Дополнительная общеобразовательная ( общеразвивающая) программа физкультурно-спортивного направления “Хупигуэри, андана!”

Автор: Киле Елена Константиновна

Учитель физической культуры Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Ачан Амурского муниципального района Хабаровского края

Дополнительная общеобразовательная ( общеразвивающая) программа физкультурно-спортивного направления “Хупигуэри, андана!”

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Понгсы Константиновича Киле Амурского муниципального района Хабаровского края

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа программа физкультурно-спортивного направления «Хупигуэри, андана!»

Возраст 10-12 лет

Срок реализации-2 года

Учитель физической культуры

Киле Елена Константиновна

с. Ачан

  1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы 
  • Пояснительная записка

Общеобразовательная программа «Хупигори» разработана на основе авторской программы «Национальные виды спорта»Бельды Д.И.- Хабаровск: ХК ИПК ПК, 2001 г

Подвижные игры народов Приамурья – жанр народного творчества, раскрывающий национальную культуру, быт, условия жизни на основе особенностей труда и обитания коренных жителей севера. В него входят  тройной прыжок с разбега двумя ногами, метание маута (тынзяна) на хорей (набрасывание аркана на деревянный шест с расстояния 10 метров), метание набивного мяча на дальность, прыжки через канат, голосовые и домашние игры с промысловой направленностью.

В народной педагогике среди большого разнообразия средств физического воспитания особое место принадлежит традиционным игровым средствам. Традиционные игровые средства представляют собой социальное явление, исторически и этнически сложившийся способ воспитания и обучения молодого поколения. Формы проявления их чрезвычайно многообразны и порой присущи только тому или иному народу, отражая только его жизненный опыт. С развитием человеческого общества игровые средства физического воспитания непрерывно совершенствуются, усложняются, пополняются новыми. Игровая деятельность, в какой бы форме она ни выражалось, всегда радует ребёнка, а народная игра с многообразными моментами весёлой неожиданности особенно благотворно влияет на повышение положительных чувств у детей. В этом источнике радостных эмоций заключается великая сила воспитательного свойства. По содержанию все народные игры выразительны и доступны детскому пониманию. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, познанию элементов различных культур, стимулируют развитие организма. Для успешного овладения детьми навыками игровой деятельности педагог сам должен хорошо знать народные игры, свободно владеть методикой их проведения как на уроках, так и во внеурочной время. Игры народов являются в основном подражательными и подвижными. По своему содержанию и целевым установкам они в значительной степени повторяют наиболее яркие ситуации производственно-промысловой и бытовой деятельности взрослых и отличаются понятностью для детей различного возраста. Благодаря им ребенок лучше знакомится с различными сторонами окружающей его действительности, впитывает в себя всё новое и полезное, что помогает ему духовно и физически развиваться. Игры, особенно подвижного характера и состязания, способствовали приобретению подрастающим поколением высокой степени «спортивной» и профессиональной подготовки. Эти средства физического воспитания закаляли и укрепляли здоровье, приучали ребят с ранних лет жить в подвижном режиме, помогали ему приблизиться к физическому совершенству. 

Таким образом, игра может быть приблизительно определена как активная деятельность, в которой дети исполняют роль нападающего или защитника, и как отражение реальной жизни. Общий смысл игры и участия в ней можно определить как «делать дело ради самого дела». Классификации игр народов Севера, несмотря на различия, имеют общую черту: все они выделяют группу игровых средств с учетом возраста и промысловой деятельности. Все они разделены на четыре возрастные группы: игры детей от 1,5 до 6 лет, игры и самобытные физические упражнения детей от 6 до 10 лет, игры, состязания, самобытные физические упражнения детей, подростков 10-14 лет, игры, состязания и самобытные физические упражнения молодежи и взрослых. Кроме этого в каждой половозрастной группе игровые средства подразделяются на ряд групп по видам движений, промысловой и бытовой направленности. Такая классификация игровых средств отражает целевые установки воспитания, наглядно подтверждает то, что наши предки использовали игровые средства воспитания не спонтанно, а целенаправленно, готовя своих детей к суровой жизни в условиях Приамурья. Дети должны знать свой край, историю, родную культуру. Поскольку они жители Приамурья, им необходимо также знакомиться с укладом жизни, традициями, культурой.

