Программа курса внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов Азбука общения 

автор: Кравчук Наталья Васильевна

педагог-психолог Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Гимназия” г. Черногорска, РХ

Программа курса внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов Азбука общения

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

г. Черногорск

 

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности

«Азбука общения»

Программа предназначена для учащихся 6,5 лет  – 11 лет

духовно-нравственное   направление,

рассчитана  на 4 года, 1-4 классы.

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Азбука общения»  составлена на основе Федерального закона  от  29.12.2012 года  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 06.11. 2009 г. N 373  «Об утверждении и введении в действие Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования с изменениями»,  Устава  МБОУ «СОШ № 4»,  Положения «О порядке разработки, утверждения и реализации рабочей программы по предмету, программы по предмету, программы внеурочной деятельности в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования». 

 В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся  воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности. 

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. 

Программа «Азбука общения» разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и реализует духовно-нравственное  направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах (6.5-11 лет) в отдельно взятых классах.  Главное назначение данного курса  – формирование навыков общения и культуры поведения учащихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных  качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение и совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы.  Специфика ведения занятий заключается в том, что дети в игровой форме (упражнения, игры,  проигрывание ролей, рефлексия, Я-высказывания и др.) усваивают  определенные знания и поведенческие навыки. В процессе выполнения заданий ребята не только получают удовольствие от совместной игры, но, что самое важное, учатся учитывать в своем поведении настроение других детей, тренируют умение договариваться, идти на компромисс ради достижения общей цели, получают новый опыт принятия коллективных решений. 

На занятиях, предусмотренных программой, проводится коррекция эмоционально-личностной сферы детей, развитие у них навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Программа призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации.

Цель программы: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.

Содержание   рабочей программы  предполагает решение следующих задач:

  • обучение навыкам общения и сотрудничества;
  • формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
  • развитие коммуникативных умений в  процессе общения;
  • введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
  • формирование устойчивой положительной самооценки школьников.

 

Смыслообразующие идеи программы:

     –  наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;

      –   умение жить в коллективе, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера, если каждый стремиться понять себя и другого  и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему; 

      – умение принимать достойное  решение –  самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;

      – осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой  личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы  и определённой компетентности;

     –  умение быть самостоятельным – целостное проявление  человека. В нём проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника.

Принципы построения программы:

а) личностно – ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности);

б) культурно – ориентированные принципы (принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой);

в) деятельностно – ориентированные принципы (принцип опоры на предшествующее развитие, принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности).

Ценностные ориентиры содержания курса

  • Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. 
  • Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  
  • Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни. 
  • Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
  • Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
  • Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству. 

Формы работы:

  • Беседы;
  • Игры (сюжетно – ролевые, словесные, игры – драматизации);
  • Рассказы педагога и детей;
  • Чтение художественных произведений;
  • Упражнения подражательно – исполнительского и творческого характера;
  • Сочинение историй;
  • Наблюдения;
  • Рассматривание рисунков и фотографий, моделирование и анализ заданных ситуаций импровизации;
  • Дискуссии;
  • Исследования;
  • Коллективные творческие дела;
  • Тренинги общения;
  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
  • Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов.

Место курса «Азбука общения»  в учебном плане

Общее количество часов – 138 часов (четыре года обучения): 1 класс – 35 часов в год (1 час в неделю), 2 класс – 34 часа в год (1 час в неделю), 3 класс – 35 часов в год (1 час в неделю), 4 класс – 34 часа в год (1 час в неделю).

Занятия проводятся один раз в неделю в течение  всего учебного года. Продолжительность каждого занятия – 35 мин.  Проводятся они в группе 12-14 человек. 

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса

В результате изучения данного курса учащиеся получат возможность   формирования:

 

Класс Личностные УУД Регулятивные УУД  Познавательные УУД Коммуникативные УУД
1 класс Л1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

Л2. Проявлять уважение к своей  семье, к своим родственникам, любовь к родителям. 

Л3. Освоить  роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

Л4. Оценивать  жизненные ситуации  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Р1.  Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 

Р2.  Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 

Р3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Р4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Р5. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Р6.Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. 

П1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. 

П2. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. 

П3. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

П4.  Строить сообщения в устной и письменной форме

К1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

К2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 

К3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

К4. Участвовать  в паре. 

2 класс Л1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

Л2.  Проявлять уважение к своей  семье, к своим родственникам, любовь к родителям. 

