коммуникации. Это делает учёбу максимально эффективной. 

В своей работе педагоги использовали платформу Zoom и ее инструменты для проведения уроков. В ней можно вести индивидуальные, парные, групповые работы, создавать «кабинеты» для групп, вести мозговые штурмы на доске, заниматься с использованием онлайн-сервисов. Учителями активно используется платформа «Учи.ру», на которой разработаны интерактивные упражнения по всем предметам для начальной школы, много курсов для основной и старшей школы. Но на платформе отсутствует теоретический материал, поэтому для восполнения недостатка лекционного учебного материала педагоги обращаются к порталам «Российская электронная школа» и «Московская электронная школа». РЭШ – это бесплатный ресурс, содержащий готовые уроки, построенные в логике ФГОС (https://resh.edu.ru/). Каждый урок содержит: блок целеполагание, видеоматериал, задания на отработку, контрольные задания двух вариантов. Для отработки практических навыков, контроля знаний активно используется платформа ЯКласс (https://www.yaklass.ru/). Педагоги могут сразу увидеть результаты выполнения проверочных работ обучающихся и выставить отметки, а ученики – провести работу над ошибками. Очень удобно и быстро.  Сайт interneturok.ru (https://interneturok.ru/) содержит качественные ролики по всем предметам, правда часть контента доступна только по платной подписке. Также применялись бесплатные видеоуроки от ООО «Инфоурок» – (https://infourok.ru/videouroki ). Очень удобной платформой для реализации смешанного обучения является Core – онлайн-платформа конструирования образовательных материалов и проверки знаний с обратной связью и электронным журналом. С ее помощью учитель может создавать интерактивные уроки, интерактивные рабочие листы, наполнять урок видеоматериалами, текстами, интерактивными заданиями. Инструменты конструирования урока – самые разнообразные: опрос, упражнение, тест и др. 

Есть педагоги, которые использовали интерактивную рабочую тетрадь «Skysmart», где собраны задания по основным школьным предметам: математика (в том числе алгебра и геометрия для средних и старших классов), русский язык, обществознание и английский язык.

Для подготовки к ЕГЭ и ГИА педагогами использовались следующие ресурсы: образовательные сайты, на которых выпускники выполняли демонстрационные задания в формате ЕГЭ, тесты в режиме online, интерактивные доски и плакаты (Linoit.com), предназначенные для групповой работы по созданию интерактивных холстов по определенной теме для изучения или закрепления учебного материала. 

Для нашей школы карантин был непростым, но и плодотворным периодом. Многие педагоги нашей школы освоили огромное количество платформ, которые мы изучали и также через методическую деятельность. Но тут ситуация заставила педагогов не просто с ними ознакомиться, а целиком в них погрузиться. Каждая платформа и ресурс имеют свои положительные моменты, но и недостатки, поэтому каждый педагог самостоятельно определяет, что ему удобно использовать в своей работе, в рамках преподаваемого предмета. Так как одна платформа может быть удобна для одного предмета, но неудобна для другого.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что дистанционное обучение имеет ряд минусов:

– отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем;

– все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием исключаются, а когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус;

-для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащихся;

-необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность;

– как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий;

-отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который является мощным побудительным стимулом;

– в дистанционном образовании основа обучения только письменная. Для некоторых отсутствие возможности изложить свои знания в словесной форме может превратится в камень преткновения;

– перенасыщенность времени работы с компьютерной техникой;

Для меня как для завуча, период дистанционного обучения был очень непростым. Где-то приходилось быть психологом, консультантом, где-то системным администратором, также я отслеживала нерадивых учеников, поддерживала связь с родителями. При этом нужно было не забывать быть матерью своего ребёнка, который находился рядом 24/7. У некоторых наших педагогов по нескольку детей школьного возраста и один компьютер в доме.

На мой взгляд, дистанционное обучение- «это временная вынужденная мера» (о чём говорит спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко), которая позволяет заменить стандартное классно-урочное обучение во время карантина, но не заменять его целиком.

 

 

 

 

 

 

 

 

Опыт организации эффективной работы школы при дистанционном обучении.
Пролистать наверх