Актуальность программы.

Проблема сохранения и укрепления здоровья среди школьников с каждым годом возрастает. Актуальность проблемы заключается в поиске эффективных средств развития двигательной сферы детей на основе формирования у них потребности в движении. Игры народов Приамурья – это один из самых популярных видов спорта в районах Крайнего Севера, в Северных автономных округах, на Дальнем Востоке, в Сибири. 

Новизна программы.

Истоки возникновения и совершенствования системы физического воспитания северных этносов привлекают внимание исследователей, так как в них заложен «секрет» выживания северян в столь суровых, порой экстремальных климатических условиях, какие могут быть на Крайнем Севере. Труд северных людей проходит в условиях огромного напряжения человеческих сил, воли, смелости и точности расчета. Возможно, поэтому местные жители считали физическую подготовку крайне необходимым делом и придавали большое значение тем средствам, которые способствуют укреплению здоровья, закаливанию организма, воспитанию физически крепкого, сильного и выносливого человека.

Отличительные особенности.

Средствами для тренировочного процесса служат самые разнообразные физические упражнения: легкая атлетика, гимнастика, элементы национальных спортивных и подвижных игр. Имеют место упражнения с предметами (гимнастическая палка, скакалки, гантели, набивные мячи). 

Направленность программы: физкультурно – спортивная.

Форма обучения: очная.

Состав группы – гендерный (в объединении могут заниматься как девочки, так и мальчики). Ребята должны пройти медицинский осмотр для получения допуска врача. Врачебное обследование учащихся, занимающихся физической культурой и спортом, проводится до начала учебных занятий и повторно до начала каждого учебного года, а также перед спортивными соревнованиями, после перенесенных заболеваний, травм или длительных перерывов в занятиях физическими упражнениями. В справке для допуска к занятиям по физической культуре должна быть указана группа здоровья.

Программа разработана для учащихся 10 – 12 лет.

Организация образовательной деятельности и режима занятий.

Организация образовательной деятельности и режима занятий осуществляется в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», локальными нормативными актами учреждения и регламентируется учебным планом, расписанием занятий на 2019-2020 учебный год.

Объем программы: 

Период Продолжительность занятия (час) Кол-во занятий в неделю Кол-во часов в неделю Кол-во недель Кол-во часов в год
1 год обучения 2*45 2 4 36 144
2 год обучения 2*45 2 4 36 144
Режим занятий Занятие – 45 минут, перерыв 15 минут Всего: 288

  • Цель и задачи программы

Цель программы: обучение, воспитание, развитие и оздоровление детей в процессе занятий подвижными играми, формирование всесторонней гармонично развитой личности.

Задачи:

  • укреплять здоровье и содействовать физическому развитию учащихся;
  • подготовить разносторонне физически развитых, волевых, смелых, дисциплинированных юных спортсменов; 
  • обучить важным двигательным навыкам и умениям в ходьбе, беге, прыжках, метании;
  • возрождать национальные традиции и национальных видов спорта народностей Приамурья;
  • подготовить к участию соревнованиям;
  • воспитывать морально-волевые качеств, гражданственности, чувства любви к Родине, своему краю;
  • воспитывать у учащихся толерантность к окружающим.
  • изучать и закреплять знания детей о жизни, традициях, культуре народов, населяющих наш край

После прохождения цикла педагог может дополнить программу, исходя из своего опыта, специализации, интересов и навыков учащихся. Теоретические занятия чередуются с практическими работами. На практических занятиях также проводятся игры, тренинги, подготовка к участию и проведению выставок и конкурсов.

