Автор: Калугина Ольга Анатольевна
музыкальный руководитель МАДОУ ЦРР д/с №101 г. Калининграда
Сценарий тематического интегрированного занятия.
Кубик Разгадайка
Интегрированное занятие для детей старшего возраста
Цели занятия: комплексное развитие музыкальности детей, создание условий для объединения знаний и ощущений детей.
Задачи:
- развивать слуховое и зрительное воображение, ассоциативное мышление;
- развивать музыкальность через объединение различных ощущений: зрительных, слуховых, тактильных, двигательных;
- продолжать расширять знания детей об устном народном творчестве, о произведениях русских писателей;
- воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощённости и творчества в движениях.
Пособия и материалы: разноцветный кубик; цветок, лепестки которого легко прикрепляются-открепляются от серцевинки; иллюстрации сказок; верёвочка, с прикреплённым к ней бумажным или пластиковым «колобком»; отрезы лёгкой синей ткани; детские музыкальные и шумовые инструменты; красный платочек; аудио записи.
Муз. руководитель. Здравствуйте, ребята! У нас сегодня не обычное занятие, а сказочное. Сегодня я увидела, что наш цветочек растерял все свои лепестки. Но я вспомнила, что у нас есть кубик Разгадайка, и с его помощью мы сможем найти потерянные лепестки. Каждая его сторона имеет свой цвет. Мы будем бросать кубик по очереди и соберём все лепестки.
Ребёнок бросает кубик, и дальнейший ход занятия зависит от выпавшего на кубике цвета. По ходу занятия муз. руководитель прикрепляет найденные лепестки к цветку.
Жёлтый цвет
М.р. Ребята, а что каждое утро поднимается в небо и нас встречает?
Дети. Солнце!
М.р. А какой «зверёк-помощник» есть у солнышка?
Дети. Солнечный зайчик!
М.р. Верно! И мы с вами вспомним наш весёлый танец!
Сюжетный танец «Солнечный зайчик»
Стихи Н.Пфеффер (пер. с нем. Л.Степановой; муз. Равоса и Нилсон; модель движений Т. Боровик)
- Зайцу длинноухому, что и говорить (наклоняясь в разные стороны, дети смотрят друг на друга, показывая руками по очереди «заячьи ушки»),
Нравится по лесу быстро бегать во всю прыть. (Активные шлепки по коленям.)
Припев: Я зайчишке серому вовсе не родня, (прыгают на одной ножке, поворачиваясь вокруг себя),
Почему же зайчиком все зовут меня? (Нога выставляется вперёд на пятку, назад на носочек. Движение рук вверх-вниз.)
Я рождён от солнышка, к солнышку привык. (Трепещут ладонями, постепенно поднимая руки вверх.)
Лучик-зайчик солнечный – прыг-прыг-прыг-прыг-прыг! (Чередование движений рук с выбрасыванием пальцев из кулачка.)
- Не люблю я прятаться ночью под кустом (наклоны корпуса в разные стороны с имитацией пряток),
И не ем капусту я (активные скользящие хлопки),
Не верчу своим хвостом. (Покачивания рук из стороны с танцевальным движением бёдер.)
- Даже и на улице, в поле, на лугу
Безо всякой музыки танцевать с тобой могу. (Выполняют лодочку с широко раскрытыми руками. Кружатся с подскоками с сохранением лодочки.)
М.р. У кубика есть ещё одна загадка. Послушайте и отгадайте, о ком она?
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Всё ж попался…
Дети отгадывают.
М. р. Верно. Ведь и колобок наш тоже жёлтого цвета и круглый как солнышко. Я предлагаю вам поиграть в игру «Колобок катится».
Игра-танец «Колобок катится»
(муз. Н. Александровой, автор Н. Щербакова)
Эта игра является вариантом упражнения «Три притопа» С.Рудневой, Е. Павловской и др., но выполняется с большой круглой верёвкой, за которую держатся обеими руками все дети, стоя в большом кругу. К верёвке пришит «колобок» – кружочек из картона или пластика.
Часть 1. Дети делают два энергичных шага к центру и три притопа на месте (перетоп). Музыка и движения повторяются.
Часть 2. «Бежит» верёвка, которую дети пропускают руками по кругу вправо, а на повторение – влево. При этом в правую сторону тянут правой рукой, левой слегка придерживают, а в левую – наоборот.
Синий цвет
М.р. Ребята, посмотрите, выпал синий цвет, как бескрайнее море.
