Методическая разработка урока «Деньги, деньги всюду деньги»

автор: Котова Ирина Максимовна

преподаватель ГБПОУ МО “Орехово-Зуевский железнодорожный техникум имени В.И. Бондаренко”

Методическая разработка урока «Деньги, деньги всюду деньги»

 

Тема урока: «Деньги, деньги всюду деньги»
Тип урока: урок закрепления знаний и формирование умений и навыков
Вид урока: деловая игра
Технология: игровая технология

информационно-компьютерная технология

групповая технология

Оборудование: комплект мультимедиа
Задача: расширить и обобщить ваши знания о деньгах.
Цели урока:  образовательные: 

●проверить и обобщить полученные знания по теме “Деньги”;

● практически закрепить навыки, полученные на предыдущих занятиях;

● развить стремление к анализу полученной информации

Воспитательные:              

  • вовлечь в активную деятельность; 
  • совершенствовать навыки общения;
  • формировать умение коллективного обсуждения информации и принятия решений в условиях ограниченности времени;

развивающие: 

  • воспитывать терпимое отношение к мнению других, умение слушать и слышать окружающим
  • умения выступать и защищать свою точку зрения.

 

План урока: 1. Организационный момент.

2. Деловая игра

3. Подведение итогов.

Учебники: Липсиц И.В.  Экономика. Базовый курс. Учебник для 10, 11 классов. 15-е изд. – М.: 2016. – 272 с. 

Баскакова, О.В. Экономика предприятия (организации) / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. – М: Дашков и К, 2017. – 372 с. 

 

Ход урока:

 

  • Организационный момент – 2 мин.
  • Деловая игра-40 мин.

Сегодня на уроке вы становитесь участниками деловой игры под названием: «Деньги, деньги всюду деньги» .

В экономическую игру поиграем, 
Кто во что горазд, узнаем.
Не доллар, не рубль, не фунт и не тугрик- 
Знакомьтесь, наша валюта – умник!
Почёт и хвала тому будет,
Кто больше умников добудет!

За каждый правильный ответ вы будете получать по 1 умнику. И команда получившая большее количество умников получит приз. Ну как готовы? Тогда вперёд! (слайд № 3)

Для этого берется три ксерокопии денег разного достоинства10, 50 и 100 рублей. Каждая купюра разрезается на восемь частей. Все участники по очереди вытягивают из шкатулки бумажный кусочек, который является фрагментом денежной купюры какого-либо достоинства. Составив кусочки купюры, участники образуют три команды для участия в игре. Образованные команды придумывают себе название. На столе у команды название.

Теперь когда команды сформированы можно начинать, но сначала обратите внимание на эпиграф, написанный на доске: “Они – великий созидатель. Там, куда они текут, вырастают улицы, заводы, пустыни превращаются в оазисы, болота – в плодородные нивы… Они – жесточайший тиран. Чем больше человек хочет иметь свободы, тем усерднее вынужден служить им…” Слайд № 4)

Как мы видим, человечество всегда неоднозначно относилось к такой экономической категории, как деньги. Наша сегодняшняя задача – расширить и обобщить ваши знания о деньгах.

Конкурс №1

 

Внимание! Внимание, друзья!
Первый конкурс объявляю я.
На вопросы смелей отвечайте

И умники скорей получайте!

Он в Америке родился,
Путешествовать пустился.
С тех пор пол миру гуляет,
Везде цену себе знает.
С ним торгуют, управляют…
Как его все называют? (Доллар)

 

Чтоб продукты потреблять,
В платьях модных щеголять,
Чтобы вкусно есть и пить,
Нужно всё это …(купить)

 

Ты сразу все орехи – в рот,
А мудрый папуас,
Чтоб лакомиться целый год,
Отложит про…(запас)

 

Угадай, как то зовётся,
Что за деньги продаётся.
Это не чудесный дар,
А просто-напросто…(товар)

 

Чтобы врач купил пирог
Заплати скорей …(налог)

 

1 группа

Та сумма, что заплатит покупатель,
Та сумма, что устроит продавца;
Как мера для обмена всех товаров,
На рынке называется…(цена)

2 группа

Являясь многого мерилом,
Цена товара в свой черёд,
Как будто пламя над горнилом,
То взлетит, то упадёт.

