Дополнительная общеобразовательная программа “Живой песок-1”

Автор: Калинина Наталья Александровна

Воспитатель МДОУ “Детский сад №2 общеразвивающего вида”, г. Ухта

Дополнительная общеобразовательная программа “Живой песок-1”

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 общеразвивающего вида»

 

ПРИНЯТА

Педагогическим советом

МДОУ «Детский сад №2»

от «  31»  августа   2021г.

протокол заседания № 4.

УТВЕРЖДЕНА

приказом заведующего

МДОУ «Детский сад №2»

от «  31»   августа  2021г

№ 01-14/ 169.

Дополнительная общеобразовательная программа

    «ЖИВОЙ ПЕСОК-1» .

(Название программы)

 художественная.

 (Направленность)

 

Возраст воспитанников: 2-3 года.

Срок реализации: 1 год. 

 

Составитель: Калинина Н.А., воспитатель

г. Ухта, 2021 год

СОДЕРЖАНИЕ

 

Раздел I. Комплекс основных характеристик Программы …………………….. 3
1.1. Пояснительная записка ………………………………………………………………. 3
1.2. Цель и задачи Программы ……………………………………………………… 4
1.3. Содержание Программы……………………………………………………………………….. 4
1.4. Планируемые результаты Программы  ………………………………………… 9
Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий Программы 10
2.1. Календарный учебный график………………………………………………….. 10
2.2. Условия реализации Программы……………………………………………….. 10
2.3. Форма контроля………………………………………………………………….. 10
2.4. Оценочные материалы…………………………………………………………… 10
2.5. Список литературы……………………………………………………………… 11

 

РАЗДЕЛ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

 

  1. Пояснительная записка

 

Направленность Программы – художественная.

Актуальность Программы – на улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое и психическое развитие влияет весь уклад жизни ребенка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых. В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-пространственная среда обеспечивает право и свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие. Наблюдения показывают, что социально-психологические особенности дошкольников предполагают стремление детей участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от времени возникающую потребность в уединении. При этом обеспечивается оптимальный баланс совместных и самостоятельных действий детей. Однако в последние десятилетия все большее внимание привлекают детские стрессы, которые влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость. Детские стрессы – это следствие дефицита положительных эмоций у ребенка и отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервозности в детском учреждении из-за насыщенности воспитательно-образовательного процесса. Как же мы, взрослые, можем помочь ребенку? И здесь нам может помочь игры с кинетическим песком. Даже самые незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития психики ребенка

  • взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние;
  • с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения;
  • игры с кинетическим песком способствуют развитию речи, произвольного внимания и памяти;
  • ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа);
  • ребенок учится понимать себя и других;
  • закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Игры с кинетическим песком – это возможность выразить то, для чего трудно подобрать словами, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия

Отличительные особенности программы – заключается в использовании сказкотерапии и песочной терапии как способа уравновешивания эмоционального состояния ребенка, выражения его душевных переживаний, освобождения от страхов, избавления от психологического напряжения, налаживания контактов со взрослыми и сверстниками. Дополнительная общеобразовательная программа «Живой песок-1» разработана на основе авторской программы А.Р. Валиевой «Игры на песке».

Адресат Программы – данная программа адресована детям 2-3 лет.

В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. 

Объём программы: 32 часа

Сроки освоения Программы: 8 месяцев с октября по май (32 недели).

Форма обучения – очная. 

Режим занятий – занятия проводятся один раз в неделю, продолжительностью 15 минут.

Особенности организации образовательного процесса – занятия проводятся сюжетно-игровые, практические со всей групповой воспитанников.

 

 

  1. Цель и задачи Программы

 

Цель Программы – развитие познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей детей, всестороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей в процессе создания образов.

Задачи:

  1. Познакомить воспитанников с основными свойствами песка.
  2. Обучить детей различным игровым действиям на песке с использованием природного и бросового материалов, игрушек – миниатюр, разнообразных формочек и т.д.
  3. Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику рук.
  4. Способствовать снятию мышечной напряженности, стабилизации эмоционального состояния, преодолению страхов, выработке умения передавать свои ощущения вербальным и невербальным способом.
  5. Развивать интерес ребенка к экспериментальной деятельности, его любознательности.

