Дополнительная общеразвивающая программа “Юный инспектор дорожного движения”

автор: Кокорева Татьяна Валентиновна

педагог дополнительного образования МАУ ДО “Центр внешкольной работы”

Дополнительная общеразвивающая программа “Юный инспектор дорожного движения”

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Юный инспектор дорожного движения»

                

                                                                      

    Возраст обучающихся  – 10-15 лет

 Срок реализации программы – 3 года

      Уровень-базовый

Составитель: 

 педагог дополнительного образования

 Кокорева Татьяна Валентиновна

                                                            

п. Панковка

2021

Пояснительная записка.

 

Программа «Юный инспектор дорожного движения» является адаптированной  и разработана на основе авторской программы педагога  дополнительного образования Л.А. Кравченко «Юный инспектор движения».

 

Актуальность

Травматизм на дорогах – это проблема, которая беспокоит людей во всех странах. Участие человека в дорожно-транспортном происшествии – всегда большое несчастье.

Сегодняшнее состояние детского дорожно-транспортного травматизма и опыт работы со школьниками показывает, что дети не обладают крайне необходимыми для современных условий жизни навыками безопасного поведения в транспортной среде, не умеют верно, оценивать и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.

Самое важное – научить детей правилам жизни во взрослом мире, мире спешащих людей и машин. Речь идет не столько о заучивании детьми правил, сколько о воспитании. Только выполнение Правил дорожного движения без осознания механизма возникновения дорожно-транспортного происшествия и правильного действия в каждой конкретной ситуации, без самодисциплины и самоконтроля не может гарантировать безопасности на дороге.

Все это стало предпосылками к разработке программы для детей «Юный инспектор дорожного движения».

 

Данная программа относится к социально-педагогической  направленности.

      

Программа рассчитана на 3 года обучения, адресована детям 10-15 лет, т.к. у них зачастую отсутствует позитивный стереотип разумного поведения на дороге. Объем программы 432 часа (1-й год – 144 ч., 2-й год -144 ч., 3-й год -144 ч.). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа 

 

Программа состоит из 4-х разделов:

  1. «Изучение ПДД»;
  2. «Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим»:
  3. «Агитационно-массовая работа»;
  4. «Вождение велосипеда» (для 2-го и 3-го года обучения).

Программа предполагает не только проведение академических занятий, но и использование активных нестандартных форм работы через коллективно – творческую деятельность.

 

Цель программы: создание условий для обучения безопасному поведению на дорогах и улицах и предотвращение ДТП с участием детей и подростков.

 

Основные задачи:

повысить у учащихся уровень знаний по Правилам дорожного движения Российской Федерации;

– формировать у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения;

– формировать навыки оказания первой медицинской помощи;

– совершенствование  практических навыков безопасного поведения на дорогах.

 

  Темы и разделы каждого года обучения взаимосвязаны между собой, и каждый последующий год обучения разработан с учетом уже имеющихся знаний, группы детей 1- го года обучения набираются без предъявления требований к базовым знаниям, занятия доступны для всех желающих.

 

Формы проведения занятий зависят от сложности изучаемой темы, уровня подготовки учащихся и их возрастных особенностей. Это

  • Беседы;
  • Экскурсии к перекрестку и по улицам города;
  • Моделирование дорожных ситуаций на площадках;
  • Просмотр видеофильмов;
  • Соревнования;
  • Конкурсы;
  • Ролевые игры;
  • Видеотренинги.

Занятия включают в себя логические игры, ребусы, викторины, конкурсы на зрительную память, смекалку, подвижные игры и эстафеты.

 

Занятия проходят в групповой и подгрупповой форме

Формой подведения итогов реализации программы 

В ходе реализации программы предусмотрена промежуточная (по итогам первого полугодия, и в конце учебного года) и итоговая (в конце обучения) аттестация учащихся, которая проходит в форме:  выступление  агитбригады, собеседование, тестирование.

 

Ожидаемые результаты

 

1 год обучения.

