Автор: Колодий Лилия Николаевна
МБОУ “СШ № 38” г. Норильск
«Особенности обучения детей с нарушениями зрения в условиях массовой общеобразовательной школы».
«Особенности обучения детей с нарушениями зрения в условиях массовой общеобразовательной школы».
Учитель-логопед: Колодий Л.Н.
МБОУ «СШ № 38»
Г. Норильск, Красноярский край
Слайд 1
Число близоруких детей, подростков и молодых людей растет стремительно – в России каждый третий школьник заканчивает школу в очках.
За последние 30-40 лет заметен значительный рост «юной» миопии.
Нередко можно услышать, особенно от представителей старшего поколения, что в их-то годы никаких очков никто повально не носил, а плохое зрение чаще всего было признаков надвигающейся старости. И в чем-то они правы: начиная с 80-х годов 20 века отмечается рост числа близоруких людей. Сначала он охватил Юго-Восточную Азию (Корею, Тайвань, Сингапур, Китай), но затем начался и в других странах.
Близорукость фактически стала «болезнью эволюции» человека, ибо таким образом человечество в целом платит за то, что живет в более комфортных условиях, чем наши дикие предки, которые высматривали слонов, мамонтов и тигров издалека, чтобы добыть пищу или избежать опасности. Этот рост близорукости активно идет в азиатских странах, но Европа и Россия тоже охвачены этим процессом.
Слайд 2
Патология по зрению, излечивается не во всех случаях и не даёт ожидаемых результатов даже при использовании современных способов терапии. В таких случаях назначают группу инвалидности.
Около 15-20% российских первоклассников имеют зрение ниже нормы.
«Среди учащихся, поступающих в 1 класс, от 15% до 20% детей имеют остроту зрения ниже 1,0. Нарушение остроты зрения у таких детей приобретено не в школе, а еще в дошкольном возрасте».
При этом специалисты отмечают, что в гимназиях и лицеях доля школьников со снижением зрения достигает 50 %, в то время как в обычных учебных заведениях — 30–35 %.
По словам офтальмологов, количество детей с нарушением зрения увеличивается более чем в два раза от времени поступления в школу до ее окончания.
Лидирующее место в глазной заболеваемости занимают аномалии рефракции, в частности, близорукость (80 %), воспалительные заболевания переднего отрезка глаза и придаточного аппарата (25–26 %), косоглазие и амблиопия (9–10 %), заболевание сетчатки и зрительного нерва (4 %), травмы глаза (1,5 %) и врожденные патологии (0,5 %).
Слайд 3
Классификации лиц с нарушенным зрением:
- по характеру нарушения (слепые, слабовидящие, лица с косоглазием и амблиопией).
- по способу восприятия и степени сохранности остаточного зрения (тотальнослепые, парциально слепые, слабовидящие).
- по времени возникновения дефекта (слепорожденные, раноослепшие, поздноослепшие).
Слайд 4
Характеристика лиц с нарушенным зрением :
- Слепые с полным отсутствием зрения и дети с остаточным зрением, при котором его острота равна 0,04 и ниже на лучше видящем глазу с применением очков.
- Слабовидящие со снижением зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с очковой коррекцией
- Лица с косоглазием и амблиопией. Косоглазие и сопровождающая его амблиопия проявляются в нарушении бинокулярного видения.
Слайд 5
Широкая распространенность зрительных нарушений у детей побуждает к поиску новых подходов к оказанию им всесторонней помощи и поддержки. К тому же следует учесть, что, по данным статистики, почти 80% из них имеют те или иные нарушения речи, включая вербализм и эхолалию, обусловленные недостатками зрительного восприятия.
Классификация речевых нарушений у детей с нарушением зрения:
Первый уровень – отмечаются единичные нарушения звукопроизношения, что не позволяет данный уровень, рассматривать в качестве речевой нормы
Второй уровень – активный словарь ограничен, допускаются ошибки в соотнесении слова и образа предмета, в употреблении обобщающих понятий, грамматических категорий, а также в составлении предложений и развернутых рассказов.
