Программа коррекции последствий психологических травм у подростков.

Автор: Казакова Лариса Михайловна

ГБОУ Центр “ЛИРА”

Программа коррекции последствий психологических травм у подростков.

Программа  коррекции последствий психологических травм у подростков

автор – Казакова Лариса Михайловна,

педагог – психолог государственного бюджетного образовательного учреждения 

Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи  «ЛИРА»

г. Георгиевска Ставропольского края

Пояснительная записка

В настоящее время дети, подростки все чаще сталкиваются в своей жизни с различными психотравмирующими обстоятельствами: буллингом, насилием, трагическими событиями, смертью близких, потерей одного из родителей в результате развода и т.д. Это события, за которые ребенок не отвечает сам, он бессилен перед ними и не может их предотвратить или как-то на них повлиять, поэтому такие переживания очень мучительны. Таким образом, можно утверждать, что после получения психологической травмы у подростков возникают эмоциональные отклонения, которые, в свою очередь, сказываются на поведении. В зависимости от тяжести психологической травмы могут наблюдаться эмоциональные нарушения различной степени тяжести – от подавленного настроения до посттравматического стрессового расстройства. Вследствие психологической травматизации страдает не только личностная сфера, но и когнитивная сфера, сфера общения и психическое состояние ребенка в целом. При этом у подростка резко сужается круг интересов, появляются отчуждённость и стремление к одиночеству. Регрессивная тенденция часто отражается и на развитии личности, снижается успеваемость в школе, появляются проблемы внимания, чрезмерная раскованность, состояния паники, излишние настороженность и напряжённость.

Становится ясно, что психологическая травма накладывает отпечаток на все дальнейшее развитие личности. Следовательно, подростки, перенесшие психологическую травму, нуждаются в коррекции эмоциональных отклонений. 

Актуальность программы

Актуальность программы  обусловлена поиском и апробацией алгоритма работы и методов, позволяющих в краткосрочном формате оказать профессиональную поддержку подросткам, пережившим психологическую травму; а также предложить методический материал для практикующих психологов.

 Перед психологами образования стоит актуальная и непростая задача – оказание практической психологической помощи детям, перенесшим ту или иную психическую травму. К наиболее распространенным травмам относятся: 

  • смерть одного из родителей или обоих (особо остро переживаются внезапная или насильственная смерти, суициды); 
  • аварии или катастрофы; 
  • развод; 
  • утрата отношений (в т.ч. дружеских привязанностей), ссора с близким другом;  
  • буллинг;
  • гибель домашнего животного; 
  • кража; 
  • предательство; 
  • утрата невинности (сексуальное насилие);
  • события в стране и за рубежом (создают ощущение нестабильности, нарушают состояние базовой безопасности) и т.д 

Травмирующее событие способно резко и неожиданно изменить жизнь подростка, социальную ситуацию развития. Ранее травмированный ребёнок, не имея позитивного опыта разрешения травмы, чувствует себя и оказывается крайне незащищённым, и этот внутренний дефицит физических и эмоциональных сил является предпосылкой для повторной травматизации при стрессовых событиях.

Люди, перенесшие психологическую травму, нередко реализуют жизненный сценарий, направленный на саморазрушение (склонность к суициду, алкоголизм, наркотики, тяга к правонарушениям). Статистика показывает, что  70% насильников в детстве пережили насилие. Причина такой склонности к аутоагрессии может крыться в том, что человека преследует чувство вины, выступающее базовым переживанием любого травматического стресса. Либо человек, переживший травму, стремиться к ее повторению для того, чтобы отреагировать на нее, и невольно подставляет себя под травмирующие ситуации.

Для того чтобы человек продолжал жить свободным от травматических последствий, необходимо помочь ему проработать травматическое переживание, принять его, сделав частью его личной истории. Необходимо сделать так, чтобы воспоминание стало всего лишь фактом, а  не вызывало ощущение эмоциональной вовлеченности.

В результате травмы нарушаются нормальные детско-родительские связи, возникают симбиотические либо вынужденно-дистанцированные отношения между ребенком и родителями. Эти два вида нарушений внутрисемейного общения нередко сочетаются друг с другом: в бытовом отношении наблюдается симбиотическая связь, в то время как эмоциональные контакты существенно ослаблены. При появлении дисфункциональных форм детского поведения родители ощущают свою некомпетентность и беспомощность и невольно способствуют закреплению у ребенка негативных поведенческих стереотипов. Поэтому один из блоков программы направлен на поддержку родителей, гармонизацию детско-родительских отношений.

Программа адресована педагогам-психологам образовательных учреждений. 

Работа с несовершеннолетними может быть организована психологом. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности подростков. В работе могут быть использованы как отдельные методы, так и коррекционные занятия, которые включают в себя комплекс методов. Все занятия проводятся в форме практических занятий частично содержащих информационные блоки.

Целевая группа: подростки 10-15 лет и их родители.

Цель: оказание помощи подросткам в преодолении эмоциональных и поведенческих  последствий  травм.

 Задачи:       

  1. развитие у детей навыков распознавания и выражения собственных чувств;
  2. создание условий для отреагирования ребенком негативных эмоций, связанных с травматическим  опытом;
  3. исследование и модификация искаженных когнитивных  представлений ребенка  о насилии и оказание помощи в формировании адекватных представлений о себе, о ситуации и о других людях; 
  4. создание ресурса;
  1. развитие поведенческих  навыков ребенка, необходимых для конструктивного взаимодействия   со    сверстниками  и взрослыми.
  2. оказание поддержки родителям, гармонизация детско-родительских    отношений.