 

  1. Содержание Программы

 

Учебный план

Таблица 1

№ п/п Наименование разделов, тем Количество часов
1. Тема: «Знакомство с кинетическим песком» 1
2. Тема: «Знакомство с приемами лепки из кинетического песка» 1
3. Тема: «Картинки на песке» 1
4. Тема: «Вот какие у нас листочки» 1
5. Тема: «Домашние животные» 1
6. Тема: «Фигуры» 1
7. Тема: «Башенка» 1
8. Тема: «Секретные задания кротов» 1
9. Тема: «Кто выше» 1
10. Тема: «Вот какая елочка» 1
11. Тема: «Бусы на елочку» 1
12. Тема: «Снеговик» 1
13. Тема: «Новогодняя елочка» 1
14. Тема: «Наши ладошки» 1
15. Тема: «Больше-меньше» 1
16. Тема: «Кнопочки» 1
17. Тема: «Транспорт» 1
18. Тема: «Платочки» 1
19. Тема: «Клад» 1
20. Тема: «Лягушка» 1
21. Тема: «Звездочки для наших пап» 1
22. Тема: «Солнышко» 1
23. Тема: «Печенье и кексики для наших мамочек» 1
24. Тема: «Торт» 1
25. Тема: «Кто скорее?» 1
26. Тема: «Рыбка» 1
27. Тема: «Дорожка из камушек» 1
28. Тема: «Горка» 1
29. Тема: «Куличики» 1
30. Тема: «Шла собачка через мост» 1
31. Тема: «Мяч» 1
32. Тема: «Песочный праздник» 1
Всего: 32

 

