Автор: Калинина Наталья Александровна
Воспитатель МДОУ “Детский сад №2 общеразвивающего вида”, г. Ухта
Дополнительная общеобразовательная программа “Живой песок-1”
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 общеразвивающего вида»
ПРИНЯТА
Педагогическим советом МДОУ «Детский сад №2» от « 31» августа 2021г. протокол заседания № 4. |
УТВЕРЖДЕНА
приказом заведующего МДОУ «Детский сад №2» от « 31» августа 2021г. № 01-14/ 169. |
Дополнительная общеобразовательная программа
«ЖИВОЙ ПЕСОК-1» .
(Название программы)
художественная.
(Направленность)
Возраст воспитанников: 2-3 года.
Срок реализации: 1 год.
Составитель: Калинина Н.А., воспитатель |
г. Ухта, 2021 год
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Комплекс основных характеристик Программы …………………….. | 3 | |
1.1. | Пояснительная записка ………………………………………………………………. | 3 |
1.2. | Цель и задачи Программы ……………………………………………………… | 4 |
1.3. | Содержание Программы……………………………………………………………………….. | 4 |
1.4. | Планируемые результаты Программы ………………………………………… | 9 |
Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий Программы… | 10 | |
2.1. | Календарный учебный график………………………………………………….. | 10 |
2.2. | Условия реализации Программы……………………………………………….. | 10 |
2.3. | Форма контроля………………………………………………………………….. | 10 |
2.4. | Оценочные материалы…………………………………………………………… | 10 |
2.5. | Список литературы……………………………………………………………… | 11 |
РАЗДЕЛ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка
Направленность Программы – художественная.
Актуальность Программы – на улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое и психическое развитие влияет весь уклад жизни ребенка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых. В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-пространственная среда обеспечивает право и свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие. Наблюдения показывают, что социально-психологические особенности дошкольников предполагают стремление детей участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от времени возникающую потребность в уединении. При этом обеспечивается оптимальный баланс совместных и самостоятельных действий детей. Однако в последние десятилетия все большее внимание привлекают детские стрессы, которые влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость. Детские стрессы – это следствие дефицита положительных эмоций у ребенка и отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервозности в детском учреждении из-за насыщенности воспитательно-образовательного процесса. Как же мы, взрослые, можем помочь ребенку? И здесь нам может помочь игры с кинетическим песком. Даже самые незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития психики ребенка
- взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние;
- с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения;
- игры с кинетическим песком способствуют развитию речи, произвольного внимания и памяти;
- ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа);
- ребенок учится понимать себя и других;
- закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
Игры с кинетическим песком – это возможность выразить то, для чего трудно подобрать словами, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия
Отличительные особенности программы – заключается в использовании сказкотерапии и песочной терапии как способа уравновешивания эмоционального состояния ребенка, выражения его душевных переживаний, освобождения от страхов, избавления от психологического напряжения, налаживания контактов со взрослыми и сверстниками. Дополнительная общеобразовательная программа «Живой песок-1» разработана на основе авторской программы А.Р. Валиевой «Игры на песке».
Адресат Программы – данная программа адресована детям 2-3 лет.
В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Объём программы: 32 часа
Сроки освоения Программы: 8 месяцев с октября по май (32 недели).
Форма обучения – очная.
Режим занятий – занятия проводятся один раз в неделю, продолжительностью 15 минут.
Особенности организации образовательного процесса – занятия проводятся сюжетно-игровые, практические со всей групповой воспитанников.
- Цель и задачи Программы
Цель Программы – развитие познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей детей, всестороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей в процессе создания образов.
Задачи:
- Познакомить воспитанников с основными свойствами песка.
- Обучить детей различным игровым действиям на песке с использованием природного и бросового материалов, игрушек – миниатюр, разнообразных формочек и т.д.
- Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику рук.
- Способствовать снятию мышечной напряженности, стабилизации эмоционального состояния, преодолению страхов, выработке умения передавать свои ощущения вербальным и невербальным способом.
- Развивать интерес ребенка к экспериментальной деятельности, его любознательности.