– Как называется обесценивание бумажных денег, сопровождающееся ростом цен на товары и падением реальной зарплаты? (инфляция)

3 группа

Все дома обходили татары подряд:
Дом князей – 100 рублей,
Дом бояр – 50.
А с крестьян да посадских – по 10 рублей.
Денег нет – отдавай детей…

– Что татары собирали? (дань или подати)

 

 

 

 

Конкурс№2

Всем командам предлагается устно ответить на ряд вопросов, за каждый правильный ответ 1 умник. Здесь студенты проявляют не только свою эрудицию, но и умение анализировать предложенную информацию. Учащиеся вытягивают билеты и быстро дают ответ. 

Вопросы для разминки:

  1. Могли ли ледяные кубики стать денежной единицей в Северной Америке? 
    Ответ: Нет, так как они недолговечны. А в условиях вечной мерзлоты не являются достаточно редкими.
  2. Мог ли стать деньгами товар, очень редкий в данной местности? 
    Ответ: Нет, так как он не смог бы обеспечить все сделки
  3. Почему в данных странах именно эти товары стали выступать в качестве денег: на островах Полинезии – раковины каури, в России – пушнина, на Аляске – золотой песок, у кочевых народов – скот? 
    Ответ: Эти товары высоко ценились, их количества было достаточно, что обеспечить полноценный товарообмен.
  4. На раскопках в Херсонесе, где до нашей эры находилось большое греческое поседение, археологи нашли клад с монетами. На одной из них был отчеканен профиль царя Креза и написано: “X век до нашей эры”. Могло ли быть такое? 
    Ответ: Нет, монеты царя Креза относятся к VI веку до нашей эры. К тому же, тогдашние жители не знали, когда закончится их эра и начнется наша.
  5. Какими свойствами должен обладать товар, который выступает в качестве денежной единицы? 
    Ответ: Долговечность, легкая делимость на части, узнаваемость, небольшой размер, однородность, его не должно быть слишком много (здесь за каждый правильный критерий можно давать по 1 баллу)
  6. Зачем на русских монетах, имеющих номинал 3, 5 копеек, выдавливались три, пять точек? 
    Ответ: Население Российской империи было неграмотным и не могло прочитать, каков номинал монеты, для них и выдавливалось нужное количество точек. К тому же, это могло пригодиться для слепых.
  7. Объясните пословицу “Зарыть свой талант в землю” 
    Ответ: Талант – крупная денежная единица в античном мире. Пословица основана на знаменитой басне Эзопа о нерадивом рабе, который зарыл доверенный ему хозяином талант в землю и не принес никакой прибыли.
  8. Как связаны название денежной единицы Древней Руси “куна” и пушной зверек куница? 
    Ответ: Эта денежная единица соответствовала по стоимости шкурке куницы – одной из самых распространенных товарных денежных единиц того времени
  9. Лицевая сторона монеты. (аверс)
  10. Наука об умелом, эффективном ведении хозяйства. (экономика)
  11. Оборотная сторона монеты. (Реверс)
  12. Металлические монеты и бумажные билеты, служащие средством оплаты товаров. (Деньги)
  13. Денежное вознаграждение за труд. (зарплата)
  14. Совокупность заработной платы, пенсий стипендий и других денежных выплат, полученных членами семьи. (семейный бюджет)

Конкурс  №3

Задание на знание пословиц и поговорок, в которых используются слова: “деньги” или другие “денежные знаки”.

В процессе проведения этого конкурса учащиеся имеют неоценимую возможность развивать свою речь.

(За каждую пословицу или поговорку – 1 умник).