Нарушения звукопроизношения детей этого уровня выражаются в различных видах сигматизма, ротацизма, ламбдацизма, парасигматизма, параротацизма, параламбдацизма. Отмечается также недостаточная сформированность слуховой и произносительной дифференциации звуков и фонематических представлений. Фонематический анализ не сформирован.
Третий уровень – экспрессивная речь отличается бедностью словаря. На низком уровне находятся соотнесенность слова и образа предмета и знание обобщающих понятий. Связная речь аграмматична, состоит из перечислений и одно-двухсловных предложений. Нет развернутых рассказов. Множественные нарушения звукопроизношения. Недостаточно сформирована слуховая и произносительная дифференциация звуков. На низком уровне находится формирование фонематического анализа и синтеза.
Четвёртый уровень – экспрессивная речь крайне ограничена, имеются значительные нарушения в соотнесении слова — образа предмета и обобщающих понятий. Связная речь состоит из отдельных слов. Отмечаются эхолалии. С заданиями, направленными на выявление качественной стороны грамматического строя речи, дети не справляются, не выполняют они и задания на слуховую дифференциацию звуков. Отмечается полная несформированность процессов фонематического анализа и синтеза
Слайд 6
Факторы влияющие на развитие речи ребёнка с нарушенным зрением:
Развитие речи детей с нарушениями зрения имеет свои особенности. Исследователи отмечают, что речевые расстройства встречаются у детей с дефектами зрения значительно чаще, чем у остальных. Причинами таких речевых расстройств могут быть нарушения внутриутробного развития и поражение ЦНС, неблагоприятное влияние окружающей среды, недостаточное развитие моторики и координации.
- Степень снижения зрения;
- Время возникновения дефекта;
- Состояние и деятельность сохранных анализаторов (тактильного, слухового, двигательного, кинестетического);
- Личностные особенности ребенка (когнитивная сфера);
- Условия воспитания.
Слайд 7
Характеристика речи слабовидящих:
- Неправильное усвоение артикуляции звуков;
- Трудности различения звуков по акустико-артикуляторным признакам;
- Сигматизм, ламбдацизм, ротацизм;
- Однообразие лексики;
- Эхолалии;
- Ограниченность глагольного словаря;
- Бедность и монотонность речи.
Для детей с нарушениями зрения в речи характерны неправильное усвоение артикуляции звука, системы признаков звуков, необходимых для их различения. Им также свойственны трудности различения звуков по акустико-артикуляционным признакам.
Чаще всего среди нарушений звукопроизношения встречаются сигматизм, ламбдацизм, ротацизм.
Основой для формирования правильного звукопроизношения при дефектах зрения является использование сохранных слухового и двигательного анализаторов, которым принадлежит основная роль в формировании речеслуховых и речедвигательных представлений.
На лексической и семантической стороне языка отражается недостаточность сенсорного и жизненного опыта, что приводит к вербализму – формальному усвоению знаний.
Также характерно однообразие в использовании лексических средств, эхолалии, ограниченность глагольного словаря, своеобразие процессов развития значений слов.
Нечеткость узнавания предметов, их форм, внешних признаков создают изначально неблагоприятные условия для формирования речи. Специфические трудности в соотнесении слова и образа затрудняют накопление словаря, формирование обобщающих понятий и в большинстве случаев приводит к нарушению всех структурных компонентов языка. Представления ребенка об окружающем мире начинают носить фрагментарный характер, что, в свою очередь, порождает трудности образования причинно – следственных связей. Зрительный дефект, таким образом, становится первичным, влияющим на развитие речевых и неречевых функций.
Нарушение зрения обычно сопровождается вторичными наслоениями, природа которых разнообразна. Глубокое нарушение зрения отрицательно сказывается на нервно – психическом статусе детей, значительно снижает их двигательную активность и ориентировку в пространстве, влияет на развитие познавательной деятельности и становление общего речевого статуса. При зрительной работе у таких детей быстро наступает утомление, снижается работоспособность.
Однако, по мнению Л. С. Выготского, развитие детей с теми или иными отклонениями подчиняется тем же закономерностям, что и развитие нормально развивающегося ребенка. Из этого следует, что дети с патологией зрения тоже имеют большой потенциальный ресурс развития при условии включения их в специальное обучение и воспитание
Таким образом, в связи с множеством указанных аномалий, работа с данной категорией детей требует знаний в области офтальмологии, тифлопедагогики, спецпсихологии, логопедии.