- Содержание Программы
Учебный план
Таблица 1
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов |
1. | Тема: «Знакомство с кинетическим песком» | 1 |
2. | Тема: «Знакомство с приемами лепки из кинетического песка» | 1 |
3. | Тема: «Картинки на песке» | 1 |
4. | Тема: «Вот какие у нас листочки» | 1 |
5. | Тема: «Домашние животные» | 1 |
6. | Тема: «Фигуры» | 1 |
7. | Тема: «Башенка» | 1 |
8. | Тема: «Секретные задания кротов» | 1 |
9. | Тема: «Кто выше» | 1 |
10. | Тема: «Вот какая елочка» | 1 |
11. | Тема: «Бусы на елочку» | 1 |
12. | Тема: «Снеговик» | 1 |
13. | Тема: «Новогодняя елочка» | 1 |
14. | Тема: «Наши ладошки» | 1 |
15. | Тема: «Больше-меньше» | 1 |
16. | Тема: «Кнопочки» | 1 |
17. | Тема: «Транспорт» | 1 |
18. | Тема: «Платочки» | 1 |
19. | Тема: «Клад» | 1 |
20. | Тема: «Лягушка» | 1 |
21. | Тема: «Звездочки для наших пап» | 1 |
22. | Тема: «Солнышко» | 1 |
23. | Тема: «Печенье и кексики для наших мамочек» | 1 |
24. | Тема: «Торт» | 1 |
25. | Тема: «Кто скорее?» | 1 |
26. | Тема: «Рыбка» | 1 |
27. | Тема: «Дорожка из камушек» | 1 |
28. | Тема: «Горка» | 1 |
29. | Тема: «Куличики» | 1 |
30. | Тема: «Шла собачка через мост» | 1 |
31. | Тема: «Мяч» | 1 |
32. | Тема: «Песочный праздник» | 1 |
Всего: | 32 |
Содержание учебного плана
Таблица 2
№ п/п | Наименование раздела /темы | Содержание деятельности | Материалы и оборудование | Дата проведения | Дата проведения по факту |
1. | «Знакомство с кинетическим песком» | Знакомить детей с кинетическим песком как художественным материалом. Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику. Воспитывать любознательность, инициативность, интерес. | Кинетический песок, игрушки Киндер, фартуки, лотки, салфетки влажные | 06.10.21 | |
2. | «Знакомство с приемами лепки из кинетического песка» | Продолжаем знакомить детей с кинетическим песком. Демонстрируем, что можно делать с новым материалом (мять, надавливать, скатывать, раскатывать, лепить). Закрепляем с детьми. | Кинетический песок, формочки, фартуки, лотки, салфетки влажные | 13.10.21 | |
3. | «Картинки на песке» | Вызвать интерес к созданию изображений на песке. Показать зависимость характера изображения от свойств материала: рисование контурных картинок палочкой на сухом песке и отпечатки ладошек на влажном песке. Развивать мелкую моторику. Воспитывать любознательность. | Кинетический песок, палочки, фартуки, лотки, салфетки | 20.10.21 | |
4. | «Вот какие у нас листочки» | Вызвать интерес к созданию осенних листочков с помощью формочек на песке. Учить выкладывать красивые листочки на песке. Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы. | Кинетический песок, осенние листья, формочки, фартуки, лотки, салфетки | 27.10.21 | |
5. | «Домашние животные» | Развитие осязательного чувства ребенка и мелкой моторики рук; развитие сосредоточенности. | Кинетический песок, игрушки Киндер, формочки, фартуки, лотки, салфетки | 03.11.21 | |
6. | «Фигуры» | Изучение геометрических фигур; продолжать закреплять представление о свойствах кинетического песка-оставлять отпечатки и держать форму. | Кинетический песок, фигурки из сортера, штампы геометрических фигур, фартуки, лотки, салфетки | 10.11.21 | |
7. | «Башенка» | Знакомить со свойствами кинетического песка-держать форму; развитие сосредоточенности, концентрации внимания, аккуратности. | Кинетический песок, формочки, фартуки, лотки, салфетки влажные | 17.11.21 | |
8. | «Секретные задания кротов» | Развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса. | Кинетический песок, формочки, фартуки, лотки, салфетки. | 24.11.21 | |
9. | «Кто выше» | Знакомить со свойствами кинетического песка-держать форму; развитие сосредоточенности, концентрации внимания, аккуратности. | Кинетический песок, формочки, фартуки, лотки, салфетки влажные | 01.12.21 | |
10. | «Вот какая елочка» | Продолжать учить создавать образ елки в сотворчестве с педагогом и другими детьми. Учить пользоваться стекой. Знакомить с зеленым цветом (по ассоциациям). Развивать чувство формы. Мелкую моторику. | Кинетический песок, стеки, формочки, фартуки, лотки, салфетки влажные | 08.12.21 | |
11. | «Бусы на елочку» | Учить детей вдавливать детали; формировать интерес к работе с песком; развивать мелкую моторику рук. | Кинетический песок, стеки, формочки, камешки Марблс, фартуки, лотки, салфетки влажные | 15.12.21 | |