Содержание учебного плана

Таблица 2

№ п/п Наименование раздела /темы Содержание деятельности Материалы и оборудование Дата проведения  Дата проведения по факту
1. «Знакомство с кинетическим песком» Знакомить детей с кинетическим песком как художественным материалом. Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику. Воспитывать любознательность, инициативность, интерес. Кинетический песок, игрушки Киндер, фартуки, лотки, салфетки влажные 06.10.21
2. «Знакомство с приемами лепки из кинетического песка» Продолжаем знакомить детей с кинетическим песком. Демонстрируем, что можно делать с новым материалом (мять, надавливать, скатывать, раскатывать, лепить). Закрепляем с детьми. Кинетический песок, формочки, фартуки, лотки, салфетки влажные 13.10.21
3. «Картинки на песке» Вызвать интерес к созданию изображений на песке. Показать зависимость характера изображения от свойств материала: рисование контурных картинок палочкой на сухом песке и отпечатки ладошек на влажном песке. Развивать мелкую моторику. Воспитывать любознательность. Кинетический песок, палочки, фартуки, лотки, салфетки  20.10.21
4. «Вот какие у нас листочки» Вызвать интерес к созданию осенних листочков с помощью формочек на песке. Учить выкладывать красивые листочки на песке. Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы.  Кинетический песок, осенние листья, формочки, фартуки, лотки, салфетки  27.10.21
5. «Домашние животные» Развитие осязательного чувства ребенка и мелкой моторики рук; развитие сосредоточенности. Кинетический песок, игрушки Киндер,  формочки, фартуки, лотки, салфетки  03.11.21
6. «Фигуры» Изучение геометрических фигур; продолжать закреплять представление о свойствах кинетического песка-оставлять отпечатки и держать форму. Кинетический песок, фигурки из сортера,  штампы геометрических фигур, фартуки, лотки, салфетки  10.11.21
7. «Башенка» Знакомить со свойствами кинетического песка-держать форму; развитие сосредоточенности, концентрации внимания, аккуратности. Кинетический песок, формочки, фартуки, лотки, салфетки влажные 17.11.21
8. «Секретные задания кротов» Развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса. Кинетический песок, формочки, фартуки, лотки, салфетки. 24.11.21
9. «Кто выше» Знакомить со свойствами кинетического песка-держать форму; развитие сосредоточенности, концентрации внимания, аккуратности. Кинетический песок, формочки, фартуки, лотки, салфетки влажные 01.12.21
10. «Вот какая елочка» Продолжать учить создавать образ елки в сотворчестве с педагогом и другими детьми. Учить пользоваться стекой. Знакомить с зеленым цветом (по ассоциациям). Развивать чувство формы. Мелкую моторику. Кинетический песок, стеки, формочки, фартуки, лотки, салфетки влажные 08.12.21
11. «Бусы на елочку» Учить детей вдавливать детали; формировать интерес к работе с песком; развивать мелкую моторику рук. Кинетический песок, стеки, формочки, камешки Марблс, фартуки, лотки, салфетки влажные 15.12.21
12. «Снеговик» Вызвать интерес к созданию сюжетной композиции в сотворчестве с педагогом и другими детьми (педагог лепит снеговиков, дети –снежки). Развивать чувство формы, мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. Кинетический песок, формочки, мелкие пуговички, фартуки, лотки, салфетки влажные 22.12.21
13. «Новогодняя елочка» Продолжать учить создавать образ елки в сотворчестве с педагогом и другими детьми. Продолжать учить пользоваться стекой, вдавливать детали. Развивать чувство формы. Мелкую моторику. Кинетический песок, стеки, формочки, камешки Марблс, фартуки, лотки, салфетки влажные 29.12.21
14. «Наши ладошки» Продолжать закреплять представление о свойстве сохранять отпечатки; формирование нестандартного творческого мышления. Кинетический песок, камешки Марблс, фартуки, лотки, салфетки влажные 12.01.22
15. «Больше-меньше» Показать ребенку наглядно соотношение -больше-меньше. Кинетический песок, стаканчики, фартуки, лотки, салфетки влажные 19.01.22
16. «Кнопочки» Закреплять представление о свойстве кинетического песка –держать форму; развитие сосредоточенности, концентрации внимания, аккуратности. Кинетический песок, конструктор Лего, фартуки, лотки, салфетки влажные 26.01.22
17. «Транспорт» Продолжать закреплять представление о свойстве кинетического песка –сохранять форму отпечатка; учить пользоваться трафаретами; закреплять тему «Транспорт». Кинетический песок, трафареты, фартуки, лотки, салфетки влажные. 02.02.22
18. «Платочки» Продолжать закреплять представление о свойстве кинетического песка –сохранять отпечатки; развивать умение распределять рисунок в уголках и центре квадрата, прямоугольника, способствовать активизации творческой активности Кинетический песок, стеки, палочки, фартуки, лотки, салфетки влажные. 09.02.22
19. «Клад» Развитие осязательного чувства ребенка и мелкой моторики рук; развитие сосредоточенности. Кинетический песок, игрушки Киндер, фартуки, лотки, салфетки. 16.02.22
20. «Лягушка» Учить рисовать на песке то, о чем говорится в стихотворении. Познавание окружающего мира через загадки, стихи.  Кинетический песок, формочки, пуговки, палочки, стеки, фартуки, лотки, салфетки. 02.03.22
21. «Звездочки для наших пап» Продолжать закреплять представление о свойстве кинетического песка –держать форму, владеть стекой. Кинетический песок, формочки, стеки, фартуки, лотки, салфетки. 09.03.22
22. «Солнышко» Учить рисовать на песке то, о чем говорится в стихотворении. Развивать воображение, фантазию, речь, мелкую моторику рук.  Кинетический песок, палочки, фартуки, лотки, салфетки. 16.03.22
23. «Печенье и кексики для наших мам» Продолжать закреплять представление о свойстве кинетического песка –держать форму. Продолжать учить пользоваться формочками. Воспитывать аккуратность Кинетический песок, формочки, фартуки, лотки, салфетки. 23.03.22
24. «Торт» Расширять кругозор детей, знакомя их с новыми предметами и явлениями. Развивать любознательность, познавательные процессы.  Кинетический песок, игрушка-персонаж, камешки Марблс, формочки, фартуки, лотки, салфетки, угощенье для детей (конфеты). 30.03.22
25. «Кто скорее?» Развитие фантазии, творчества, воображения, тактильных ощущений, речи. Способствовать формированию эмоционального настроя, усидчивости. Кинетический песок, игрушка-персонаж, игрушки Киндер, камешки Марблс, формочки, фартуки, лотки, салфетки  06.04.22
26. «Рыбка» Продолжать учить детей вдавливать детали в песок, создавая изображение; формировать интерес к работе с песком; развивать мелкую моторику. Кинетический песок, формочки, пуговки, камешки Марблс, палочки, стеки, фартуки, лотки, салфетки. 13.04.22
27. «Дорожка из камушек» Развитие фантазии, творчества, тактильных ощущений. Продолжать закреплять полученные знания о свойствах кинетического песка. Способствовать формированию эмоционального настроя, усидчивости. Кинетический песок, игрушки Киндер, камешки Марблс, фартуки, лотки, салфетки. 20.04.22
28. «Горка» Продолжать закреплять представление о свойстве кинетического песка –держать форму. Развивать мелкую моторику. Воспитывать самостоятельность, аккуратность Кинетический песок, мягкая игрушка, игрушки Киндер, формочки, фартуки, лотки, салфетки. 27.04.22
29. «Куличики» Развитие фантазии, творчества, тактильных ощущений. Побуждать к развитию самостоятельной деятельности. Продолжать закреплять полученные знания о свойствах кинетического песка. Способствовать формированию эмоционального настроя, усидчивости. Кинетический песок, мягкая игрушка, игрушки Киндер, формочки, фартуки, лотки, салфетки. 04.05.22
30. «Шла собачка через мост» Вызвать интерес к моделированию мостика, закреплять полученные знания о песке. Развивать мелкую моторику рук. Способствовать формированию эмоционального настроя, усидчивости. Кинетический песок, игрушка собачка, фартуки, лотки, салфетки. 11.05.22
31. «Мяч» Развитие фантазии, творчества, тактильных ощущений. Продолжать закреплять полученные знания о свойствах кинетического песка. Расширять кругозор детей, знакомя их с новыми предметами. Способствовать формированию эмоционального настроя, усидчивости. Кинетический песок, игрушка-персонаж, небольшие мячики «ежики» и гладкие, фартуки, лотки, салфетки. 18.05.22
32. «Песочный праздник» Развитие фантазии, творчества, тактильных ощущений. Продолжать закреплять полученные знания о свойствах кинетического песка. Способствовать доброжелательному отношению к сверстникам и к окружающим взрослым. Воспитывать самостоятельность, аккуратность Кинетический песок, мягкая игрушка, игрушечные тарелки и чашки, стеки, аудиозапись с песней «На машине покачу», фартуки, лотки, салфетки. 25.05.21

