Региональная политика в сфере образования (на примере Московской области)

автор: Колесников Александр Александрович

учитель физической культуры

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 45 с углубленным изучением иностранного языка» Богородский городской округ. с.Ямкинs

Региональная политика в сфере образования (на примере Московской области)

ТЕМА:

«Региональная политика в сфере образования 

(на примере Московской области)»

                                                                 Учитель физической культуры 

                                                                 первой квалификационной категории

                                                                 Колесников Александр Александрович

2021

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы образовательной политики

1.1 Сущность образовательной политики Российской Федерации

1.2 Особенности образовательной политики в регионах Российской Федерации

Глава 2. Анализ государственной деятельности в сфере региональной образовательной политики

2.1 Образовательная политика в  Московской области

2.2 Реализация государственных программ по развитию образовательной политики в Московской области

2.3 Проблемы и пути совершенствования региональной образовательной политики в Московской области

Заключение

Список литературы

3

5

5

11

16

16

22

27

32

34

 

ВВЕДЕНИЕ

Образование является частью процесса социализации личности, вовлечение человека в культурную, социальную среду, формирование полноценной личности общества. Так же, большую роль играет передача накопленного багажа знаний, умений и опыта следующим поколениям, который реализовывается в рамках соответствующих социальных институтов. С помощью него человечество передает своё наследие – культуру, знания, умения, социальные ценности. В современном мире образовательная политика играет важнейшую роль, так как это основной инструмент управления образовательными процессами, а значит, от неё зависит будущее поколений и страны в целом.

Государство же, в свою очередь, обязано нести ответственность за развитие, поддержание и качество образования своего народа. Существующая модель государственного управления подразумевает реформирование и улучшение как государственной, так и региональной образовательной политики России. Её совершенствование невозможно без грамотного подхода к индивидуальным особенностям регионов и народов Российской Федерации, без заполнения органов государственной власти и местного самоуправления людьми, умеющими на деле обеспечить успешное проведение экономических реформ, строительство социально развитого демократического государства.

 Актуальность темы выпускной работы определяется тем, что образование является одним из аспектов воспроизводства социально- развитого общества. Поэтому, наделение регионов правом и обязанностью выбора своей образовательной стратегии в соответствии с региональными социально-экономическими, географическими, этнокультурными и другими условиями становится толчком к многогранному развитию граждан нашей страны.

Задача государства заключается в том, чтобы обеспечить все необходимые предпосылки для расширения участия общества в развитии системы образования, формирования гражданского общества, знающего свои права и обязанности, осуществления контроля исполнения законодательства об образовании, реализации государственных образовательных стандартов. Формируя гражданина, система образования воздействует на политическую, экономическую и социальную сферы.

Объект исследования – региональная политика РФ в области образования. 

Предмет исследования – организационно-управленческие отношения в образовательной политике Московской области.

Цель исследования – исследовать особенности региональной образовательной политики.

Задачи исследования:

– сформулировать основные положения и принципы образовательной политики, а также ключевые цели и направления развития системы образования;

– изучить ключевые направления региональной образовательной политики в Московской области;

– проанализировать и выявить проблемы региональной образовательной политики в Московской области, предложить пути их решения;

 

ГЛАВА 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ.

1.1.СУЩНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а следовательно, и состояние экономики общества. «Образование выступает фактором воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Система образования формируют гражданина, тем самым воздействует на политическую сферу общественной жизни».  

Помимо прочего, образование является своеобразным «социальным лифтом», дающим возможность перехода из одного социального состояния в другое. Даже имея определенный багаж знаний, принимая и усваивая новую информацию, человек «поднимается» над обществом, так дает больше возможностей для самореализации.

Основная экономическая функция образования – формирование социально профессиональная структура общества, где люди способны осваивать научные и технические новшества и эффективно использовать их в профессиональной деятельности.

  В нынешних условиях, когда изменяется структура занятости и потребность в определенных квалифицированных кадрах возрастает доля мыслительного труда в производстве, а так же увеличивается потребность общества в профильном техническом труде, остро встает вопрос о поиске дополнительных источников, внутренних резервов экономического роста страны. Одним из таких источников является уровень образования населения. 

