автор: Котова Ирина Максимовна
преподаватель ГБПОУ МО “Орехово-Зуевский железнодорожный техникум имени В.И. Бондаренко”
Методическая разработка урока «Деньги, деньги всюду деньги»
Тема урока: | «Деньги, деньги всюду деньги» |
Тип урока: | урок закрепления знаний и формирование умений и навыков |
Вид урока: | деловая игра |
Технология: | игровая технология
информационно-компьютерная технология групповая технология |
Оборудование: | комплект мультимедиа |
Задача: | расширить и обобщить ваши знания о деньгах. |
Цели урока: | образовательные:
●проверить и обобщить полученные знания по теме “Деньги”; ● практически закрепить навыки, полученные на предыдущих занятиях; ● развить стремление к анализу полученной информации Воспитательные:
развивающие:
|
План урока: | 1. Организационный момент.
2. Деловая игра 3. Подведение итогов. |
Учебники: | Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс. Учебник для 10, 11 классов. 15-е изд. – М.: 2016. – 272 с.
Баскакова, О.В. Экономика предприятия (организации) / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. – М: Дашков и К, 2017. – 372 с. |
Ход урока:
- Организационный момент – 2 мин.
- Деловая игра-40 мин.
Сегодня на уроке вы становитесь участниками деловой игры под названием: «Деньги, деньги всюду деньги» .
В экономическую игру поиграем,
Кто во что горазд, узнаем.
Не доллар, не рубль, не фунт и не тугрик-
Знакомьтесь, наша валюта – умник!
Почёт и хвала тому будет,
Кто больше умников добудет!
За каждый правильный ответ вы будете получать по 1 умнику. И команда получившая большее количество умников получит приз. Ну как готовы? Тогда вперёд! (слайд № 3)
Для этого берется три ксерокопии денег разного достоинства10, 50 и 100 рублей. Каждая купюра разрезается на восемь частей. Все участники по очереди вытягивают из шкатулки бумажный кусочек, который является фрагментом денежной купюры какого-либо достоинства. Составив кусочки купюры, участники образуют три команды для участия в игре. Образованные команды придумывают себе название. На столе у команды название.
Теперь когда команды сформированы можно начинать, но сначала обратите внимание на эпиграф, написанный на доске: “Они – великий созидатель. Там, куда они текут, вырастают улицы, заводы, пустыни превращаются в оазисы, болота – в плодородные нивы… Они – жесточайший тиран. Чем больше человек хочет иметь свободы, тем усерднее вынужден служить им…” Слайд № 4)
Как мы видим, человечество всегда неоднозначно относилось к такой экономической категории, как деньги. Наша сегодняшняя задача – расширить и обобщить ваши знания о деньгах.
Конкурс №1
Внимание! Внимание, друзья!
Первый конкурс объявляю я.
На вопросы смелей отвечайте
И умники скорей получайте!
Он в Америке родился,
Путешествовать пустился.
С тех пор пол миру гуляет,
Везде цену себе знает.
С ним торгуют, управляют…
Как его все называют? (Доллар)
Чтоб продукты потреблять,
В платьях модных щеголять,
Чтобы вкусно есть и пить,
Нужно всё это …(купить)
Ты сразу все орехи – в рот,
А мудрый папуас,
Чтоб лакомиться целый год,
Отложит про…(запас)
Угадай, как то зовётся,
Что за деньги продаётся.
Это не чудесный дар,
А просто-напросто…(товар)
Чтобы врач купил пирог
Заплати скорей …(налог)
1 группа
Та сумма, что заплатит покупатель,
Та сумма, что устроит продавца;
Как мера для обмена всех товаров,
На рынке называется…(цена)
2 группа
Являясь многого мерилом,
Цена товара в свой черёд,
Как будто пламя над горнилом,
То взлетит, то упадёт.
– Как называется обесценивание бумажных денег, сопровождающееся ростом цен на товары и падением реальной зарплаты? (инфляция)
3 группа
Все дома обходили татары подряд:
Дом князей – 100 рублей,
Дом бояр – 50.
А с крестьян да посадских – по 10 рублей.
Денег нет – отдавай детей…
– Что татары собирали? (дань или подати)
Конкурс№2
Всем командам предлагается устно ответить на ряд вопросов, за каждый правильный ответ 1 умник. Здесь студенты проявляют не только свою эрудицию, но и умение анализировать предложенную информацию. Учащиеся вытягивают билеты и быстро дают ответ.
Вопросы для разминки:
- Могли ли ледяные кубики стать денежной единицей в Северной Америке?
Ответ: Нет, так как они недолговечны. А в условиях вечной мерзлоты не являются достаточно редкими. - Мог ли стать деньгами товар, очень редкий в данной местности?
Ответ: Нет, так как он не смог бы обеспечить все сделки - Почему в данных странах именно эти товары стали выступать в качестве денег: на островах Полинезии – раковины каури, в России – пушнина, на Аляске – золотой песок, у кочевых народов – скот?
Ответ: Эти товары высоко ценились, их количества было достаточно, что обеспечить полноценный товарообмен. - На раскопках в Херсонесе, где до нашей эры находилось большое греческое поседение, археологи нашли клад с монетами. На одной из них был отчеканен профиль царя Креза и написано: “X век до нашей эры”. Могло ли быть такое?
Ответ: Нет, монеты царя Креза относятся к VI веку до нашей эры. К тому же, тогдашние жители не знали, когда закончится их эра и начнется наша. - Какими свойствами должен обладать товар, который выступает в качестве денежной единицы?