Слайд 8
Коррекционной работе предшествует логопедическое обследование. Методика обследования слабовидящих разработана Волковой Л.С.
Методика логопедической работы со слабовидящими разработана Волковой Л.С.
В группе детей с 1 уровнем несформированности речи логопедическая работа направлена на устранение недоразвития всех сторон речевой деятельности. В группах детей со 2 и 3 уровнем несформированнности речи корригируются фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая стороны речи. У детей с 4 уровнем работа направлена на коррекцию звукопроизношения.
Слайд 9
Особое внимание направлено на формирование перцептивных действий, зрительное и двигательно-осязательное формирование образа предмета, развитие полисенсорного восприятия, направленного на обогащение, пополнение практического опыта детей.
Приоритетным направлением деятельности всех звеньев системы является охрана зрения детей, профилактика дальнейших зрительных нарушений и развитие зрительного восприятия. Это – обязательное условие, каркас, на котором устойчиво держится плодотворная идея возвращения слабовидящих детей в среду здоровых сверстников.
Слайд 10
Система логопедической работы организуется и работает в русле вышеуказанного, обязательного для всех приоритетного направления и опирается на следующие принципы:
- 1. Принцип системного подхода.
- он осуществляется системой взаимодействия заинтересованных сторон.
- Принцип учета индивидуальных особенностей детей:
- речевого развития и степени выраженности речевого дефекта;
- характера зрительной патологии и степени ее проявления;
- учета последующих наслоений: психологических, моторно-двигательных и т.д.
- Принцип – онтогенетический.
Слайд 11
Направления, методы и приемы КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ:
При перспективном планировании коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушениями зрения одними из основных являются следующие разделы:
– формирование общих речевых навыков: развитие слуховой памяти детей, обучение умению слушать и слышать обращенную речь, обучение дифференциации звуков, умению распознать источник звука.
– развитие фонетической стороны речи (подготовка к постановке звуков, постановка звуков, дифференциация звуков)
– совершенствование импрессивной речи
– развитие лексической стороны речи
– формирование грамматической стороны
– обучение связной речи.
Коррекционная работа с обучающимися младших классов направлена на обогащение словаря, путем углубления понимания уже известных слов, выявление оттенков значений, различение синонимов, подбор антонимов. Активизация словаря заключается в работе по введению из пассивного словаря в активную речь.
Необходимо использовать специальные приемы и способы: показ предмета или действия, обозначаемого словом, рисунка, иллюстрации, макета. Объяснение непонятных слов путем замены его синонимом, подбор антонимов, словообразовательный анализ, объяснение слов с опорой на контекст.
Овладение детьми грамматическим строем происходит в процессе общения со взрослыми на основе слухового восприятия и подражания. Дети с нарушениями зрения с трудом овладевают пространственными отношениями, поэтому они не могут правильно отразить их в речи.
В работе по развитию связной речи слабовидящих детей используются различные упражнения: пересказ прослушанного теста, беседа, работа над загадками, пословицами, поговорками.
Также слабовидящие дети испытывают трудности в выражении своего эмоционального состояния, что сказывается на интонационном оформлении – бедности и монотонности речи.
Поэтому важной составляющей коррекционной работы является формирование процессов приема и передачи вербальной и невербальной информации, мимических средств выразительности.
Логопедическая работа по устранению таких нарушений речи как заикание, ринолалия и др. ведется по общепринятым методикам, но с опорой на остаточное зрение.
Слайд 12
Направления, методы и приемы КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ:
Методы и приемы коррекционной направленности:
– использование специальной наглядности, крупной фронтальности, использование фонов, улучшающих зрительное восприятие при демонстрации объектов, подставок, позволяющих рассматривать объекты в вертикальном положении.
– обязательно вводятся физкультминутки, т.к. эти дети быстроутомляемые.
– индивидуальный подход
– использование указки
– рассматриваемые объекты должны иметь четкий контур
– непрерывная нагрузка 10 мин.
