Дополнительная программа художественной направленности “Природа и Художник”

автор:

Кислякова Алина Витальевна

Воспитатель МБДОУ ЦРР №5 “Умка”. г. Ессентуки

Гарбузова Александра Николаевна

Зам по УВР МБДОУ ЦРР №5 “Умка”. г. Ессентуки

Дополнительная программа художественной направленности “Природа и Художник”

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. ЦЕЛЕВОЙ  РАЗДЕЛ .

1.1. Пояснительная записка:

1.1.1. Актуальность программы;

1.1.2. Основные этапы художественного развития в дошкольном возрасте.

1.2. Цели и задачи реализации ДО.

1.3. Принципы, положенные в основу реализации программы.

1.3. Планируемые результаты ДО.

1.5. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по ДО.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ДО.

2.1. Этапы обучения кружка «Приключения Тюбика» нетрадиционного рисования дошкольников 4- 7 лет.

2.2. Календарно – тематический план работы кружка дополнительного образования дошкольников 4- 7 лет.

2.3. Работа с родителями.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

3.1. Формы и режим занятий.

3.2. Структура учебного плана.

3.3. Годовой календарный учебный график.

3.4. Материально-техническое обеспечение ДО.

3.5. Перечень нормативных и нормативно-методических документов.

3.6. Перечень литературных источников

 

 

 

 

 

I Целевой раздел

 

«Кто не использует свои таланты для обучения и воспитания других, тот либо плохой, либо ограниченный человек.»

Г. Лихтенберг

 

  • Пояснительная записка

Дополнительная программа художественной направленности «Природа и Художник,  у детей младшего среднего, старшего дошкольного возраста посредствам нетрадиционных изобразительных техник рисования – пластилинографии, ниткографии и др. техник» в МБДОУ ЦРР №5 д/с «Умка» (далее Программа) разработана на основе методических пособий:                

  1.  Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных учреждений и учебно-воспитательных комплексов. – Москва: ТЦ «Сфера», 2001.
  2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: «Издательство скрипторий 2003», 2007.

Программа разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; приказа Минпросвещения России от 09 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным  программам».

Актуальность  программы  определена тем, что  деятельность с использованием нетрадиционных техник изобразительных технологий является наиболее благоприятной для развития творческой активности детей, с помощью данной программы у детей 4-7 лет проявляются разные стороны развития ребенка.

Художественно – эстетическое развитие личности ребёнка занимает одну из главных ролей в дошкольном детстве. Огромное значение имеет разнообразная художественно-эстетическая деятельность —  как изобразительная, музыкальная, художественно-речевая, театральная и др. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству, просыпается чувство творения. 

Творчество обогащает жизнь ребенка. Работая над созданием художественного образа на бумаге, на дереве, на посуде, ребенок стремится к творческому выражению чувств, мыслей, и настроений, в своей работе.

Творческая деятельность способствует развитию детской индивидуальности, формированию эстетических чувств и отношений к окружающей действительности.

В процессе работы у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук. Поскольку рисование осуществляется непосредственно ударением пальцами по кисти или другим инструментам (постукивание, приглаживание, воздушная гимнастика), данные техники предусматривают развитие плавности, изящества и точности движений, умения работать кисточкой  и пальцами обеих рук,  умение изменять размах и направление движения руки при рисовании. Рисовать картины, пробовать нетрадиционную технику рисования, в таких работах дети могут почувствовать себя волшебником, например как наш известный персонаж из  мультфильма и сказок – «Тюбик, который жил в Цветочном городке, а как он любил рисовать! Помните?», (приложение 1).  Быть маленьким волшебником – это чудо.

Каждая композиция получается своеобразной, поскольку краски различным образом растекаются по-разному. Такие свойства воды, как мягкость, тягучесть, плывучесть завораживают и создают условия для погружения в мир детского творчества.

Первой ступенью организации творческого  образования детей должно и может стать дошкольное образовательное учреждение, так как именно в дошкольном возрасте дети делают «первые шаги» в прекрасный мир искусства, богатый красками, запахами, мир, развивающий  потенциальные возможности ребёнка к прекрасному. Именно в возрасте 4-7 лет взрослые должны помогать ребёнку, ощутить себя юными творцами. 

К довершению всего,  построение программы способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах, видах и их использованиях, материалах, их свойствах, способах применения. 

Основные этапы художественного развития в дошкольном возрасте.

Первый этап в развитии изобразительной деятельности можно отнести к возрасту  от 4 до 5 лет. В этом возрасте ребенок нацелен на усвоение норм, правил и возможностей.  Педагог, чувствуя возможности дошкольника, ведет, как принято, обучение и воспитание через образцы, с которым ребенок должен знакомиться. К 4-5 годам дети дошкольного возраста в процесс воображения происходит тесная взаимосвязь, которую можно назвать лесенкой, когда ребенок строит одну ступеньку действий, выполняет её, видит результат и на основе этой ступеньки планирует следующую ступеньку. Здесь средствами планирования являются слово и модельные представления.

Второй этап в развитии изобразительной деятельности дошкольника возраст от 6 до 7 лет. В этом возрасте ребенок уже усваивает основные художественные навыки, технику рисования различными нетрадиционными способами, получает свободу мышления, придумывают собственную методику рисования. Можно сказать, он уже способен отходить от усвоенных стандартов, комбинировать их, и  использовать. Дети в 6 лет в своих художественных произведениях не просто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать приемы для этой передачи. Возможности выбора таких приемов прямо связаны с особенностями обучения ребенка, прежде всего с овладением им на протяжении дошкольного детства культурой игры и элементов художественного творчества. В возрасте 7 лет, появляется новая возможность использования образа при решении творческих задач. Целостный образ начинает строиться способом “включение”. Здесь также впервые появляется целостное планирование: ребенок может до начала действий построить план их выполнения и последовательно реализовывать его/

    1. Цели и задачи программы. 

Целью программы является: стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью  техники рисования нетрадиционным стилем; гармонизация психоэмоционального состояния дошкольников; развитие творчества и воображения у детей 4-7 лет.

Основными задачами программы являются:

Обучающие:

  • Освоить нетрадиционные изобразительные техники: кляксография; пальцеграфия; диатипия; фотокопия; монотипия; живопись; линогравюра;  ниткопись;  припечатка;  гроттаж.
  • Освоить новые способы изображения: пластилинография; бумагопластика; аппликации (из семян, прессованного природного материала, яичной скорлупы, туалетной бумаги, ниток).
  • Познакомить со свойствами материалов (пластилин, бумага, краски, гуашь, природный материал и др.).
  • Научить применять полученные знания и умения в изобразительной деятельности: создавать образы окружающего мира.