учащиеся должны знать:

  • Основные понятия и термины, используемые в Правилах дорожного движения;
  • Обязанности пешеходов и пассажиров;
  • Значения сигналов светофора и регулировщика, дорожных знаков;
  • Назначение дорожной разметки;
  • Подачу сигналов указателями поворота и рукой, перестроение транспортных средств;
  • Знаки: «Обгон», « Встречный разъезд»:
  • Основные приемы оказания помощи пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии.

Должны уметь:

  • Самостоятельно определять места для безопасного перехода улиц и дорог с регулируемым и нерегулируемым движением транспортных средств;
  • Ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации;
  • Определять безопасные места для игр и езды на велосипеде;
  • Соблюдать требования правил безопасности на остановках маршрутного транспорта, при посадке и высадке из него;
  • Правильно, четко и интересно объяснять младшим школьникам, как безопасно вести себя на дорогах, как ориентироваться на сигналы светофора, регулировщика, дорожные знаки;
  • Оказывать первую медицинскую помощь при ранах, кровотечениях.

2 год обучения.

Учащиеся должны знать:

  • Основные сведения и требования к безопасности, предъявляемые к транспортным средствам;
  • Правила дорожного движения – нормативный документ;
  • Типы светофоров и их сигналы. Методы и системы управления светофорами;
  • Группы знаков и их назначение;
  • Требования к безопасности и правила движения для велосипедистов;
  • Требования безопасности при вождении мотоцикла;
  • Расположение транспортных средств на проезжей части;
  • Скорость движения;
  • Проезд перекрестков;
  • Обгон, стоянка, остановка транспортных средств;
  • Первая медицинская помощь при переломах, травматическом шоке;
  • Первая помощь при внезапном прекращении сердечной деятельности и дыхания.

Должны уметь:

  • Ориентироваться в дорожных ситуациях;
  • Управлять велосипедом;
  • Решать ситуационные и другие задачи с применением макетов и без них по Правилам дорожного движения;
  • Применять приемы оказания первой помощи;
  • Проводить игры, беседы с учащимися, выступать с агитбригадой по теме;
  • Выпускать памятки безопасности, стенгазеты.

3 год обучения.

Учащиеся должны знать:

  • Причины и последствия дорожно-транспортного происшествия;
  • Конфликтные ситуации на дороге и пути их решения;
  • Правовое воспитание пешеходов;
  • Организацию и регулирование дорожного движения;
  • Сложные ситуации на дороге и перекрестке;
  • Правила оказания первой помощи в пути, при дорожно-транспортном происшествии;
  • Содержание автомобильной аптечки первой медицинской помощи и назначение средств. в нее входящих;
  • Историю дорожного движения.

Должны уметь:

  • Применять приемы самосохранения при возможном попадании в дорожно-транспортное происшествие и чрезвычайную ситуацию в качестве пассажира транспортных средств;
  • Управлять велосипедом с соблюдением Правил и требований безопасности движения;
  • Уметь решать экзаменационные билеты по Правилам дорожного движения для водителей категории А  (вождение мотоцикла);
  • Проводить праздничные программы, конкурсы, соревнования среди детей и родителей;
  • Выпускать по итогам дежурства на перекрестке молнии, боевые листки.

 

  1. Учебно-тематическое планирование

 

Название раздела 1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения
Количество часов Количество часов Количество часов
Теория Практика Всего Теория Практика Всего Теория Практика Всего
1 Вводное занятие 1 1 2 2 1 3 2 2
2 Изучение ПДД 52 44 96 38 43 81 60 20 80
3 Оказание первой  медицинской  помощи 6 4 10 3 5 8 2 6 8
4 Агитационно-массовая работа 4 26 30 5 33 38 15 25 40
5 Фигурное вождение велосипеда 10 10 8 8
6 Промежуточная и итоговая аттестация. 3 3 6 4 4 4 2 6
Итого: 66 78 144 52 92 144 83 61 144

 

1 год обучения

 

Наименование тем Кол-во часов Из них
Теория Практика
1 Введение в образовательную программу 2 1 1
2 Изучение ПДД.

Основные понятия и термины, используемые в правилах.

Обязанности пешеходов, пассажиров.

Регулирование дорожного движения светофорами и регулировщиками.

Дорожные знаки, разметка.

Расположение транспортных средств на проезжей части.

