Программа логопедического кружка “Реченька”

автор: Конаныхина Екатерина Алексеевна

учитель-логопед МБДОУ №63, г. Ульяновск

Программа логопедического кружка “Реченька”

 

 

Программа предназначена для учителей-логопедов. Данный материал поможет сформировать правильное звукопроизношение у детей-логопатов.


«Надо уметь правильно произносить звуки, 

слова, фразы. Научившись этому так, чтобы

 всё это вошло в привычку – можно творить”
К.С. Станиславский

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.

Мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, ребенок не умеет правильно построить фразу и, тем более, составить рассказ по картинке.

Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. 

В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день актуальной.

Кружковая логопедическая работа является пропедевтической перед занятиями по коррекции звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте, она дает возможность охватить логопедическим воздействием всю группу детей и запустить механизм самокоррекции.

Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области профилактики и коррекции речевых нарушений у детей.

В основу планирования занятий кружка положен комплексно-тематический принцип, осуществляется закрепление пройденного лексического материала каждой темы посредством разнообразных речевых игр и упражнений.

Работа кружка состоит в формировании правильного произношения звуков:

-развитие движений органов артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);

– усвоение фонетической системы родного языка;

-предупреждение и устранение нарушений речи у детей.
Цель работы кружка: создание благоприятных условий для совершенствования звукопроизношения в условиях дошкольного учреждения. 

Задачи:

  • Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, слуховое внимание и восприятие, дыхание, фонематический слух в процессе систематических тренировок;
  • Повысить эффективность коррекции звукопроизношения у детей средствами здоровьесберегающих технологий.
  • Формировать умения регулировать силу голоса и правильного звукопроизношения;
  • Развивать интонационную выразительностью речи (использование логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма, тембра).

 

Ожидаемые результаты:

  • У детей сохранится и укрепится психофизиологическое здоровье; 
  • Разовьется общая, мелкая и артикуляционная моторика, речевое дыхание, интонационная выразительность речи, просодическая сторона речи;
  • Повысится коррекция звукопроизношения;
  • Дети научатся выразительно читать стихи, соблюдая интонацию, выразительность речи;
  • Формируется слоговая структура слова.

Периодичность: 1 раз в неделю, во второй половине дня. 

Продолжительность: 25-30 минут.

Форма организации детей: фронтальная (не более 8 человек)

Занятие строится в форме единой сюжетной линии. Главный герой занятий кружка и любимец детей – Незнайка. 

Вовлечение детей в сюжет становится для них эмоционально значимым, позволяет раскрыть их личностные качества, преодолеть речевой негативизм, воспитывает чувство взаимопомощи.

Частая смена и, соответственно, новизна заданий увеличивают концентрацию внимания, снижают утомляемость малышей; дозированность заданий способствует прочности усвоения материала.

В содержание занятий включены следующие виды работы:

  • Артикуляционная гимнастика, самомассаж органов артикуляции.
  • Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти с использованием здоровьесберегающих технологий.
  • Дыхательные упражнения.
  • Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук.
  • Упражнения на расслабление (релаксация).

Для оздоровления детей, снятия мышечного и нервного напряжения используются нетрадиционные методы, такие как элементы Су – джок терапии, самомассаж ладоней, массажными мячиками, игры с бельевыми прищепками.

Данная программа может быть рекомендована с целью профилактики речевых недостатков у детей.