Развивающие:

  • Развивать интерес к изобразительной, художественной деятельности.
  • Формировать композиционные умения и навыки.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Развивать умение любоваться природными формами и преобразовывать их в декоративные.
  • Развивать эстетическое и эмоциональное восприятие окружающего мир.
  • Формировать восприятие художественного слова и искусства.
  • Развивать специальные трудовые умения при работе с различными материалами.
  • Развивать творческое воображение детей.
  • Воспитательные:
  • Формировать самостоятельность, инициативу в построении композиции работы (внесение дополнений).
  • Формировать желание оказывать помощь в организации обучающего пространства.
  • Формировать умение с помощью взрослых находить ответы на возникающие вопросы в ходе выполнения работы.
  • Воспитывать аккуратность в работе с материалами.
  • Формировать внимательность, усидчивость, терпение, старательность.
    1. Принципы и подходы к формированию ПДО

Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:

  • Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
  • Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
  • Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
  • Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя пропустить предыдущий);
  • Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
  • Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
  • Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
  • Принцип сотрудничества (совместная работа с родителями, воспитанниками);
  • Принцип интегративности (синтез искусств).
  • Планируемые результаты освоения ДО:
  • Самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты;
  • Владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять её;
  • Самостоятельно передавать композицию на бумагу;
  • Выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
  • Давать мотивированную оценку результатам своей деятельности.
    1. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по ДО.

В программе «Природа и художник» нетрадиционного рисования 

разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет оценить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков.

Уровни развития художественных способностей детей дошкольного возраста:

Разделы Уровни развития дошкольника
Низкий Средний Высокий
Техника работы с нетрадиционными материалами. Ребенок ознакомлен с умением рисования с помощью нетрадиционных техник. Отказывается от кружка. С неохотой пытаются рисовать. Путают материалы. Дети знакомы с необходимыми умениями нетрадиционной техники рисования на бумаге и умеют использовать нетрадиционные материалы и инструменты, но им нужна незначительная помощь в затруднительных моментах.. Самостоятельно используют материалы нетрадиционной техники, инструменты. Владеют навыками нетрадиционной техники рисования на бумаге и применяют их самостоятельно. Выбирают самостоятельно технику рисования.
Предметное и сюжетное изображение Дети не могут передавать общие признаки нетрадиционной техники. Не уверенно пользуются средствами выразительности. Плохо работает мышление при использовании нетрадиционной техники рисования. Рисунок получается не качественным. Трудно объяснить свою работу. Дети передают общие, типичные, характерные признаки объектов и явлений на бумаге. Пользуются средствами выразительности. Обладает наглядно-образным мышлением. При использовании навыков нетрадиционной техники рисования на бумаге результат получается недостаточно качественным. Умеет передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на бумаге в соответствии с содержание сюжета. Умело передает расположение частей при рисовании сложных предметов и соотносит их по величине. Применяет все знания в самостоятельной творческой деятельности. Развито художественное восприятие и воображение. При использовании навыков результат получается качественным. Проявляют самостоятельность, инициативу к творчеству.
Продуктивная деятельность,

нетрадиционной техники.

Очень трудно выполняют работу на бумаге, самыми простейшими деталями нетрадиционной техники. Не стараются выполни работу в хорошем качестве. Умеют украшать работу на бумаге. простейшими деталями и узорами с использованием нетрадиционной техники рисования. Применяют на бумаге украшение с помощью нетрадиционных материалов с применением нетрадиционной техники рисования. Умеют украшать объемные предметы различными приемами и техниками.

 

С этой целью проводиться Мониторинг, два раза в год: на начальном этапе учебного года (первичная – октябрь) и в конце учебного года (итоговая – апрель). Результаты обследования заносятся в разработанную таблицу-матрицу.

 

Ф. И. О. ребенка Техника работы с нетрадиционными материалами. Продуктивная деятельность

нетрадиционной техники

Продуктивная деятельность,

нетрадиционной техники.

10 4 10 4 10 4
1 В В С В С В
2 Н В В С Н С
3
4
5

 

В таблице – матрица  практикуются  следующие обозначения, где: 

10 – начало учебного года, месяц – Октябрь. 4 – конец учебного года, месяц Апрель _ это месяца в  которых проводиться мониторинг на базе МБДОУ ЦРР № 5 «Умка».

Н – Низкий уровень определения; 

С – Средний уровень определения;

В – Высокий уровень.

На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения упущенного.


  1.   СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ. ПДО

 

2.1. Этапы обучения кружка «Приключение Тюбика» нетрадиционного рисования

1 этап 

4-5 лет

2 этап

5-6 лет

3 этап

6-7 лет

        Дети проявляют эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства, на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), испытывает чувство радости. Активны при создании индивидуальных и коллективных композиций в рисунках, лепке, аппликации; с удовольствием участвует в выставках детских работ.

         Изображают предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов.

         Передают  несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов.

         Выделяют выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки. Украшает силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.

            Используют разные материалы: гуашь, акварель, цветные мелки.

 

          Дети проявляют эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству. 

           Различают произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство, скульптура).

           Выделяют выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция). Знают особенности изобразительных материалов.

           Создают изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения.

           Используют разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.

            Используют разные материалы: гуашь, акварель, цветные мелки.

           Используют различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.

           Выполняют узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства, лет.

 

            Дети эмоционально реагируют на произведения изобразительного искусства, при слушании музыкальных и художественных произведений.

            Выделяют выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).

            Узнают и может назвать произведения живописи: И. Шишкина («Рожь», «Утро в сосновом лесу»), И.Левитана («Золотая осень», «Март», «Весна. Большая вода»), А. Саврасова («Грачи прилетели»), А. Пластова («Полдень», «Летом», «Сенокос»), В. Васнецова («Аленушка», «Богатыри». «Иван-царевич на Сером волке») и др.

            Имеют представления о специфике храмовой архитектуры: купол, арки, барабан (круглая часть под куполом) и т.д.

            Знают памятники архитектуры, которые известны во всем мире: в России это Кремль, собор Василия Блаженного, Зимний дворец, Исаакиевский собор, Петергоф, памятники «Золотого кольца» и др.

            Умеют видеть эстетическую красоту объектов окружающей среды: изделий народных мастеров Создает выразительные композиции, передавая тему средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги).

         Создают индивидуальные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений. Умеют создавать коллективные работы, действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, как отдельные изображения будут объединяться в общую картину. Владеют техникой изображения (точность движений рук под контролем зрения, плавность, ритмичность). 

            Используют разные материалы (гуашь, акварель, цветные мелки) и способы создания изображения. Умеют различать оттенки цветов, создавать их на палитре. Умеют передавать различия в величине изображаемых предметов (дерево высокое, цветок ниже дерева и т.д.). Умеют создавать узоры по мотивам народных росписей (городецкая, гжельская, хохломская,  жостовская, мезенская).

 

Приоритетным является обеспечение равного доступа детей к дополнительному образованию. Содержание программы базируется на детских интересах, увлечениях, их любознательности и  реализуется по следующему направлению:  Художественно – эстетическая направленность – подбор необходимого материала и технических средств обучения изобразительной деятельности: кружок «Приключение Тюбика».

Условия реализации программы:

Занятия проводятся 1 раз в неделю с сентября по май (28 часов), длительностью от 15 до 30 минут (в зависимости от возраста детей по подгруппам (10 – 12 человек).

Программа сопровождается перечнями литературных и музыкальных произведений, дидактических и подвижных игр, рекомендованных к использованию в педагогическом процессе.

