Адаптация.

Автор: Кацуба Ирина Анатольевна

Воспитатель МБДОУ

Адаптация.

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА В ЯСЛЯХ

Адаптацией считается приспособление человека к новой обстановке. Ясли для малыша – это новое окружение, пространство и отношения. Сюда же входит масса индивидуальных реакций, зависящих от личностных и психологических особенностей. Адаптация ребенка в яслях – это длительный и непростой процесс.

Родители всегда тревожатся, отправляя кроху в ясли. Адаптация ребенка в яслях может пройти как легко и безболезненно, так и с массой сопутствующих проблем.

У детишек все изменения в образе жизни вызывают стресс, отражаясь на физическом и психическом здоровье. Особенно уязвимы дети в раннем возрасте, так как они еще ранимы, слабы и совершенно не готовы к отрыву от родителей. В таком возрасте адаптация в яслях ребенка проходит долго и сопровождается различными заболеваниями.

Сложности во время адаптации:

  1. Возникает нарушение эмоционального состояния малыша. Для этого периода характерны беспокойство, эмоциональная напряженность или же заторможенность.
  2. Малыш часто плачет и стремится к постоянному контакту с родителями, либо же отказывается от этого и сторонится сверстников.
  3. Адаптация ребенка в яслях часто сказывается на сне: малыш ночью может просыпаться и плохо засыпать. Аппетит тоже становится хуже.
  4. Социальные связи крохи имеют особенную напряженность.
  5. Интерес к происходящему вокруг снижается.
  6. Словарный запас сокращается, и новые слова с трудом усваиваются.

Подавленное состояние во время адаптации влияет на общее состояние организма. К тому же, в новом окружении малыш подвергается риску инфицирования вирусной флорой, что приводит к появлению заболеваний. Детские психологи разделяют период адаптации на три типа: легкий, тяжелый и средний. Степень тяжести зависит от сроков нормализации эмоционального состояния ребенка.

Типы адаптации:

  1. Легкая адаптация в яслях ребенка длится не более двух недель. Постепенно у малыша сон приходит в норму, восстанавливается аппетит и интерес ко всему происходящему вокруг, а также налаживаются отношения со сверстниками. При этом с близкими людьми отношения не нарушаются.
  2. Средний тип адаптации сопровождается более выраженными нарушениями в поведении, привыкание длится не менее месяца. Спустя две недели приходит в норму аппетит и сон, настроение при этом неустойчивое, а активность снижена. Может нарушиться стул, появиться бледность и потливость.
  3. Тяжело адаптация ребенка в яслях протекает в редких случаях. Снижаются защитные силы, что приводит к затяжным болезням, поведение становится неадекватным. Аппетит практически полностью отсутствует, малыш почти не спит, днем зачастую агрессивен.

В период адаптации к ребенку нужно относиться с особым вниманием и не оставлять в яслях надолго первое время, чтобы малыш постепенно привыкал к новому окружению и людям. 

 

Как помочь ребенку адаптироваться к яслям?

Предварительно познакомьтесь с будущим воспитателем Вашего малыша и обстановкой в которой ему придется проводить большую часть дня. Побеседуйте с воспитателем об индивидуальных особенностях ребенка, о его предпочтениях и вкусах в еде, играх и игрушках, о протекании режимных моментов. Это поможет воспитателю лучше наладить взаимодействие с малышом с первых дней его пребывания в яслях. Хорошо, если Вы познакомите ребенка с воспитателем, и некоторое время будете ненадолго приводить малыша в ясли на детскую площадку в то время, когда на ней играют дети, а также в группу, где ребенок познакомится с новой обстановкой, с игрушками. Главное – заинтересовать малыша новой для него ситуацией, вызвать у него желание еще раз придти в ясли, предупредить возникновение страха перед незнакомыми взрослыми и детьми.

Даже в том случае, когда ребенок не испытывает особых затруднений при переходе из семьи в дошкольное учреждение, родителям или близким малыша не следует сразу же разлучаться с ним на целый день. Иногда ребенок не сразу понимает, что мама надолго оставляет его одного в незнакомой или малознакомой обстановке. Его переживание одиночества может быть отсроченным, оно может возникнуть спустя несколько дней после первого посещения яслей. Для того чтобы ребенок постепенно привык к новым условиям жизни, следует постепенно формировать у него привычку и желание ходить в ясли. Наилучшим образом адаптация может проходить с участием мамы ребенка.

Есть дети, которые без особых проблем включаются в коллективную жизнь. В таком случае мама может сама ввести ребенка в групповую комнату, а затем попрощаться и уйти, пообещав скоро вернуться. В любом случае, в первые дни лучше забирать ребенка пораньше, поскольку он может переутомиться в новой обстановке.