Как показывает мировой опыт, сегодня темпы экономического роста в решающей мере определяются скоростью и масштабами развития приоритетных направлений развития науки и техники и уровнем подготовки и составом работников. Учитывая это важно подходить к вопросу об образовательной политике с точки зрения современного состояния общества и своевременно реагировать на его изменения.

Государственное участие необходимо для обеспечения граждан более достоверной информацией о качестве образовательных услуг, для ограничения возможностей производителей образовательных услуг извлекать выгоды из своего монопольного положения, для распределения ресурсов в сфере образования с учетом продуктивности потребления образовательных услуг, для обеспечения доступности образования.

Государство принимает участие в образовательной деятельности во всех странах мира. Основными функциями, выполняемыми государством в сфере образования, являются:

1) регулирование образовательной деятельности: 

лицензирование, формирование и внедрение образовательных стандартов, проверка  их соблюдения;

2) организация обучения в государственных учебных заведениях;

3) финансирование получения населением определенных уровней и видов образования

Основные законодательные акты, регулирующие образование и образовательную политику в Российской Федерации установлены следующими документами:

  • Конституцией Российской Федерации;
  • Законом Российской Федерации «Об образовании»;  
  • Гражданским кодексом Российской Федерации;
  • Другими законодательными и нормативными актами.

Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. установлены общие принципы государственной политики в сфере образования. В частности, статья 43 провозглашает:

«1. Каждый имеет право на образование.

  1. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
  2. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
  3. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
  4. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования». 

На сегодняшний день образовательная политика в России строится на принципах, сформулированных в ФЗ «Об образовании».

Политика в сфере образования Российской Федерации основана на последующих принципах:

– Гуманистический уклад образования, преимущество социальных ценностей, человеческой жизни и здоровья, свободомыслие, многогранное развитие индивида; вырабатывание гражданского долга, уважение и уяснение  прав человека; намерение об охране окружающей среды, чувство ответственности по отношению к обществу и семье;

– Единство народной культуры и образования; защита и развитие посредством системы образования, как национальных культур, так и региональных культурных традиций Российской Федерации, как мультинационального государства;

– Общедоступность образования, деятельность по улучшению условий для получения образования, адаптивность системы образования к уровню развития и подготовки учащихся;

– Светская форма образования, осуществляемая в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

– Свобода выбора пути получения образования, выбора образовательного учреждения в образовании;

– Народовластие, комбинирование и согласованность государственных и общественных элементов в управлении образованием;

– Российская Федерация гарантирует всем гражданам возможность получить образование в пределах территории страны абсолютно независимо от этнической принадлежности, расы, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального и служебного положения, социального происхождения, благосостояния, места жительства, верований, убеждений, политической принадлежности, наличия судимости.

– Граждане Российской Федерации имеют право на получение бесплатного начального, основного и среднего общего, а также начального профессионального образования; а на конкурсной основе право на получение бесплатного среднего профессионального образования, высшего образования и послевузовского образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

– Государство формирует условия для граждан с ограниченными возможностями, обеспечивает их возможностью получения образования, корректировки и исправления пороков и дефектов развития, адаптирование к жизни в социуме. Российская Федерация равным образом оказывает поддержку в получении образования гражданам с исключительными данными, в том числе за счет специализированных государственных выплат и стипендий для обучения.

– «Стратегическая цель государственной политики в области образования это повышение общедоступности образования высокого качества, которое соответствует требованиям современности, развития общества и каждого гражданина».  Претворение в жизнь этой цели предполагает решение главенствующих задач развития образования как важнейшего элемента долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.:

– Обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики.

– Формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг, участие в международных сопоставительных исследованиях.

– Модернизация институтов образования как инструментов социального развития.

– Создание самой современной системы беспрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что образовательная политика устанавливает на основе общественного согласия коренные цели и задачи развития образования, гарантирует их проведение в жизнь путём согласованных действий государства и общества. Другими словами, образовательная политика являет собой поле активного взаимодействия государства и общества по реализации в образовании социальных ценностей цели и приоритетов.

Образовательная политика государства выступает инструментом обеспечения основополагающих прав и свобод индивида, повышение скорости роста социально-экономического и научно-технического развития, гуманизации общества, повышения культуры в обществе. Образовательная политика – одно из ключевых направлений внутренней политики Российской Федерации, имеющее цель создания экономических, институциональных и духовно идеологических условий для осуществления основных функций образования, включая формирование определённых типов личностей граждан, воспроизводства кадрового потенциала, общественного сознания и воспитания социума в соответствии с существующей системой ценностей.