Дополнительная программа «Природа и художник» реализуется через кружковую деятельность «Приключение Тюбика».

2.2. Календарно – тематический план работы кружка дополнительного образования дошкольников 4- 7 лет 

Разработан индивидуально с учётом разновозрастных детей дошкольного возраста:

Средняя группа – 4-5 лет;

Старшая группа – 5-6 лет;

Подготовительная к школе группа 6-7 лет.


Календарно – тематический план работы кружка «Приключения Тюбика»
Возраст 4-5 лет.

 

Месяц Неделя Тема Методы и приёмы Оборудование и материалы Литература
Сентябрь 1 «Изображения всюду вокруг нас» Беседа. Рассматривание материалов.

Практическая работа «Рисунок на свободную тему».

Цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, акварель, различные кисти.

Бумага  Салфетка.

Копцева Т.А. Природа и художник. комплексов. – Москва: ТЦ «Сфера», 2001.
2 «Осенняя пора» Беседа. Разучить пальчиковую  гимнастику «Белочка и бельчата». Рассматривать иллюстрации деревьев в осенний период. Иллюстрации деревьев.  Белошистая А.В., Жукова О.Г. Времена года. – М. Дрофа, 2009.
3 «Пятна, пятнышки видны»

пальцеграфия

Учить детей изображать пятнышки на рисунке. Беседа о животных – «Кто имеет такой окрас?» Иллюстрации животных: корова, жираф, леопард. Заготовки изображений животных. Краски, кисточки. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: «Издательство скрипторий 2003», 2007.
4 «Мухомор»

 пластилинография

  • Учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5 мм.
  • Продолжать обучать детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина.
  • Продолжать обучать прикреплять «горошины» на расстоянии друг от друга.
Иллюстрация гриба «Мухомор». наглядный материал, пластилин, раскраска для пластилина. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: «Издательство скрипторий 2003», 2007
Октябрь 1 «Осенние деревья» Беседа, сопровождающаяся картинками

Выполнение работы «Осенние деревья» – рисунок березы.

Физкультурная минутка «Птицы летият на юг».

Бумага, гуашь, кисти,

стакан с водой,

салфетка для рук. Осенние листья.

 

Копцева Т.А. Природа и художник. – Москва: ТЦ «Сфера», 2001.
2 «Дары матушки Осени» Мотивация. Беседа. Демонстрация и рассматривание работ, выполненных в технике «пальцеграфия». Игра «Составь натюрморт». Практическая работа «Ваза с плодами» Наглядный материал овощи в вазе. Гуашь 3-х цветов, кисти, салфетка, палитра бумага. Копцева Т.А. Природа и художник.– Москва: ТЦ «Сфера», 2001.
3 «Грустная тучка» Учить детей работать с клеем и ватой. Закреплять умение в работе с простым карандашом. Беседа.  Прослушивание композиции гр. Непоседа – «Виноватая тучка». Гуашь, палитра, кисти, бумага, вата, клей. Собственная разработка
4 «Гусеница» Беседа. Учить детей закрашивать верхнюю часть пробки зелёным цветом. Делать несколько отпечатков идущих друг за другом, дорисовывать кисточкой глазки, лапки. Пробки от бутылок, гуашь, бумага, кисточки. Собственная разработка
Ноябрь 1 «Листопад в лесу»

прикладное исскуство

Учить рисовать деревья с помощью отпечатка листьев; небо, опавшую листву – оттиском скомканной бумаги. Развивать чувство композиции, цвета. Отпечаток листьями, оттиск скомканной бумагой.

Рассматривание иллюстраций.

Художественное слово «Люблю берёзку русскую…» А. Прокофьева, «С головы зелена…» А. Яшина, «Дуб» И. Токмаковой, «Лес» С. Маршака.

Изображения композиций: Опавшая листва, Осень встречает зиму. Бумага, гуашь, палитра, вода. Казакова Т.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
2 «Первый снег»

пальцеграфия

Беседа. Закрепить умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью печатания или рисования пальчиками. Развивать чувство композиции. Пальчиковые краски, бумага, салфетки, кисти, ватные палочки. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. – М.: Сфера, 2010.
3 «Единственной на свете»

прикладное искусство

Мотивация. Беседа. Рассматривание материалов и образцов. Художественное слово (стихотворения о маме). Практическая работа «Открытка в рамке». Двусторонняя цветная бумага А4.

Цветной картон.

Прессованные листья и цветы, клей ПВА, кисти для клея, салфетка, ножницы. Гербарий.

Гуашь 6-ти цветов.

Иванова Г.В. Поделки на прогулке//

Учебно-методическое пособие. – М., Тригон, 2007.

4 «Гроздь рябины»

рисование пипеткой

Учить рисовать ягодки (пипетками) и листики. Закрепить данные приёмы рисования. Развивать цветовосприятие, чувство композиции. Воспитывать аккуратность.   Пипетки, бумага, краски акварель, кисти, салфетки. Иллюстрационные картинки «Рябина». Казакова Т.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Декабрь 1 «Зимушка зима»

рисование солью

Учить передавать в художественной деятельности, с использованием нетрадиционного материала, красоту зимнего пейзажа.

Продолжать знакомить с нетрадиционными приемами рисования. Рассматривание иллюстраций о Зиме, и её явлениях.

Физкультурная пауза «Мы на лыжах в лес идём».

Соль, клей, бумага, карандаши цветные, Иллюстрации Зимняя природа. Казакова Т.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
2 «Северное сияние»  Обогащать экологические знания детей о природном явлении – северное сияние. 

Беседа, сопровождающаяся презентацией. Рассматривание иллюстраций о зиме. Прочтение рассказа «Северное сеяние – когда оно бывает».

Презентация. Иллюстрации картинок о Зиме. Книга по Экологии.  Белошистая А.В., Жукова О.Г. Времена года. – М. Дрофа, 2009.
3 «Дед Мороз»

печатанье ладошками, палеграфия

Познакомить с техникой печатанья ладошками – учить рисовать бороду Деда Мороза.
Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить рисовать глаза, украшать шапочку Деда Мороза помпончиками.
Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Бумага, краски, кисти, вода, наглядное пособие, фигурка «Дед Мороз». Казакова Т.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
4 «Подарок»

пластилинография

Продолжать обучать детей технике Пластилинография. по всей основе, не выходя за контур, сочетая несколько цветов и украшая мешочек пуговицами, бусинами, лентами. Развивать работу обеих рук. Раскраска для пластилина. Пластилин, клей, бусины, пуговицы, ленточки, бумага. Казакова Т.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиц.

техники, сценарии занятий, планирование. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Январь 1 «Лед»

рисунок нитками

Беседа – «Что такое лед и от куда происходит». Учить рисовать нитками. Бумага, гуашь 3-х цветов, палитра, ниточки, кисти салфетки, вода. Собственная разработка
2 «Веселый снеговик»

Тычка жесткой кистью

Учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких геометрических форм. Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Рассматривание иллюстраций Снеговик. Бумага, гуашь, кисти, вода, салфетки, Иллюстрации. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: «Издательство скрипторий 2003», 2007.
3 «Зимние мотивы»

рисование щеткой

1. Познакомить с технологией выполнения работ с помощью зубной щетки. 

