Развитие связной речи дошкольников в процессе реализации познавательно-исследовательских проектов  

автор: Ихьянова Ольга Станиславовна

воспитатель МАДОУ “Буратино” город Когалым

Развитие связной речи дошкольников в процессе реализации познавательно-исследовательских проектов

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Буратино»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬСТИ

«ПРОЕКТ, РАБОТАЮЩИЙ НА ЗДОРОВЬЕ»

Разработала: Ихьянова О.С.

Воспитатель

Когалым, 2018

 

Среди трудностей, с которыми приходится сталкиваться родителям младшего школьника, ученые и педагоги-практики в первую очередь отмечают интеллектуальную пассивность. Речь идет о том, что в обиходе называется «не хочет думать». Характерно то, что в остальном такие дети не хуже других: они внимательно слушают учителя, старательно и обычно аккуратно выполняют ту часть работы, где достаточно простое копирование (скажем при переписывании текста упражнения или задачи). Трудности начинаются лишь там, где требуются умственные усилия.

По мнению ученых, причины умственной пассивности обычно связаны с бедностью интеллектуальных впечатлений, неразвитостью интересов в дошкольном детстве. А это значит, что родители и педагоги не обеспечили своевременное развитие познавательной сферы ребенка. Поэтому одним из важнейших направлений в работе с детьми дошкольного возраста является развитие их познавательной сферы.

Педагогические исследования показывают, что главная проблема образования – потеря живности, притягательности процесса познания. В последние годы увеличилось число дошкольников, не желающих идти  в школу; успеваемость детей падает; снизилась положительная мотивация к занятиям. Как же поправить ситуацию?

Большинство специалистов осознают необходимость развития каждого ребенка как самоценной личности. Однако педагоги затрудняются в определении факторов, влияющих на успешность продвижения ребенка в образовательном процессе.

Цель моей консультации – помочь педагогам овладеть технологией проектирования, позволяющей развивать творческие способности дошкольника. В ее основе лежит идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение. По определению В.Ротенберга (2001), поисковое поведение – это напряжение мысли, фантазия, творчество в условиях неопределенности. Подавление детской инициативы всегда блокирует поисковое поведение, из-за чего может развиться пассивная позиция в будущем (в школе и в жизни), когда при каждом столкновении с трудностями человек капитулирует. Технология проектирования требует от педагога терпения, любви к ребенку, веры в его возможности. Она не вписывается в существующие формы дошкольного воспитания и обучения, что затрудняет ее практическое применение.

Бесспорно, предлагаемая технология не универсальна. Дошкольное образовательное учреждение вообще не может быть монотехнологичным. Но все многообразные технологии должны формировать у ребенка главную потребность – саморазвитие как естественное состояние. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременные условия гуманистического подхода.

Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений, навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры.

Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентировочного подхода к образованию является технология проектирования.

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически (без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов) осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных, социально-политических.

Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т.е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя. Иными словами, проектирование выступает как принципиально иная, субъектная, а не объектная (исполнительская) форма участия в жизни. Субъектность – это способность человека осознавать себя, осознанно выбирать, отдавать отчет в своих действиях, быть стратегом собственного бытия, осмысливать связи своего «Я» с другими людьми.

Метод проектов возник в 1920-х гг. в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи. Он предлагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, считаясь с его личным интересом.

Развитие метод получил в работах В. Килпатрика, Э. Коллингса. Определяя программу школы, работающую по методам проектов, В. Килпатрик писал: «Программа есть ряд опытов, связанных между собой таким образом, что сведения, приобретенные от одного опыта, служат развитию и обогащению целого потока других опытов». Он считал, что только деятельность, связанная с окружающей ребенка реальностью, соответствует детским интересам, и предлагал строить обучение на основе расширения и обогащения индивидуального жизненного опыта учащихся.

Анализируя опыт зарубежной педагогики, Е.Г. Кагаров в 1926 г. писал, что «проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью».

Е.Г. Кагаров выделял четыре отличительные черты проектного метода:

– исходным пунктом обучения служат детские интересы сегодняшнего дня;

– проекты как бы копируют различные стороны бытия;

– дети сами себе намечают программу занятий и интенсивно ее выполняют;

– проект есть слияние теории и практики: постановка умственных задач и их выполнение.