 

1.4. Планируемые результаты Программы 

 

В результате освоения программы воспитанники: 

  • называют основные свойства кинетического песка;
  • осуществляют различные игровые действия с кинетическим песком с использованием природного и бросового материалов, игрушек – миниатюр, разнообразных формочек и т.д.
  • повысится тактильно-кинетическая чувствительность, мелкая моторика рук;
  • повысится уровень развития познавательная активность.

 

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОГРАММЫ

 

2.1. Календарный учебный график

Таблица 3

Дата начала учебного года Дата окончания учебного года Количество учебных недель Продолжительность каникул Сроки контрольных процедур
01.10.21г. 31.05.22г. 32 неделя Каникулы не предусмотрены с 23.05.22г. по 31.05.22г.

 

2.2. Условия реализации Программы

 

Место проведения образовательной деятельности: музыкально – физкультурный зал в корпусе яслей.

Материально-технические условия: 

  • кинетический песок;
  • стеки;
  • трубочки для коктейля;
  • формочки;
  • камушки Марблс;
  • конструктор Лего;
  • игрушки Киндер;
  • мячики «ёжики» и гладкие;
  • трафареты;
  • лотки под кинетический песок;
  • фартуки;
  • влажные салфетки.

 

2.3. Форма контроля

 

Диагностические мероприятия по отслеживанию результатов усвоения дополнительной общеобразовательной программе позволяют проанализировать успехи дошкольников на каждом этапе обучения. 

Форма подведения итогов: показательное занятие «Песочный праздник» с участием родителей (законных представителей) воспитанников.

 

2.4. Оценочные материалы

 

Результативность реализации дополнительной общеобразовательной программы «Живой песок-1» определяется в форме педагогической диагностики. В ходе педагогической диагностике используется метод наблюдения за деятельностью воспитанников во время групповых занятий.

Диагностическое обследование проводится в октябре (начало учебного года) и в мае (в конце учебного года). Результаты наблюдения заносятся в таблицу.

 

Протокол педагогической диагностики воспитанников второй младшей группы по реализации дополнительной общеобразовательной программы «Живой песок-1»

Таблица №4

Имя ребенка Осуществляет различные игровые действия с кинетическим песком Называет основные свойства кинетического песка Проявляет познавательный интерес к деятельности с песком Состояние мелкой моторики (ловко, уверенно пересыпает песок, берет мелкие игрушки или роняет их, рисует ровные, волнистые линии на песке обеими руками)
н.г к.г н.г к.г н.г к.г н.г к.г
1.

 

Все результаты фиксируются в виде условных символов:

– показатель сформировано.

– показатель на стадии формирования.

             –  показатель не сформирован.

 

2.5. Список литературы

 

  1. Абрамычева О. «Картотека игровых занятий с кинетическим песком для детей   раннего возраста». Методическая разработка педагога.
  1. Кабанова М. «Игры с кинетическим песком для развития ребенка». Методическая разработка педагога.
  2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. – М.:«КАРАПУЗ», 2009. –144с.
  3. Пусева Ю. «Игры и упражнения с песком». Методическая разработка педагога.
  4. Янушко Е.А. «Лепка с детьми раннего возраста» (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 80 с.
Дополнительная общеобразовательная программа “Живой песок-1”
Пролистать наверх