1.2 ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ  В  РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Основным условием успеха модернизации образования в Российской Федерации является выработка образовательной политики в регионах, которая будет являться уместной для общей идеологии государства в области образования. Так же, необходимо:

 Обеспечить согласованность региональных программ развития образования с государственной образовательной политикой, то есть, соответствие федеральным правовым актам. Координировать, рассредоточить функции между органами государственной власти и общественным управлением, найти иные виды  социального партнерства в управлении образованием.

Распознать устройство и среду реализации образовательной политики с учетом специфики регионов, выработать стратегию управления развитием общего, профессионального, послевузовского образования, как единой региональной системы.

Установить процедуры модернизации образования, справедливой ответственности за принимаемые решения. 

Региональная образовательная политика должна основываться на определенной государством правовой базе и утверждать новые типы отношений. Прежний, ресурсно-распределительный тип отношений между различными уровнями управления в образовании должен быть замещен новым типом, предусматривающим согласованность стратегических планов и координацию действий.

Разработка региональной образовательной политики необходима так же потому, что в стране уже запущен целый ряд масштабных преобразований в различных сферах образования. Эти проекты (законодательного, экономического, технологического, социально-педагогического характера) в качестве одного из целесообразных условий их реализации предполагают создание новых инструментов модернизации образования. Их отсутствие, либо противоречие в их развитии, приводит к расхождению и несогласованности программ и значительно снижает их результативность.
В правовом отношении эта область образовательной политики в меньшей степени проработана, вследствие чего в планах действий регионов продолжают превалировать меры по поддержке жизнедеятельности, но не развития образования. Утверждение задач развития образования связано с выработкой новых функций управления. 

По вопросам образовательной политики региональные органы власти Российской Федерации осуществляют:

– разработку социальных норм и нормативов, обеспечивающих реализацию прав в области образования;

– информационное обеспечение и научное обоснование деятельности по реализации образовательной политики в регионах;

– обеспечение мер стимулирования деятельности организаций и граждан по реализации образовательной политики в Российской Федерации;

Оценивая практику реализации образовательной деятельности в регионах, Президент Российской Федерации В.В. Путин в одном из своих недавних выступлений перед телевизионной общественностью оценил, что осуществленная на данный момент времени работа достаточна для создания в ближайшем будущем базовой модели развития образования и бюджетной модели образовательных учреждений на последующие десять-пятнадцать лет вперед.

Например, в настоящее время все школы Российской Федерации подключены к сети Интернет, жалование педагогов увеличилось в среднем на тридцать процентов. Продолжают действовать дополнительные выплаты за классное руководство и различные премии талантливой молодежи. Совершенствуется режим общественного питания в школах.

Ожидается, что финансовое обеспечение образовательной сферы с каждым годом будет увеличиваться примерно на двадцать-тридцать процентов. Важно, что бюджетные расходы на образование будут повышаться как на федеральном, так и на региональном уровне.

Но, так же остаются и проблемные области образования. К примеру, во многих регионах плохо развита сеть учебных учреждений, которые дают начальное и среднее профессиональное образование, что означает необходимость далее модернизировать схему оплаты труда педагогов. Данные задачи представляют собой своего рода программу ближайших действий для власти различных уровней, и в первую очередь – региональных.

Отдельные субъекты РФ сталкиваются с тем, что в связи с расширением перечня типов и видов образовательных учреждений, в которых будут проводиться доплаты учителям, понадобилось дополнительное выделение средств (выше пределов установленных лимитов).

Кроме того, многие образовательные учреждения не могут принять непосредственное участие в конкурсах, связанных с внедрением инновационных образовательных программ ввиду устаревшей и несоответствующей требованиям техническо-материальной базы. Низкая оснащенность школ компьютерами затруднила эффективное использование интернета и его возможностей для более многогранного получения знаний. Встаёт вопрос о создании программ развития «отстающих» школ, чтобы все дети имели одинаковые возможности получения качественного образования.

Определенно ясна проблема, что нынешнее образование нуждается в притоке кадров. Кроме того, она имеет и экономическую составляющую.