 

Тематическое планирование 

Сентябрь 
1 неделя: Диагностика. Заполнение речевых карт и маршрутов.
2 неделя: Диагностика. Заполнение речевых карт и маршрутов.
3 неделя: Тема: «Как язычок пил чай с друзьями». Цель: развитие артикуляционного аппарата.
4 неделя: Тема: «Артикуляционный массаж по В. В. Емельянову». Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Октябрь 
1 неделя: Тема: «Как язычок навещал любимых питомцев». Цель: развитие артикуляционного аппарата.
2 неделя: Тема: «Утро с котиком Музиком» (речевая гимнастика). Цель: развитие артикуляционного аппарата. 
3 неделя: Тема: «Как язычок нашел друга». Цель: развитие артикуляционного аппарата.
4 неделя: Тема: Как Мишка искал мед». Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Ноябрь
1 неделя: Тема: «Как язычок гулял в лесу» Цель: развитие артикуляционного аппарата.
2 неделя: Тема: «Угадайка». Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения (сухой бассейн).
3 неделя: Тема: «Как язычок катался на велосипеде». Цель: развитие артикуляционного аппарата.
4 неделя: Тема: «Как язычок строил дом». Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Декабрь
1 неделя: Тема: «Как язычок отмечал день рождения». Цель: развитие артикуляционного аппарата.
2 неделя: Тема: «Как язычок ходил в гости к белочке». Цель: развитие артикуляционного аппарата.
3 неделя: Тема: «Как язычок варил грибной суп». Цель: развитие артикуляционного аппарата.
4 неделя: Тема: «Как язычок играл с друзьями зимой». Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Январь
1 неделя: Каникулы.
2 неделя: Каникулы.
3 неделя: Тема: «Как язычок спас ворону от кошки». Цель: развитие артикуляционного аппарата. 

4 неделя: Тема: «Звуки [м]-[м`]. Цель: развитие правильного произношения звуков. 


Февраль
1 неделя: Тема: Мой мишка». Цель: развитие памяти, ритма, силы голоса, выразительности при разучивании стихотворения по мнемотаблице
2 неделя: Тема: Звуки [п], [п`]. Цель: развитие правильного произношения звуков.
3 неделя: Тема: «Озорные мишки». Цель: развитие памяти, мышц лица при самомассаже.
4 неделя: Тема: Звуки [б], [б`]. Цель: развитие правильного произношения звуков.

Март
1 неделя: Тема: «Точечный массаж по А.А.Уманской». Цель: развитие памяти, умения делать самостоятельно точечный массаж.
2 неделя: Тема: Звуки [д], [д`]. Цель: развитие правильного произношения звуков.
3 неделя: Тема: «Настроение Незнайки». Цель: развитие моторики, памяти, внимания, мимических мышц лица. (театр варежковых кукол).
4 неделя: Тема: Звуки [н], [н`]. Цель: развитие правильного произношения звуков

Апрель
1 неделя: Тема: «Ежик и море». Цель: развитие внимания, общей моторики, мелкой моторики, памяти, воображения (сказкотерапия по сказке С.Козлова).
2 неделя: Тема: Звуки [к], [к`]. Цель: развитие правильного произношения звуков.

3 неделя: Тема «Путешествия Незннайки». Цель: развитие общей моторики, воображения, фантазии при составлении рассказов о герое.
4 неделя: Тема: «Резонаторный массаж по В. В. Емельянову». Цель: развитие внимания, голоса при самостоятельном выполнении массажа.

Май
1 неделя: Тема: «Буквы». Цель: развитие мелкой моторики, памяти при печатании букв. (крупотерапия).
2 неделя: Тема: «Закаливающее дыхание по А. Уманской и К. Динейки. Алфавит телодвижений». Цель: развитие дыхательных органов, пластики, общей моторики (конспект).
3 неделя: Диагностика. Заполнение речевых карт и маршрутов.
4 неделя: Диагностика. Заполнение речевых карт и маршрутов.

Литература:
1. Галкина В. Б., Хомутова Н. Ю. Самомассаж кистей и пальцев рук.
2. Емельянов В. В. Артикуляционный массаж.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Сборник программ по сказкотерапии. Тренинг по сказкотерапии. С-П, 2004.
4. Рыжова Н. В. Артикуляционная гимнастика, -М, 2013.
5. Уманская А., Динейки К. Закаливающее дыхание. 
6. Уманская А. А. Точечный массаж.

 

Программа логопедического кружка “Реченька”
Пролистать наверх