Занятия проводятся 2 раза в неделю в форме лекций, бесед и практических занятий, как для групп, так и индивидуально. Основная форма проведения практических занятий – тренировки на местности или в спортивном зале. Тренировки характеризуются объемом и интенсивностью нагрузки, ее характером (общим или специальным), применяемыми средствами и методами, а также мерами, направленными на восстановление организма.

При реализации программы учитываются возрастные особенности учащихся младшего звена – это лектории, беседы, сюжетно-ролевые игры, музейные уроки и т.д.

Форма проведения занятий: групповая, индивидуальная, малыми группами.

Методы стимулирования: одобрение, поощрение, требование – просьба, требование – намек,доверие, награждение, предоставление почетных нрав, материальное вознаграждение.

Для проведения занятий используются кабинеты и помещения ЦДЮТиЭ, прилегающая территория, учебные кабинеты и спортивные залы школ, лесопарковая зона города, пересеченная местность. 

Педагогические технологии:

  • коллективно-групповая;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • личностно-ориентированная технология;
  • проектно-исследовательские технологии;
  • игровые технологии и т. д.

Программа предназначена для педагогов дополнительного образования, учителей общеобразовательных учреждений.

Особенности организации образовательного процесса: очная

Формами аттестации по реализации программы являются проверочные тестовые задания, мини-соревнования (матчевые гонки, зачетные гонки), участие в краевых соревнованиях. 

Ожидаемые результаты, их социальная и экономическая эффективность

Должны знать:

  • основы техники безопасности при проведении занятий: прыжки через нарты, тройной прыжок, метание топора, бег по пересеченной местности в спортивном зале, на местности;
  • достижение спортсменов и виды соревнований по национальным видам спорта;
  • значение и место соревнований по северному многоборью в учебно- тренировочном процессе;
  • общее представление о коллегии судей соревнований;
  • технологию подсчета предварительных результатов соревнований;
  • упражнения, направленные на развития физических качеств;
  • контрольные нормативы, методы проведения и нормативные требования.

Должны уметь:

  • находить выход из криминальных ситуаций;
  • выполнять упражнения, направленные на воспитание моральных и волевых качеств;
  • соблюдать права и обязанности участников соревнований;
  • взаимодействовать в коллективных формах занятий, управлять своими эмоциями, уважать партнеров и соперников в процессе организации и проведения соревнований
  • Учебно-тематический план. Первый год обучения
Наименование темы Количество часов Формы аттестации\контроля
всего теория практика
Введение 2 2 Проверочные тестовые задания, мини-соревнования  зачетные гонки), участие в районных соревнованиях.
История зарождения подвижных игр народов Приамурья.  5 5
Этнография как наука. Народ нани, его быт и культура 10 8 2
Фольклор. Песни народа нани. Голосовые игры 10 7 3
Личная гигиена, режим дня и питания 2 1 1
Техника безопасности. Летние и зимние игры 20 12 8
Общая физическая подготовка 20 10 10
Специальная физическая подготовка. 45 30 15
Традиционные состязания 30 10 20
Всего 144 85 59


  1. Календарный учебный график

Дата начала учебных занятий: 15 сентября 2020 года

Продолжительность учебной недели: 6 дней.

1 год 2 год
Начало учебного года  15.09.2020 01.09.2021
Начало учебных занятий  15.09.2020 01.09.2021
Окончание учебного года  15.06.2020 15.06.2021

 

Учебные периоды Сроки начала и окончания учебных периодов Количество учебных недель (учебных дней) по плану Количество праздничных дней Корректировка КТП (праздничные дни)*
1 год обучения I полугодие 15.09.2020 16 недель 01-10.01.2021, 23.02

с 6 по 8 марта (3 дня)

с 1 по 3 мая (3 дня)

с 8 по 10 мая (3 дня)

II полугодие 11.01.2021 20 недель
Итого 1 год обучения 36 недель
2 год обучения I полугодие 01.09.2021 18 недель 01-08.01.2022

23.02.2022

08.03.2022

01.05.2022

09.05.2022

II полугодие 09.01.2022 20 недель
2 год обучения 38 недель

*В случае необходимости возможны корректировки КТП за счёт объединения или уплотнения тем занятий, выпавших на праздничные дни, с учетом содержания программы и по согласованию с заместителем директора по УВР.

