ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ ПРЕДМЕТОВ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

автор: Карелина Любовь Николаевна

Воспитатель МБДОУ “Детский сад общеразвивающего вида №101”

“ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ ПРЕДМЕТОВ

В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ”

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ ПРЕДМЕТОВ

В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 

Величина – одно из основных математических понятий, возникшее в древности и подвергшееся в процессе длительного развития ряду обобщений. Общее понятие величины является непосредственным обобщением более конкретных понятий: длины, площади, объема, массы, скорости и т.д. Каждый конкретный род величин связан с определенным способом сравнения соответствующих свойств объектов. Потребность в сравнении всякого рода величин, так же как потребность в счете предметов, возникла в практической деятельности человека на заре человеческой цивилизации.

Математические представления о величине предметов необходимы  в практической жизни каждого человека и их сформированность является условием успешного обучения ребенка в школе. В развитии представлений о величине предметов заложены большие возможности для развития мышления детей. Для правильной и полной характеристики любого предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем оценка других его признаков. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает   существенное влияние на формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности. Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как тесно связанно с развитием способности отождествления, распознания, сравнения, обобщения, подводит к пониманию величины как математического понятия и готовит к усвоению в школе соответствующего раздела математики. Процесс познания ребенка отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Усвоение детьми новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях.

Познавательная деятельность всегда была важным направлением работы дошкольных учреждений. Однако нередко педагоги основное внимание уделяли запоминанию, усвоению и воспроизведению детьми определенных знаний, а не развитию мышления. Поэтому важно, что

этот раздел, согласно Федеральным государственным требованиям, «направлен на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач: развитие сенсорной культуры; развитие познавательно -исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей».

Игра позволяет педагогам и родителям расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

Игра в дошкольном возрасте – один из любимых видов деятельности детей дошкольного возраста. Игра способствует привлечению внимания к поставленной задаче, облегчает работу мышления и воображения, способствуют накоплению чувственного опыта, помогают эстетическому воспитанию детей, развивают творческие способности .

Задачи, которые стоят перед воспитателями при обучении игровой деятельности с целью познания нового:

  1. Рассмотреть понятие о величине и её свойства.
  2. Проанализировать методику ознакомления детей младшего дошкольного возраста с величиной предметов.
  3. Раскрыть возможности использования дидактических игр в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о

величине.

  1. Провести начальное исследование сформированност представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста.
  2. Организовать развивающую работу по формированию представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста

через дидактические игры.

Цель дошкольной подготовки – познакомить детей со свойствами предметов, научить дифференцировать их, выделяя те свойства, которые принято называть величинами, познакомить с самой идеей измерения посредством промежуточных мер и с принципом измерения величин. Результатом определения измерения величины является определенное численное значение, показывающее, сколько раз выбранная мера «уложилась» в измеряемую величину. В младшем дошкольном возрасте рассматриваются только такие величины, как длинна, ширина, высота, в

старшем дошкольном возрасте рассматривают массу, емкость, площадь, время, скорость.

Величина – одно из основных математических понятий возникшее в  древности, и в процессе длительного развития подвергшееся ряду обобщений. Длина, площадь, объем, масса, скорость и многое другое – все это величины. Величина – это особое свойство реальных объектов или явлений.

Длина – это характеристика линейных размеров предмета. В дошкольной методике формирование элементарных математических представлений принято рассматривать «длину» и «ширину» как два разных качества предмета. Длины любых предметов можно сравнивать на глаз,

приложением и наложением (совмещением). При этом всегда можноопределить, насколько больше или меньше данный предмет.

Масса – это физическое свойство предмета, поддающееся измерению. Процесс измерения массы – взвешивание. Кроме взвешивания, массу можно определить прикидкой на руке масса – сложная с методической точки зрения категория для организации занятий с дошкольниками: ее нельзя сравнить на глаз, приложением или измерить промежуточной меркой. Однако «барическое чувство» есть у любого человека, и на его использовании можно построить некоторое количество полезных для ребенка заданий, подводящих его к пониманию смысла понятия

масса.

Емкость – это объем мер жидкости, знакомство с емкостью идет в начальной школе в большинстве случаев.

Площадь – это свойство фигуры занимать определенное место на плоскости. Площадь принято определять в плоских замкнутых фигур. Для измерения площади и качестве промежуточной мерки можно использовать любую плоскую форму, плотно укладывающуюся в данную фигуру. В дошкольном возрасте дети сравнивают площади предметов, не называя это термином «палетка», визуально, путем наложения предметов, путем сопоставления предметов по занимаемому месту на столе, земле. Таким образом, цель изучения формирования представлений о величине предметов в младшем дошкольном возрасте – познакомить детей со свойствами предметов, научить дифференцировать их, выделяя те свойства, которые принято называть величинами, познакомить с самой идеей измерения посредством промежуточных мер и с принципом измерения величин.

Литература

  1. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1996. – 368 с.
  2. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. – М.: Просвещение, 1994. – 224 с.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ ПРЕДМЕТОВ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Пролистать наверх