Рассматривание иллюстраций о Зиме. Д/И угадай звук природы.

Бумага, гуашь, зубная щетка, палитра, вода. Иллюстрации картинок Зима.  Собственная разработка
4 «Белый снег»

рисование ватой

Развивать умения располагать рисунок по всему листу, ознакомить детей с новым материалом – ватой, закреплять навыки рисования дерева, закреплять навыки приклеивания. Сюрпризный момент. Бумага, гуашь 2-х цветов, вата, палитра, салфетки. Театральная кукла – зайчик. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. – М.: Сфера, 2010.
Февраль 1 «Зимний узор»

рисование восковыми мелками

Продолжать учить детей правильно держать карандаш; закреплять приобретённые ранее навыки рисования; закреплять знания цветов (синий, белый); продолжать формировать интерес к рисованию; развивать эстетическое восприятие. Беседа. Рассматривание Иллюстрации зимних узоров. Восковые мелки, бумага, Иллюстрации узоров. Копцева Т.А. Природа и художник.– Москва: ТЦ «Сфера», 2001.
2 «Следы на снегу»

пальцеграфия

Мотивация. Беседа. Художественное слово «Следы на снегу» В. Кузнецова, «Белая страница» С. Маршака.

Практическая работа «Снежная страница- з». 

Пальчиковые краски, бумага, салфетки, Иллюстрации следов животных. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. – М.: Сфера, 2010.
3 «Избушка для бабушки Яги»

рисование ватными палочками

  • Изучать навыки работы с ватными палочками: в макнуть, отпечатать, в своей работе пытаться передать характерные черты геометрических форм, стенки – избушки, крыша. 
  • Попытаться вызвать у детей эмоциональный отклик — оказание помощи персонажу, путем прочтения литературного произведения, стихотворения. «В темном лесе есть избушка стоит задом на перед» В этой маленькой избушке бабушка Яга живет.
Краски, палитра, ватные палочки, бумага. Наглядный материал.  Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: «Издательство скрипторий 2003», 2007. 
4 «Русские народные сказки» Совместный просмотр сказки «Рукавичка». Беседа по сказке. Д/ И – «Впустите в Рукавичку».  

Совместная работа

Собственная разработка
Март 1 «Матрешка»

Роспись «Похлов –Мвайдан»

Беседа.  Знакомство с видом народного промысла  «Похлов – Майдан». Закреплять знания о технике и последовательности узоров. Краски, карнадаши, бумага. Наглядный материал – Матрешка.
2 «8 марта – праздник мам» 1. Обучить основным техническим приёмам работы в технике «бумагопластика». Уточнить знания детей о празднике 8 Марта, весенних первоцветах  Формировать желание делать подарки своими руками для мам, бабушек. Способствовать воспитанию бережного отношения к окружающему миру через восприятие красоты природных форм. Мотивация. Беседа. Рассматривание иллюстраций  «Мимоза» Е. Авдиенко. Практическая работа «Мимоза». Картон лилового (фиолетового) цвета 25х18 см. Бумажная салфетка жёлтого цвета. Двусторонняя бумага зелёного цвета.

Ножницы. Простой карандаш. Клей ПВА.

Кисть для клея. Тканевая салфетка.

Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы// Учебно-методическое пособие. – М., 2007.
3 «Весенний кораблик»

ниткография, бумагопластика

Беседа. Д/И – «Мы капитаны». Продолжать учить раскрашивать работу с помочью ниткографии. Рассматривание иллюстраций Весна. Бумага, нитки, краски гуашь 4-х цветов. клей. Собственная разработка.
4 «Морские глубины»

(коллективная работа), пластилинография

  • Учить создавать выразительный и интересный сюжет, используя нетрадиционную технику рисования пластилином применяя основные приемы пластилинографии.

 Развивать изобразительную деятельность детей.

Ватман, пластилин, салфетки, стека, дощечки. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: «Издательство скрипторий 2003», 2007.
Апрель 1 «Разноцветные    яички»

Рисование ватными палочками

  • Продолжать учить детей рисовать предметы овальной формы, передавая характерную форму яйца. Продолжать учить методом тычка контур ватной палочкой с гуашью, украшать изделие.
Бумага, гуашь, ватные палочки, бусины, кондитерское изделие «Посыпка».  Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. – М.: Сфера, 2010.
2 «Ракета в космос!

Бумагопластика

  • Учить конструировать из бумаги – ракету.
  • Побуждать интерес детей к созданию картины.
  • Развивать чувство формы и композиции.
  • Учить принимать задачу, слушать и слышать воспитателя, действовать по образцу, а затем по словесному указанию. Дать свободу творческому мышлению.
Бумага, ножницы, карандаши, фломастеры, восковые мелки. Собственная разработка.
3 «Носит одуванчик желтый сарафанчик» Беседа о прекрасной природе. Разучивание стихотворения – «Одуванчик золотой». Просмотр Иллюстраций «Одуванчиковое поле». Практическая работа – рисование одуванчика с помощью втулки. Втулка, краски гуашь 2-х цветов, палитра, бумага. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: «Издательство скрипторий 2003
4 «Дождливый день»

Рисование на мокрой бумаге.

Рассматривание иллюстраций «Виды дождя». Беседа. Учить рисовать на мокрой бумаге   с  помощью вилочки и зубочисток. Зубочистки одноразовые вилочки бумага фен краски, вода, салфетки. Казакова Т.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиц.

техники, сценарии занятий, планирование. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Май 1 «Салют Победы»

рисование мыльными пузырями, трубочки

Учить рисовать мыльными пузырями. Провести беседу о празднике Великой Победы. Вспомнить пройденный материал. Прочтение рассказа «Праздник победы» Мыльные пузыри, краски, трубочки, бумага, салфетки. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: «Издательство скрипторий 2003», 2007.
2 «Мы – это дружба»

техника монотипия

Колективная работа. Продолжать учить рисовать пальчиками, на гладкой поверхности. Развивать мелкую моторику рук. Составлять совместную картину о весне. Беседа. Пластмассовая доска, пальчиковые краски, салфетки. Собственная разработка.
3 «Волшебная клякса»

кляксография

Научить детей рисовать с помощью трубочки, кляксы различной формы. Прочтение произведения «Вредная Клякса» Трубочки, бумага, акварель, салфетки, вода.  Казакова Т.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиц.

техники, сценарии занятий, планирование. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

4 «Рисунок по замыслу»

свободная тема.

Упражнять в нетрадиционной технике рисования  самостоятельно. Предоставить свободу выбора изображения. Дать ребенку свободно выбирать технику рисования. Все возможные краски, карандаши, вода, салфетки. Ватные палочки, трубочки и.т.д. Собственная разработка.

 

Календарно – тематический план работы кружка «Приключения Тюбика»
Возраст 5-6 лет.

 

Месяц Неделя Тема Методы и приёмы Оборудование и материалы Литература
Сентябрь 1 «Румяное яблоко»

рисование фруктами

Беседа. Рассматривание материалов.

