Разработка конспекта занятия по познавательному развитию «Удивительная находка» в подготовительной группе.

автор: Карабанова Светлана Юрьевна

воспитатель МБДОУ детский сад “Теремок”

Разработка конспекта занятия по познавательному развитию «Удивительная находка» в подготовительной группе.

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Нижегородской области р.п. Бутурлино

д/с «Теремок»

Разработка  конспекта занятия по познавательному развитию 

«Удивительная находка» в подготовительной группе.

Подготовила: Карабанова Светлана Юрьевна

р.п.Бутурлино

2021 год

Цель: систематизировать и расширить знания детей о древних животных-динозаврах.

 

Задачи :

–  познакомить детей с элементами профессиональной деятельности палеонтолога через практическую деятельность; 

-расширить представления детей о прошлом из жизни динозавров; 

-обогатить активный словарь динозавров (Диплодок, Тираннозавр, палеонтолог, травоядные, сухопутные, плавающие, летающие, хищники); 

-продолжать развивать умение детей общаться и взаимодействовать со взрослым и сверстниками через партнерскую деятельность;

-развитие творческой деятельности детей(создание макета), развивать воображение, эстетический вкус.

 

 

Целевые ориентиры: Систематизирование и расширение знаний детей о древних животных- динозаврах. Проявление любознательности, уверенность в своих силах, способность к волевым усилиям. Положительное отношение к себе и другим. Проявление самостоятельности и инициативы.

 

 Оборудование для педагога: бутафорское яйцо (из папье-маше), яйцо с динозавром, осветительные приборы, игровые модули, мультимедийная установка, усилитель звука, коробка (посылка) с яйцом.

 

Оборудование для детей:  кисти (разной жесткости и ширины) для раскопок (по количеству детей), лупы ( по количеству детей), налобные фонари ( по количеству детей), камни,  песок, лего-конструкторы динозавров в яйце (по количеству детей), макет (для динопарка), макеты гор (из строительной пены), макет вулкана (из гипса), макет долины, динозавры, трек с машинками. 

 

Предварительная работа: беседа» Какие динозавры существовали и почему вымерли?», « Кто такие динозавры?», «Где они жили?», работа   с модулями по схеме, просмотр фрагмента фильма «Мир Юрского периода-2», рассматривание книг: «Динозавры. Полная энциклопедия», «Динозавры и другие пресмыкающиеся», «Атлас Динозавры», просмотр видеороликов «Динопарк в Ставрополе», «Виртуальная экскурсия в мир Динозавров».

 

Словарная работа: палеонтолог, динопарк, останки динозавров, раскопки,

травоядные, сухопутные, плавающие, летающие, хищники.

Ход занятия

Этап совместной деятельности Организация совместной деятельности Деятельность педагога (методы и приемы) Деятельность воспитанников, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов
1.Организационный момент. 

Цель: вовлечь детей в совместную деятельность

-Здравствуйте ребята! Давайте поприветствуем друг друга:

«Улыбнись соседу справа, улыбнись соседу слева

Обними своих друзей, вместе жить нам веселей!

И гостям мы подарим улыбку свою,

И они нам подарят  свою!

Вы улыбнулись и это прекрасно. 

Значит,  гостить будем здесь не напрасно!

Приветствие детей Слушают, выполняют движение в соответствии со словами. 
2. Мотивация к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Ребята, когда я пришла утром в группу, на столе увидела посылку, с интересным знаком. Как  вы думаете, что означает этот знак? (посылку нельзя мочить, нельзя бросать,  переворачивать).  А что в ней может лежать?  (посуда, старинные книги, часы).

(Открывает посылку) 

Ой, что это? (Яйцо) Давайте вспомним животных, которые появляются из яиц? (Крокодила, черепахи, страуса).Вы  совершенно правы, все эти животные появляются из яиц, но обратите внимание на скорлупу. Какое оно? Потрогайте яйцо( оно окаменелое).

Если яйцо окаменелое, значит, оно древнее и ему много лет. Кому же оно может принадлежать? Ребята, обратите внимание (сигнал) специальный выпуск новостей.

Просмотр видеоролика (новости)

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Стимулирует интерес.

Задает вопросы.

Выслушивает ответы детей.

Предлагает потрогать яйцо.

Сосредотачивает внимание на специальный выпуск новостей

Отвечают на вопросы.

Выражают собственные мысли.


Отвечают на вопросы.

Сосредотачивают внимание, слушают.

3. Поиск, решение задачи, проблемы.

Цель.

Освоение новых знаний о динозаврах.

4. Планирование деятельности.

Совместное действие решения задачи, проблемы.

Цель.

Совместное определение конкретных действий.