Конструктивные предложения по решению данного вопроса звучали в Московской областной Думе.

Там встретили поддержку такие предложения, как придание директорам муниципальных школ статуса государственных служащих и введение в образовательных учреждениях системы общественно-государственного управления.

В системе начисления педагогам заработной платы произведен отказ от единой тарифной сетки. Инициирована реформа учебных планов, направленная на приобщение учащихся к информационному пространству с одновременным развитием новых педагогических технологий.

Принцип уравнительной финансовой политики, многие годы царивший в системе российского образования, становился преградой для выявления, поощрения талантливых, нестандартно одаренных специалистов.

Общая направленность на оптимизацию обучения и воспитания подрастающего поколения предполагает важнейшим элементом оберегание здоровья детей и подростков. Значительное внимание уделяется проблемам совершенствования организации питания в общеобразовательных учреждениях.

В целом же усовершенствование системы питания в российских образовательных учреждениях является важной задачей, решение которой создаст предпосылки для устранения демографических проблем и формирования здоровой нации.

Так же, образовательная политика государства в регионах ориентируется на пример всемирного образовательного пространства. Актуальным направлением становится интеграция национальных систем образования. Сегодня Российская Федерация активно участвует во многих международных проектах, задействована в обмене учащимися, профессорско-преподавательскими кадрами. Культурная трансформация общества выражается как в интеграции культуры, так и в желании сохранить свою самобытность. Гармонизация этих тенденций является условием устойчивого развития сферы образования.

2.АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ.

2.1 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В  МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

Основой здравого функционирования системы образования является равноправное стратегическое партнерство государства, общества и бизнеса. Именно при взаимодействии и интеграции этих трех составляющих возможно развитие, совершенствование и рост уровня образования в стране.

Правительство Московской области и конкретно Министерство Образования Московской области осуществляет свою деятельность в соответствии с  Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, законом Московской области № 136/2006 – ФЗ «Об образовании», Положением о Министерстве образования Московской области, утверждённым постановлением Правительства Московской области от 12.11.2007 № 853/28.

Приоритетные направления образовательной политики в Московской области:

В дошкольном образовании:

 – подготовка и одобрение моделей образования детей дошкольного возраста, обеспечивающих выравнивание стартовых возможностей детей.

В общем образовании:

– Проработка структуры и содержания технологий общего образования в границах приоритетных направлений развития образования.

– Разработка и внедрение технологий сберегающих здоровье в практику деятельности образовательных учреждений. 

– Внедрение в системе общего образования переподготовки профильного обучения на следующей ступени общего образования.

–  Формирование условий для развития кадетского образования. 

– Внедрение методик системы оценки и контроля качества  деятельности образовательных учреждений. 

– Реализация системы мер по поддержке русского языка как языка межнационального единения и консолидации общества. 

– Укоренение механизмов использования новых технологий и дистанционного обучения в образовании.

В развитии воспитания и дополнительного образования детей:

 – создание и включение концепции интеграции основного и дополнительного образования учащихся в систему образования.

– подготовка и внедрение региональной программы дополнительного образования для детей. 

– корректировка и установление моделей и технологий взаимодействия по реализации воспитательных и образовательных проектов и программ в условиях города и села.

– совершенствование финансового обеспечения функционирования и развития системы образования

– создание реестра бюджетных учреждений в системе образования Московской области. 

– разработка новых моделей оплаты труда работников в сфере образования Московской области.

– повышение качества кадрового обеспечения для развития системы образования.

– мобильное профессиональное образование управленческих кадров

– создание новейших форм подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

– совершенствование управления системой образования.

– поддержка формирования и развития институтов общественного участия в управлении образованием (Попечительские советы и др.).

– информационное и PR-сопровождение развития системы образования. Создание и поддержка работы областного пресс-центра, осуществление связи с общественностью и муниципальными образовательными системами. 

Основным региональным нормативным актом Московской области в сфере образовательной политики является «Государственная программа Московской области «Образование Подмосковья» на 2014–2018 годы». Главными задачами этой программы являются :

– Повышение доступности, качества и эффективности образовательных услуг через совершенствование сети образовательных организаций, обновление содержания и технологий образования, внедрение современных организационно-экономических моделей предоставления услуг, развитие кадрового потенциала системы образования.

