Дистанционное обучение в ДШИ – особенности работы (из личного опыта работы)

Автор: Кондырева Дарья Анатольевна

преподаватель художественного отделения МБУ ДО Сметанинская ДШИ , д. Сметанино, Смоленского района Смоленской области

Дистанционное обучение в ДШИ – особенности работы (из личного опыта работы)

Дистанционное образование в ДМШ и ДШИ – особенности работы

(из  личного опыта работы)

Кондырева Дарья Анатольевна

преподаватель художественного отделения

МБУ ДО Сметанинская ДШИ, 

             Преподавателям всех звеньев образования знакомо это понятие «дистанционное обучение», но на практике оно не применялось  никогда. И вот весной 2020 года дистанционный формат стал основным способом работы для всех образовательных организаций.

             Для меня,  как для преподавателя художественного отделения, данная форма обучения стала новой. Но я с ней встречалась в качестве ученика. Я знала, что при наличии необходимых средств, результат может быть достигнут. 

             Но  возникли определенные сложности.

Дистанционное обучение сразу же вызвало много вопросов у родителей, детей. Остановлюсь на некоторых проблемах, с которыми мне пришлось столкнуться при организации дистанционного обучения.

  1. Моральная неготовность всех участников учебного процесса к таким занятиям.
  2. Несерьёзное отношение родителей и детей к дистанционному обучению, нежелание работать в таком формате.
  3. отсутствие хорошего оборудования для просмотра уроков. Многие жаловались, что с телефона смотреть неудобно, экран маленький.

         Поэтому, в процессе работы я вносила определенные правки, разъясняла особенности нового формата:

1.поговорила с родителями и учениками, разъяснила им, что дистанционное обучение — это не дополнительные каникулы, а полноценный процесс обучения в режиме онлайн, который проходит при помощи различных программ;

  1. выяснила, кому и куда отправлять задания.
  2. составила план работы: определилась с темами, материалами, разделила темы на те, что нужно снять и те, которые дети могут изучить самостоятельно, просмотрев необходимое видео из сети интернет, часть тем по теории было решено предоставить в качестве презентаций, подготовила оборудование для съемки (снимала на свой телефон с помощью кронштейна).
  3. составила удобное для детей расписание занятий, определила свойспособ учёта занятий;

            В первые дни дистанционного обучения в работе я использовала текстовые сообщения в мессенжере «Вайбер». Ведь в «Вайбере» находятся большенство родителей. В сообщениях давала домашние задания ученикам, рекомендации по его выполнению, присылала ссылки на «ЯндексДиск» или «ЮТЮБ» для просмотра видео и презентаций, 

Была попытка использования мессенжера «Вайбер» в качестве видео-звонков. Попытка была признана неудачной. И выбор был в пользу просмотра записанных ранее видеоуроков. Потому что при рисовании необходимо быть постоянно во внимании, не отвлекаться, а при использовании видео-звонков подводила связь, звук, снижался уровень усвоения информации, приходилось повторять, показывать несколько раз одно и то же, время урока затягивалось, количество выполненной работы уменьшалось. При просмотре записанных мной видеоуроков ученик мог поставить на паузу в любой момент, отматать назад, посмотреть самостоятельно еще раз.

Немного позже в моей практике ведения онлайн-уроков появился новый инструмент – платформа Zoom. Программа позволяет проводить индивидуальные и групповые занятия. В неё можно заходить с компьютера, планшета и телефона. К видеоконференции может подключиться любой, имеющий ссылку, или идентификатор конференции. Мероприятие лучше запланировать заранее, т.к. сервис Zoom  обновляется почти ежедневно. 

Данную платформу я использовала для решения организационных вопросов, просмотра работ учеников по итогам работы в дистанционном формате. Она удобна, когда подготовлены презентации, в работе с теорией, на практических занятиях мне в данной программе работать было сложно.

Основным способом нашей работы были видеоуроки учителя и фото-отчет ученика, ученик мне присылал фото выполненной работы. 

Видеоурок – это заранее записанный преподавателем урок в формате видеозаписи. Видеоурок выступает как наглядный метод обучения, ведь здесь преподаватель не только рассказывает, что нужно сделать ученику, но и показывает, как это нужно делать. Педагог знает всех своих учеников, он может предвидеть те или иные ошибки, которые может допустить ребёнок при самостоятельной работе. Записанный урок направляется ученику для просмотра и самостоятельной работы.

Контроль производился таким образом: ученик до определенного времени должен был прислать фото-отчет выполненной работы, далее на основе данного фото-отчета выявлялись сильные и слабые стороны, «+» и «-», определялись способы решения неудач, выставлялись оценки.

Практика показала, что те или иные виды и формы дистанционного обучения нужно подбирать в зависимости от формы урока.  

           Сложности. Они были связаны с технической стороной работы.

  1. Видео могло записаться хуже по качеству, чем это было необходимо. В изобразительном искусстве важное место отводится освещению. Если его мало или много, если оно слишком теплое или холодное, качество видео падало. Лучше всего видеоуроки записывать при естественном освещении в первую половину дня. 
  2. Трудности при указывании ошибок. При офлайн работе легко подойти и указать где и что не так,  тут же показать, как сделать правильно. Ведь в рисовании, например, геометрических тел, если 1 мм не туда, уже все криво. Трудно было показать это в онлайн формате. Я делала это на компьютере в программе, брала фото работы ученика и на фото показывала, как надо. Это отнимала много времени, больше чем на обычном уроке.

           В заключении хочу сказать, что работа в дистанционном формате дала возможность приобрести нам, преподавателям, новые знания и опыт, которые могут пригодиться в дальнейшей педагогической деятельности. Например, по желанию родителей и детей, дистанционные формы обучения можно использовать в каникулярное время или во время выходных дней, в период отъезда преподавателя или ученика из города. Каждый преподаватель отметил свои плюсы и минусы дистанционного обучения. Но, уверена, что все будут едины в одном: дистанционная форма работы имеет место быть только как временная мера, но никак не заменитель очного обучения.

 

 

 

 

 

Дистанционное обучение в ДШИ – особенности работы (из личного опыта работы)
Пролистать наверх