5.Сюрпризный момент 

Воспитатель: Ребята, а  не то ли это яйцо, которое разыскивают ученые палеонтологи, а как мы можем это  узнать? (варианты ответов)

Воспитатель: Давайте проверим. У меня есть специальный фонарь, сейчас мы просветим яйцо и увидим, что же или кто же там внутри? (светит на яйцо, и видно зародыш динозавра в яйце).

 Кто это, ребята? (ответы детей). Значит, это именно то яйцо динозавра, которое было  найдено на загадочном острове.  Что же нам теперь делать с этим яйцом? (ответы детей). Так давайте  отправимся в захватывающее, а может быть и опасное путешествие на остров, чтобы доставить яйцо. Подождите, в посылке еще что-то есть какая-то схема. 

Воспитатель: Как вы думаете это план – схема чего? (Корабля) Мы должны  построить корабль. Посмотрите внимательно на план – схему. Что есть у корабля? (борта, нос, корма). У нас есть модули, из которых мы можем построить. Внимательно посмотрите, какие модули в этой схеме использованы (названия модулей – куб, цилиндр, призма, арка). Работаем вместе, только от совместных усилий зависит успех. 

Воспитатель: Проверьте, еще раз план-схему   правильно ли построили ? Наш корабль готов! Тогда поспешим зайти на борт и занять свои места. Мы отправляемся.

Звучит музыка  «Шум моря»

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что же нам известно о динозаврах? Кто такие динозавры? (Это древние животные, которые давно вымерли)

Рассказ воспитателя с сопровождением презентации.

Давным – давно, когда даже людей еще не было, а материк был всего один и его окружал океан, жили на земле древние гиганты и назывались они динозавры. «Ужасный ящер», так переводится слово «динозавр» с латинского языка. В течение 150 миллионов лет динозавры безраздельно господствовали на планете. В специально обустроенных гнёздах динозавры откладывали яйца, часто до десяти штук за раз! Эти яйца, круглые или овальные, покрытые твёрдой скорлупой, были довольно маленькими по сравнению с самими ящерами.  Динозавры  были заботливыми родителями. Мамы-динозаврихи – самки, терпеливо высиживали отложенные яйца, и покидали их только для того, чтобы поесть, а иногда оставались голодными, потому что боялись оставить гнездо. А затем динозавры  исчезли.
Вымирание динозавров и многих других живых организмов было вызвано, двумя причинами. Во-первых, происходило постепенное охлаждение климата, во вторых на земле произошла грандиозная катастрофа. Некоторые полагают, что земля столкнулась с гигантским метеоритом. Наступали суровые зимы. 

Воспитатель: рассмотрите динозавров. Все ли динозавры одинаковы? Чем отличаются  (отличаются размером, кожным покровом, формой головы, хвоста). Учёные нашли много видов динозавров: все они отличались друг от друга внешним видом (у некоторых были наросты в виде различных рогов и шипов, длинные шеи, короткие передние лапки, когти, окраской, величиной, средой обитания. Были такие, которые жили в воде, летали в небе, передвигались на двух ногах, были гиганты и карлики. Скажите, на какие два вида делились все динозавры? (Травоядные и хищники). Кто такие травоядные, кто такие хищники?(питались насекомыми, травой, и плотоядные или хищники). Ребята, назовите самого грозного и опасного для всех динозавров хищника, который охотился на животных, так как ел только мясо. Его называют «Король ящеров»(ответы детей). Правильно, это Тираннозавр. А этот динозавр был втрое выше и в десять раз длиннее, чем слон, питался травой и листьями с деревьев, его шея была длинной? (ответы детей). Конечно это Диплодок.   Вот как  много вам известно о динозаврах.

Воспитатель: а знаете ли вы, как называют людей, которые ищут останки динозавров, изучают их и рассказывают людям о своих находках? (ответы детей)

Воспитатель: Ученые, которые изучают останки животных (их кости и окаменелые следы) называют ПАЛЕОНТОЛОГИ (Повторите). Палеонтологи на местах раскопок при помощи инструментов, шаг за шагом аккуратно, откапывают и изучают останки животных. Какие инструменты  используют палеонтологи?(молоток, кисть,зубило ). Они очищают скелет от земли, песка,, извести с помощью инструментов, каждую находку фотографируют, затем эти кости покрывают защитным клеем. Затем собирают скелет животных и помещают в музей. И все это благодаря палеонтологам.

Воспитатель:  Давайте сойдем на берег и посмотри, туда ли мы попали? Да приплыли на остров. Давайте после долгого плавания немного разомнемся.

Физминутка:

У динозавра есть мурашки
Очень крупные везде:
На лбу, на ушах,
На шее, на локтях,
Есть на носах, на животах,
Коленях и носках,
У динозавра есть чешуйки
Есть чешуечки везде
На лбу, на ушах
На шее, на локтях,
Есть на носах на животах
Коленях и носках.

