Урок азбуки в 1 “В” классе по теме: “Мягкий знак показатель мягкости согласного”

Автор: Кошелева Анна Юрьевна

методист начальной школы, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 108 г. Новосибирск

Урок азбуки в 1 “В” классе по теме: “Мягкий знак показатель мягкости согласного”

Открытый урок в 1 «В» классе по азбуке

Подготовила: Кошелева Анна Юрьевна

Тема: Мягкий знак как показатель мягкости согласного.

Цели: познакомить с буквой ь, научить читать буквосочетания, слоги, слова, в которых есть ь.
Задачи:
1. Рассмотреть функции мягкого знака – обозначение мягкости согласных на письме. Учить читать слова с буквой ь (мягкий знак).
2. Развивать фонематический слух, память, мышление, воображение, умение концентрировать и переключать внимание.
3. Воспитывать уважительное отношение друг другу, взаимное сотрудничество.

Тип урока: урок- изучение нового материала.

Оборудование: презентация, компьютер, интерактивная доска.

Раздаточный материал:  карточки.

  1. Приветствие. Настрой на урок.

 Я узнала, что в Академгородке Новосибирска открыта формула успеха 3-ёх У. Она гласит о том, что увлечение+успех=удовольствие.

Кто-то из вас получал удовольствие? В каких ситуациях? От чего?

Оказывается над этой формулой ведутся исследования. И я предлагаю их продолжить и наш класс превратить в лабораторию. 

  1. Работа со словарём.

 А кто знает, что такое лаборатория?(работа со словарём)

Наша лаборатория будет работать со звуками, словами и предложениями. А кем мы станем, если класс превратим в лабораторию?(лаборантами) А кто такие лаборанты? 

Тогда приступаем к исследованиям. 

  1. Повторение пройденного материала.

В типографии сломался станок и все слова перемешались, а ещё там добавилось очень много лишних букв. Давайте с вами найдём здесь слова.

лмлисатрволкммпзаяцдобелкамоальбомбурулитка

Давайте выделим первый звук в каждом слове. А теперь разделите эти слова на 2 группы по первому звуку. (по какому принципу разделим?)

 Какие бывают согласные звуки? А гласные звуки?

  1. Проблематизация.

 А вы помните то время, когда вы не знали букв? А если бы у вас была необходимость записать слово, то каким бы способы вы воспользовались? ( вы записывали слово звуковой схемой)

Давайте проведём исследование, по тому как мы записываем слово звуковой схемой. Послушайте загадку. 

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.(лось)

Давайте запишем отгадку звуковой моделью.

А если вам понадобится сейчас записать слово лось, то вы бы точно так же записали, звуковой схемой? (буквами) Правильно мы запишем буквенной моделью. Давайте обозначим каждый звук буквой? (Звук Л обозначаем буквой Л…………, )

Давайте прочитаем что у нас получилось? Удивление, что мы сделали не так?Почему? Где мы допустили ошибку? Звуковую модель мы проверили, всё правильно. Почему буквенная модель не складывается. А почему для этой буквы(ь) нет звукового домика? Как вы думаете какая буква будет являться основным объектом исследования?

  1. Целеполагание.
  1. Операционно – исполнительный этап
  1. Слова соединить с нужной звуковой схемой.

3 звуковые схемы  и к ним написаны слова, но перепутаны(лиса, корм,конь )А почему слово конь  присоединили к звуковой модели где 3 звука, ведь у нас в слове 4 буквы?

  1. Физминутка
  2. Ребята, типографщики печатали слова на станке, на котором нет Ь. Нам нужно дописать Ь там где он нужен.

ДОМ    РЫС             МЕДВЕД 

КОН     ГУСИ           ОКУН

После какого звука в словах стоит Ь? А какую роль выполняет Ь  в слове?

  1. Ну я прям не знаю, что происходит с типографиями в нашем городе, но точно что-то не в порядке.

Что вы видете на экране? Разве это текст, а я вижу просто слова. Снова нужно исправить ошибки. А задание следующее, нужно поставить точки в конце предложений. И помним, что первое слово в предложении пишется с большой буквы.

У Игоря жил кот Мурзик кот любил играть в кустах Игорь долго искал кота Мурзик сидел на крыше

Проверить друг друга.

Теперь мы может сказать, что это текст. А давайте вспомним признаки текста? (Текст состоит из предложений связанных между собой по смыслу. Текст можно озаглавить)

  1. Рефлексия. А кто может сказать какой вид работы был для вас труднее, где вы сами выполняли задание или когда проверяли товарища? Почему?( больше внимания, второй раз выполняли этот вид работы)

Как вы считаете, мы справились с поставленной целью на уроке?  Какова роль  у Ь когда он стоит после согласного?

Давайте вспомним, что сегодня нам урок проходил под девизом трёхУ, кто чувствовал себя успешным? Увлечённым? Кто почувствовал на себе работу этой формулы? Почему? Я предлагаю оставить эту формулу на доске и продолжить работу над ней.

Ну а теперь перед вами лесенка успеха, отметьте себя на какой лесенке находитесь вы сейчас.

ВАМИ МНЕ НЕ НАХВАЛИТЬСЯ: ВЫ УМЕЕТЕ УЧИТЬСЯ.

 ВСЕ, ЧТО ВЫ О ЗВУКАХ ЗНАЛИ, МНЕ СЕЙЧАС ВЫ РАССКАЗАЛИ.

 ЧТО О БУКВАХ ПОМНИЛИ, – ТОЖЕ МНЕ НАПОМНИЛИ.

 И С ФОНЕТИКОЙ ДРУЖИЛИ, И ОШИБКИ УСТРАНИЛИ.

 И СЛОВАРНЫЕ СЛОВА НЕ СТРАШНЫ ДЛЯ ВАС ДРУЗЬЯ!

 И, НАДЕЮСЬ, ЧТО В ТЕТРАДКАХ Я НЕ ВСТРЕЧУ НЕПОЛАДКИ!

 ЗАНИМАЛИСЬ ВЫ ОТЛИЧНО! КАЖДОМУ В НАГРАДУ ЛИЧНО

 ДАЮ СЛОВО: МО-ЛО-ДЕЦ!!! ЗДЕСЬ УРОКУ И КОНЕЦ.

 ВСТАЛИ. ДРУЖНО НА ПРОЩАНЬЕ ГОСТЯМ СКАЖЕМ:

 – ДО СВИДАНЬЯ!!!

  

Урок азбуки в 1 “В” классе по теме: “Мягкий знак показатель мягкости согласного”
Пролистать наверх