Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука «Р» в словах «Приключения капитана Врунгеля» 

автор: Котелянец Елена Геннадьевна

учитель-логопед МБДОУ “Золотой ключик”

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука «Р» в словах «Приключения капитана Врунгеля»

 

 

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука «Р»  в словах

«Приключения капитана Врунгеля»  

 

Подготовила: Котелянец Е.Г., учитель-логопед МБДОУ «Золотой ключик», г. Ноябрьск

 

Задачи: 

  1. Закреплять умение правильно произносить звук «Р» в словах.
  2. Формировать умение в определении наличия и места звука «Р» в словах.
  3. Формировать умение образовывать Родительный падеж множественного числа существительных. 
  4. Закреплять умение в согласовании существительных с числительными 2 и 5.
  5. Формировать умение в образовании уменьшительно-ласкательных форм  существительных.
  6. Развивать внимание, мышление, пространственную ориентировку, мелкую моторику.

 

Средства обучения:

  • Игрушка  – капитан Врунгель
  • Пазлы «вертолет»
  • Карта с островами, фломастер
  • Цифры 1-5
  • Предметные картинки – звук «Р» в конце слова (шар,  забор, мотор, мухомор,  топор, комар, помидор, самовар)
  • Предметные картинки – овощи, фрукты, продукты питания
  • Игрушки-животные, в названии которых имеется звук «Р» (кенгуру, рысь, тигр, леопард, зебра, мартышка, жираф, верблюд)
  • Картинка (или игрушка) пирата
  • Д/и «Один – много» (шар – шары и т.д.)
  • Звуковой коврик (пустая таблица 4х4), камешки Марблс
  • Сюжетная картинка «Три пальмы»
  • Сундучок с сюрпризом (пазлы)

 

Форма занятия – игра-путешествие

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Сегодня капитан Врунгель предлагает нам отправиться на поиски сокровищ. А помогать будет звук, который слышится в словах рыба, матрос, корабль, остров. Ты догадался, что это за звук? Р-р-р. (на коврике)

Давай узнаем, на чем мы отправимся в путешествие. Д/и «Собери пазлы» (пароход).  Заведем мотор (РРРР). Ребенок, повторяя за логопедом, произносит звук «Р». (на столе у зеркала)

 

  1. Основная часть 

Д/и «Доскажи слово»

Вот мы уже плывем по морю.  Что мы видим вокруг? Я начну слово, а ты закончи его звуком «Р»: шаР,  забоР, мотоР, мухомоР,  топоР, комаР, помидоР, самоваР, светофоР.

Но где же нам искать сокровища? У капитана есть карта. Мы можем побывать на каждом из этих островов и поискать там сокровища.

 

Берем курс на первый остров! (ребенок переходит к 1 столу)

Ребенок карандашом ведет линию к одному из островов — прокладывает курс. 

А на первом острове живет зубастый, голодный … Кто это? (крокодил). Давай накормим его из наших запасов.  У нас есть груши. Угощай крокодила: одна груша, две груши, пять груш. А теперь накорми его персиками, рыбой.

Ребенок за логопедом называет слова вместе с числительными 2 и 5.

 

Давай, заглянем, что у нас осталось из запасов: 

Д/и «Назови ласково». 

Слова (картинки): помидор, укроп, горох, сыр, абрикос, баранки, арбуз, морковка.

 

Отправляемся ко второму острову  (ребенок переходит к 2 столу)

Д/и «Раздели на слоги». 

На этом острове живут разные животные. Назови кто это: кенгуру, рысь, тигр, леопард, зебра, мартышки, жираф, верблюд. (называет)

Когда-то они жили в разных зоопарках,  но потом их отпустили на свободу. Тебе интересно узнать, кто с кем вместе обитал? Они тебе сами подскажут, если ты правильно посчитаешь количество слогов в их названии.

 

Продолжаем искать сокровища дальше  (ребенок переходит к 3 столу). Впереди по курсу третий остров. Кто встречает нас на берегу? (Пират.)

Д/и «Один-много»

Посмотри, что он привез с собой на остров. Я называю один предмет, а  ты – когда их много.

Ромашка – много ромашек роза – много роз

Топор – много топоров ракета – много ракет

Ведро – много ведер шар – много шаров

Карандаш – много карандашей поросенок – много поросят

 

Пират по секрету сказал, что сокровища зарыты на последнем (четвертом) острове. Ты путь по карте уже проложил? Отправляемся туда  (ребенок переходит к 4 столу)

Сначала нужно найти место, где зарыт сундук с чем? (с сокровищами).

А для этого нам нужно пройти звуковой лабиринт. Я тебе называю слова. Если в слове есть звук «Р», кладешь на клеточку фишку, если звука нет – пропускаешь клетку.

Д/упр «Где звук?»

Теперь сундук нужно «откопать», а для этого нужно разложить картинки. Если звук «Р» в начале слова, то картинку кладешь под первой пальмой,  если в середине — под второй, а если в конце слова — под третьей.

Ребенок называет картинку, определяет место звука в слове и помещает картинку под нужную пальму.

 

А вот и сундук. Что нужно с ним сделать? (Открыть.) Что же там за сокровище?

Ребенок открывает сундучок, в нем пазлы.

Наверное, это проделки старого пирата. Решил, что пазлы — настоящее сокровище.

 

  1. Итог занятия.

Сокровища мы нашли, теперь пора возвращаться домой. А какой звук помогал тебе сегодня в поисках сокровищ?

 

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука «Р» в словах «Приключения капитана Врунгеля» 
Пролистать наверх