Продолжать знакомить с новыми способами изображения –рисунок яблоком.

Подводить к созданию выразительного образа посредством объема и цвета.

Не выходить за контур. Использовать на яблоке слияние 2 или более цветов.

Гуашь 4-х цветов, различные кисти.

Бумага  Салфетка.

Дубровская Н.В. «Приглашение к творчеству». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2004. – 128с.
2 «Гроздь винограда»

рисование манкой

Сформировать у детей обобщенное представление о разных видах винограда. Провести опрос среди детей. Учить детей рисовать новой нетрадиционной техникой Манка. Иллюстрации Винограда. Оригинальный образец «Грозди винограда». Манка, клей, краска гуашь, 2-х цветов, палитра, салфетки.  Казакова Т.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиц.

техники, сценарии занятий, планирование. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

3 «Волшебное осеннее дерево»

пальцеграфия

Учить детей создавать осеннее дерево, используя все осенние краски.

Развивать цветовосприятие.

Развивать мелкую моторику рук. Продолжать учить работать в коллективе. Совместно выполнять работу с помощью пальцеграфии.

Ватман. Краски гуашь  6-ти цветов, салфетки, кисточки, вода. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: «Издательство скрипторий 2003», 2007.
4 «Гербарий»

техника фроттаж

Учить рисовать новой нетрадиционной техникой, как Фротттаж. Показывать иллюстрации о знакомстве с новой техникой рисования. Прочтение статьи из вырезок журнала. Физкультминутка – «Наши пальчики устали».  Поссобие прикладного исскуства, Листья деревьев: дуб, клён, тополь. Цветные карандаши простой карандаш, бумага, картон. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: «Издательство скрипторий 2003», 2007
Октябрь 1 «Ягодный компот»

рисование ватными палочками

Беседа, сопровождающаяся картинками

Продолжать учить выполнять работу «Ягодный компот» с помощью ватных палочек. Д/И – «Сварю компот для бабушки».

Бумага, гуашь, ватные палочки, стакан с водой, салфетка для рук, заготовки шаблона «Баночка». Казакова Т.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиц.

техники, сценарии занятий, планирование. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

2 «Ветка березы»

пластилинография

Вызывать у детей эмоциональное радостное отношение к яркой осенней природе использовать три цвета (желтый, зеленый, коричневый). Обучать детей приемам работы в технике «Пластилинография» размазывать, разглаживать границы соединения частей. Бумага, пластилин, стека. Папка картинок «Красавицы березка». Копцева Т.А. Природа и художник.– Москва: ТЦ «Сфера», 2001.
3 «Буря»

ниткография

Учить детей работать с клеем и нитками. Беседа о погоде. Прочтение рассказа А. С. Серафимович  «В Бурю». Иллюстрации картинок «Плохая погода». Нитки, клей, картинги с изображением: «Арт – Город», краски, палитра, салфетки. Собственная разработка.
4 «Дождливый день»

кляксография.

Беседа о дожде. Прослушивание композиции «Дождь». Продолжать учить детей работать в нетрадиционной технике рисования – кляксография. Учить с помощью зубочистки и пипетки рисовать лужи. Бумага, зубачистки, краска гуашь 2- х цветов, пипетки. Собственная разработка
Ноябрь 1 «Листопад в лесу»

рисование бумагой

Учить рисовать деревья с помощью отпечатка листьев; небо, опавшую листву – оттиском скомканной бумаги. Развивать чувство композиции, цвета. Отпечаток листьями, оттиск скомканной бумагой.

Рассматривание иллюстраций.

Художественное слово «Люблю берёзку русскую…» А. Прокофьева, «С головы зелена…» А. Яшина, «Дуб» И. Токмаковой, «Лес» С. Маршака.

Изображения композиций: Опавшая листва, Осень встречает зиму. Бумага, гуашь, палитра, вода. Казакова Т.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
2 «Сапожки»

различная нетрадиционная техника

Продолжать знакомить детей с различной обувью. Развивать мелкую моторику, закрашивать рисунок пластилином, различными бусинами, пуговицами. Передавать рисунок на другой сапожок одинаковым – учить завершать дело до конца. Бумага, салфетки, пластилин, бусины, пуговицы, клей . Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. – М.: Сфера, 2010.
3 «Сарафан»

рисунок красками

Рассмотреть разнообразие одежды.

Поощрять самостоятельное детское творчество, инициативу, вносить в композицию дополнения, соответствующие заданной теме.

Развивать воображение, украшать сарафан выпуклыми формами, раскатанными круговыми и прямыми движениями.

Бумага, гуашь, кисти, палитра, трафареты, шаблоны, вода, салфетики. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: «Издательство скрипторий 2003», 2007
4 «Букет для мамы»

рисование солью

Продолжать учить рисовать солью по краске. Учить правильно выделять линии рисунка. Бумага, краски гуашь, кисти, салфетки, соль. Иллюстрационные картинки «Цветы». Казакова Т.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Декабрь 1 «Зимние явления в природе»

техника монотопия

Познакомить с понятием «композиция, композиционный центр». Формировать представление о линейной перспективе. Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей. Учить выполнять практическую работу в технике «монотипия», дополняя другими техниками в соответствии с представлениями. Бумага, досточка для лепки, гуашь кисти.  Страунинг А.М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности. – Ростов-на-Дону, 1992.
2 «Ветка елки»  Продолжать раскатывать прямыми движениями – ветку и размазывать в разные направления – иголки.

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать воображение, используя поетки и бусины разноцветные.

Бумага, кисти, гушь, бусины, поетки, пластилин.  Казакова Т.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
3 «Снегурочка»

пластилинография

Беседа. Художественное слово «Есть у нас игра одна…» Е. Благининой, «Песенка Снегурочки» А. Беловой, «Снегурка» Е. Благининой. Физкультурные минутки «Вот студёною зимой…», «На дворе у нас мороз». Блёстки для украшения.

Кукла Снегурочка.

Набор пластилина.

Стека. Доска для лепки.

Салфетка для рук.

Давыдова Г.Н. Пластилиног-рафия-2// Учебно-методическое пособие. – М., 2008.
4

«Елочка – красавицы»

ниткография

Продолжать обучать детей технике ниткография. по всей основе, не выходя за контур, сочетая несколько цветов и украшая елочку игрушками из ниток. Развивать работу обеих рук. Бумага, клей, кисти, гуашь, нитки, салфетки, вода. Казакова Т.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиц.