Новизна программы

 В представленной программе новизна заключается в использовании нового, расширенного, конкретизированного по выявленной проблеме подхода. Восстановление целостности, гибкости и связанности опыта клиента, снижение тревоги.

Практическая значимость 

Условиями успешной  работы является комплексность,  последовательность, дифференцированность, своевременность. 

В реализации данной программы принимают участие педагоги-психологи образовательной организации (психологических центров). 

Ожидаемые результаты:

  • получение детьми позитивного опыта безопасного взаимодействия; 
  • диагностирование степени влияния травмирующей ситуации на эмоциональное состояние;
  • овладение навыками обращения со своими  чувствами, их узнавание и конструктивное отреагирование;
  • преодоление эмоциональных проблем;
  • улучшение психоэмоционального состояния ребенка, овладение навыками саморегуляции  и  релаксации;
  • повышение  уверенности и самооценки, улучшение навыков общения, укрепление детско-родительских отношений.  

Продолжительность работы 

Данная краткосрочная программа включает в себя 16 занятий по 1 академическому часу, проводимых с периодичностью два раза в неделю.

Форма: индивидуальная (индивидуально-подгрупповая).

В соответствии с целью и задачами программа работы состоит из четырех блоков, в тематический план включены занятия, каждое из которых имеет свою направленность, и вместе с тем, позволяет решать одновременно несколько задач.

Тематический план

Блок Задачи  Тема занятия Коли

чество час

Подготовка к проработке травматического переживания у ребенка Формирование взаимодействия и  атмосферы безопасности  Занятие 1: Будем знакомы 1
Обследование, всестороннее изучение Занятие 2: Диагностика 2
Обучение способам релаксации (мышечные, дыхательные, вербальные). Формирование адаптивных моделей поведения, приемов саморегуляции Занятие 3:

Найди свое спокойствие

1
Обучение распознаванию и выражению эмоций, определению разницы между мыслями и чувствами Занятие 4: Город эмоций 1
 Информирование о связи между мыслями, чувствами и поведением как механизме формирования негативных переживаний Занятие 5: Я и мои чувства

 

1
Проработка травмы Помощь в отреагировании переживаний, связанных с насилием (травмой) Занятие 6: Мои секреты

 Письмо обидчику

1
Коррекция эмоциональных реакций, обусловленных травматическим опытом Занятие 7: Горе и потеря 

Занятие 8: Стресс

2
Помощь   в переосмыслении травматичного опыта.

Развитие и укрепление уверенности

Занятие 9. Способы борьбы со стрессом

Занятие 10: Страхи

Занятие 11. Уверенность

3
Поиск ресурсов Содействие в формировании адекватных представлений о семье, ближайшем окружении и самом себе, что может являться ресурсом для преодоления травмы и адаптации к жизни Занятие 12: Моя семья 

 

1
Развитие коммуникативных навыков у подростков, способствующих оказанию помощи и поддержки друг другу Занятие 13: Я знаю свои сильные и слабые стороны. 1
Обучение правилам безопасного поведения в потенциально опасных ситуациях.

Помощь в простраивании будущего

Занятие 14: Я – могу собой гордиться 1
Проработка психотравмирую

щих переживаний у взрослых

Консультативная работа с родителями 

Совместное занятие

Занятие №15

Занятие №16

В меня верят, меня любят, и я могу справиться

1

1

 

Методики, используемые для диагностики

 

№ п/п Название методики Направленность методики
Тест руки (адаптация Курбатовой Т.Н.) показатели агрессии и враждебности
Тест Басса-Дарки диагностика агрессивности
Тест «Рисунок семьи» выявление эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношения в семье
Проективный тест “Человек под дождем” способность преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им
Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан) определение уровня личной тревожности
Проективная методика исследования личности Р. Жиля изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими
Тест на определение тревожности (по Филлипсу) у детей с 7 до 14 лет

возраста.

изучение уровня и характера тревожности у детей младшего и среднего школьного
Методика склонности к отклоняющему поведению А.Н. Орел диагностика склонности к отклоняющемуся поведению
Цветовой тест Люшера функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности
Проективный тест “Несуществующее животное” исследование личности
Тест Кеттела выявляет 14 факторов личности
Опросник  Акцентуации Шмишека акцентуации характера
Полуструктурированное интервью для оценки травматических переживаний детей (разработка Н.В. Тарабриной) выявление травматических переживаний
Опросник Бека уровень депрессии
Тест СAT  оценка собственных эмоциональных переживаний, страхов, тревоги и внутрисемейных ситуаций

Опыт реализации:

  В ходе работы, как правило, удается предупредить эмоциональные и поведенческие нарушения, уменьшить уровень внутреннего напряжения путем отреагирования переживаний. 

Такая работа позволяет повысить эффективность психологической коррекции благодаря применению комплексного подхода к организации психологической помощи. Для восстановления нормального психологического состояния ребенка после пережитой психотравмы большое значение имеет психокоррекционная работа с семьей в целом. 

Литература:

  1. Андреева А.Д. Как помочь ребёнку пережить горе// Вопросы психологии. – 1991. – №2.
  2. Дозорцева Е.Г. Психологическая травма у подростков с проблемами в поведении. Диагностика и коррекция. – М.: Генезис, 2006. – 128 с.
  3. Журавлёва Т.М., Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Помощь детям – жертвам насилия. – М.: Генезис, 2006. – 112 с.
  4. Малкина И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – М.: Эксмо, 2008. – 928 с. – (Новейший справочник психолога).
  5. Шнейдер Л.Б. Материалы курса «Кризисные состояния у детей и подростков: направления школьного психолога»: лекции 5 – 8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. – 88 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа коррекции последствий психологических травм у подростков.
Пролистать наверх