Детям с амблиопией и косоглазием предлагается материал размером не менее 3 см; с близорукостью, катарактой, глаукомой, заболеваниями сетчатки нужен материал более крупных размеров.
Слайд 13
Условиями для полного и точного восприятия
демонстрируемого объекта являются:
- выбор адекватного фона (оттенки светлозеленого, темноголубого, бежевого);
- выбор адекватного цвета, так как цвет в сочетании и на расстоянии может меняться (например, красный рядом с желтым часто видится оранжевым, синий — фиолетовым, фиолетовый с коричневым – черным, красный — бордовым);
- постоянное использование указки для показа;
- нахождение ребенка при показе объекта у доски со стороны открытого глаза (закрыт правый глаз — слева, закрыт левый глаз — справа);
- нахождение педагога у доски справа, обязательно лицом к детям;
- подача изучаемых объектов на рассматриваемой картине с четким контуром (обводятся черным цветом по контуру);
- на занятиях по математике размер предметов — до 15см, размер используемой натуры— 20-25 см, раздаточный материал — до 7 см.
слайд 14
Требованиях к организации учебного процесса:
- соблюдать режим допустимой зрительной нагрузки, в частности, непрерывная продолжительность чтения не должна превышать 10 минут;
- использовать тетради с крупной разлиновкой;
- использовать учебники с крупным шрифтом;
- выполнять записи без наклона ручкой с черной пастой;
- при подготовке раздаточного материала, напечатанного на принтере, использовать полужирный
- шрифт Arial не менее 14 размера с печатью через 1,5 интервала;
- чередовать зрительную, слуховую и тактильную нагрузки; фронтальную и индивидуальную формы работы;
- иметь достаточное количество и разнообразие дидактического и наглядного материала, технических средств обучения;
- проводить физкультминутки, в том числе для снятия зрительного утомления;
- следить за правильным использованием обучающимися оптических средств коррекции зрения (очки, лупы и увеличивающие устройства различной модификации);
- использовать при необходимости подставки для книг и наглядного материала, в частности, ими непременно должны пользоваться дети с концентрическим сужением поля зрения и ограничением поля зрения снизу);
- использовать ТСО не более 15 минут;
- следить за тем, чтобы изображение на экране было качественным, ярким и контрастным, а расстояние от центра экрана до пола составляло 1,0–1,5 м;
- не допускать выключение и включение общего освещения во время просмотра видеофрагментов и просмотр в полной темноте;
- в солнечные дни использовать жалюзи;
- осуществлять контроль за правильной позой учащихся во время занятий.
Слайд 15
Требования к иллюстрациям, макетам, натуральным объектам и наглядным пособиям:
- материал должен быть крупным, четким, контурированным (предмет на картинке должен быть обведён чёрным контуром, шириной не более 5 мм), содержать небольшое количество только информативных деталей;
- контрастные цветные, а также цветные рельефные наглядные пособия.
- в наглядных пособиях и иллюстрациях необходимо использовать контрастные цвета;
- по возможности пособия должны быть рассчитаны на бисенсорное (зрение – слух, зрение – осязание) или полисенсорное восприятие;
- восприятие объектов необходимо проводить на полисенсорной основе и сопровождать словесным описанием (данное требование является условием формирования у слабовидящих учащихся целостного образа);
- наглядный материал предъявляется на контрастном фоне;
- презентации готовятся без использования «выплывающих» и поворачивающихся картинок (иллюстраций), текст на слайдах пишется на однотонном фоне.
Слайд 16
Существуют учебники подготовленные с учетом тифлопедагогических рекомендаций к печатному тексту по всем предметам.
Слайд 17
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ПИСЬМА
Для данной категории детей характерными являются:
- низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащий в основе овладения навыками письма и чтения;
- плохое запоминание букв;
- невозможность различения конфигурации сходных по написанию букв, цифр и их элементов;
- формирование нечетких, неполных или неадекватных зрительных образов;
- пропуск или появление лишних элементов в череде однородных предметов;
- наличие серьезных затруднений копирования букв;
- появление зеркального написания букв, носящее стойкий
- характер и другие.
Слайд 18
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ПИСЬМА
Дифференциация графических образов буков.
Задачи:
- Учить детей соединять элементы букв в единое целое.