техники, сценарии занятий, планирование. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Январь 1 «Конфета на ёлочку»

тестолепка раскраска красками

Учить детей лепить из соленого теста, форму конфетки, приобщая геометрические фигуры, раскрашивать красками. Бумага, гуашь, палитра,  кисти салфетки, вода соленое тесто. Собственная разработка
2 «Зимний лес»

печать по трафарету, рисование пальчиками, набрызги

Беседа. Упражнять в печати по трафарету. Закрепить умение рисовать деревья. Развивать чувство композиции. Воспитывать эстетическое восприятие зимнего пейзажа. Бумага, гуашь, кисти, вода, салфетки, Иллюстрации – «Зимний лес». Зубные щетки. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: «Издательство скрипторий 2003», 2007.
3 «Поговорим о зиме»

учим отрывок из стекла

Познакомить детей с творчеством С. Есенина. Выучить отрывок стихотворения «Белая береза». Рассматривание иллюстраций о Зиме.  Творчество С. Ессенина. Собственная разработка
4 «Снежки»

играем в игры

Развивать командное чувство у детей. Беседовать о зимних играх. П/И – «Снежки». Снежки искусственные,  ведерки, шарфики.  Собственная разработка.
Февраль 1 «Зимний узор»

рисование восковыми мелками

Продолжать учить детей правильно держать карандаш; закреплять приобретённые ранее навыки рисования; закреплять знания цветов (синий, белый); продолжать формировать интерес к рисованию; развивать эстетическое восприятие. Беседа. Рассматривание Иллюстрации зимних узоров. Восковые мелки, бумага, Иллюстрации узоров. Копцева Т.А. Природа и художник.– Москва: ТЦ «Сфера», 2001.
2 «Белый снег»

печать ватой

Развивать умения располагать рисунок по всему листу, ознакомить детей с новым материалом – ватой, закреплять навыки рисования дерева, закреплять навыки приклеивания. Краски гуашь, бумага, салфетки, вата, вода. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. – М.: Сфера, 2010.
3 Веселые осьминожки (коллективная работа) – рисование ладошками Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Закрепить умение дополнять изображение деталями.  Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе. Краски, палитра, бумага. Наглядный материал, одноразовые перчатки. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: «Издательство скрипторий 2003», 2007. 
4 «Плыви, плыви, кораблик»

Рисунок на мокрой бумаге

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования на мокром листе. Учить передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги. Направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине. Акварель, бумага, кисти, вода,салфетки. Иванова Г.В. Поделки на прогулке// Учебно-методическое пособие. – М., Тригон, 2007.
Март 1 «Тюльпаны»

рисование блестками.

Беседа.  Знакомить детей с цветами первоцветами. Развивать умение создавать выразительный и интересный образа. Использовать разные цвета обучая один цвет переносить в другой. Краски, карнадаши, бумага, блестки, салфетки, вода. Иллюстрации «Первоцветы» Собственная разработка.
2 «8 марта»

техника граттаж

Развивать у детей интерес к цветам первоцветам. Создавать нежный, светлый образ цвета. Закреплять умение аккуратно использовать краску и зубочистки. Зубочистки, краски, вода, салфетки, бумага, картон. Копцева Т.А. Природа и художник.– Москва: ТЦ «Сфера», 2001.
3 «Подводное царство» Беседа, сопровожда-ющаяся презентацией

в программе MS Power Point.

Загадки (по теме занятия).

Практическая работа «Кто на себе дом носит?»

Бумага, клей,

Пипетка, графитный карандаш, акварель или гуашь, кисти, пленка пищевая нитки нейлоновые, бисер. Палочка. Шаблоны (медуз, краба, раковин).

Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. – М.: Сфера, 2010.
4 «Ранняя Весна»

Монотопия пейзажная

Научить детей складывать лис пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получить его оттенок. Бумага, краски, салфетки, вода. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: «Издательство скрипторий 2003», 2007.
Апрель 1 «Огород на бумаге»

Рисование красками.

  • Продолжать учить детей рисовать гуашью. Рассматривать иллюстрации рассады овощей, пытаться изобразить красками по образцу. 
Бумага, гуашь, кисти, вода, садфетки. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. – М.: Сфера, 2010.
2 «День космонавтики»

рисование  свечой

  • Учить создавать иллюстрации звездного неба используя свечу и акварель.
Бумага, свечи, краски – акварель. Казакова Т.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиц.

техники, сценарии занятий, планирование. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

3 «Одуванчиковое поле»

рисование мыльными пузырями. 

Беседа о прекрасной природе. Просмотр Иллюстраций «Одуванчиковое поле». Практическая работа – рисование одуванчика с помощью мыльных пузырей Мыльные пузыри, краски гуашь 2-х цветов, палитра, бумага. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: «Издательство скрипторий 2003
4 «Гжель на тарелочке»

рисование акварелью народный промысел.

Рассматривание иллюстраций: народный промысел «Гжель». Учить рисовать орнамент на тарелочке. Акварель, тряпочки., салфетки, шаблон тарелки, ножницы, вода. Казакова Т.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиц.

техники, сценарии занятий, планирование. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Май 1 9 Мая — День Победы
(салют) – кляксография
Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования — кляксография, показать её выразительные особенности. Развивать воображение, интерес к творческой деятельности, мелкую моторику рук и дыхательный аппарат. Трубочки, краски, салфетки, кисточки. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: «Издательство скрипторий 2003», 2007.
2 Картина с красивыми голубыми цветами для украшения группы. Коллективная работа. Вызывать у детей интерес к смешиванию краски для получения светлых оттенков цветов. Увлечь детей этим процессом и предоставить возможность поупражняться в получении голубого цвета. Гуашь, палитра, бумага, кисти, вода. Копцева Т.А. Природа и художник. – Москва: ТЦ «Сфера», 2001.
3 «Оса»

рисование  пастельными мелками

Научить детей рисовать с помощью пастельных мелков.  Мелки пастельные, бумагаа. Казакова Т.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиц.

техники, сценарии занятий, планирование. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

4 «Рисунок по замыслу»

свободная тема.

Упражнять в нетрадиционной технике рисования  самостоятельно. Предоставить свободу выбора изображения. Дать ребенку свободно выбирать технику рисования. Все возможные краски, карандаши, вода, салфетки. Ватные палочки, трубочки и.т.д. Собственная разработка.

 

Календарно – тематический план работы кружка «Приключения Тюбика»
Возраст 6-7 лет.

 

Месяц Неделя Тема Методы и приёмы Оборудование и материалы Литература
Сентябрь 1 «Букварь»

раскрашивание бисером и гуашью

Рисование гуашью по шаблонам. Учить правильно, держать ножницы,  учить вырезать по контуру, клеить ровно по линиям сгибов. Раскрашивать кистью книгу «Букварь». Так же применять раскрашивание бисером. Бисер, бумага, клей, ножницы, гуашь, кисти. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: «Издательство скрипторий 2003», 2007
2 «Осенний вальс»

беседа

Беседа о прекрасной осени. Прочтение рассказа «Осень Золотая». Прослушивание композиции «Вальс Осени». Иллюстрации деревьев – золотая осень. Магнитофон.  Белошистая А.В., Жукова О.Г. Времена года. – М. Дрофа, 2009.
3 «Осенняя пора»

 Разучивание стихотворения

Разучить стихотворение А. С. Пушкина – «Унылая пора – очей очарование» Белошистая А.В., Жукова О.Г. Времена года. – М. Дрофа, 2009.
4 «Лес в Оскени»

Рисование паролоном

  • Учить детей самостоятельно рисовать губкой – прикладывая к листу бумаги, оставляя отттиск краски на бумаге.
Иллюстрация «Осень». Губки, краски, кисти, салфетки. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: «Издательство скрипторий 2003», 2007
Октябрь 1 «Лебеди»»
  • Вызвать интерес к миру природы, формировать реалистическое представление о ней.
  • Закреплять умения детей работать с пластилином на горизонтальной поверхности, использовать его свойства при раскатывании, расплющивании в создаваемых предметах.
  • Развивать мелкую моторику.
Бумага, пластилин, стека, салфетки.