Идеи проектного метода обучения в России появились одновременно с разработками американских педагогов. Универсализация проектного метода и развитие комплексной системы обучения привели к составлению комплексно-проектных программ (1929-1930). Учащиеся, работая на фабриках, заводах, в школьных мастерских, колхозах, на учебно-опытных участках, приобретали лишь те знания, которые в той или иной мере были связаны с выполняемой практической работой. Уровень их общеобразовательной подготовки резко снизился, и постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 г. проектный метод был осужден.

За рубежом судьба проектного метода сложилась иначе. Он активно и успешно развивался в США, Великобритании, Бельгии, Германии, Италии и других странах. Не обошли вниманием этот метод и специалисты дошкольного воспитания. Как в 1950-е гг., так и сейчас, в садах Монтессори на Западе работа с дошкольниками планируется с учетом индивидуальности каждого и интересов всех. Дети составляют планы на день, на неделю, обсуждают их вместе с педагогами, принимают участие в планировании задач на месяц. Дошкольники работают над разными проектами, например: «Мир растений», «Мир животных», «Окружающая среда». Обсуждение и последующая реализация проекта повышает самооценку и ответственность детей.

Одни проекты длятся короткое время (несколько часов, день, неделю), другие занимают месяцы или целый год. Идеи приходят из случайных замечаний, происшествий, вызвавших у детей интерес.

Организация тематических занятий и общих проектов наиболее подходит для детей от 4 лет и старше.

Темы проектов могут быть самыми различными, главное их условие – интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению. Воспитатель, который прислушивается к детям, знает, что их интересует, найдет много тем для проектов. Не произошло ли в детском саду или городе события, которым заинтересовалась вся группа? Не родился ли в семье кого-либо из детей маленький братик или сестренка? Не приехал ли в город зоопарк или цирк?

Сотрудничество российских ученых и практиков с зарубежными коллегами в исследовательских проектах по дошкольному образованию, ориентация педагогов на развитие творческих познавательных способностей детей ускорили внедрение описываемого метода в практику работы российских ДОУ.

Умение пользоваться проектным методом – показатель высокой квалификации педагога, овладения им прогрессивной методикой обучения и развития детей.

 

ТИПЫ ПРОЕКТОВ В ДОУ

Типы проектов отличаются разнообразием. В. Килпатрик называет четыре вида: созидательный (производительный), потребительский, решение проблемы (интеллектуальных затруднений) и проект-упражнение.

В начале ХХ в. профессор Коллингс предложил следующую классификацию учебных проектов:

– игровые – детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

– «экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

– «повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной, художественной, музыкальной формах;

– «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, приготовление винегрета, устройство клумб.

К концу ХХ в. получили развитие новые виды проектов. Е. Полат (1999) характеризует проекты в соответствии с их типологическими признаками: количеством участников, доминирующим методом, характером контактов, способом координации, продолжительностью.

Ориентируясь на эти признаки, автор предлагает свой вариант типологии проектов, актуальных для дошкольного образования.

  1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
  2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности.
  3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
  4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).
  5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
  6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

Исследовательские проекты

Требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата. В последние годы исследовательские проекты активно завоевывают пространство общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования и все больше интересуют специалистов ДОУ.

Информационные проекты

Цели: собрать информацию о каком-то объекте, явлении, а потом ознакомить с ней участников, проанализировать и обобщить факты.

Структура информационного проекта: получение и обработка информации, результат (доклад, альбом с рисунками и фотографиями), презентация.

Творческие проекты

Они не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату, интересам участников проекта. Воспитатель и дети договариваются о форме представления результатов (сказка, фильм, драматизация, праздник, оформление интерьера). Однако оформление результатов проекта требуют четко продуманной структуры в виде сценария фильма, программы концерта.

Творческие проекты разнообразны, как и виды художественно-продуктивной деятельности, осваиваемые детьми. По содержанию они отражают взаимоотношения: ребенок – семья; ребенок – природа; ребенок – рукотворный мир; ребенок – общество и его культурные ценности.