Скорость движения.

Правила дорожного движения для велосипедистов.

96

8

28

18

12

14

8

8

52

6

14

9

8

8

4

3

44

2

14

9

4

6

4

5

3 Первая медицинская помощь при ранах, кровотечениях, ожогах. 10 6 4
4 Агитационно-массовая работа

в детских садах, начальных классах.

Участие в массовых мероприятиях среди сверстников

30

20

10

4

4

26

16

10

5 Промежуточная и итоговая аттестация. 6 3 3
Итого: 144 66 78

 

2 –й год обучения

 

Наименование тем Кол-во часов Из них
Теор. Практика
1 Вводное занятие. 3 2 1
2 Изучение ПДД.

Основные причины дорожно-транспортного травматизма с детьми.

Пешеходы на дороге.

Сигналы светофора и регулировщика.

Дорожные знаки, разметка.

Требования к движению велосипедистов и мопедов.

Скоростной режим.

Обгон, остановка, стоянка транспортных средств.

Проезд перекрестков.

Движение через железнодорожные пути.

81

3

14

11

8

5

12

14

11

3

38

3

3

3

3

7

10

6

3

43

11

11

5

2

5

4

5

3 Оказание первой  медицинской  помощи при травмах и несчастных случаях

Переломы.

Травматический шок.

Правила наложения стерильных повязок.

8

3

3

2

3

1

1

1

5

2

2

1

4 Агитационно-массовая работа.

Беседы, игровые программы.

Выпуск стенгазет, молний

38

33

5

5

3

2

33

30

3

5 Фигурное вождение велосипеда 10 10
6 Промежуточная  аттестация. Контрольные диагностические срезы.  4 4
Итого: 144 52 92

 

3–й год обучения

 

Наименование тем Кол-во часов Из них
Теор. Практика
1 Вводное занятие. 2 2
2 Изучение ПДД.

Ответственность за нарушение ПДД.

Расположение транспортных средств на проезжей части.

Движение по трамвайным путям попутного направления.

Правила движения для мотоциклиста, мопедиста.

Остановочный путь транспорта.

Встречный разъезд.

Остановка и стоянка.

Проезд перекрестков.

Движение через железнодорожные пути и по автомагистралям.

Приоритет маршрутных транспортных средств.

Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами.

Буксировка механических транспортных средств.

Перевозка людей.

Ответственность за нарушение ПДД.

80

3

10

4

4

4

4

6

9

6

6

6

6

6

6

60

3

8

2

2

2

2

4

7

4

5

5

5

5

6

20

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

1

1

3 Первая  медицинская  помощь при травмах.

Способы искусственной вентиляции легких.

Транспортировка пострадавших.

Содержание автомобильной аптечки и назначение средств.

8

2

2

2

2

2

1

1

6

1

2

2

1

4 Агитационно-массовая работа.

Занятия в школе светофорных наук.

Игровые программы и соревнования.

Выступления с рефератами.

Выпуск стенгазет, телепередач.

40

10

12

6

12

15

3

3

6

3

25

7

9

9

5 Фигурное вождение велосипеда. 8 8
6 Промежуточная и итоговая аттестация. 6 4 2
Итого: 144 83 61

 

  1. Содержание программы

 

Содержание программы 1-го года обучения.

  1. Изучение ПДД.
  • Анализ детского дорожно-транспортного травматизма. Разбор конкретных случаев дорожно-транспортного происшествия, их причины в районе.
  • Основные понятия и термины, используемые в правилах.
  • Обязанности пешеходов.
  • Обязанности пассажиров.
  • Сигналы светофора и регулировщика
  • Дорожные знаки.
  • Дорожная разметка.
  • Скорость движения.
  • Правила дорожного движения для велосипедистов.
  1. Первая доврачебная помощь.
  • Понятие о ранах.
  • Виды кровотечения и их характеристика.
  • Первая медицинская помощь при ожогах, обморожениях, солнечном и тепловом ударах, утоплении, укусах.
  • Пропаганда Правил дорожного движения.
  1.         Агитационно-массовая работа.
  • Игровые программы: «Зеленый огонек», «Знайте правила дорожного движения как таблицу умножения. Беседа «А зеленый впереди – осторожно проходи».
  1.         Участие в массовых мероприятиях.
  • Районные соревнования: «Безопасное колесо». Конкурс знатоков Правил дорожного движения.
  1.         Диагностика.
  • Начальная диагностика. Промежуточная и итоговая аттестация.