 

Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. – М.: Сфера, 2010.
2 «Дары матушки Осени»

пальцеграфия

Мотивация. Беседа. Демонстрация и рассматривание работ, выполненных в технике «пальцеграфия». Игра «Составь натюрморт». Практическая работа «Корзина с овощами» Наглядный материал овощи в вазе. Гуашь 3-х цветов, кисти, салфетка, палитра бумага. Копцева Т.А. Природа и художник.– Москва: ТЦ «Сфера», 2001.
3 «Наливные яблоки» Расширять представление о разнообразии яблок. Изображать яблоки слияниями несколько цветов. Учить не выходить за контур. Развивать цветовосприятие. Наглядное пособие «Яблоки на подносе» Казакова Т.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
4 «Азбука бывает разная»
лепка рельефная (коллективная работа)
Закрепление представления детей

о начертании печатных букв; показать,

что буквы можно не только писать,

но и лепить  и украшать разными способами.

Украшение разных размеров и форм, бумага, пластилин,  стека, вода, салфетки. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: «Издательство скрипторий 2003», 2007.
Ноябрь 1 «Такие разные

Зонтики»

рисование гуашью, на тыквенных семечках

Учить рисовать на тыквенных семечках, формировать из семечек форму зонтика, с помощью клея приклеить фигуру, раскрасить гуашью.

 

Изображения «Зонтик». Семена тыквы, краски, карандаш простой, клей, вода, салфетки. Казакова Т.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
2 «Льётся дождик»

ниткография

Рисование в технике Ниткография. Учить рисовать детей прямыми линиями с помощью ниток. Закреплять умение печатать нитками. Краски гуашь 3-х цветов, кисти, палитра, нитки. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. – М.: Сфера, 2010.
3 «Сердце для мамы»

раскраска манкой

Мотивация. Беседа. Рассматривание материалов и образцов. Художественное слово (стихотворения о маме). Практическая работа «Сердце для мамы» – роспись манкой. Бумажный шаблон сердце, клей ПВА, кисти для клея, салфетка, ножницы.

Гуашь 6-ти цветов.

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: «Издательство скрипторий 2003», 2007
4 «Монетный двор»

техника фроттаж

Для рисования в этой технике потребуется лист бумаги, который располагается на плоском рельефном предмете. Затем по поверхности бумаги нужно начать штриховать незаточенным цветным или простым карандашом. Результат – оттиск, имитирующий основную фактуру. Бумага, игрушечные монеты, цветные карандаши. Казакова Т.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Декабрь 1 «На порог постучалась зима» Продолжать знакомить с нетрадиционными приемами рисования. Рассматривание иллюстраций о Зиме, и её явлениях.

Физкультурная пауза «Мы на лыжах в лес идём». Просмотр мультфильма «Новогодняя сказка».

Познавательный материал. Собственная разработка.
2 «Снеговик – почтовик»

рисование ватными дисками и палочками.

 Обогащать экологические знания детей о природном явлении – снег, какой он бывает. Учить рисовать округлые формы снеговика с помощью ватного диска. Дорисовывать остальные части ватными палочками. Иллюстрации картинок – Снеговик. Книга по Экологии. Ватные диски, ватные палочки, краски, кисти, бумага, палитра.  Белошистая А.В., Жукова О.Г. Времена года. – М. Дрофа, 2009.
3 «Сказка Морозко»

свободное рисование

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Бумага, краски, пластилин, нитки, кисти, вода, наглядное пособие, фигурка «Дед Мороз». Казакова Т.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
4 «Подарок под елку»

бумагапластика

Продолжать обучать детей технике бумагапластика. Конструировать кубик из бумаги, украшать его с помощью мятой бумаги. Бумага, гуашь, палитра, ленты, кисти салфетки, вода. Казакова Т.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиц.

техники, сценарии занятий, планирование. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Январь 1 «Мандарины на столе»

рисунок с натуры

Рисуем с натуры рисунок «Мандарины на столе» Бумага, акварель, кисти, карандаш, салфетки, вода. Собственная разработка
2 «Шишки»

Тычка жесткой кистью

Учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких из нескольких мазков толстой кисти. Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Рассматривание иллюстраций Какие бывают шишки. Бумага, гуашь, кисти 10№, вода, салфетки, Иллюстрации шишек. Наглядное пособие. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: «Издательство скрипторий 2003», 2007.
3 «Кормушка для снегирей»

рисование в стиле «Дымковская роспись»

Познакомить с технологией выполнения работ в стиле «Дымковская роспись». Рассматривание иллюстраций росписи. Наглядно рассмотреть детали кормушки для передачи точной формы в рисунок. Бумага, гуашь, щетка, палитра, вода. Иллюстрации и образцы росписи «Дымковская роспись». Наглядный материал – кормушка. Собственная разработка
4 «Белая метель»

рисование ватой и зубной щеткой

Развивать умения располагать рисунок по всему листу, продолжать знакомить детей с материалом – ватой, и щёткой, закреплять навыки рисования снега, снежинок, закреплять навыки приклеивания.  Бумага, гуашь 2-х цветов, вата, зубная щетка, палитра, салфетки. Театральная кукла – зайчик. Копцева Т.А. Природа и художник.– Москва: ТЦ «Сфера», 2001.
Февраль 1 «Снегирь на ветке»

рисование восковыми мелками

Продолжать учить детей правильно держать карандаш; закреплять приобретённые ранее навыки рисования; закреплять знания цветов (синий, белый); продолжать формировать интерес к рисованию; развивать эстетическое восприятие. Беседа. Рассматривание иллюстрации птиц. Восковые мелки, бумага, Иллюстрации птиц. Копцева Т.А. Природа и художник.– Москва: ТЦ «Сфера», 2001.
2 «Защитник»

рисование при помощи открытки.