12. | «Снеговик» | Вызвать интерес к созданию сюжетной композиции в сотворчестве с педагогом и другими детьми (педагог лепит снеговиков, дети –снежки). Развивать чувство формы, мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. | Кинетический песок, формочки, мелкие пуговички, фартуки, лотки, салфетки влажные | 22.12.21 | |
13. | «Новогодняя елочка» | Продолжать учить создавать образ елки в сотворчестве с педагогом и другими детьми. Продолжать учить пользоваться стекой, вдавливать детали. Развивать чувство формы. Мелкую моторику. | Кинетический песок, стеки, формочки, камешки Марблс, фартуки, лотки, салфетки влажные | 29.12.21 | |
14. | «Наши ладошки» | Продолжать закреплять представление о свойстве сохранять отпечатки; формирование нестандартного творческого мышления. | Кинетический песок, камешки Марблс, фартуки, лотки, салфетки влажные | 12.01.22 | |
15. | «Больше-меньше» | Показать ребенку наглядно соотношение -больше-меньше. | Кинетический песок, стаканчики, фартуки, лотки, салфетки влажные | 19.01.22 | |
16. | «Кнопочки» | Закреплять представление о свойстве кинетического песка –держать форму; развитие сосредоточенности, концентрации внимания, аккуратности. | Кинетический песок, конструктор Лего, фартуки, лотки, салфетки влажные | 26.01.22 | |
17. | «Транспорт» | Продолжать закреплять представление о свойстве кинетического песка –сохранять форму отпечатка; учить пользоваться трафаретами; закреплять тему «Транспорт». | Кинетический песок, трафареты, фартуки, лотки, салфетки влажные. | 02.02.22 | |
18. | «Платочки» | Продолжать закреплять представление о свойстве кинетического песка –сохранять отпечатки; развивать умение распределять рисунок в уголках и центре квадрата, прямоугольника, способствовать активизации творческой активности | Кинетический песок, стеки, палочки, фартуки, лотки, салфетки влажные. | 09.02.22 | |
19. | «Клад» | Развитие осязательного чувства ребенка и мелкой моторики рук; развитие сосредоточенности. | Кинетический песок, игрушки Киндер, фартуки, лотки, салфетки. | 16.02.22 | |
20. | «Лягушка» | Учить рисовать на песке то, о чем говорится в стихотворении. Познавание окружающего мира через загадки, стихи. | Кинетический песок, формочки, пуговки, палочки, стеки, фартуки, лотки, салфетки. | 02.03.22 | |
21. | «Звездочки для наших пап» | Продолжать закреплять представление о свойстве кинетического песка –держать форму, владеть стекой. | Кинетический песок, формочки, стеки, фартуки, лотки, салфетки. | 09.03.22 | |
22. | «Солнышко» | Учить рисовать на песке то, о чем говорится в стихотворении. Развивать воображение, фантазию, речь, мелкую моторику рук. | Кинетический песок, палочки, фартуки, лотки, салфетки. | 16.03.22 | |
23. | «Печенье и кексики для наших мам» | Продолжать закреплять представление о свойстве кинетического песка –держать форму. Продолжать учить пользоваться формочками. Воспитывать аккуратность | Кинетический песок, формочки, фартуки, лотки, салфетки. | 23.03.22 | |
24. | «Торт» | Расширять кругозор детей, знакомя их с новыми предметами и явлениями. Развивать любознательность, познавательные процессы. | Кинетический песок, игрушка-персонаж, камешки Марблс, формочки, фартуки, лотки, салфетки, угощенье для детей (конфеты). | 30.03.22 | |
25. | «Кто скорее?» | Развитие фантазии, творчества, воображения, тактильных ощущений, речи. Способствовать формированию эмоционального настроя, усидчивости. | Кинетический песок, игрушка-персонаж, игрушки Киндер, камешки Марблс, формочки, фартуки, лотки, салфетки | 06.04.22 | |
26. | «Рыбка» | Продолжать учить детей вдавливать детали в песок, создавая изображение; формировать интерес к работе с песком; развивать мелкую моторику. | Кинетический песок, формочки, пуговки, камешки Марблс, палочки, стеки, фартуки, лотки, салфетки. | 13.04.22 | |
27. | «Дорожка из камушек» | Развитие фантазии, творчества, тактильных ощущений. Продолжать закреплять полученные знания о свойствах кинетического песка. Способствовать формированию эмоционального настроя, усидчивости. | Кинетический песок, игрушки Киндер, камешки Марблс, фартуки, лотки, салфетки. | 20.04.22 | |
28. | «Горка» | Продолжать закреплять представление о свойстве кинетического песка –держать форму. Развивать мелкую моторику. Воспитывать самостоятельность, аккуратность | Кинетический песок, мягкая игрушка, игрушки Киндер, формочки, фартуки, лотки, салфетки. | 27.04.22 | |