Можно классифицировать творческие проекты по преобладающему мотиву (выражение субъективного отношения, доставление радости, оказание помощи, совместное творчество или деятельность); по доминирующему виду творчества (игровое, изобразительное, конструктивное, художественно-речевое, театральное, музыкальное); по форме представления результата (панно, конструкция, спектакль, концерт, презентация).

Игровые (приключенческие) проекты

Структура игровых проектов только намечается, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в придуманных ситуациях.

Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

Практико-ориентировочные проекты

Их отличает четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников. Практико-ориентировочный проект требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах (корректировка усилий, обсуждение результатов и способов их внедрения в практику, оценка проекта).

Открытые проекты

Наиболее распространено проектирование внутри одной возрастной группы. Педагоги и дети не испытывают трудностей, поскольку хорошо знают творческие возможности и социальные качества друг друга; имеют представления о предметно-пространственной среде группы. Однако замыкаться в своем коллективе не следует. Контакты с другой возрастной группой необходимы ребенку для его социального развития, расширение сферы общения.

Более трудны в организации контакты и проекты внутри ДОУ (например, «День здоровья», «Неделя сказки»). Они требуют высокого уровня развития управленческих умений у педагогов, поскольку необходимо определить актуальную проблему, продумать условия и форму детских проектов.

Наиболее сложны открытые проекты, реализующиеся в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями. Но именно они дают высокий результат в развитии ребенка, расширяя пространство его жизнедеятельности.

Индивидуальные и коллективные проекты

Индивидуальный проект. Выполняется автономно, предназначен для обогащения культурного опыта ребенка. Ценность индивидуального проектирования неоспорима,  поскольку ребенок учиться проявлять инициативу, переживать ошибки и достижения, демонстрирует способности.

Однако дети в душе коллективисты, они хотят взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Дети учатся объединяться в подгруппы, вместе обсуждать пути осуществления замысла, поэтапно планировать и согласовывать свои действия, распределяя между собой обязанности и задания, помогать друг другу.

Опыт коллективного творчества приобретается на фоне совместных положительных переживаний, способствующих развитию дружеских взаимоотношений между детьми.

Дети чувствуют себя несчастными, когда они вне коллектива. Поэтому для детского развития необходимы парный, групповой и фронтальный проекты.

Парный проект. Осуществляется парой (парами), участников. Дети приобретают навыки сотрудничества, учатся действовать вместе на одном пространстве, решают общую проблему, выбирают адекватные способы решения.

Групповой проект. Осуществляется группой участников (от 3 до10-12 человек).

Фронтальный (коллективный) проект. Выполняется всем коллективом.

Краткосрочные проекты. Направлены на решение небольшой проблемы или части более крупной. Они могут быть реализованы на одном или нескольких специально организованных занятий, в рамках совместной со взрослыми или самостоятельной детской деятельности (исследование свойств льда; изучение деятельности художника в мастерской).

Проекты средней продолжительности. Рассчитаны на решение проблемы в течение нескольких дней, недель (подготовка к празднику, экскурсии; сочинение и постановка сказки).

Долгосрочные проекты (от одного до нескольких месяцев). Решают крупную проблему, для преодоления которой требуются усилия и достаточное время (например, исследование своей родословной).

ПОЭТАПНОЕ РАЗВИТИЕ

ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Первый этап

Проектная деятельность дошкольника развивается поэтапно. До 5 лет ребенок развивается на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе  проблемы и способов ее решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому. Внимательное отношение  к потребностям детей, изучение их интересов позволит без труда определить проблему, «заказываемую» детьми. Как показывает практика, дети с удовольствием выполняют задания, предлагаемые воспитателем. Интерес к содержанию проекта зависит от удовлетворения разнообразных интересов ребенка; реализации его потребностей в активной деятельности, самовыражении; увлеченности совместной деятельностью со взрослыми.

Алгоритм действий

1-й шаг – интригующее начало, отвечающее потребностям детей, обозначение взрослым проблемы.

2-й шаг – определение взрослым цели проекта, его мотивация.

3-й шаг – привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана.

4-й шаг – совместное движение взрослых и детей к результату.

5-й шаг – совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.

