«Детское экспериментирование – как метод детской игровой деятельности»

Автор: Каюмова Светлана Хабибуллаевна

Воспитатель МБДОУ ” Детский сад “Аист”

«Детское экспериментирование – как метод детской игровой деятельности»

 

«Детское  экспериментирование – как метод детской игровой деятельности» 

 

На протяжении многих лет наука  ищет истинно детскую игровую деятельность,  которая интенсивно бы развивалась в дошкольном детстве без  помощи  взрослых и даже вопреки их действиям. Такой  деятельностью  оказалась  – детское экспериментирование.

     Ребёнок прирожденный исследователь, благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже маленькому открытию. Неутомимая жажда  новых впечатлений, любопытство, постоянное сведение о мире, рассматриваются  как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности – начинает овладевать основополагающими культурными формами  упорядочивание   опыта. 

При формировании основ естественно–научных понятий экспериментирование  рассматривают как   метод.

Знания,  подчеркнутые не из книг, а добытые  самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочным. За использование этого метода  обучения выступали такие классики-педагоги, как Я.А.Каменский, И.Г.Песталоций, Ж.Ж.Руссо, К.Д.Ушинский и многие другие. Особенности детской экспериментирования  были изучены в целом ряде исследований        (Д.Б. Голодовикова, М.И.Лисицина, Н.Н Поддъякова, С.Л Новоселова) 

 Н.Н  Поддъяков писал: «Фундаментальный факт  заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни,  все детские деятельности,  в том числе и игровую. Последняя возникает  значительно позже  деятельности экспериментирования». (? )

Почему же у большинства  ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом  виноваты мы взрослые? Не редко на стремления ребенка познакомиться с окружающим миром  мы реагируем так: «Отойди от лужи немедленно, ты уже испачкал платье! Не трогай песок руками, он грязный! Возьми совок! Отряхни руки»  Проходит время, и ребенок уже сам говорит другим  детям: нельзя трогать песок руками, он грязный и ему уже совсем не интересно, почему с деревьев опадают листья. Может быть, мы сами утратили детскую способность наблюдать, видеть? Для того чтобы дети не  потеряли интерес  к окружающему миру, важно вовремя поддержать  их стремления исследовать все и вся. Исчезнувший интерес к окружающему миру не возможно  с годами восстановить. Осознавая  необходимость  развития у детей  активной  познавательно – исследовательской деятельности, одним из направлений работы  является изучения  особенностей детского экспериментирования и  внедрение  в свою практическую деятельность.   

       В познавательно-исследовательской деятельности  необходимо учить детей не всему, а самому главному, чтобы научить  ориентироваться в  потоке информации, вести целенаправленную работу по  усилению развивающей  функции обучения, организовывать  учебный процесс по  модели личностно-ориентированного взаимодействия,  согласно которой  ребёнок  является не объектом обучения, а субъектом  образования. 

Познавательно – исследовательская деятельность  проходит через все формы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра  в исследовании  часто  перерастает  в реальное творчество. И совсем не важно, открыл ребенок во время игры для себя, что то новое или  сделал, то, что всем давно известно.

Дошкольный период  детства – важнейший в развитие ребенка: в этом возрасте  закладываются основы интеграции целостной  личности; приобретённые знания в дальнейшем могут преобразоваться  в прочные убеждения. 

Познавательно-исследовательская деятельность детей  способствует  развитию  собственной  познавательной активности  и саморазвитию. Мышление  детей является наглядно-действенным  и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс  работы должен строиться  на наглядных методах и практической работе. Для  эффективной работы  с детьми необходимо уделять большое внимание  развитию  поисковой деятельности, проведение экспериментов с объектами живой и неживой природы, наблюдения все это помогает стать знаниям детей осознанным.

При организации экспериментов очень важно правильно выбрать объект наблюдения. 

  1. Соответствие избранного объекта целям задачам, решаемым в ходе эксперимента. Выбирая объект, надо отдать предпочтения тому, у кого данный признак выражен ярче.
  2. Безопасность объекта для детей.
  3. Проводить эксперименты со знакомыми для детей объектами.
  4. Чтобы объект, выбранный для экспериментирования, содержал все необходимые части.

5.Аналогичные требования предъявляются и к эстетической стороне объекта.

6Не должно  быть, никаких возрастных ограничений в демонстрации тех или иных объектов. 