– Модернизация системы непрерывного профессионального образования в целях обеспечения текущих и перспективных потребностей социально-экономического развития Московской области, повышение эффективности использования ресурсов системы профессионального образования.

– Защита прав и интересов детей, создание условий для их безопасной жизнедеятельности, формирования здорового образа жизни, социальной адаптации и самореализации.

– Развитие материально-технической базы образовательных организаций в Московской области.

– Достижение полноты укомплектованности медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения Московской области медицинскими кадрами, подготовка специалистов с высшим и средним медицинским образованием, повышение профессионального уровня медицинских работников Московской области.

– Повышение профессионального уровня медицинских работников Московской области

По величине сети образовательных организаций, количеству обучающихся и воспитанников система образования в Московской области является одной из крупнейших в стране. По данным Министерства, в Московской области существуют следующие категории организаций:

Дошкольное, общее и дополнительное образование

Дошкольных образовательных организаций – 1991 (278 139 детей);

Общеобразовательных организаций – 1 425 (630 219 обучающихся);

Общеобразовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам – 72 (9312 обучающихся);

Образовательные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – 37 (1 485 воспитанников);

Общеобразовательная организация для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении – 1 (69 человек);

Частные дошкольные образовательные организации – 67 (3634 воспитанника);

Частные общеобразовательные организации  – 86 (11 093 обучающихся). 

Сеть образовательных организаций, деятельность которых направлена на решение задач дополнительного образования детей, воспитания и социализации, представлена :

Организации дополнительного образования – 285, муниципальные -20, региональные – 2, образовательные организации для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (центры психолого-медико-социального сопровождения, центры реабилитации и коррекции, центры диагностики и консультирования), образовательные организации для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа) –  3.

В Подмосковье обеспечены высокие, в сравнении со средними по России, показатели охвата образовательными услугами:

 Услуги дошкольного образования – 74,8 процента детей в возрасте от 3 до 7 лет;

Услуги общего образования 95,3 процента детей и подростков;

Услуги дополнительного образования детей в организациях дополнительного образования охвачено 42 процента детей в возрасте от 5 до 18 лет включительно.

В состав Министерства образования входят 68 территориальных структурных подразделений по опеке и попечительству.

Профессиональное образование

Система профессионального образования Московской области включает в себя 182 образовательные организации всех типов, подведомственных пяти министерствам Московской области. 

Министерство образования – 142 образовательные организации, из них 6 образовательных организаций высшего образования.

Министерство здравоохранения – 19 профессиональных образовательных организаций.

Министерство культуры – 6 профессиональных образовательных организаций.

Министерство строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства – 7 профессиональных образовательных организаций.

Министерство физической культуры, спорта, туризма и работы с молодежью – 7 профессиональных образовательных организаций.

Министерство социальной защиты населения Московской области – 1 профессиональная образовательная организация.

2.2 РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ ПО РАЗВИТИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 

В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Основная цель деятельности правительства Московской области это обеспечение доступного качественного образования и успешной социализации детей и молодёжи, удовлетворение потребности экономики Подмосковья в кадрах высокой квалификации.

Проблемы профессионального образования не могут быть решены без серьезной перестройки механизмов финансового обеспечения, которые должны быть направлены на обеспечение прозрачности и конкуренции, на повышение инвестиционной привлекательности системы профессионального образования, как для работодателей, так и для студентов. Важнейшей частью обновления механизмов финансового обеспечения должен стать переход от административного распределения контрольных цифр приема к действительно конкурентным процедурам распределения государственного задания. 

Прогноз развития соответствующей сферы реализации государственной программы с учетом реализации государственной программы, включая возможные варианты решения проблемы, оценку преимуществ и рисков, возникающих при выборе различных вариантов решения проблемы.

Важнейшим вызовом для развития дошкольного, общего и дополнительного образования детей в Московской области до 2020 года станет рост численности детей в возрасте от 0 до 7 лет. Это потребует существенного роста расходов на строительство и содержание зданий образовательных организаций, развитие инфраструктуры и кадрового потенциала системы образования.