29. | «Куличики» | Развитие фантазии, творчества, тактильных ощущений. Побуждать к развитию самостоятельной деятельности. Продолжать закреплять полученные знания о свойствах кинетического песка. Способствовать формированию эмоционального настроя, усидчивости. | Кинетический песок, мягкая игрушка, игрушки Киндер, формочки, фартуки, лотки, салфетки. | 04.05.22 | |
30. | «Шла собачка через мост» | Вызвать интерес к моделированию мостика, закреплять полученные знания о песке. Развивать мелкую моторику рук. Способствовать формированию эмоционального настроя, усидчивости. | Кинетический песок, игрушка собачка, фартуки, лотки, салфетки. | 11.05.22 | |
31. | «Мяч» | Развитие фантазии, творчества, тактильных ощущений. Продолжать закреплять полученные знания о свойствах кинетического песка. Расширять кругозор детей, знакомя их с новыми предметами. Способствовать формированию эмоционального настроя, усидчивости. | Кинетический песок, игрушка-персонаж, небольшие мячики «ежики» и гладкие, фартуки, лотки, салфетки. | 18.05.22 | |
32. | «Песочный праздник» | Развитие фантазии, творчества, тактильных ощущений. Продолжать закреплять полученные знания о свойствах кинетического песка. Способствовать доброжелательному отношению к сверстникам и к окружающим взрослым. Воспитывать самостоятельность, аккуратность | Кинетический песок, мягкая игрушка, игрушечные тарелки и чашки, стеки, аудиозапись с песней «На машине покачу», фартуки, лотки, салфетки. | 25.05.21 |
1.4. Планируемые результаты Программы
В результате освоения программы воспитанники:
- называют основные свойства кинетического песка;
- осуществляют различные игровые действия с кинетическим песком с использованием природного и бросового материалов, игрушек – миниатюр, разнообразных формочек и т.д.
- повысится тактильно-кинетическая чувствительность, мелкая моторика рук;
- повысится уровень развития познавательная активность.
РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Календарный учебный график
Таблица 3
Дата начала учебного года | Дата окончания учебного года | Количество учебных недель | Продолжительность каникул | Сроки контрольных процедур |
01.10.21г. | 31.05.22г. | 32 неделя | Каникулы не предусмотрены | с 23.05.22г. по 31.05.22г. |
2.2. Условия реализации Программы
Место проведения образовательной деятельности: музыкально – физкультурный зал в корпусе яслей.
Материально-технические условия:
- кинетический песок;
- стеки;
- трубочки для коктейля;
- формочки;
- камушки Марблс;
- конструктор Лего;
- игрушки Киндер;
- мячики «ёжики» и гладкие;
- трафареты;
- лотки под кинетический песок;
- фартуки;
- влажные салфетки.
2.3. Форма контроля
Диагностические мероприятия по отслеживанию результатов усвоения дополнительной общеобразовательной программе позволяют проанализировать успехи дошкольников на каждом этапе обучения.
Форма подведения итогов: показательное занятие «Песочный праздник» с участием родителей (законных представителей) воспитанников.
2.4. Оценочные материалы
Результативность реализации дополнительной общеобразовательной программы «Живой песок-1» определяется в форме педагогической диагностики. В ходе педагогической диагностике используется метод наблюдения за деятельностью воспитанников во время групповых занятий.
Диагностическое обследование проводится в октябре (начало учебного года) и в мае (в конце учебного года). Результаты наблюдения заносятся в таблицу.
Протокол педагогической диагностики воспитанников второй младшей группы по реализации дополнительной общеобразовательной программы «Живой песок-1»
Таблица №4
№ | Имя ребенка | Осуществляет различные игровые действия с кинетическим песком | Называет основные свойства кинетического песка | Проявляет познавательный интерес к деятельности с песком | Состояние мелкой моторики (ловко, уверенно пересыпает песок, берет мелкие игрушки или роняет их, рисует ровные, волнистые линии на песке обеими руками) | ||||
н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | ||
1. |
Все результаты фиксируются в виде условных символов:
– показатель сформировано.
– показатель на стадии формирования.
– показатель не сформирован.
2.5. Список литературы
- Абрамычева О. «Картотека игровых занятий с кинетическим песком для детей раннего возраста». Методическая разработка педагога.
- Кабанова М. «Игры с кинетическим песком для развития ребенка». Методическая разработка педагога.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. – М.:«КАРАПУЗ», 2009. –144с.
- Пусева Ю. «Игры и упражнения с песком». Методическая разработка педагога.
- Янушко Е.А. «Лепка с детьми раннего возраста» (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 80 с.