Упражнения: соединить элементы букв так, чтобы получились буквы у-и; выложить из мозаики букву, выделив каждый элемент своим цветом; дорисовыва
ние буквы до целой части;
- Учить детей выделять буквы, наложенные друг на друга.
Упражнения: выделить буквы наложенные друг на друга; назвать и написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями; определить какое слово спряталось.
- Обучение поиску элемента буквы.
Упражнения: показать правильную букву среди пар букв, изображенных правильно и зеркально; дополнить букву нужным элементом; на фоне контурных изображений предметов найти «спрятавшиеся» буквы.
Особое внимание обращается на возможность использования имеющегося зрения.
Слайд 19
Особенности чтения слабовидящих обучающихся:
Наиболее частыми ошибками у слабовидящих школьников являются следующие:
- пропуски и перестановки звуков и слогов,
- повторения слов и слогов,
- искажения и усечения звуков и слогов,
- «зеркальное» чтение слогов,
- потеря строк и слов,
- чтение по догадке и др.
Методы преодоления нарушений чтения:
Трудности зрительного узнавания преодолевались с помощью специально разработанных таблиц слогов, слов; сопоставляются и изучаются буквы, сходные графически (л-м, т-г) и отличающиеся дополнительными элементами (з-в, д-л);
Для устранения трудностей «перескакивания» со строки на строку используются трафаретные закладки, обеспечивающие восприятие читаемой строки;
Проводится анализ и синтез предложений и слов с опорой на наглядность с использованием предметов, картинок, графических схем, карт с печатной основой, таблиц;
Для различения твердых и мягких согласных предлагаются рисунки с подписями под ними, где один из гласных, обозначающий твердость или мягкость согласного пропущен. Обучающиеся должны вставить требуемую гласную букву;
Для развития словаря детей, выработки умения обобщать видовые и родовые понятия при чтении букварных столбиков даются различные задания типа: из слов столбика выбрать слова, обозначающие название птиц; составить предложения из слов; придумать слова с противоположным значением.
Для развития словарного запаса слабовидящих используются индивидуальные картинные словари, словари синонимов и антонимов. Для определения смыслоразличительного значения слов применяются приемы замены букв в словах, создающих новое значение (полка—пилка—палка).
Слайд 20
Особенности обучения грамоте
Необходимо учитывать:
- размер шрифта,
- изменение цветовой гаммы,
- соотнесение работы в разных плоскостях.
- Звуковой анализ и синтез проводятся на основе материала: гласные-круг,
- твердые согласные-квадрат,
- мягкие согласные-треугольник.
Эта форма работы подходит для детей с миопией и косоглазием, поскольку они лучше воспринимают форму предмета нежели цвет.
Слайд 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Агранович З.Е. Дидактические материалы по развитию зрительного восприятия и узнавания у старших дошкольников и младших школьников. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
- Волкова Л.С. Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи слепых и слабовидящих детей. «Дефектология», №5, 1982.
- Ермаков В.П. Развитие и воспитание детей с нарушениями зрения. – М.: 1990
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Пособие для логопеда – М.: «Владос», 2001г.
- КРЫЛОВА Н.А. Изучение процесса чтения слабовидящих учащихся начальных классов. «Дефектология», 2, 1973
- Лапп Е. А. Развитие связной речи дошкольников с нарушением зрения. – М.: Сфера, 2006.
- Логопедия: учебник для студентов дефектологического факультета педагогических институтов / Волкова Л. С., Шаховская С. Н. – 3-е издание. – М.: Владос, 2002.
Слайд 22
- Логопедия. Методическое наследие под ред. Л.С. Волковой, книга IV. Нарушение письменной речи. – М.: ГИЦ «Владос», 2003.
- Никулина Г. В. Охраняем и развиваем зрение: Учебно-методическое пособие для педагогов. – СПб.: Детство-Пресс, 2002.
- Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
- Плаксина А. И. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения. – М.: Просвещение, 1985.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под. ред. Л. И. Плаксиной. – М.. Экзамен, 2003.
- Развитие зрительного восприятия детей с нарушением зрения: Программа – Екатеринбург, 2001г.
Слайд 23
Спасибо за внимание