Первые попытки детей самостоятельно решить проблему необходимо замечать и поощрять, сообщая ребенку о его успехах: «Ты быстро придумал!»; «Хорошо, что ты вовремя пришел на помощь!» Это помогает ребенку осознать свое поведение, понять, что он делает правильно, где допускает ошибки.

Участие в проекте «на вторых ролях», действие по прямому предложению или в подражание взрослому не противоречат природе маленького ребенка, так как в этом возрасте еще сильна потребность сохранить положительное отношение к взрослому, развита подражательность.

Второй этап

К концу пятого года жизни дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность, ребенок способен сдерживать свои импульсивные побуждения, терпеливо выслушивать педагога и сверстников. Перестраиваются отношения со взрослыми: дошкольники реже обращаются к ним с просьбами, активнее организуют совместную деятельность со сверстниками, у них развивается самоконтроль; они способны достаточно адекватно оценить поступки, как собственные, так и сверстников. Они принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения намеченного результата.

Алгоритм действий

1-й шаг – выделение (взрослыми или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон.

2-й шаг – совместное определение цели проекта, предстоящей деятельности, прогноз результата.

3-й шаг – планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых, определение средств и способов реализации проекта.

4-й шаг – выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослых.

5-й шаг – обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.                                                     

6-й шаг – совместно с детьми определение перспектив проектирования.

Можно видеть, что на втором этапе активность педагога несколько снижается. Он не столько генерирует свои идеи, сколько подключается к реализации идей воспитанников. Взрослому важно увлечься тем, что интересно детям, помочь им расширить цели и задачи.

Третий этап

Алгоритм действий

1-й шаг – выделение проблемы (детьми, либо взрослыми), отвечающий потребностям детей или обеих сторон.

2-й шаг – самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата.

3-й шаг – планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнера), определение средств реализации проекта.

4-й шаг – выполнение детьми проекта, творческие споры, достижение договоренности, взаимообучение, помощь детей друг другу.

5-й шаг – обсуждение результата хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.

6-й шаг – определение перспективы развития проектирования.

На третьем творческом этапе развития проектной деятельности у детей наблюдается высокий уровень интереса, обусловленного познавательным и личностным развитием.

Принимая решение использовать технологию проектирования в ДОУ, воспитатели должны ориентироваться на зону актуального и ближайшего развития своих воспитанников. Проектирование – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Активное включение воспитанника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы деятельности в социокультурной среде.

Рассмотрим алгоритм планирования и организацию проектной деятельности детей и взрослого на конкретном примере.

Первый этап – выбор темы проекта.

Основой для выбора темы проекта: «Проект, работающий на здоровье» послужила годовая задача программы воспитания и обучения нашего ДОУ: «Повышение качества физкультурно-оздоровительной работы при подготовке детей к школе». При этом учитывались интересы детей, их проблемы и затруднения, жизненные события (рождение братьев и сестёр). В своей работе я опиралась так же на «Программу для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей шестого года жизни» («Из детства – в отрочество»), в которой сформулированы задачи, направленные на укрепление психического и  физического развития ребенка. Цель всей моей деятельности: «Обеспечить охрану здоровья и жизни детей».

Перед проживанием проекта решила организовать экскурсию во «Дворец Спорта». После посещения, вызвала детей на эмоциональный разговор  об увиденном, в процессе которого дети делились впечатлениями, пытались изобразить действия гимнастов, футболистов, захотели сами заниматься спортом. При обсуждении экскурсии задала детям провокационные вопросы:

– Зачем нужен «Дворец Спорта»?

– Для чего люди занимаются спортом?

– Что еще укрепляет здоровье?

– Можем ли мы сохранить и укрепить свое здоровье?

– Как это сделать?

Дети были не готовы дать конкретные и точные ответы. Предлагаю расспросить родителей, товарищей, начать сбор информации о здоровье, способе его укрепления и факторов, отрицательно влияющих на рост и развитие детей.

Таким образом, не только помогаю детям погрузиться в тему, но и незаметно подвожу к проблемной ситуации, в процессе которой они продумывают свой способ действий. Так обучение из чисто спонтанного становится спонтанно-реактивным: ребенок, по-прежнему, в обучении ориентирован на себя и свои желания, но уже способен принять программу взрослого, трансформируя ее в свою собственную.