Основным способом обеспечения доступности услуг дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет должно стать строительство зданий дошкольных образовательных организаций. Однако с учетом возможностей бюджета Московской области, а также прогнозируемого изменения демографического тренда после 2018 года, наряду со строительством зданий дошкольных образовательных организаций, должны получить развитие вариативные формы, осуществляться поддержка негосударственного сектора услуг дошкольного образования, внедряться механизмы государственно-частного партнерства. Это позволит ликвидировать очередность в дошкольные образовательные организации уже к 2020 году.

При этом для минимизации рисков ухудшения условий для жизнедеятельности и образования детей будут использованы эффективные механизмы регулирования и контроля качества услуг.

В условиях роста расходов на образование усилятся риски неэффективного использования бюджетных средств. В этой связи важной задачей станет внедрение современных механизмов финансового обеспечения и управления по результатам, а также моделей организации сети образовательных организаций, обеспечивающих эффективное использование ресурсов.

Рост благосостояния населения Подмосковья, в том числе – увеличение доли среднего класса, обусловит повышение уровня требований к качеству услуг дошкольного, общего и дополнительного образования. Для удовлетворения этих требований будет создана современная система оценки и стимулирования качества образования.

Важнейшим инструментом решения данной задачи станет введение эффективного контракта с педагогическим работниками и руководителями образовательных организаций, предусматривающего обеспечение их заработной платы на уровне не ниже средней по экономике Московской области. Одновременно будут введены современные требования к производительности и результативности труда педагогических работников. Это позволит преодолеть тенденцию «старения» кадрового состава, привлечь в образовательные организации талантливую молодежь, расширить возможности для карьерного роста и профессионального развития педагогов. 

Для удовлетворения запросов населения к качеству условий обучения во всех образовательных организациях будет создана современная инфраструктура для учебы, занятий физкультурой и спортом, питания обучающихся, в том числе – обеспечен высокоскоростной Интернет.

Ответом на растущий спрос родителей на услуги дополнительного образования детей станет комплекс мер по развитию сети организаций дополнительного образования и ее инфраструктуры. При этом формальное решение задачи роста охвата услугами дополнительного образования может привести к консервации его содержания. Избежать данного риска позволит создание в системе дополнительного образования механизмов прозрачного финансового обеспечения и конкуренции, в том числе – с негосударственным сектором, поддержка инноваций, подготовка кадров.

Для решения проблемы дифференциации качества образования будут реализованы меры по поддержке общеобразовательных организаций, работающих в сложных социальных условиях, включающие действия по укреплению ресурсного и кадрового потенциала, развитию дистанционных образовательных технологий, интеграции в образовательный процесс социокультурных ресурсов территории. 

«Внимание к проблеме «слабых» общеобразовательных организаций не должно привести к отказу от поддержки «точек роста», лидеров системы образования, формальному перераспределению ресурсов». Будут реализованы меры по поддержке общеобразовательных организаций, реализующих инновационные образовательные проекты и программы. Это позволит сохранить и расширить сектор общеобразовательных организаций, конкурентоспособных на общероссийском и международном уровне.

Для обеспечения доступности качественных образовательных услуг в том числе – профильного обучения, для детей в сельской местности, детей с ограниченными возможностями здоровья реализовываются современные модели электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Наряду с этим должен увеличиться масштаб распространения инклюзивного образования, в том числе – за счет мер по созданию в образовательных организациях безбарьерной среды. В сельской местности получит дальнейшее развитие модель школы – социокультурного комплекса. Должны быть реализованы специальные меры по культурной и языковой адаптации детей из семей мигрантов.

Важной задачей развития профессионального образования Подмосковья станет организация межведомственного взаимодействия, создание механизмов использования потенциала ресурсов предприятий, реализующих корпоративную подготовку кадров, направленная на решение задач социально-экономического развития региона.

Решению проблемы массовой подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена для рынка труда будет способствовать внедрение образовательных программ, направленных на получение прикладных квалификаций; создание центров сертификации квалификаций.

В этой связи корректировку и согласование долгосрочных прогнозов, стратегий и программ инновационного развития отраслей экономики Подмосковья как базы для планирования развития системы непрерывного профессионального образования и осуществить стратегический комплексный подход к прогнозированию необходимых компетенций на межотраслевой и межведомственной основе.

Все большее значение будет приобретать система информирования обучающихся, их семей, образовательных организаций об уровне заработных плат, карьерных перспективах в различных секторах экономики. Этому будут способствовать мероприятия, направленные на популяризацию системы профессионального образования, а также открытость каждой образовательной организации.

