Автор: Каюмова Светлана Хабибуллаевна
Воспитатель МБДОУ ” Детский сад “Аист”
«Детское экспериментирование – как метод детской игровой деятельности»
«Детское экспериментирование – как метод детской игровой деятельности»
На протяжении многих лет наука ищет истинно детскую игровую деятельность, которая интенсивно бы развивалась в дошкольном детстве без помощи взрослых и даже вопреки их действиям. Такой деятельностью оказалась – детское экспериментирование.
Ребёнок прирожденный исследователь, благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже маленькому открытию. Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное сведение о мире, рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочивание опыта.
При формировании основ естественно–научных понятий экспериментирование рассматривают как метод.
Знания, подчеркнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочным. За использование этого метода обучения выступали такие классики-педагоги, как Я.А.Каменский, И.Г.Песталоций, Ж.Ж.Руссо, К.Д.Ушинский и многие другие. Особенности детской экспериментирования были изучены в целом ряде исследований (Д.Б. Голодовикова, М.И.Лисицина, Н.Н Поддъякова, С.Л Новоселова)
Н.Н Поддъяков писал: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования». (? )
Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы взрослые? Не редко на стремления ребенка познакомиться с окружающим миром мы реагируем так: «Отойди от лужи немедленно, ты уже испачкал платье! Не трогай песок руками, он грязный! Возьми совок! Отряхни руки» Проходит время, и ребенок уже сам говорит другим детям: нельзя трогать песок руками, он грязный и ему уже совсем не интересно, почему с деревьев опадают листья. Может быть, мы сами утратили детскую способность наблюдать, видеть? Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремления исследовать все и вся. Исчезнувший интерес к окружающему миру не возможно с годами восстановить. Осознавая необходимость развития у детей активной познавательно – исследовательской деятельности, одним из направлений работы является изучения особенностей детского экспериментирования и внедрение в свою практическую деятельность.
В познавательно-исследовательской деятельности необходимо учить детей не всему, а самому главному, чтобы научить ориентироваться в потоке информации, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.
Познавательно – исследовательская деятельность проходит через все формы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И совсем не важно, открыл ребенок во время игры для себя, что то новое или сделал, то, что всем давно известно.
Дошкольный период детства – важнейший в развитие ребенка: в этом возрасте закладываются основы интеграции целостной личности; приобретённые знания в дальнейшем могут преобразоваться в прочные убеждения.
Познавательно-исследовательская деятельность детей способствует развитию собственной познавательной активности и саморазвитию. Мышление детей является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс работы должен строиться на наглядных методах и практической работе. Для эффективной работы с детьми необходимо уделять большое внимание развитию поисковой деятельности, проведение экспериментов с объектами живой и неживой природы, наблюдения все это помогает стать знаниям детей осознанным.
При организации экспериментов очень важно правильно выбрать объект наблюдения.
- Соответствие избранного объекта целям задачам, решаемым в ходе эксперимента. Выбирая объект, надо отдать предпочтения тому, у кого данный признак выражен ярче.
- Безопасность объекта для детей.
- Проводить эксперименты со знакомыми для детей объектами.
- Чтобы объект, выбранный для экспериментирования, содержал все необходимые части.
5.Аналогичные требования предъявляются и к эстетической стороне объекта.
6Не должно быть, никаких возрастных ограничений в демонстрации тех или иных объектов.
От возраста находятся понятия, которые могут быть сформированы у детей с помощью тех или иных объектов. Чем старше ребенок, тем более сложными понятиями он способен овладеть.
Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и других людей) с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.
В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте позволяют, в свою очередь, производить новые, более сложные и совершенные, преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели.
Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься какой-либо делом, но их психическое развитие протекает нормально. При лишении возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.
Доминирующим детским вопросом становится «почему?». Появляется потребность запомнить как можно больше причин и следствий, действующих в окружающем мире. В этом возрасте дети с удовольствием слушают сказки, но еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснения взрослых и стремятся установить все связи самостоятельно.
После пяти лет начинается третий этап: детская деятельность как бы раздваивается. Одно направление превращается в типичную игру (то есть деятельность, в которой важен процесс, а не результат). Второе – в осознанное экспериментирование. Дети осознали, что все можно узнать самостоятельно, и осмысленно пользуется этим методом для приобретения новых знаний. Формируется любознательность. Теперь они способны поставить перед собой задачу, продумать методику, проанализировать получившийся результат и, главное, выразить все вербально – то есть сделать свою деятельность доступной для понимания взрослых.
В своих исследованиях А.И.Иванова пришла к выводу, что осознанное экспериментирование как способ познания мира, начавшись примерно в пятилетнем возрасте, сохраняется в течение всей жизни. Однако постепенно его удельный вес в пополнении банка памяти уменьшается за счет двух новых способов познания:
-получения знаний в вербальной форме от другого человека (знакомого, педагога, из книг)
-установления закономерностей путем самостоятельных логических выводов
Как доказал Н.Н.Поддъяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучатся в дальнейшем. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя, возникает значительно позже деятельности экспериментирования».
Однако долгое время это не учитывалось системой дошкольного образования, а самостоятельные инициативы детей расценивались как нарушения дисциплины, поскольку, не подверженные контролю, они на самом деле чреваты негативными последствиями. И родители, и педагоги, не осознавшие значимости данной стадии для становления детской личности, идут по самому простому пути: запрещают и наказывают.
Необходимо понимать, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент:
-физический: учится управлять своим телом и отдельными органами;
-природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;
-социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого), формы взаимодействия людей друг с другом;
-познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;
-лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, то есть экспериментирует со словами;
-личностный: узнает свои личностные возможности;
-волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей
-поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуаций .
Организация детского экспериментирования строится на следующих дидактических принципах:
- Принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стресообразующих факторов.
- Принцип деятельности – новые знание вводятся не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми.
- Принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора.
- Принцип творчества – процесс экспериментирование сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
- Принцип учета индивидуальных особенностей – детям обладающем «исследовательской жилкой», необходимо создавать условия для исследования.
- Принцип единства взаимодействия специалистов и родителей в развитие детей.
- Принцип взаимодействия с другими видами деятельности детей – с такими как наблюдения и труд.
Таким образом, развитие деятельности такого, как экспериментирование, имеет свои особенности руководства со стороны взрослого. При формировании основ естественно – научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и очень прочными,
Можно сказать, что на протяжении дошкольного детства, наряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступного материала, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности. Главное достоинство метода экспериментирования заключается и в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, происходит стимулирование речи ребенка. Следствием экспериментальной деятельности является не просто ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Если лишить ребенка возможности экспериментирования, постоянно ограничивать самостоятельную деятельность в дошкольном возрасте, то это приведет к серьезным психическим нарушениям, которые сохранятся на всю жизнь, негативно скажутся на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучатся в дальнейшем.
в процессе систематического экспериментирования происходят качественные изменения, повышается уровень овладения детьми экспериментальной деятельностью.
Литература
- Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом – «черным ящиком» // Вопросы психологии, 1990. №
- Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. – № 2.
- Рыжова Н. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. – № 2.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. – № 1.
- Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
- Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
- Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997.