 

Содержание программы 2-го года обучения.

 

  1. Изучение ПДД.
  • Дорожно-транспортный травматизм. Основные причины происшествия с детьми.
  • Пешеход на дороге. Обязанности.
  • Правила для пассажиров. Обязанности.
  • Сигналы светофора и регулировщика.
  • Дорожные знаки.
  • Дорожная разметка
  • Требования к движению велосипедистов.
  • Дорожно-транспортные происшествия и меры их предупреждения.
  • Фигурное вождение велосипеда.
  • Расположение транспортных средств на проезжей части.
  • Скорость движения.
  • Обгон.
  • Остановка и стоянка.
  • Проезд перекрестков.
  1. Оказание первой медицинской помощи при травмах и несчастных случаях.
  • Понятие о переломах.
  • Виды транспортных шин.
  • Понятие о травматическом шоке, фазы его течения.
  • Основные признаки и степени его тяжести.
  • Профилактические мероприятия для предупреждения шока, первая медицинская помощь.
  • Перевязочный материал и правила пользования им, типы повязок. Правила наложения стерильных повязок на голову, грудь.
  • Наложение повязок на палец, суставы, промежность, голень, стопу.
  1. Агитационно-массовая работа.
  • Беседа « Твой друг – велосипед».
  • Игровые конкурсные программы: «Веселая улица», «Авторинг», «Когда поют светофоры» и др.
  • Викторины: «Наши верные друзья», «Мы по улице идем», «Мы пассажиры».
  • Выпуск стенгазет, боевых листков, молний.
  1. Фигурное вождение велосипеда, вождение велосипеда.

 

Содержание программы 3-го года обучения.

 

  1. Изучение ПДД.
  • Ответственность за нарушение Правил дорожного движения.
  • Состояние безопасности дорожного движения в районе.
  • Расположение транспортных средств на проезжей части.
  • Движение по трамвайным путям попутного направления.
  • Мотоциклист на дороге.
  • Остановочный путь транспорта.
  • Встречный разъезд.
  • Остановка и стоянка.
  • Проезд перекрестков. Регулируемые перекрестки.
  • Проезд через нерегулируемый, регулируемый пешеходный переход.
  • Движение в местах расположения остановок маршрутных транспортных средств.
  • Движение через железнодорожные пути.
  • Движение по автомагистрали.
  • Приоритет маршрутного транспортного средства.
  • Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами.
  • Перевозка людей в кузове грузового автомобиля, перевозка групп людей в автобусе, на переднем сиденье автомобиля, на заднем сиденье мотоцикла.
  • Федеральный закон «О безопасности дорожного движения».
  • Ответственность за нарушение правил дорожного движения.
  1. Первая медицинская помощь при травмах и переломах.
  • Признаки синдрома длительного сдавливания, ушиба, и сотрясения головного мозга, растяжение связок и вывих суставов. Первая помощь при них.
  • Способы искусственной вентиляции легких.
  • Правила наложения стерильных повязок.
  • Транспортировка пострадавших при ранениях.
  1. Пропаганда правил дорожного движения.
  • Занятия в школе светофорных наук по темам: «Мы – пешеходы», «Наши верные друзья», «Твой друг- велосипед».
  • Игровые программы: «Автогородок», «ЮИД – лото», «За безопасность всей семьи».
  • Районные соревнования «Безопасное колесо», «Дорожная безопасность».
  • Выступления с рефератами по темам: «Автомобиль и экология», «На дороге – не в комнате, об этом всегда помните», «История правил дорожного движения».
  • Выпуск стенгазет, памяток безопасности, молний.
  • Участие в телепередачах.