Ответ: Долговечность, легкая делимость на части, узнаваемость, небольшой размер, однородность, его не должно быть слишком много (здесь за каждый правильный критерий можно давать по 1 баллу) - Зачем на русских монетах, имеющих номинал 3, 5 копеек, выдавливались три, пять точек?
Ответ: Население Российской империи было неграмотным и не могло прочитать, каков номинал монеты, для них и выдавливалось нужное количество точек. К тому же, это могло пригодиться для слепых. - Объясните пословицу “Зарыть свой талант в землю”
Ответ: Талант – крупная денежная единица в античном мире. Пословица основана на знаменитой басне Эзопа о нерадивом рабе, который зарыл доверенный ему хозяином талант в землю и не принес никакой прибыли. - Как связаны название денежной единицы Древней Руси “куна” и пушной зверек куница?
Ответ: Эта денежная единица соответствовала по стоимости шкурке куницы – одной из самых распространенных товарных денежных единиц того времени - Лицевая сторона монеты. (аверс)
- Наука об умелом, эффективном ведении хозяйства. (экономика)
- Оборотная сторона монеты. (Реверс)
- Металлические монеты и бумажные билеты, служащие средством оплаты товаров. (Деньги)
- Денежное вознаграждение за труд. (зарплата)
- Совокупность заработной платы, пенсий стипендий и других денежных выплат, полученных членами семьи. (семейный бюджет)
Конкурс №3
Задание на знание пословиц и поговорок, в которых используются слова: “деньги” или другие “денежные знаки”.
В процессе проведения этого конкурса учащиеся имеют неоценимую возможность развивать свою речь.
(За каждую пословицу или поговорку – 1 умник).
Эталон ответа:
Деньги делают деньги.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Копейка рубль бережет.
С копейки начинается миллион.
Время – деньги.
Разменяться на мелкие монеты.
Подбивать бабки.
Отплатить той же монетой..
Пропадать ни за грош.
Принимать за чистую монету.
Посмотрел, как рублем одарил..
Отец накопил, а сын раструсил.
Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит..
Легче прожить деньги, чем нажить.
Хлебу мера, а деньгам счет..
Конкурс №4
Подобрать к данному определению подходящее по смыслу существительное, прилагательное или глагол. За каждый правильный ответ – 1 умник.
- Бережно расходовать. (экономить)
- Человек бережно относящийся к своему имуществу. (экономный)
- Бережливый, действующий с расчётом. (расчётливый)
- Чрезмерно бережливый, до жадности; избегающий расходов. (скупой)
- Приносящий выгоду. (выгодный)
- Человек, который безрассудно тратит. (транжира)
- Открытое похищение чужого имущества. (грабёж)
- Деньги или вещи, даваемые должностному лицу в качестве подкупа для совершения преступных, караемых законом действий. (взятка)
- Процесс, который помогает увеличить продажу товаров или услуг. (реклама)
Конкурс кроссворд.
Ребята вам предстоит отобрать двух человек из своей команды, которые займутся разгадыванием кроссворда. Та команда, которая даст правильных ответов : 0-10 получает 3 умника;
11-20 получает 4 умника;
21-30 получает 5 умников.
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
- Будут целыми, как в танке,
Сбереженья ваши в….(банке) - Очень вкусная витрина
У овощного … (магазина) - В банке для всех вас висит прокламация:
«Деньги в кубышках съедает…» (инфляция) - Журчат ручьи, промокли ноги-
Весной пора платить …(налоги) - Мебель купили, одежду, посуду.
Брали для этого в банке мы….(ссуду) - Как ребёнка нет без мамы,
Сбыта, нету без … (рекламы) - Чтобы партнёров не мучили споры
Пишут юристы для них …. (договоры)
ПО ВЕРТИКАЛИ:
- Приносить доходы стал
В банке папин …. (капитал)
4.Стал владельцем, братцы, я
Вот завода …. (акция)
- В море коварном товаров и цен
Бизнес-корабль ведёт…(бизнесмен) - На товаре быть должна
Обязательно…(цена) - Коль трудиля круглый год,
Будет кругленьким …(доход) - На рубль – копейки, на доллары – центы,
Бегут – набегают в банке …(проценты) - Дела у нас пойдут на лад:
Мы в лучший банк внесли свой … (вклад) - Чуть оплошает- так в тот же момент
Весь рынок захватит твой….(конкурент) - Чтобы дом купить я смог
Взял кредит, внеся… (залог)
Конкурс №5.
Давайте сейчас прослушаем предпринимательский сказ. И ответим на вопросы. За каждый правильный ответ – 1 умник.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила самовар
И ещё купила дом
И кафе открыла в нём
Чашек, плошек накупила,
После вывеску прибила,
Что клиентов, мол, зовут
Посетить кафе “Уют”.
Тут клиенты приходили,
Ели торты, кофе пили.
Удивлялися цене:
Мол, приемлема вполне.
За еду, за угощенье,
За конфеты, за печенья
Муха денежки берёт-
Так идёт за годом год.
А ещё продлятся годы-
Возрастут её доходы.
Ты запомни, наш читатель,
Муха та – предприниматель.
- Успешна ли деятельность мухи?
- Почему в её кафе много клиентов?
- Как узнали клиенты об открытии кафе?
- С какоё целью муха открыла кафе?
III. Подведение итогов- 3 мин.
Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме деньги большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к данной экономической категории
Пришло время посчитать свой заработок. Сколько умников вы заработали?
Определяются призовые места команд. Церемония вручения.
До свидания! Успехов вам!