Воспитатель: Ребята, а зачем мы приплыли на остров?

Давайте положим яйцо на солнышко, а сами пойдем исследуем остров.

Посмотрите, вот место раскопок. Здесь  работали палеонтологи и  нашли наше яйцо. 

Воспитатель: Я предлагаю вам стать  палеонтологами и провести свои раскопки. Как вы считаете, какими качествами должен обладать палеонтолог? (терпеливым, здоровым, выносливым, внимательным, аккуратным, обладать хорошей памятью). Разделимся на группы и будем искать.

Перед вами инструменты, которыми пользуются палеонтологи: кисти, щётки (разной жесткости и ширины), лупа, налобный фонарь. Возьмите инструменты. Перед вами старый участок земли, который еще не исследован палеонтологами. Приступайте к работе. Не спешите, работайте аккуратно, чтобы не навредить соседу, помогайте друг другу. От наших общих усилий зависит результат. Смотрите, что то показалось! Что это? А как вы думаете, чей это части скелета скелет?  (Дети находят скелет и яйца динозавра).Мы обязательно передадим в музей наши находки. А яйца возьмём с собой.

Посмотрите, от  жаркого солнца  наш динозаврик  вылупился из яйца (звук динозаврика).

Воспитатель:  Ребята, я вижу впереди долину, и на ней пасутся животные.

А вот и родные нашего малыша! (динозаврика помещают в долину)

Наконец – то они встретились. Посмотрите, как радуется наш малыш! Теперь они заживут дружно и счастливо! 

Воспитатель: Ребята,  пора возвращаться в детский сад. Заходите на борт корабля.

Светит фонариком на яйцо.

Предлагают отправиться в путешествие

Обращает  внимание на посылку

Стимулирует интерес к схеме постройке корабля по схеме

Задает вопросы

Организовывает и вовлекает в совместную  деятельность.

Включает запись с шумом моря

Задает вопрос, стимулируя общение, любознательность.

Поощряет детей к высказыванию.

Рассказывает с использованием презентации

Задает вопросы 

Знакомит с новой профессией и просит повторить

Рассказывает о палеонтологах и  инструментах которые они используют

Предлагает сделать физминутку

Обращает внимание детей на остров где работали палеонтологи

Организует и вовлекает в совместную деятельность.

Предлагает стать палеонтологами и провести собственные раскопки

Рассказывает о правилах работы в группах

Включает запись  звука динозавра  

 

Обращает внимание на долину  динозавров

Предлагает возвращаться в детский сад

Рассматривают что же там  внутри

Дети предлагают варианты действий с яйцом

Выражают собственные желание.

Рассматривают схему. 

Отвечают на вопросы.

Вступают в диалог. Высказывают мнение.

Сосредотачивают внимание, слушают.

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы.

Выражают собственные мысли.

Повторяют 

Сосредотачивают внимание, слушают.

Выполняют движения, в соответствии со словами.

Спокойно приступают к раскопка  с использованием инструментов

Дети находят части скелета и яйца

Дети прощаются с динозавром

6. Самоконтроль, рефлексия

Цель:

Осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всей группы.

Рефлексия.

 Где вы были? Что вы там делали? Что в путешествии было интереснее всего? С чем было труднее всего справиться? Что узнали нового? С какой профессией мы познакомились? (ответы детей).

Инициирует общее обсуждение.

Проявляет интерес к детским высказываниям

Активизирует обсуждения.

Делают выводы, умозаключения, рассказывают о своих чувствах, эмоциях, выражают своё мнение.

Делятся впечатлениями.

Обобщают.

Выражают собственные мысли.

8.Заключительная часть  Воспитатель:А вот и детский сад. Подойдите к столу. Вам, наверное, не терпится посмотреть, что внутри яиц? Давайте посмотрим. Что это ребята,  как вы думаете? (воспитатель собирает и показывает образец Лего-динозавра).

Я вам приготовила сюрприз, вы можете построить настоящий макет динопарка  для своих динозавриков и мы с вами поселим динозавриков в наш  динопарк, который создадим сами? Приступайте, играйте, фантазируйте! Смотрите, какой чудесный  макет динопарка  у вас получается. Наша встреча подошла к концу, но вы можете продолжить увлекательную игру, пригласите своих друзей – одногруппников, родителей и провести экскурсию по нашему динопарку.

Предлагает  сделать макет динопарка у себя в группе 

Организовывает сюрпризный момент.

Дети самостоятельно создают макет динопарка

 

Разработка конспекта занятия по познавательному развитию «Удивительная находка» в подготовительной группе.
Пролистать наверх