Методическая разработка дефектологического занятия.

Автор: Кичигина Татьяна Леонидовна

учитель-дефектолог КГБОУ “Норильская школа-интернат”

Методическая разработка дефектологического занятия.

Методическая разработка дефектологического занятия  для детей с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с включением обучающегося с РАС (4 класс).

Учитель-дефектолог: Кичигина Т.Л.

Тема: «Путешествие в страну «Девяткино».

Цель: – совершенствование навыка устного вычисления табличного умножения с числом 9 путём решения примеров и задач.

Коррекционно-развивающие задачи: 

–    коррекция зрительной и слуховой памяти, устойчивости и концентрации внимания.

– развивать наблюдательность, самоконтроль, через выполнение коррекционных упражнений.

–    развивать умение рассуждать посредством выполнения словесно-логических заданий 

Форма проведения: групповая.

Длительность: 40 минут.

Формируемые БУД: 

Личностные: проявлять положительное отношение и интерес к учебному предмету, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и с одноклассниками, адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные: читать выражения, используя математическую терминологию, сравнивать выражения, устанавливать аналогии, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: выражать в речи свои мысли, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Планируемый результат:

Предметный: знать названия компонентов результата действия умножения, понимать связь между умножением и сложением, правильно употреблять в речи математические понятия.

Оборудование: карточки (3 группа – жёлтые, 2 группа – зелёные, 1 группа – синие); предметные картинки: велосипед, мотоцикл, автомобиль, автобус, самолёт; интерактивная доска, проектор, презентация.

 

Ход занятия.

  • Вводная часть.

(Дети встают рядом со своей партой)

1) Психологический настрой.

– Ребята, что у нас сегодня в классе необычного, что вы заметили?

– Верно, к нам на урок пришли гости. Что нужно сделать? Конечно, поздороваться.

– Ребята, повернитесь лицом друг к другу.

– Руку правую подняли, и друг другу помахали

Дружно руки поменяли, теперь левой помахали.

Подмигните правым глазом, 

Теперь левым подмигните,

Улыбнитесь, повернитесь,

И те ребята, у которых карточки жёлтые, садитесь.

Затем – у кого зелёные карточки и теперь – у кого синие. Это необычные карточки, я позже объясню, зачем они вам понадобятся. 

2) Концентрация внимания через выполнение КРУ.

– А занятие у нас сегодня будет необычным, так как мы отправимся в путешествие, а на чём, вам нужно будет догадаться. Для этого посмотрите, пожалуйста, на картинки на доске. Назовите предметы, которые вы видите (поезд, автобус, трамвай, самолёт, автомобиль). Какой из этих предметов можно выделить как лишний? Верно, самолёт. Почему? Потому что он относится к воздушному виду транспорта, а все остальные – к наземному. Кто догадался, на каком транспорте мы отправимся путешествовать? Абсолютно верно, на самолёте. А кто управляет самолётом? Конечно, это пилот. А кто обеспечивает комфорт и безопасность пассажиров? Верно, стюардесса. Итак, в полёт. Я познакомлю вас с планом-маршрутом.

3) Знакомство с планом занятия.

1.Настраиваемся: на работу.

2.Вспоминаем: устный счёт.

3.Проверяем: знания и умения.

4.Выполняем: решение примеров и задач.

5.Закрепляем: таблицу умножения с числом 9.

6.Итог занятия.

2. Основная часть.

1) Устный счёт.

(с использованием ИКТ)

1.Найдите сумму чисел 70 и 30.

2. На сколько 90 больше, чем 60?

3. Увеличьте 6 в 2 раза.

4. Уменьшите 15 в 3 раза.

5. Найдите произведение чисел 3 и 7.

6. Найдите частное чисел 24 и 4.

7. Уменьшить 10 в 2 раза.

8.Первый множитель—4, второй множитель— 9. Найдите произведение. 

9. Сколько будет 18:3?

-Прочитайте слово, которое получилось. ТРАНСПОРТ. Что такое транспорт? Средство для перевозки пассажиров и грузов. 

2) Подведение к теме занятия.