2.3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 

В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

Анализ текущего состояния системы образования в Московской области определяет цепочку проблем, решение которых органами власти необходимо в рамках рассматриваемой государственной программы.

Рассмотрим основные выявленные проблемы в области образования:

Доступность дошкольного образования.

В ближайшие два года в Московской области прогнозируется рост численности детей в возрасте от 1 до 7 лет с 471  до 575 тыс. человек, вследствие чего увеличится необходимость в дополнительных местах в дошкольных образовательных учреждениях. Очевидно, что действующие, реконструирующиеся, строящиеся здания дошкольных образовательных организаций не смогут принять всех желающих к обучению. 

Качество дошкольного и общего образования. 

В данное время все установленные виды благоустройства имеют 97 %  зданий дошкольных образовательных организаций. Внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования потребует в срочном порядке укреплять материально-техническую базу дошкольных образовательных организаций в Московской области, снабжать их  по установленным стандартам условиям.

В некоторых частях Московской области  фиксируется сохранение ограниченности  общедоступности качественных услуг образования. Определенная доля обучающихся не обеспечена двухразовым питанием, учится в школах, в которых менее 70 % условий соответствуют современным требованиям, не всем обучающимся обеспечен подвоз в школы.

Педагогический блок.

Актуальными остаются проблемы недостаточной привлекательности профессии для студентов педагогических вузов, старения педагогических кадров, недостаточный уровень условий работы.

Воспитание и социализация детей и подростков, защиты их прав и интересов. 

Вопреки на реализуемым в Московской области мерам, молодежной среде продолжается распространение алкоголизма, наркомании, насилия, нетерпимости к другим нациям. Всё это снижает возможности действия образования в регионе в целом. Основой для борьбы с данной проблемой является развитие и продвижения дополнительного образования. Сохраняются проблемы социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

«В условиях роста расходов на образование увеличатся риски неэффективного использования бюджетных средств».  В связи с этим требуется  внедрение современных механизмов финансового обеспечения и управления по результатам, а также моделей организации сети образовательных организаций, обеспечивающих эффективное использование ресурсов.

Одним из главных инструментов решения данной задачи будет являться введение эффективного контракта с педагогами  и руководителями образовательных организаций, предусматривающего обеспечение их заработной платы на уровне не ниже средней по экономике Московской области. Одновременно будут введены современные требования к производительности и результативности труда педагогических работников. Это позволит преодолеть тенденцию «старения» кадрового состава, привлечь в образовательные организации талантливую молодежь, расширить возможности для карьерного роста и профессионального развития педагогов. 

Для удовлетворения запросов населения к качеству условий обучения во всех образовательных организациях должна быть создана современная инфраструктура для учебы, занятий физкультурой и спортом, наличие высокоскоростного интернета, питание обучающихся.

Решением для растущего спроса на услуги дополнительного образования детей может стать комплекс мер по развитию сети организаций дополнительного образования и ее инфраструктуры. Но такое решение задачи может привести к торможению его качественного развития. Исключить данный момент позволит создание в системе дополнительного образования структуры прозрачного финансового обеспечения и конкуренции, в том числе – с негосударственным сектором, поддержка инноваций, подготовка кадров.

Проблемы дифференциации качества образования будут решаться поддержанием образовательных организаций, работающих в сложных социальных условиях, включающие действия по укреплению ресурсного и кадрового потенциала, развитию дистанционных образовательных технологий. 

Для обеспечения доступности качественных образовательных услуг в том числе – профильного обучения, для детей в сельской местности, детей с ограниченными возможностями здоровья будут реализованы современные модели электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Будут реализованы специальные меры по культурной и языковой адаптации детей из семей мигрантов.

Приоритетом развития системы профессионального образования в Московской области становится пересмотр структуры, технологий, содержания реализации основных профессиональных образовательных программ с учетом требований работодателей и обучающихся, на основе прогноза рынка труда и экономического развития Московской области.

Основой эффективного контракта в профессиональном образовании должен стать конкурентоспособный уровень заработной платы преподавателей. С этой целью необходимо провести повышение к 2018 году средней заработной платы преподавателей образовательных организаций высшего образования до 200 процентов от средней заработной платы в регионе, а также обеспечить доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций до 100 процентов от средней заработной платы в экономике Подмосковья.