учению.

Л3.  Формирование интереса (мотивации) к учению.

Л4.  Оценивать  жизненные ситуации  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Л 5.  Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; 

Р6.Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. 

Р7. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

Р8.  Определять цель и план  учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

Р9. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности. 

Р10. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. 

П4.  строить сообщения в устной и письменной форме

П5. Определять,  в каких источниках  можно  найти  необходимую информацию для  выполнения задания.

П6. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. 

П7.  Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы.

К1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

К2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 

К3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

К5. Слушать и понимать точку зрения  других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

К6.  Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 

К7.  Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

    3 класс Л1.  Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

Л2.  Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов.

Л3.  Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

Л4.  Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

Р1.  Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

Р2.  Самостоятельно определять важность или  необходимость выполнения различных заданий  в учебном  процессе и жизненных ситуациях.

Р3.  Определять цель учебной деятельности с помощью учителя, самостоятельно. 

Р4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Р11.  Оценка своего задания по  параметрам, заранее представленным.

П4.  Строить сообщения в устной и письменной форме

П8.   Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

П9.  Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.)

П10. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

.

 

К1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

К5. Слушать и понимать точку зрения  других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

К6.  Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 

К7.  Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

К9. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

К10.  Критично относиться к своему мнению

К11. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. 

4 класс 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.

2. Уважение  к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

3. Освоение личностного смысла учения;  выбор дальнейшего образовательного маршрута.

4. Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

1. Самостоятельно  формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

2. Использовать  при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы. 

3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. 

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.  

2. Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.

3. Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). 

4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. 

5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,  представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

6. Составлять сложный план текста.7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.  

6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

7. Понимать точку зрения другого 

8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть  последствия коллективных решений.

 

Личностные универсальные учебные действия:

Л 1. знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

Л 2.Формирование  морального сознания, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требования.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Ученик  научится:

Р 1.планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

Р 2.вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Р 3.умение решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время.

Познавательные универсальные учебные действия:

Ученик научится:

П 1.осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

П 2.строить сообщения в устной и письменной форме;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Ученик научится:

К 1.адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

К 2.учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

К 3.договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

К 4. формулировать собственное мнение и позицию; задавать  вопросы.

Формирование этих УУД в младшем школьном возрасте поможет школьнику адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе. 

 

Формы учета оценки планируемых результатов:

  • Опрос
  • Наблюдение
  • Диагностика:
  • нравственной самооценки;
  • этики поведения;
  • отношения к жизненным ценностям;
  • нравственной мотивации.
  • Анкетирование учащихся и родителей

 

Планируемые результаты работы.

 

Планируемые результатыопределяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.

  1. Изменения в модели поведения школьника:

проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге    (высказывать    свои    суждения,    анализировать    высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);

– соблюдение   культуры   поведения   и   общения,   правильных взаимоотношений;     проявление     доброжелательности,     взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;

– активное участие в  альтруистической деятельности,  проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;

– создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.

  1. Изменения   объема   знаний,  расширение  кругозора   в   области нравственности и этики:

использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;

– краткая      характеристика       (высказывание       суждений) общечеловеческих   ценностей   и   осознанное   понимание   необходимости следовать им;

– объективная    оценка    поведения    реальных    лиц,    героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.

    3.Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:

способность объективно  оценивать поведение других людей и собственное,

– сформированность   самоконтроля   и   самооценки:   действия контроля  ситуативного  поведения,   побуждение  вовремя  его  изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.

В результате усвоения программы взаимоотношения на уровне  класса должны представлять собой дружественную среду, где каждый обучающийся знает  о нормах и правилах общения, допускает  возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, умеет  формулировать собственное мнение и умеет его высказывать, 

Содержание программы

1 класс: 

Тема: Я среди людей (16 ч.)

Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена. Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения. Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа. Правила общения с товарищами и друзьями. Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе.заимовыручка и взаимопомощь. Понятия «верность слову», «честь». Проблемная ситуация:     можно ли всегда быть верным данному тобой слову.

 

Тема: Речь и речевой этикет (6 ч.)

Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение». Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета.основные правила вежливости в общении. Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения.. Знакомство с правилами приветствия и прощания. Знакомство с правилами извинения и просьбы. Знакомство с правилами благодарности и отказа. Моделирование и разыгрывания ситуаций.

 

Тема: Культура поведения (4 ч.)

Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи людям. Русские традиции отношения к старшим. Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем. Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким. Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки. Знакомство с правилами поведения  в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой». Знакомство с правилами поведения  в  гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях». Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону» Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе». Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах. Моделирование и разыгрывание ситуаций. Проявления чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи  окружающим в повседневной жизни.

 

Тема: В мире сказок (6 ч.)

Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает. Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках.

 

Тема: Итоговые занятия  (2 ч.)

Подведение итогов, обобщение и закрепление изученного. Заочное путешествие по «Школе Дружбы».

 

Тематическое планированиепрограммы внеурочной деятельности

«Азбука общения»

1 класс.

 

Наименование разделов, блоков, тем Всего

часов

Количество часов учебных занятий
Теоретические  Практические 
  • Я среди людей
16 1 15
1 Кто я и как выгляжу? 2 0,5 1,5
2 Что в нашем имени? 2 2
3 Плохо одному 3 0,5 2,5
4 Товарищи и друзья 2 2
5 Как завоевывать друзей 3 3
6 Бескорыстие в дружбе 2 2
7 Верность слову 2 2
  • Речь и речевой этикет
8 1 7
1 О вежливых словах и их применении. 1 1
2 Роль мимики, жестов и позы в общении 1 1
3 Правила знакомства, представления и обращения 2 2
4 Правила приветствия и прощания 2 1 1
5 Правила извинения и просьбы 1 1
6 Правила благодарности и отказа 1 1
  • Культура поведения
3 1 2
1 Отношение к окружающим  1 1
2 Правила поведения в общественных местах  2 1 1
  • В мире сказок
3 0 3
1 Добро и зло в сказках 1 1
2 Сказки – волшебство, чудо и правда 1 1
3 Сказка – ложь, да в ней намек 1 1
V.  Итоговые занятия  1 1
1 Что мы узнали и чему научились

Заочное путешествие  по «Школе дружбы»

2 1
Итого:  33 3 28

 

Содержание программы

2 класс: 

Вводный урок  «Я – личность» (1 ч.)

Понятия «личность», «индивидуальность», «неповторимость». Внешний и внутренний мир человека.  Я – мой характер, мои знания. Мое поведение зависит от меня самого.

Тема: Я и мои роли (2 ч.)

Понятие «роль» в кино, театре, жизни. Мои роли сегодня – кто я в этом мире. Правила этикета и общения в моих ролях дома, в школе, на улице.

Тема: Праздники в жизни человек (2 ч.).

Понятия «праздник», «праздничный». Правила этикета праздничного общения. Школьные и классные праздники. Подарки и их значение в жизни человека. Церковные праздники и традиции их проведения. Как вести себя в храме.

Тема: Отношение к старшим (2 ч.)

Семья, родители, родные (братья, сестры бабушки, дедушки). Отношения поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы, сострадания, помощи в семье. Обида. Почему надо уважать старшее поколение? Необходимость учиться добру, чуткости, вниманию. Русские и кавказские традиции отношения к старшим.

Тема :Отношение к учителю (1 ч.)

Учитель и его обязанности в школе. Как должны относиться ученики к учителю и почему? Этикет в общении с учителем. Национальные традиции России в общении учителя и ученика.

Тема: Плохо одному (1 ч.).

Необходимость человека в общении и жестокость одиночества. Раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь является важнейшим средством общения.

Тема:Речевой этикет (2 ч.)

Понятия «тон голоса», «речь», «общение». Специфика речевого общения. Отличие устной речи от письменной. Речь и отношение человека к людям. Уважительное речевое общение. Шутки. Отражение характера в речи. Мимика, жесты, поза и поведение человека. Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям.

Тема:Вежливость и этикет(2 ч.)

Содержание понятий «вежливость», «этикет». Зачем нужны людям правила вежливости и этикета. Как человек формирует «личный» этикет. Основные правила вежливости в общении.

Тема:Товарищи и друзья(2 ч.)

Понятия «товарищ»,  «друг», «господин». Особенности их использования в общении между людьми. Товарищество и дружба в традициях русского народа. Верность и бескорыстие в дружбе.

Тема:Удовольствие – в игре. (2 ч.)

Понятия «игра», «играющие», «интерес», «азарт». Основные этические правила поведения в игре. Делу – время, а потехе час. Играй, а дело не забывай. В здоровом теле – здоровый дух.

Тема:Что в имени твоём? (1 ч.)

Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку.

Тема:Ты – это я(2 ч.)

Осознание самого себя и одноклассников, как соотносить себя с ними.

Тема:Другой человек  (2 ч.)

Обобщение представлений детей о своем Я, поддержка положительной установки на другого человека.

Тема:Настроение другого человека  (2 ч.)

Развитие эмпатии (способность поставить себя на место другого человека, почувствовать ситуацию, мир так, как их воспринимает этот человек, и таким образом понятьего проблемы), укрепление гуманистической направленности детей.

Тема:Моя мама (1ч.)

Развитие потребности и навыка обращать внимание на настроение и состояние близких.

Тема:Наша семья  (2 ч.)

Осознание понятия «семья», что семья – это люди, связанные Мы-чувством друг за друга. 

Тема:Наш класс  (2 ч.)

Укрепить Мы – чувство в классе, осознание понятия «Мы»

Тема:Мы договариваемся  (2 ч.)

Подкрепление стремление детей договариваться, выработать соглашение класса «Мы договорились, что …»

Тема:Я-ТЫ-МЫ  (2 ч.)

Закрепить основные идеи курса: Я – индивидуальность, Ты – это Я (все люди взаимосвязаны, взаимозависимы, мое Я тем богаче, чем больше тепла идет от меня к другим людям. 

Тема: Заключительный урок  (1  ч.)

Обобщение знаний по курсу «Учимся жить вместе. Игра – викторина. 

 

Тематическое планированиепрограммы внеурочной деятельности

«Азбука общения»

2 класс.

 

Наименование разделов, блоков, тем Всего

часов

Количество часов учебных занятий
34 Теоретические Практические
1. Я – личность 1 1
2. Я и мои роли. 2 1 1
3. Праздники в жизни человека. 2 1 1
4. Отношение к старшим 2 2
5. Отношение к учителю. 1 1
6. Плохо одному. 1 1
7. Речевой этикет 2 1 1
8. Вежливость и этикет 2 1 1
9. Товарищи и друзья 2 2
10. Удовольствие – в игре. 2 2
11 Что в имени твоём? 1 1
12 Ты – это я 2 1 1
13 Другой человек. 2 2
14 Настроение другого человека 2 1 1
15 Моя мама 1 1
16 Наша семья. 2 1 1
17 Наш класс. 2 1 1
18 Мы договариваемся. 2 2
19 Я-ТЫ-МЫ. 2 2
20 Заключительный  урок 1 1
Итого:  34 12 22

Содержание программы  3 класс

Тема: Мы пришли на урок (1 ч.)

Правила поведения в школе: на уроке, на перемене, в столовой. Правила вежливости при обращении к товарищам, девочкам, учителю, взрослым. Правила общения в классном коллективе.

Тема: По стране Добра  (1 ч.)

Тема рассматривается на занятии. Детей знакомят с волшебной Страной Вежливости, с хозяйкой волшебной страны  – Феей Вежливости и ее помощниками Гномами, а также с Незнайкой-зазнайкой. Фея Вежливости ставит перед детьми задачу – изучить правила поведения и научить им Незнайку-Зазнайку. На данном занятии можно дать детям знания о том, как правильно общаться со взрослыми. Далее Фея Вежливости со своими героями присутствует на каждом занятии по изучению правил поведения. Герои сказок, мультфильмов… Здравствуй – это Я. Несколько Я похож на … (самоидентификация) слов о себе. Доброе знакомство. Я люблю (что? когда?Какое время года?)

 

Тема: Остров обид  (1 ч.)

Обучение детей идентифицировать эмоциональные состояния других людей и осознавать свое собственное на примере грусти.  Анализ состояний, в которых люди плачут. Обучить детей проявлять сочувствие к другим и определять подобное поведение у окружающих.Проигрывание ситуаций. Подчеркнуть неэффективность обиды в общении, разрушительность мести, которая всегда имеет два острия направленности – на обидчика и на того человека, который эту месть осуществляет.

 

Тема: Ущелье ссор  (1 ч.)

“Как и почему начинаются ссоры?”.Мотивировать учащихся на осмысление причин своих ссор, развивать навыки взаимодействия и сотрудничества.«Ссора», «Взаимодействие», «Корабль», «Путаница», «Сад камней», «толкалки без слов», «да и нет», «Разожми кулак».

 

Тема: Городок неприятностей  (1 ч.)