От возраста находятся понятия, которые могут быть сформированы у детей с помощью тех или иных объектов. Чем старше ребенок, тем более сложными понятиями он способен овладеть.

Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со  стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и других людей) с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.

     В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте позволяют, в свою очередь, производить новые, более сложные и совершенные, преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более  сложные  цели.

       Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься какой-либо делом, но их психическое развитие протекает нормально. При лишении возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.

Доминирующим детским вопросом становится «почему?». Появляется потребность запомнить как можно больше причин и следствий, действующих в окружающем мире. В этом возрасте дети с удовольствием слушают сказки, но еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснения взрослых и стремятся установить все связи самостоятельно.

После пяти лет начинается третий этап: детская деятельность как бы раздваивается. Одно направление превращается в типичную игру (то есть деятельность, в которой важен процесс, а не результат). Второе – в осознанное экспериментирование. Дети осознали, что все можно узнать самостоятельно, и осмысленно пользуется этим методом для приобретения новых знаний. Формируется любознательность. Теперь они способны поставить перед собой задачу, продумать методику, проанализировать получившийся результат и, главное, выразить все вербально – то есть сделать свою деятельность доступной для понимания взрослых.

В своих исследованиях А.И.Иванова пришла к выводу, что осознанное экспериментирование как способ познания мира, начавшись примерно в пятилетнем возрасте, сохраняется в течение всей жизни. Однако постепенно его удельный вес в пополнении банка памяти уменьшается за счет двух новых способов познания:

-получения знаний в вербальной форме от другого человека (знакомого, педагога, из книг) 

-установления закономерностей путем самостоятельных логических выводов   

Как доказал Н.Н.Поддъяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучатся в дальнейшем. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя,  возникает значительно позже деятельности экспериментирования». 

Однако долгое время это не учитывалось системой дошкольного образования, а самостоятельные инициативы детей расценивались как нарушения дисциплины, поскольку, не подверженные контролю, они на самом деле чреваты негативными последствиями. И родители, и педагоги, не осознавшие значимости данной стадии для становления детской личности, идут по самому простому пути: запрещают и наказывают.

Необходимо понимать, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент:

-физический: учится управлять своим телом и отдельными органами;

-природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;

-социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека   (сверстника и взрослого), формы взаимодействия людей друг с другом;

-познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;

-лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, то есть экспериментирует со словами;

-личностный: узнает свои личностные возможности;

-волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей

-поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуаций .

 

Организация  детского экспериментирования строится   на следующих  дидактических принципах: 

  • Принцип психологической  комфортности –  создание образовательной среды, обеспечивающей  снятие всех стресообразующих  факторов. 
  • Принцип деятельности  – новые знание вводятся  не в готовом виде, а через самостоятельное  «открытие» его детьми.
  • Принцип вариативности – у детей  формируется умение осуществлять собственный выбор  и им систематически предоставляется возможность  выбора.
  • Принцип  творчества – процесс экспериментирование  сориентирован  на приобретение детьми  собственного опыта творческой деятельности.
  • Принцип учета индивидуальных особенностей –   детям обладающем         «исследовательской жилкой», необходимо создавать условия для исследования.
  • Принцип единства взаимодействия  специалистов и родителей в развитие детей.
  • Принцип взаимодействия с другими  видами деятельности детей – с такими как наблюдения и труд.

Таким образом, развитие деятельности такого, как экспериментирование, имеет свои особенности руководства  со стороны взрослого. При формировании основ естественно – научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а  добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и очень прочными, 

Можно сказать, что на протяжении дошкольного детства, наряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступного материала, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности. Главное достоинство метода экспериментирования заключается и в том, что он дает детям  реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, происходит стимулирование речи ребенка. Следствием экспериментальной деятельности является не просто ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Если лишить ребенка возможности экспериментирования, постоянно ограничивать самостоятельную деятельность в дошкольном возрасте, то это приведет  к серьезным психическим нарушениям, которые сохранятся на всю жизнь, негативно скажутся на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучатся в дальнейшем.

в процессе систематического экспериментирования происходят качественные изменения, повышается уровень овладения детьми экспериментальной деятельностью. 

Литература

  1. Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом – «черным ящиком»  // Вопросы психологии, 1990. № 
  2.   Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. –  № 2.
  3. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. –  № 2.
  4. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. –  № 1.
  5. Дыбина О. В  Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  6. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  7. Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997.

 

«Детское экспериментирование – как метод детской игровой деятельности»
Пролистать наверх