Второй этап – планирование проектной деятельности.

  1. Определение сроков проживания темы (несколько месяцев, практически учебный год).
  2. Определение задач развития детей в проектной деятельности:

-В разных сферах детской деятельности (игровой, музыкальной, театральной, изобразительной, познавательной и др.) использовать содержание, направленное на формирование привычки к здоровому образу жизни.

-Формировать умение при изучении проблемы опираться на схемы, таблицы (строение человека, глаза и т.д.), закрепить знания о разных частях тела и их назначении в жизни человека, проводить элементарные опыты, фиксировать их результаты.

-Формировать чувство осторожности, прививать знание основ безопасности.

-Помочь детям осознать, что здоровье является главной ценностью каждого человека и за него он отвечает сам: рассказывать детям о достижении взрослых и детей в вопросах, связанных с формированием их здоровья (у известной фигуристки было слабое здоровье, но занятия спортом укрепили его и принесли ей мировую известность и т.п.), обсуждать и осуждать вредные привычки.

  1. Определение ориентиров психолого-педагогического мониторинга:

– умение детей взаимодействовать в микрогруппах в разных позициях: обучаемого и обучающего;

– умение передавать в рисунке свое настроение с помощью различных выразительных средств;

– умение собирать информацию, выделять главное;

– умение проводить элементарные опыты.

  1. Составление плана проектной деятельности.

 

Перспективное планирование «Проект, работающий на здоровье»

 

Месяц Цель Виды деятельности Работа с родителями
Октябрь   Познакомить детей с объектами социальной действительности: Дворец спорта и Ледовый дворец, их назначением. Воспитывать интерес к физкультуре и спорту, как способу сохранения и укрепления здоровья. Расширить сферу общения детей путем привлечения к проекту параллельной группы №6. 1. Экскурсия во «Дворец спорта»:

   а) знакомство с назначением «Дворца спорта»;

   б) беседа о важности занятий физкультуры и спорта в укреплении здоровья человека.

2. Беседа «Что любят и чего  не любят наши зубы».

3. Спортивный досуг.

4. Экскурсия в «Ледовый дворец «Айсберг»:

   а) познакомиться с еще одним объектом для занятий физкультурой и спортом, его спецификой (каток)

   б) беседа о том, как государство заботиться о сохранении и укреплении здоровья граждан;

   в) рисование «Что я видел в Ледовом дворце?»;

   г) Дидактическое упражнение: «Я бы стал хоккеистом (фигуристом…), потому что…».

5. День здоровья.

6. Театрализованное представление «Чистота залог здоровья»

Начало работы над совместным с родителями «Проектом, работающим на здоровье»:

1) Беседы, ответы на вопросы детей;

2) Отбор фотографий для фотовыставки (совместно с ребенком);

3) Пригласить родителей посетить «День здоровья в детском саду».

Ноябрь   Развивать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности. Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы. 1. Экскурсия в медицинский кабинет:

   а) Знакомство с новым доктором детского сада, медицинским кабинетом, его назначением;

   б) Беседа о здоровье (осанка и плоскостопие).

2. «Фотовыставки «Папа, мама, я  – спортивная семья», «Все занятия важны – для здоровья нам нужны».

3. Исследовательская работа «Наши глаза».

4. Литературная викторина «В гости к Айболиту».

1. Оформить фотовыставку «папа, мама, я – спортивная семья» (дом). «Все занятия важны – для здоровья нам нужны» (детский сад).

2. Папка «Добрых советов» (предложить родителям Дианы, Кати, Ильи описать роль семьи в сохранении и укреплении здоровья детей на примере собственной семьи) (Дети болели 1 раз в год, высокая степень резистентности).

Декабрь   Уточнить и расширить знания детей об организме человека как единой системы.       Приучать к здоровому образу жизни, пропагандировать активный отдых. 1. Беседа «Почему мы двигаемся?».

2. Беседа – рассуждение с опытами «Чудо – нос».

3. Физкультурный досуг «Злюка – Холодюка» (на улице).

1. Привлечь родителей к созданию зимнего городка, горки.

2. Прогулка по снежному городку с родителями.