Двигательная импровизация
(К. Дебюсси «Море» или Н. Римский –Корсаков «Море»)
Дети парами берут с двух сторон длинные отрезы синей лёгкой ткани и изображают волны, то поднимая края ткани, то опуская их, соотнося амплитуду движений с динамикой музыки.
Оранжевый цвет
М.р. Ребята, как по-другому можно назвать оранжевый цвет? (Рыжий.) Кто же в русских народных сказках самый известный рыжий герой? (Лиса.) Назовите сказки, в которых мы можем встретить Лисичку.
С помощью иллюстраций, которые демонстрирует муз. руководитель, дети перечисляют сказки.
Зелёный цвет
М.р. Отгадайте-ка, ребятки, мою новую загадку: «…И попала стрела Ивана-Царевича в самое болото…». Отрывок какой сказки вы сейчас услышали? (Рус. нар. сказка «Царевна-Лягушка.) Можно ли эту сказку назвать зелёной? Почему? В каких ещё сказках встречается героини- лягушки?
Ответы детей.
М.р. Ребята, а вы хотите превратиться в весёлых лягушек? Тогда повторяйте за мной:
Вправо – прыг,
Влево – прыг
И потёрли ушки.
Мы теперь не дети,
Мы теперь – лягушки!
Пальчиковая игра «Лягушки»
(М. Ю. Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду», 2010)
Ква-ква, ква-ква-ква! – Дети хлопают в ладоши.
Скачут, скачут на опушке. Шлёпают по коленям.
Ква-ква, ква-ква-ква! – Хлопают в ладоши.
Лупоглазые лягушки. Шлёпают по коленям.
Прыг-прыг – 2 хлопка.
Под листок. Кладут руки на колени.
Прыг-прыг – 2 хлопка.
Под кусток. Скрещивают руки на груди и кладут ладони
на плечи.
Прыг – на кочку Хлопок в ладоши.
И сидят, Кладут руки на голову.
Комара поймать хотят. Качают головой.
З-з-з!.. Вращают указательными пальцами,
постепенно поднимая руки.
Ам! Хлопок в ладоши.
Речевая игра на дыхание «Лягушки»
(М. Ю. Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду», 2010)
Муз. руководитель читает стихотворение. Дети кладут ладони на живот и делают энергичный выдох на слово «ква», активно работая мышцами, стараясь передать возгласами характер текста.
Мы лягушки-кваксы,
Ночь чернее ваксы…
Шелестит трава.
КВА!
Разевайте пасти,
Больше, больше страсти!
Громче! Раз и два!
КВА!
Красным помидором
Месяц встал над бором,
Гукает сова…
КВА!
Под ногами кочки,
У пруда цветочки.
В небе – синева.
КВА!
Месяц лезет выше,
Тише, тише, тише,
Чуть-чуть-чуть, едва:
КВА!
С. Чёрный
Инсценирование с темброво-шумовым аккомпанементом
песни «Про лягушек и комара» (сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко)
Красный цвет
М.р. Красное, красное!
Всё вокруг прекрасное!
Мы платочек красный взяли,
Хороводом дружно встали,
В «Передай платочек»
Дружно поиграли!
Игра «Возьми и передай»
(Л. И. Зайцева «Речевые, ритмические и релаксационные игры для дошкольников», 2013)
Дети встают в хоровод. Один ребёнок держит в руке платок. Сначала он прижимает платок к себе, затем на вытянутой руке передаёт соседу, движения повторяются в соответствии с музыкальными фразами. Ребёнок, у которого остался платок к концу музыкальной фразы, танцует весёлый танец на быструю часть музыки, дети, стоящие в кругу, хлопают в ладоши. Игра повторяется снова.
Возьми платок, потом отдай,
К себе прижми и передай,
Ну а к кому он попадёт,
Тот сразу танец свой начнёт.
Чёрный цвет
М.р. Ребята, какой странный цвет – чёрный. Как вы думаете, что он олицетворяет – добро или зло? Каких злых сказочных героев вы знаете? (Дети вспоминают героев.)
Давайте поиграем с вами в игру: я буду загадывать загадки, если ответ на загадку – добрый персонаж, то вы захлопаете в ладоши, а если злой – нахмуритесь и затопаете.
Он чемпион по кровожадности,
Он рекордсмен по беспощадности.
Он страх наводит на детей.
Он злой разбойник… (Бармалей)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки на всех глядит
Добрый… (Доктор Айболит)
Была у злодея до пят борода,
В театре всех кукол он мучил всегда.
«Подайте мне плётку!» – гремел его бас.
Скажите скорее, кто он?… (Карабас)
Это что за очень странный
Человечек деревянный?
Всюду нос суёт он длинный.
Кто же это?… (Буратино)