  • Содержание программы
  • Введение. Физическая культура и спорт в системе культуры общества. Влияние спорта, физических упражнений на укрепление здоровья.
  • История зарождения подвижных игр народов Приамурья. 

Понятие подвижные игры. Возникновения и развития национальных игр и видов спорта в условиях Севера и Приамурья, их значение.

  1. Этнография как наука. Народ нани, его быт и культура

Быт, культура народов, проблемы происхождения, расселения и  культурно – исторические  взаимоотношения. Материальная и духовная культура народов.

Материальная культура: Жилище, постройки, одежда, украшения, пища, утварь, орудия труда, средства передвижения.

Духовная культура: Обычаи, обряды, праздники, религиозные и мифологические представления, поверья и приметы, народный календарь и традиционные знания (народная медицина), художественная культура (народная музыка и хореография, изобразительное искусство и устное поэтическое творчество).

Дальневосточные этнографы:Л. И. Шренк, Н. М. Пржевальский, Л. Я. Штернберг,В. К. Арсеньев, Е. И. Титов, В. Г. Тан – Богораз, С. П. Крашенинников.

Практические занятия.

Посещение Амурского краеведческого музея. 

Поездки  в национальные села: Омми, Ачан, Джуен

Традиционные занятия и промыслы.

Охота, рыболовство, собирательство

Жилище нанайцев. Предметы быта. Народные праздники и обряды.

  • Фольклор. Песни народа нани.Голосовые игры. 

Нанайские песни как отражение жизни, быта, характера народа нани.

Нанайское песенное творчество. Особенности нанайских песен.

Фольклорные мотивы в творчестве музыкантов А.Н. Менцера, П.К. Киле, 

В.С. Киле, Р.А. Ходжер. Кола Бельды –    народный   артист,   исполнитель    нанайских песен.

Практические занятия.Посещение концерта детского фольклорного коллектива «Тасима».

Голосовые игры. 

Формы проведения игр. Техника безопасности на тренировках. Правила проведения подвижных голосовых игр. Обыгрывание игр «Эриэн», «Миаван диарини», «ЭПП» «Альчоа», «Акоачери» 

Практическое занятие.Судейство.

    1. Личная гигиена. Режим дня и питание. Общее понятие о гигиене. Личная и общественная гигиена. Значение режима дня для спортсмена. Гигиенические требования, предъявляемые к местам занятий, инвентарю, спортивной одежде и обуви. Закаливание и его сущность. Гигиена питания спортсмена. 
  • Летние и зимние игры.

Правила поведения и техника безопасности во время занятий. Здоровье и физическое развитие человека. Упражнения культурно-этнической направленности. Сюжетно-образные и обрядовые игры. Элементы техники национальных видов спорта. 

Практическое занятие. Судейство.

  1. Общая физическая подготовка. Роль и значение физической подготовки для роста мастерства по национальным видам спорта. Характер и методика развития физических и специальных качеств, необходимых спортсмену: выносливость, быстрота, ловкость, гибкость, силы. 

Практическое занятие. Специальные тренировки на формирование правильной осанки, развитие выносливости, ловкости, на расслабление мышц рук, ног, туловища.

  • Специальная физическая подготовка. Национальные виды спорта. Практическое занятие.Основные технические приемы метания топора на дальность, метания тынзяна (маута) на хорей, тройного национального прыжка с одновременным отталкиванием двумя ногами, прыжок с шестом, «Томян». Создание правильного представления о технике выполнения упражнений. Контрольные нормативы.

Итоговые занятия: спортивные соревнования по Северному многоборью.