Мотивация. Беседа. О празднике «23 февраля». Помогать детям составлять собственную открытку при помощи готовой открытки. Развивать чувство патриотизма.  Краски акварель, кисти, палитра, вода, салфетки. Собственная разработка.
3 «Опыт – наблюдение» Провести опыт – наблюдение, как таит снег. Беседа. Ведерка снега, стаканчики, палочки.  Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: «Издательство скрипторий 2003», 2007.
4 «Как таял снег»

коллективная работа

Коллективная работа на ватмане. Учить детей рисовать большие рисунки. Вспомнить беседу на предыдущем занятии. Изобразить  общую картинку на листе. Рисование в техниках: палеграфия, бумагапластика, пластилинография. Гуашь, пластилин, пальчиковые краски, ватман, кисти, дощечки для пластилина, стека. Собственная разработка
Март 1 «Матрешка»

Роспись «Городетская роспись»

Беседа.  Знакомство с видом народного промысла  «Городеская роспись». Закреплять знания о технике и последовательности узоров. Краски, карнадаши, бумага. Наглядный материал – Матрешка.  Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: «Издательство скрипторий 2003», 2007.
2 «Платье для мамы»

печать цветами

Обучить основным техническим приёмам работы с цветами». Уточнить знания детей о празднике 8 Марта, весенних первоцветах  Формировать желание делать подарки своими руками для мам, бабушек. Способствовать воспитанию бережного отношения к окружающему миру через восприятие красоты природных форм. Мотивация. Беседа.  Шаблон платья, краски, цветы для печати, кисти, палитра, салфетки. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы// Учебно-методическое пособие. – М., 2007.
3 «Формочки»

печать различным материалом

Учить детей печати разным материалом: яблоки, груша, скорлупа ореха, картошка.  Бумага, краски гуашь 4-х цветов, палитра. Собственная разработка.
4 «Животный мир»

рисование ладошками

  • Учить создавать выразительный и интересный сюжет, используя нетрадиционную технику рисование ладошками. Показать как с помощью ладошки можно красиво нарисовать «Животный мир»
Бумага, гуашь, акварель, салфетки, палитра. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: «Издательство скрипторий 2003», 2007.
Апрель 1 «Радуга – дуга»

Рисование ватными палочками

  • Продолжать учить детей рисовать предметы полукруглой формы, передавая характерную форму радуги. Продолжать учить методом тычка контур ватной палочкой с гуашью, рисовать радугу.
Бумага, гуашь, ватные палочки, ипалитра. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. – М.: Сфера, 2010.
2 «Чудо – писанки»

Рисование на яичной скорлупе

Уточнение представления о композиции и элементах декора славянских писанок. Освоение техники декоративного раппортного рисования на объёмной форме (яйце). Бумага, краски гуашь, кисти, салфетки, вода, палитра. Собственная разработка.
3 «Прекрасное настроение»

кляксография

Беседа о прекрасной природе. С помощью трубочек продолжать учить  детей рисовать прекрасное представление о природе. Учить детей, давать полный рассказ о своём произведении. Акварель, бумага, палитра, кисти, трубочки. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: «Издательство скрипторий 2003
4 «Дождик – дождик, кап – кап-кап»

Рисование на мокрой бумаге.

Рассматривание иллюстраций «Виды дождя». Беседа. Учить рисовать на мокрой бумаге   с  помощью вилочки и зубочисток. Зубочистки одноразовые вилочки бумага фен краски, вода, салфетки. Казакова Т.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиц.

техники, сценарии занятий, планирование. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Май 1 «Георгиевская лента»

рисование гуашью на ткани.

Учить рисовать детей на ткани. Побуждать чувство патриотизма. Беседовать о великом Празднике “9 МАЯ». Показать видеоролик о «Великой победе». Ткань, Гуашь, кисти, линейка, простой карандаш. Собственная разработка
2 «Небо голубое»

бумагопластика

Продолжать учить технике бумагопластика, учить рисовать небо круговыми движениями – создавая образцы облаков. Краски, бумага, палитра, кисти, салфетки, вода. Собственная разработка.
3 «Маки»

печать цветами

Продолжать учить детей рисовать с помощью печати цветами,  вспомогательно дополнить работу посыпкой мака. Сделать работу более живой. Бумага, цветы маки, акварель, салфетки, вода.  Казакова Т.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиц.

техники, сценарии занятий, планирование. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

4 «Рисунок по замыслу»

свободная тема.

Упражнять в нетрадиционной технике рисования  самостоятельно. Предоставить свободу выбора изображения. Дать ребенку свободно выбирать технику рисования. Все возможные краски, карандаши, вода, салфетки. Ватные палочки, трубочки и.т.д. Собственная разработка.


III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

  • Формы и режим занятий 

Организация образовательного процесса регламентируется календарным графиком и расписанием занятий, которые разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением. Занятия по дополнительной программе дополнительного образования детей проводятся во второй половине дня после дневного сна. 

В качестве форм организации образовательного процесса по образовательной программе дополнительного образования детей применяются: 

  • игры; 
  • занятия; 
  • беседы; 
  • аудио и видео занятия;
  • открытые занятия для родителей. 
  • Структура учебного плана 

Кружок «Приключение Тюбика» нетрадиционного рисования для детей от 4 до 7 лет. Рассчитан для детей средней, старшей и подготовительной  к школе группе по обучению дошкольников нетрадиционному технику рисованию, реализуется по Программе дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности.

  • Годовой календарный учебный график 

По программе «Приключения Тюбика» нетрадиционного рисования.

Продолжительность учебного года по дополнительному образованию детей: 

Начало учебных занятий по дополнительному образованию детей – 

с «___» _________ 20__г. по «___» __________ 20__г.

Продолжительность учебной недели: пятидневная учебная неделя

Режим занятий: занятия проводятся по расписанию, утвержденному заведующим МБДОУ ЦРР №5  «Умка».

 Родительские собрания по дополнительному образованию детей проводятся на начало учебного года (сентябрь) Консультации для родителей по дополнительной образовательной программе проводятся по мере необходимости .

  • Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Работа кружка «Приключения Тюбика»» позволяет систематически и последовательно решать задачи развития художественно – творческих способностей. 

Условия реализации программы Материалы и инструменты, необходимые для работы: 

  1. Бумага разного формата. 
  2. Акварельные краски. 
  3. Гуашь. 
  4. Пастель.
  5. Восковые мелки. 
  6. Трубочки для коктейля, зубная щетка.
  7. Ванночки с поролоном. 
  8. Баночки для воды. 
  9. Кисти круглые и плоские разного размера. 
  10. Салфетки, пластиковые тарелки, стаканчики, вилки.
  11. Мягкие карандаши, ластики, бумага – картон. 
  12. Клей ПВА.
  13. Соль, сода. 
  14. Аптечный парафин или восковые свечи, вата.
  15. Кнопки.

 3.5. Перечень нормативных и нормативно-методических документов 

Дополнительная образовательная программа «Приключение Тюбика» нетрадиционного рисования разработана в соответствии с основными нормативно правовыми документами по дошкольному воспитанию: с международными правовыми актами: Законами РФ и документами Правительства РФ: • ст.30 Конституция РФ ст.7, 9, 12, 14, 17, 18, 28, 32, 33 • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012. 

  • Перечень литературных источников 

При разработке Программы использовались следующие литературные источники, представленные в данном перечне в порядке, учитывающем значимость и степень влияния их на содержание кружка:

  1. Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных учреждений и учебно-воспитательных комплексов. – Москва: ТЦ «Сфера», 2001.
  2. Белошистая А.В., Жукова О.Г. Времена года. – М. Дрофа, 2009.
  3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: «Издательство скрипторий 2003», 2007.
  4. Казакова Т.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  5. Иванова Г.В. Поделки на прогулке// Учебно-методическое пособие. – М., Тригон, 2007. 
  6. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. – М.: Сфера, 2010.
  7. Страунинг А.М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности. – Ростов-на-Дону, 1992.
Дополнительная программа художественной направленности “Природа и Художник”
Пролистать наверх