Решению проблемы массовой подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена для рынка труда будет способствовать внедрение образовательных программ, направленных на получение прикладных квалификаций; создание центров сертификации квалификаций.

Для решения задачи развития системы непрерывного профессионального образования должны быть поддержаны программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров для государственного и корпоративного секторов экономики, а также системы неформального обучения взрослых всех возрастов, в том числе -за счет поддержки расширения предложений «опорных» организаций на этом рынке. 

Масштабность задач, стоящих перед системой образования в Московской области, определили необходимость разработки и принятия государственной программы Московской области «Образование Подмосковья на 2014-2018 годы» как организационной основы региональной образовательной политики, объединяющей все уровни системы образования и направления ее модернизации, интегрирующей и аккумулирующей для достижения поставленных целей широкий комплекс ресурсов.

Реалии современного социума и рынка труда требуют от человека освоения не только профессиональных, но и базовых социальных и культурных компетенций, включая организацию коллективной работы, межкультурную коммуникацию. На их формирование будет направлена модернизация системы профессионального образования, включающая радикальное обновление системы практик, вовлечение студенческой молодежи в позитивную социальную деятельность, включая занятия физкультурой и спортом. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Отдельные части реализации приоритетных направлений в области образовательной политики в регионах страны складываются в общую структуру, создающую очевидную связь между передовым, качественным образованием и перспективой формирования гражданского общества, эффективно действующей экономики и безопасного государства.

Важно отметить, что результатом реализации изученных государственных и региональных программ развития образования должно стать достижение современного качества образования, соответствующее социально-экономическим условиям.

Несмотря на большую работу региональных и государственных властей, в образовании и обществе страны в целом еще многое нужно менять. Вместе с тем, делать это следует не только в содержательной, но и в организационной части деятельности. И приступать к работе в каждом конкретном направлении следует обдуманно и планомерно.

В условиях ситуации на международной арене, остро встаёт проблема финансирования образования нашей страны. Но следует признать, что даже частичное увеличение данного финансирования способно значительно поднять престиж профессий в этой сфере, тем самым привлечет молодые и квалифицированные кадры, а так же темпы роста качественной составляющей образования. Стоит отметить, что реформы будут бессмысленны, если не окажутся, направлены на достижение определенных целей. В противном случае реформирование нецелесообразно.

По результатам проведенного исследования особенностей региональной образовательной политики, мною сделаны следующие выводы:

– в Российской Федерации созданы отвечающие требованиям современности организационно-управленческие отношения в образовательной политике, а так же проводится значительная работа по улучшению эффективности работы этой сферы;

– Принципы государственной политики в области образования, в том числе регламентируемые государственными региональными программами развития образования, являются базовыми как при подготовке ведомственных законодательных актов, так и для непосредственной деятельности каждого учебного заведения;

– Потребность реформирования структуры и содержания образования обусловлены развитием науки и связанных с ней технологий производства; основными направлениями реформы российского образования являются демократизация системы обучения и воспитания, гуманизация, а также компьютеризация процесса образования; 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативная и правовая литература. 

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. М., 2014.  

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». – Режим доступа: «Консультант Плюс».

Государственная программа Московской области от 23.08.2013 № 657-36 «Образование Подмосковья» на 2014-2018 годы.

Учебная и специальная литература.

Бедерханова В.П. уч. пособие Непрерывное образование: потребность или необходимость. Москва-Дрофа. 2011- 265 с.

Василенко Н.В. Уч. пособие Теоретические модели современных систем образования .СПб-2008-143 ст. 

Кондракова И.Э. Образовательная политика: содержание понятия // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2010. №128.

Холостова Е.И., Социальная политика: учебник для бакалавров / под ред. Г. И. Климантовой.  — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 367 с. — Серия : Бакалавр. Базовый курс.

Интернет ресурсы.

http://минобрнауки.рф/ – сайт министерства образования и науки РФ.

http://mo.mosreg.ru/ – сайт министерства образования Московской области.

http://www.gks.ru/ – сайт Федеральной службы государственной статистики.

Региональная политика в сфере образования (на примере Московской области)
Пролистать наверх