Автор: Комарова Екатерина Евгеньевна
Воспитатель детского сада МБДОУ “Детский сад № 49”
Методическая разработка по познавательному развитию “Помощники Айболита”
Конспект занятия по познавательному, речевому и социально – коммуникативному развитию во второй младшей группе на тему: “Помощники Айболита”
Цель: обобщить и систематизировать знания, умения и навыки детей полученные в течение года.
Задачи:
1.Обучающая :
-закрепить умение детей классифицировать овощи и фрукты;
-поддерживать стремление детей высказывать свое мнение делать простые выводы, развивать кругозор, мышление, любознательность детей;
-закрепить умение различать геометрические фигуры( прямоугольник, квадрат, треугольник, круг, овал; различать основные цвета);
-закрепить умение сравнивать предметы по величине, длине; счет до трех.
2.Развивающая:
-развивать речь, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения;
-способствовать развитию слухового и зрительного внимания, логического мышления и памяти.
3.Воспитывающая;
-способствовать формированию дружеских отношений между детьми;
-воспитывать привычку работать сообща.
Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, чтение русских народных сказок, индивидуальное занятие.
Методические приемы:
-игровой (использование сюрпризных моментов);
-наглядный (использование картинок);
-словесный (напоминание, вопросы, индивидуальные ответы детей);
-поощрение, анализ занятия.
Оборудование: сундучок с тремя «замками», колокольчик, игрушка заяц, перчаточная кукла – лиса, картинки ёжика ,белки , корзинки; раздаточный материал (фрукты, овощи), прозрачная баночка с водой, салфетка, карта с загадками.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Ход занятия
- Организационный момент.
Дети стоят полукругом.
В: Колокольчик мой звенит, кто – то в гости к нам спешит (входит второй воспитатель с куклой доктора Айболита)
А: Здравствуйте, ребята.
В: Здравствуй, доктор Айболит.
А: Ребята, помогите мне пожалуйста!
В: А что случилось?
А: Мне позвонили из Африки и попросили срочно приехать .Там заболели все зверята. Я взял волшебную воду и собрался в путь, но злые пираты отобрали у меня волшебную лечебную воду и закрыли в сундук, а ключи спрятали.
В: Как мы можем помочь? Что нужно делать?
А: Пираты оставили карту с загадками которые помогут найти все ключи. Я бы и сам с вами в путь отправился ,но меня ждут другие больные звери.
В: Поможем, ребята , найти ключи?
Д: Да. Поможем.
(Айболит выходит из группы)
- Основная.
В: Вот ребята для нас первая загадка.
Он по полю ловко скачет
Как пушистый белый мячик.
Летом сер, зимою бел,
И немного окосел,
Кто он? Угадай – ка?
Ну, конечно – это……!
Д: Зайка!
Колокольчик мой звенит, зайку нам искать велит (дети как зайчики продвигаются по группе и находят зайчика)
В: Здравствуй, зайка.
Д:Здравствуй, зайка.
З:Здравстуйте, ребята.
В: Нам загадка подсказала, что у тебя мы ключ от сундучка найти сможем.
З: Есть у меня ключик, но сначала помогите мне выполнить задание моей мамы. Она попросила меня разобрать морковку ,но я не знаю как.
В: Ребята давайте подумаем и поможем зайчику (рассматривание морковки, сравнение ее по величине и длине, раскладывание в большое и маленькое ведерко).
З: Ребята, вы молодцы так хорошо и быстро справились с заданием, держите ваш ключик.
Д: Спасибо.
В: Ребятки, слушайте следующую загадку.
Всех зверей она хитрей
Шуба рыжая на ней,
Пышный хвост – ее краса,
Этот зверь лесной – …………!
Д: Лиса.
В: Молодцы! Правильно отгадали загадку. Колокольчик мой звенит, лисичку нам искать велит. (Дети имитируя походку лисы отправляются на ее поиски).
Л: Здравствуйте, зачем пожаловали?
Д,В: Здравствуй, лисичка.
В: Нам загадка подсказала ,что у тебя мы ключ от сундучка можем найти.