Январь – Февраль   Научить детей правилам безопасного поведения в зимний и весенний периоды.    Воспитывать желание самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. 1. Познавательная беседа с опытами «Чтобы уши не болели».

2. Занятие «Брат мой в армию идет».

3. КВН «Мы растем смелыми, сильными, умелыми».

1. Рассказ с показом фото брата в армии Риланы (подготовить с родителями).

2. КВН с папами.

Март   Подвести к пониманию того, что люди должны заботиться о своем теле, защищать организм от вредного воздействия. Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни. 1. Познавательное занятие «Кто такие микробы?»

2. Игровой спортивный досуг «Я здоровье берегу – быть здоровым я хочу!».

3. Посещение занятия ЛФК подготовительной к школе группе №2.

1. Приглашение на занятие врача Иванюковой Т.А. (мама Максима) для беседы с детьми.

2. Прогулка с детьми на стадион или в школьный спортивный зал.

Апрель Продолжать знакомить с профессиями людей (повар). Дать представление о здоровой пище. Закреплять умение экспериментировать, на этой основе делать выводы.  1. Игра – эксперимент «Полезная еда».

2. Экскурсия на кухню:

   а) познакомить с пищеблоком, людьми, профессиями;

   б) салат – источник витаминов.

3. Игра – эстафета «Как мы спасали Витаминку».

4. Досуг «Знахарские посиделки».

1. Сбор материала для экспресс – выставки на тему «спортивные успехи семьи…».

2. Разучивание поговорок и пословиц о здоровье.

Май Дать возможность сделать вывод: самая большая ценность человека – здоровье. 1. Праздник здоровья «Поиски клада». Экспресс – выставка на тему «Спортивные успехи семьи».

 

  1. Проектирование и создание развивающей среды в группе в соответствии с темой проекта – схемы, таблицы, фотовыставки, оформление книжного уголка (произведения о здоровье, чистоте, спорте), полочка умных книг, энциклопедия здоровья.
  2. Привлечь инструктора ФИЗО, музыкального работника, методистов, медиков, для участия в проекте.
  3. Определить методы обеспечения темы (на протяжении года). Художественная литература, наглядные пособия, ТСО, музыкальное сопровождение, полочка «умных» книг и т.д.
  4. Определение участия родителей в проживании темы.  Вовлечь родителей для участия в проекте для обеспечения информации, создания развивающей среды, непосредственное участие (встреча с детьми, роль в театральной деятельности).

 

Третий этап – проживание темы проекта.

Можно выделить 2 вида событий. Один задают смысл совместной деятельности и создают эмоционально насыщенное представления детей о здоровье человека. Другой – создаёт необходимые условия для обобщения детского опыта, его осознания и рефлексии.

 

Четвертый этап – рефлексия по теме проекта.

Обычно в конце проживания темы проекта организуется какое-либо яркое событие или общее дело, которое предоставляет детям возможность продемонстрировать полученные в ходе проекта знания и умения, а также выразить своё эмоциональное отношение к происходящему ранее и в настоящий момент. Наступает момент рефлексии. (Праздник здоровья «Поиски клада»). В конце проекта целесообразно задать себе вопросы: «Что мы знали?», «Что хотели узнать?». «Что узнали?». Определяется эффективность проекта, а также уровень эмоционального включения детей в тему.

 

Литература:

1.Из детства – в отрочество. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей шестого года жизни. МОСКВА – 1998 г.

2.Воспитатель ДОУ №1/2007 «Проектная деятельность дошкольников», Кудякова Р.Г., стр.49

3.Технология проектирования в ДОУ Евдокимова Е.С. Творческий центр «Сфера» Москва 2006

4.Детский сад от А до Я №3/2008 «Проектная деятельность детей и взрослых: алгоритм планирования и организации» Абашина В.В., Соколова И.Г., стр.19

5.Ребёнок в детском саду №1/2008 «Метод проектов и познавательное развитие дошкольника» Гладкова Ю.А., стр.2

6.Быть здоровыми хотим Картушина М.Ю. Творческий центр «Сфера» Москва 2004

7.Зелёный огонёк здоровья Картушина М.Ю. Санкт – Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2004

Развитие связной речи дошкольников в процессе реализации познавательно-исследовательских проектов  
Пролистать наверх