Учебно-тематический план 

2 год обучения

Наименование темы Количество часов Формы аттестации\контроля
всего теория практика
Национальные игры как вид спорта 2 1 1 Проверочные тестовые задания, мини-соревнования (матчевые гонки, зачетные гонки), участие в краевых соревнованиях.
Основы гигиены, врачебный контроль и самоконтроль. 2 1 1
Места занятий, инвентарь и оборудование 2 1 1
Общая физическая подготовка 40 40
Специальная физическая подготовка Национальные виды спорта. Контрольные нормативы. 78 78
Контрольные упражнения и спортивные соревнования 20 20
Всего 144 3 141

 

Содержание программы

  1. Классификация национальных видов спорта. Виды многоборья. Нормативные документы по национальным видам спорта. Техника безопасности и правила поведения на занятиях и в условиях соревнований. 

Практическое занятие.Формирование практических навыков и умений соблюдения техники безопасности на занятиях по северному многоборью.

  • Основы гигиены и врачебный контроль и самоконтроль. Тестирование.

Личная гигиена спортсмена северного многоборья. Гигиенические требования к местам проведения занятий и соревнований. Временные ограничения и противопоказания к занятиям по национальным видам спорта. Значение доврачебного контроля и самоконтроля при занятиях. Профилактика травматизма. Первая помощь при обмороках, растяжениях связок и ушибах. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. Приемы транспортировки пострадавшего.

Практическое занятие. Оказание первой доврачебной помощи условно пострадавшему. 

  • Места занятий, инвентарь и оборудование. 

Беговая дорожка стадиона и кроссовая дистанция. Место для прыжков в «Тамян», место для прыжков с шестом в длину, изготовление макетов нарт, топора, маута (аркана), инвентарь для игры «Дяпакан». Правила пользования спортивным инвентарем, оборудованием, одеждой и обувью. Хозяйственный инвентарь.

Практическое занятие. Регулировка и правильное расположение инвентаря на себе. Приведение инвентаря в рабочее или транспортное состояние. 

  • Общая физическая подготовка спортсмена северного многоборья.

Практическое занятие. Легкая атлетика. Подвижные национальные и спортивные игры. Гимнастические упражнения. Упражнения на развитие выносливости, быстроты, ловкости, силы. Упражнения для развития гибкости, на развитие и расслабление мышц.

Специальные тренировки с учетом характера предстоящих соревнований.

  • Специальная физическая подготовка. Национальные виды спорта. Контрольные нормативы

Практическое занятие. Отработка технических приемов метания топора на дальность, метания тынзяна на хорей, тройного национального прыжка с одновременным отталкиванием двумя ногами, одной ногой, прыжков через нарты, бег с палкой по пересеченной местности, игра «Дяпакан», прыжок с шестом. Правила выполнения упражнений. 

Контрольные упражнения и спортивные соревнования.

Контрольный норматив. Участие в районных и краевых соревнованиях по национальным видам спорта.

 

Качество знаний учащихся

 

 

Наименование тем

Прогнозируемые результаты, %
1 г. о. 2 г. о.
Технико-тактическая подготовка к виду 

«Личная техника спортсмена по северному многоборью»

66 100
Технико-тактическая подготовка к виду 

«Техника метания топора, маута»

73 93
Технико-тактическая подготовка к виду 

«Техника тройного национального прыжка»

80 100
Технико-тактическая подготовка вида 

«Техника прыжка через нарты »

53 86
Технико-тактическая подготовка вида

«Техника бега с палкой по пересеченной местности» 

73 93
Общая физическая подготовка 63 93
Специальная физическая подготовка 60 97

Учебные нормативы по освоению навыков, умений, 

по развитию двигательных качеств в национальных видах спорта 

Упражнения (задания) мальчики девочки
«5» «4» «3» «5» «4» «3»
Тройной прыжок с одновременным отталкиванием двух ног, см 520 500 480 490 470 450
Прыжки через нарты 40 30 15
Метание маута 1 0 0
Метание топора, м 50 40 30
Кросс: 500 м 2,15 2,35 2,50
1000 м 3,53 4,37 5,37 4,35 5,26 6,37
«Томян», м 520 500 480 490 470 450
Метание тяжести, 3 кг 13 10 7
Прыжок в длину с шестом 270 250 230 220 200 180
Прыжок в длину с места, см 205 176 136 187 156 127
Метание мяча, м 39 31 23 23 19 16
Подтягивание (раз) 8 5 4
Прыжки через скакалку 1 мин. (раз) 115 105 90 130 120 105