Чтобы узнать, какую тему мы будем повторять, нужно быстро посчитать, сколько букв в этом слове? Молодцы, конечно, 9. Кто догадался? Верно, умножение с числом 9, и мы отправляемся в путешествие в страну «Девяткино», на чём, кто помнит? Правильно, на самолёте. Следующий этап путешествия: проверяем знания, решая примеры. Подготовим руку к письму.

Пальчиковая гимнастика.

Пальчик к пальчику приходит,

Друга он себе находит,

Будут пальчики дружить,

В гости часто приходить.

Работа по карточкам (количество примеров в карточке определяется по возможностям обучающихся).

45 – 9 х 2 = 28 + 9 х 8 = 9 х 10 – 56 =

74 – 9 х 3 = 100 – 9 х 9 = 73 – 8 х 9 =

63 – 9 х 7 = 85 + 9 х 1 = 35 – 9 х 2 =

Физминутка.

Самый лучший экипаж – у нас!

Мы задорные ребята – просто класс!

Мы приветствуем друг друга – вот так!

А поём мы и танцуем – вот так!

(музыкальное сопровождение «Вместе весело шагать по просторам…»)

Кто знает, что мы будем делать дальше? Решать задачу. А чтобы узнать, о чём, вам нужно составить слово из этих букв:

3) Решение задачи.

ЗАДАЧА: В спортивном празднике участвовало 45 самолётов. В воздух поднялись 3 эскадрильи по 9 самолётов. Сколько самолётов осталось на аэродроме?

(Значение слов: эскадрилья – подразделение, отдельная часть с каким-то количеством самолётов; аэродром – участок с воздушным пространством, где взлетают, садятся самолёты.

Работа у доски.

Условие – обучающийся 1 типологической группы, решение – по действиям – двое обучающихся 2 типологической группы, ответ – самостоятельно.

4) Работа со звуковой таблицей умножения по цепочке. 

КРУ «Верно ли утверждение?»

1.После утра наступает вечер.

2.Самолёт – это воздушный транспорт.

3.Зимой на деревьях распустились листья.

4.Февраль – это первый зимний месяц.

5.Ломаная состоит из отрезков.

5)Геометрический материал.

Начертить ломаную линию, состоящую из трёх отрезков по 3 см.

(Образец на ватмане, вывешивается на доску).

– Как найти длину ломаной? 

  • Заключительная часть.

1)Итог занятия: 

1.Настраивались: на работу.

2.Вспоминали: устный счёт.

3.Проверяли: знания и умения.

4.Выполняли: решение примеров и задач.

5.Закрепляли: таблицу умножения с числом 9.

6.Итог занятия.

2)Рефлексия с проверкой таблицы умножения на 9.

У ребят карточки с ответами, которые были выданы в начале занятия. На заданный учителем пример, выходит к доске тот ученик, у которого соответствующий ответ и вывешивает на доску. 

Карточки с ответами:   

М Ы
63 90

  

М О Л О Д Ц Ы !
18 45 27 54 81 9 36 72

Дети вывешивают на доску. Хором читают надпись, которая получилась.

Учитель стоит рядом с обучающимся с РАС, оказывая направляющую помощь в выполнении движений, привлекая внимание ребёнка к происходящему вокруг.

К доске приглашается обучающийся с РАС выделить нужную картинку. Опираясь на собственный положительный опыт, создаётся ситуация успешности с целью снятия эмоционального напряжения.

При ответах дети передают друг другу светящуюся «волшебную» палочку, включая обучающегося с РАС в установление невербального контакта с целью преодоления социально-психологического дистанцирования.

С обучающимся с РАС можно выполнять в паре (при расположении) на основе тактильного взаимодействия, с целью дальнейшего развития в установлении контакта доверительных отношений.

Обучающийся с РАС включает щелчком мыши экран, и читает вместе со всеми текст физминутки с целью закрепления потребности в новом виде впечатлений для эмоциональной стимуляции.

Читает вслух задачу обучающийся с РАС, так как хорошо читает и любит читать с целью создания ситуации успеха.

Учитывая эмоциональный настрой, можно привлечь обучающегося с РАС к работе у доски с целью формирования положительной мотивации к обучению.

Методическая разработка дефектологического занятия.
Пролистать наверх