Л: Есть у меня ключик, только просто так я вам его не отдам. Постирала я свои наряды, повесила сушить, а ветер, проказник , налетел и порвал мои платья. Появились на них дырки, что с ними делать, не знаю.
В: Красивые у тебя, лисичка, платья . (Рассматривание с детьми платьев(определение цвета) и дырочек на них (определение на какие геометрические фигуры они похожи))
Л: Есть у меня для платьев заплатки, помогите мне подобрать подходящие для каждого платья.
В: (Подбор с детьми заплаток к платьям.)
Л: Спасибо вам ребята за помощь, вот ваш ключик, держите.
Д: Спасибо, лисичка!
В: Ребята, сколько у нас сейчас стало ключей? (Считаем)
Д: Один, два. Два ключа.
В: Совершенно верно.
В: Ребята, у нас остались две последние загадки. Слушайте внимательно!
Рыжий маленький зверек
По деревьям прыг да скок.
Он живет не на земле,
А на дереве в дупле.
Кто это, ребята?
Д: Белка; белочка!
В: Молодцы, угадали. Давайте покажем, какой белка издает звук?
(речевая гимнастика)
А кто же это? Послушайте!
В густом лесу под ёлками,
Осыпанный листвой
Лежит клубок с иголками,
Колючий и живой.
Д: Это ежик!
В: А как ежик пыхтит?
(речевая гимнастика)
В: Колокольчик мой звенит, нам зверей искать велит! Отправляемся в путь за последним ключиком. (Дети находят белочку и ёжика)
Б: Здравствуйте, ребята!
Д: Здравствуй, белочка. Здравствуй , ёжик.
Б: Как хорошо, что вы пришли. Нам с ёжиком так нужна ваша помощь. Несли мы с ним угощение для друзей, да корзинку нечаянно уронили и все рассыпалось. Помогите нам пожалуйста собрать угощение. Ёжик пусть понесет на спинке то, из чего можно сварить компот. Я понесу то , из чего можно приготовить суп.
В: Ребята давайте рассмотрим ,что же несли белка с ёжиком. (Классификация овощей и фруктов и раскладывание их в корзинку белочке и на спину ежу, убедимся вместе с детьми в правильности выполнения задания)
Б: Спасибо, ребята, за помощь! Вы нас очень выручи ли, вот вам ключик, за ваши старания.
В: Ребятки, давайте посчитаем, сколько мы ключиков собрали.
Д: Один, два, три. Три ключика.
В: Молодцы, теперь у нас все ключи, пора звонить доктору Айболиту.
Звонят. Заходит доктор Айболит.
А: Ребята, вы так быстро справились и нашли все три ключа. Сейчас вам предстоит подобрать ключики к сундучку, открыть его и достать волшебную воду.
( Дети с воспитателем подбирают ключи. Открывают сундучок и достают волшебную воду – она прозрачная)
В: По-моему, это обыкновенная вода.
А: А вот и нет, смотрите! ( Айболит накрывает банку тканью, взбалтывает и получается цветная вода) Самая настоящая волшебная вода!
Спасибо вам ребята за помощь, скорее отправляюсь в Африку лечить зверей. А вам от меня сюрприз в сундучке , что бы вы не болели. До свидания.
Д: До свидания, Айболит, пусть звери выздоравливают.
(Воспитатели и дети находят в ларце витамины)
III. Рефлексия.
Какие вы молодцы, ребята, смогли выполнить все задания! Скажите, кому мы помогали? (Д: Айболиту, зверятам из Африки, зайке, ёжику, лисичке, белочке). У кого мы нашли первый ключ?(Д: У зайки) . Второй ключ (Д: У лисички) .Третий ключ ( Д: У ежика, белочки). Сколько всего мы ключей нашли? (Д: Три). Задания для вас были трудными?(Д: да; нет) Какое задание вам понравилось выполнять больше всего? (Д: заплатки у лисички; помогать зайке разложить морковку; раскладывать овощи и фрукты; открывать сундучок) .
Дорогие, ребята, мне тоже понравилось вместе с вами решать задания зверей, вы были дружными и хорошо со всем справились, спасибо вам, вы молодцы!