автор: Котелянец Елена Геннадьевна
учитель-логопед МБДОУ “Золотой ключик”
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука «Р» в словах «Приключения капитана Врунгеля»
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука «Р» в словах
«Приключения капитана Врунгеля»
Подготовила: Котелянец Е.Г., учитель-логопед МБДОУ «Золотой ключик», г. Ноябрьск
Задачи:
- Закреплять умение правильно произносить звук «Р» в словах.
- Формировать умение в определении наличия и места звука «Р» в словах.
- Формировать умение образовывать Родительный падеж множественного числа существительных.
- Закреплять умение в согласовании существительных с числительными 2 и 5.
- Формировать умение в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных.
- Развивать внимание, мышление, пространственную ориентировку, мелкую моторику.
Средства обучения:
- Игрушка – капитан Врунгель
- Пазлы «вертолет»
- Карта с островами, фломастер
- Цифры 1-5
- Предметные картинки – звук «Р» в конце слова (шар, забор, мотор, мухомор, топор, комар, помидор, самовар)
- Предметные картинки – овощи, фрукты, продукты питания
- Игрушки-животные, в названии которых имеется звук «Р» (кенгуру, рысь, тигр, леопард, зебра, мартышка, жираф, верблюд)
- Картинка (или игрушка) пирата
- Д/и «Один – много» (шар – шары и т.д.)
- Звуковой коврик (пустая таблица 4х4), камешки Марблс
- Сюжетная картинка «Три пальмы»
- Сундучок с сюрпризом (пазлы)
Форма занятия – игра-путешествие
Ход занятия
- Организационный момент.
Сегодня капитан Врунгель предлагает нам отправиться на поиски сокровищ. А помогать будет звук, который слышится в словах рыба, матрос, корабль, остров. Ты догадался, что это за звук? Р-р-р. (на коврике)
Давай узнаем, на чем мы отправимся в путешествие. Д/и «Собери пазлы» (пароход). Заведем мотор (РРРР). Ребенок, повторяя за логопедом, произносит звук «Р». (на столе у зеркала)
- Основная часть
Д/и «Доскажи слово»
Вот мы уже плывем по морю. Что мы видим вокруг? Я начну слово, а ты закончи его звуком «Р»: шаР, забоР, мотоР, мухомоР, топоР, комаР, помидоР, самоваР, светофоР.
Но где же нам искать сокровища? У капитана есть карта. Мы можем побывать на каждом из этих островов и поискать там сокровища.
Берем курс на первый остров! (ребенок переходит к 1 столу)
Ребенок карандашом ведет линию к одному из островов — прокладывает курс.
А на первом острове живет зубастый, голодный … Кто это? (крокодил). Давай накормим его из наших запасов. У нас есть груши. Угощай крокодила: одна груша, две груши, пять груш. А теперь накорми его персиками, рыбой.
Ребенок за логопедом называет слова вместе с числительными 2 и 5.
Давай, заглянем, что у нас осталось из запасов:
Д/и «Назови ласково».
Слова (картинки): помидор, укроп, горох, сыр, абрикос, баранки, арбуз, морковка.
Отправляемся ко второму острову (ребенок переходит к 2 столу)
Д/и «Раздели на слоги».
На этом острове живут разные животные. Назови кто это: кенгуру, рысь, тигр, леопард, зебра, мартышки, жираф, верблюд. (называет)
Когда-то они жили в разных зоопарках, но потом их отпустили на свободу. Тебе интересно узнать, кто с кем вместе обитал? Они тебе сами подскажут, если ты правильно посчитаешь количество слогов в их названии.
Продолжаем искать сокровища дальше (ребенок переходит к 3 столу). Впереди по курсу третий остров. Кто встречает нас на берегу? (Пират.)
Д/и «Один-много»
Посмотри, что он привез с собой на остров. Я называю один предмет, а ты – когда их много.
Ромашка – много ромашек роза – много роз
Топор – много топоров ракета – много ракет
Ведро – много ведер шар – много шаров
Карандаш – много карандашей поросенок – много поросят
Пират по секрету сказал, что сокровища зарыты на последнем (четвертом) острове. Ты путь по карте уже проложил? Отправляемся туда (ребенок переходит к 4 столу)
Сначала нужно найти место, где зарыт сундук с чем? (с сокровищами).
А для этого нам нужно пройти звуковой лабиринт. Я тебе называю слова. Если в слове есть звук «Р», кладешь на клеточку фишку, если звука нет – пропускаешь клетку.
Д/упр «Где звук?»
Теперь сундук нужно «откопать», а для этого нужно разложить картинки. Если звук «Р» в начале слова, то картинку кладешь под первой пальмой, если в середине — под второй, а если в конце слова — под третьей.
Ребенок называет картинку, определяет место звука в слове и помещает картинку под нужную пальму.
А вот и сундук. Что нужно с ним сделать? (Открыть.) Что же там за сокровище?
Ребенок открывает сундучок, в нем пазлы.
Наверное, это проделки старого пирата. Решил, что пазлы — настоящее сокровище.
- Итог занятия.
Сокровища мы нашли, теперь пора возвращаться домой. А какой звук помогал тебе сегодня в поисках сокровищ?