 

Планируемые результаты

В программе внимание уделяется сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться: закладывается основа формирования учебной деятельности; системы учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, спортивной, оздоровительной, познавательной, творческой, коммуникативной деятельности ребёнка.

Личностные УУД:

  • проявление самостоятельности, оценивание своих поступков;
  • открыто относится к внешнему миру и чувствовать уверенность в своих силах;
  • соблюдение правила гигиены и ухода за телом, выполнение элементарных приемов закаливания, охраны своей жизни;
  • доброжелательное отношение к окружающим, отзывчивость к переживанием другого человека, умение уважать достоинство других;
  • любить свой народ, свой край, свою Родину.

Регулятивные УУД:

  • проявление инициативы и самостоятельности в спортивной деятельности;
  • умение обсуждать возникающие проблемы, правила;
  • способен выстроить внутренний план действий в спортивной деятельности;

Познавательные УУД:

  • выполнять упражнения, направленные на воспитание моральных и волевых качеств;
  • соблюдать права и обязанности участников соревнований;
  • взаимодействовать в коллективных формах занятий, управлять своими эмоциями, уважать партнеров и соперников в процессе организации и проведения соревнований;
  • основы техники безопасности при проведении занятий: прыжки через нарты, тройной прыжок, метание топора, бег по пересеченной местности  в спортивном зале, на местности;
  • достижение спортсменов и виды соревнований  по национальным видам спорта;
  • значение и место соревнований по северному многоборью в учебно- тренировочном процессе;
  • общее представление о коллегии судей соревнований;
  • технологию подсчета предварительных результатов соревнований;
  • упражнения, направленные на развития физических качеств;

контрольные нормативы, методы проведения и нормативные требования

Методическое обеспечение:

  • плакаты,
  • презентации,
  • памятки по символике страны,
  • карточки с заданиями,
  • сценарии мероприятий и игр,
  • тесты, 
  • диагностические карты, 
  • дидактические игры.

Материально-техническое обеспечение:

  • мультимедийный проектор; компьютерное оборудование
  • флеш-карта;
  • сеть интернета, WI-FI;
  • спортивное оборудование.

 

Кадровое обеспечение: специальность:физическое воспитание, ОБЖ

 

Список используемой литературы для педагога:

 

  1. Бельды В.И. Самобытные игры нанайцев, Пособие для учителей Хабаровск, 1988
  2. Бельды И.Б., Г.И. Мызан.  Северное многоборье как вид спорта во внеклассной работе с учащимися. Методические рекомендации для учителей физической культуры. Хабаровск 2005
  3. Правила соревнований по северному многоборью. Сборник. Хабаровск, 2009 
  4. Прокопенко В.И., А.Л. Поротова, М. Д. Гуляев  Игры для учащихся начальной национальной школы коренных народов Республики Саха (Якутия). Учебное пособие. Мирный 2005
  5. Составители Г. П. Титорева М.Б. Киле Понгса Киле Творческое наследие Комсомольск н/А 1993 

 

Интернет – источники

  1. infourok-24.ru 
  2. multiurok.ru|files|rol-natsional 
  3. pfdo.yanao.ru 
  4. www. Prodlenka.org 

 

Литература для учащихся:

 

Интернет – источники

  1. infourok-24.ru 
  2. multiurok.ru|files|rol-natsional 
  3. pfdo.yanao.ru 
  4. www. Prodlenka.org 
Дополнительная общеобразовательная ( общеразвивающая) программа физкультурно-спортивного направления “Хупигуэри, андана!”
Пролистать наверх