Эталон ответа:

Деньги делают деньги.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Копейка рубль бережет.
С копейки начинается миллион.
Время – деньги.
Разменяться на мелкие монеты.
Подбивать бабки.
Отплатить той же монетой..
Пропадать ни за грош.
Принимать за чистую монету.
Посмотрел, как рублем одарил..
Отец накопил, а сын раструсил.
Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит..
Легче прожить деньги, чем нажить.
Хлебу мера, а деньгам счет..

 

Конкурс №4

Подобрать к данному определению подходящее по смыслу существительное, прилагательное или глагол. За каждый правильный ответ – 1 умник.

  • Бережно расходовать. (экономить)
  • Человек бережно относящийся к своему имуществу. (экономный)
  • Бережливый, действующий с расчётом. (расчётливый)
  • Чрезмерно бережливый, до жадности; избегающий расходов. (скупой)
  • Приносящий выгоду. (выгодный)
  • Человек, который безрассудно тратит. (транжира)
  • Открытое похищение чужого имущества. (грабёж)
  • Деньги или вещи, даваемые должностному лицу в качестве подкупа для совершения преступных, караемых законом действий. (взятка)
  • Процесс, который помогает увеличить продажу товаров или услуг. (реклама)

Конкурс кроссворд.

Ребята вам предстоит отобрать двух человек из своей команды, которые займутся разгадыванием кроссворда. Та команда, которая даст правильных ответов :  0-10 получает 3 умника;

      11-20 получает 4 умника;

      21-30 получает 5 умников.

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

  1. Будут целыми, как в танке,
    Сбереженья ваши в….(банке)
  2. Очень вкусная витрина 
    У овощного … (магазина)
  3. В банке для всех вас висит прокламация: 
    «Деньги в кубышках съедает…» (инфляция)
  4. Журчат ручьи, промокли ноги-
    Весной пора платить …(налоги)
  5. Мебель купили, одежду, посуду.
    Брали для этого в банке мы….(ссуду)
  6. Как ребёнка нет без мамы,
    Сбыта, нету без … (рекламы)
  7. Чтобы партнёров не мучили споры
    Пишут юристы для них …. (договоры)

ПО ВЕРТИКАЛИ:

  1. Приносить доходы стал
    В банке папин …. (капитал)

4.Стал владельцем, братцы, я
Вот завода …. (акция)

  1. В море коварном товаров и цен
    Бизнес-корабль ведёт…(бизнесмен)
  2. На товаре быть должна
    Обязательно…(цена)
  3. Коль трудиля круглый год,
    Будет кругленьким …(доход)
  4. На рубль – копейки, на доллары – центы,
    Бегут – набегают в банке …(проценты)
  5. Дела у нас пойдут на лад:
    Мы в лучший банк внесли свой … (вклад)
  6. Чуть оплошает- так в тот же момент
    Весь рынок захватит твой….(конкурент)
  7. Чтобы дом купить я смог 
    Взял кредит, внеся… (залог)

Конкурс №5.

Давайте сейчас прослушаем предпринимательский сказ. И ответим на вопросы. За каждый правильный ответ – 1 умник.

Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила самовар
И ещё купила дом
И кафе открыла в нём
Чашек, плошек накупила,
После вывеску прибила,
Что клиентов, мол, зовут
Посетить кафе “Уют”.
Тут клиенты приходили,
Ели торты, кофе пили.
Удивлялися цене:
Мол, приемлема вполне.
За еду, за угощенье,
За конфеты, за печенья
Муха денежки берёт-
Так идёт за годом год.
А ещё продлятся годы-
Возрастут её доходы.
Ты запомни, наш читатель,
Муха та – предприниматель.

  • Успешна ли деятельность мухи?
  • Почему в её кафе много клиентов?
  • Как узнали клиенты об открытии кафе?
  • С какоё целью муха открыла кафе?

III. Подведение итогов- 3 мин.

Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме деньги большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к данной экономической категории

Пришло время посчитать свой заработок. Сколько умников вы заработали? 

Определяются призовые места команд. Церемония вручения. 

До свидания! Успехов вам!

 

Методическая разработка урока «Деньги, деньги всюду деньги»
Пролистать наверх