 

  1. Методическое обеспечение программы

 

Содержание программы имеет концентрическое построение, состоит из трех уровней сложности:

Первый этап – дается общее значение правил дорожного движения, второй этап – углубление в изучении с практическим приложением в виде агитации и пропаганды, третий этап – умение применить правила дорожного движения в повседневной жизни, вести пропаганду и агитацию правил, умение разобрать сложную дорожно-транспортную ситуацию и найти правильное решение.

Организация образовательного процесса строится с использованием игровых технологий и системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности. Реализация игровых приемов и ситуаций происходит практически на каждом занятии. В систему игр входят такие группы как: обучающие, познавательные, воспитательные, развивающие и психологические. Игры в среднем школьном возрасте способствуют самоутверждению, имеют юмористическую окраску, ориентированы на речевую деятельность. Участие в них является подготовкой для агитационной и пропагандистской работы. Деятельность объединения строится по методике коллективной творческой деятельности (КТД).

 

Конкретные методы, используемые при реализации программы:

в обучении – практический (различные упражнения с моделями, с игровым
материалом транспортных средств, изготовление макетов, практическая работа в библиотеке); наглядный ( изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств); словесный (инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (в основном чтение, изучение, составление плана); видеометод (просмотр, обучение).

в воспитании – (по Г. И. Щукиной) – методы формирования сознания
личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример). Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения). Методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).

Опыт практической деятельности по реализации программы позволил сформировать единое агитационно-пропагандистское пространство через проведение массовых школьных мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, используя такие основные формы деятельности:

  • Встреча конкурс «Твоя дорога в школу»
  • Игра-путешествие «Волшебный автобус»
  • Уроки творчества (составление сценариев выступлений, викторин, сочинение песен, стихов о ПДД, выпуск  информационных листков, газет, изготовление плакатов, наглядных пособий поделок-сувениров и т. д.)
  • Аукцион знаний» (делимся собранной информацией по истории ПДД, автотранспорта, о светофоре, о велосипеде и др.)
  • Деловая и ролевая игры: я – регулировщик, я- пешеход, – водитель, -пассажир, я- нарушитель и т. д.

Критериями выполнения программы служат:

  • стабильный интерес учащихся к изучению, выполнению и пропаганде ПДД;
  • массовость и активность участия детей в мероприятиях по данной направленности;
  • результативность по итогам районных и областных конкурсов;
  • проявление самостоятельности.

 

  1. Списки литературы.

для педагогов

 

  1. Архипов Е.М., Седов А.В. Велосипедный спорт. – М.: Физкультура и спорт,1990.
  2. Бабаев А. 58651 погибли за год. Выживем ли в автомобильной войне // за рулем. 1990 г. №6.-С.1-3.
  3. Правила  дорожного движения РФ  с изм. 2010г.
  4. Экзаменационные билеты категории «А-В», утверждены Главным управлением ГИБДД  МВД России.- М.,2008.
  5. Федеральный закон « О безопасности дорожного движения от 30.12.2001 с изм и доп.
  6. “В лучах светофора”. Автор Л.И. Жук  Изд. ООО “Красико-Принт”2003г.
  7. Ковалева Н.В. Конкурсы, викторины, праздники по Правилам дорожного движения для школьников. Изд. 4-е Феникс 2008г.
  8. Правила дорожного движения  РФ по состоянию на 1 декабря 2006г. ООО”Изд-во АСТ”
  9. Учебно-методическое пособие «Экзамен в ГИБДД».  – М, ООО «Изд.”Оникс» , 2008
  10. Дети и дорога: Методический комплект для учителей начальных классов учебных заведений. Часть II –М.2004г.

 

для учащихся

 

  1. Помощник юного велосипедиста. Пособие для начинающих велосипедистов, – М.: ООО «ГринАритВидио»,  2007.
  2. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. «Учись быть пешеходом» – Воронеж, ЧП Лакоценин С.С., 2006
  3. Юрмина Г.Н. «Светофор», – М.: «ВАКО», 2006

 

Для осуществления образовательной деятельности необходимы следующие материально-технические условия :

-стол ученический
-стул ученический
-проектор
-настенный экран для проектора
-велосипеды
-медицинское материалы

 

Дополнительная общеразвивающая программа “Юный инспектор дорожного движения”
Пролистать наверх