Если же ребенок не отпускает от себя маму, прижимается к ней и никого не хочет видеть, ей лучше остаться с ним на некоторое время, постараться постепенно ввести его в жизнь группы. Главным моментом в этой ситуации является то, что мама предупреждает ребенка о том, что она ненадолго уйдет и скоро вернется. Важно обратить внимание ребенка на момент возвращения мамы. При этом ребенку нужно обязательно проговорить, что мама не обманула его, она действительно отлучилась только на некоторое время и вернулась к нему. Ребенок должен быть уверен, что мама держит слово. Постепенно время отсутствия можно увеличить.

Признаком завершения периода адаптации является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, его увлеченная игра с игрушками, доброжелательное отношение к воспитателю и сверстникам.

 

А теперь постарайтесь ответить на вопросы анкеты, которая поможет Вам понять, готов ли ребенок психологически к поступлению в ясли.

  1. Какое общение (эмоциональное или предметное) предпочитает малыш?
  2. Как ведет себя ребенок при расставании и встрече с близкими?
  3. Любит ли малыш играть самостоятельно с игрушками?
  4. Нужна ли ему ваша помощь в игре? Каким образом он выражает потребность в сотрудничестве с вами?
  5. Проявляет ли он стремление к самостоятельности в быту (хочет сам есть из ложки, умываться, одеваться и пр.)?
  6. Охотно ли ребенок выполняет поручения взрослых (убрать на место игрушки, принести что-либо, помочь в каком-то деле)?
  7. Как малыш реагирует на незнакомых взрослых? Охотно ли он идет на контакт с ними или проявляет страх, отказывается от общения?
  8. Каким образом он налаживает контакты с “чужими” взрослыми?
  9. Как ребенок относится к сверстникам? Выражает ли он радость, готовность к общению или сторонится других детей?

Если Ваш малыш любит играть с Вами,  спокойно переносит разлуку, может занять себя каким-либо делом, обращаясь за помощью в случае необходимости, охотно выполняет Ваши просьбы и умеет совершать простые действия по самообслуживанию, охотно идет на контакт с незнакомыми людьми, активен и доброжелателен по отношению к сверстникам, Вы можете не тревожиться о том, что у него возникнут серьезные трудности при поступлении в ясли. Он готов к изменениям в своей жизни.

 

Главное оцените какие же плюсы и минусы есть у посещения детского садика? 


+ Ребенок в садике более организован, дисциплинирован.

+ Малыши учатся общаться, делиться и дружить. Кроме этого, ребенок узнает, как постоять за себя, проявляет свой характер. 

+ Дети сразу учатся самообслуживанию, становятся трудолюбивее.

+ Ребята развиваются всесторонне: наблюдают за природой, учатся творчеству.

– Частые болезни в детском коллективе не редкость.

             Ваш малыш идёт в детский сад 

             Алгоритм прохождения адаптации

(зависит от индивидуальных особенностей ребёнка)

                            

                                1 неделя 

                           Первый день

            Ребёнок находится в детском саду

                    Без мамы 1 час

                             Второй день 

                 Ребёнок находится в детском саду 

                      Без мамы 1 час 30 мин

          Третий день и последующим дни 

Ребёнок находится в детском саду 

                       Без мамы 2 часа

                           2 неделя 

Ребёнок находится в детском саду

Без мамы  до 11 часов  или до обеда 

                          3 неделя 

Ребёнок находится в детском саду 

 Без мамы до обеда,если остаётся на сон то до 15:00

          4 неделя 

Ребёнок находится в детском саду  в течении всего дня 

 

                 

 

                                 С собой 

* Сменная обувь

*Одноразовые платочки

*Влажные салфетки ,расчетка

* Пакет для грязного белья

*Два нагрудника

*В пакете: трусики,маячки,колготки,запасную одежду,носочки от трёх штук

                               Все подписать

Одежда удобная,простая,желательно без застежек и пуговиц

Обувь на липучках ,не на застёжках

Во время адаптации:

*Дома придерживаться режима детского сада или щадящего режима

*Рациональное питание

*Дневной сон

 

Как подготовить ребёнка ?

*Формируйте у ребёнка навыки самообслуживания ( самостоятельно есть,держать ложку,оприятно есть,пить из чашки,самостоятельно снимать одежду ,обувь,)

*Формируйте у ребёнка навыки личной гигиены( мыть руки перед едой,пользоваться полотенцем)

*Приручать самостоятельно засыпать

*Обязательно Отучайте ребёнка(постепенно) от груди,соски,укачивания,бутылки,памперсов

*Приучайте ребёнка к горшка

*Приучайте ребёнка убирать (собирать) игрушки после того как поиграл 

 

Адаптация.
Пролистать наверх