Правила приличия в житейских ситуациях. Нормы нравственного этикета.Обыгрывание житейских ситуаций. Блицтурнир . Подвижные игры с правилами.

 

Тема: Я – третьеклассник  (1 ч.)

Понятия «личность», «индивидуальность». Назначение человека в жизни. Мои роли. Особенности развития мальчика и девочки и их общественные роли.

 

Тема: Я и моя школа  (1 ч.)

Я учусь быть самостоятельным. Понятие «алгоритм», «ученик», «учитель»: каждый человек является одновременно и учителем и учеником: он учится делать что-то самостоятельно, глядя на других людей, и помогает им становиться самостоятельными. Понятия «ресурсы», «возможности», « обстоятельства»: овладение алгоритмом принятия решения.

 

Тема: Наша дружная семья  (1 ч.)

Дать понятия «семья», «родители», «бабушка», «дедушка», «сестры», «братья», «родословное дерево». Правила общения в семье. Ответственность друг за друга.

Тема: Общение по телефону (1 ч.)

Понятия «общение», «уважение», «вежливость», «тактичность». Правила общения по телефону. Правила общения при обмене мнениями. Разыгрывание ситуаций.«Знакомство», «У меня зазвонил телефон», «Детская радиопередача», «Достань мяч».

Тема: Этот странный взрослый мир (1ч.)

На чём основано взаимопонимание. Уважение к старшим . История одной семьи. Игры- ситуации «Счастье – это когда тебя понимают» . Сюжетно-ролевая игра «Вечер в кругу …». Конкурс рисунков «Мир взрослых».

 

Тема: Урок мудрости  (3 ч.)

Уважение. Достоинство. Научить детей видеть достоинства одноклассников и уважительно говорить о них, дать почувствовать каждому ученику, как он воспринимается со стороныЦенность человеческой жизни.Показать детям ценность человеческой жизни, научить их трепетному отношению к собственной жизни и жизни другого.Свобода и ответственность.Обозначение грани между возможностью проявления собственных желаний и действий и требованием общества не нарушать права других людей.

 

Тема: В магазине. Игра. (1 ч.)

Поведение в общественных местах. Сюжетно-ролевые игры «В магазине».

 

Тема: Сюжетно – ролевая игра «Библиотека»  (1 ч.)

Поведение в общественных местах. Сюжетно-ролевые игры «Библиотека».

 

Тема: Деловая игра «Мы в театре» (1 ч.)

Поведение в общественных местах. Деловая игра  «Мы в театре».

 

Тема:Школа Вежливости «Говорят ли Вам люди спасибо» (1ч.)

Данная тема может рассматриваться в различных видах деятельности: на специальных занятиях, в дидактических играх, сюжетно-ролевых играх, беседах. Фея Вежливости знакомит детей с главными словами, которые должен знать каждый воспитанный взрослый и ребенок: «Здравствуйте», «Доброе утро», «До свидания», «Спасибо», Детям преподносятся ситуации, в которых применяются вежливые слова. Для закрепления знаний детей проводятся дидактические игры «Закончи предложение», «Назови словечко», «Как поступить» и др. «Пожалуйста» и др. вежливые слова.

 

Тема: Ласковые слова (1ч.)

Тема раскрывается на примерах ласковых слов, слов – поощрений, слов – благодарности Ситуации: когда сказать ласковое слово? когда звучит ласковое слово Вежливые, ласковые обороты  речи. Уменьшительно-ласкательная форма имени.

 

Тема: Правила поведения (1ч.)

Необходимо выработать у детей стереотип поведения: на занятиях: сидеть спокойно, внимательно слушать объяснение, поднимать руку, не выкрикивать, не перебивать товарищей, не мешать работать соседу, оказывать помощь другим детям при необходимости и т.д. Ситуации: «не мешай», «помоги».Нельзяпортить имущество: рисовать на стенах, столах, ломать игрушки, рвать цветы и т.д.

 

Тема: Как вести себя на улице (1ч.)

Дети во время данных видов деятельности узнают о том, что на улице нельзя громко кричать, что нужно быть очень внимательными, вежливыми с прохожими и т.д. Способы обращения к прохожим на лице, к продавцу в магазине, к милиционеру и т.д. Фея Вежливости представляет детям новый персонаж – Светофор Светофорыча, который знакомит детей с элементарными правилами дорожного движения. Уроки Светофор Светофорыча. Игра. С нами Зебра дорожная.

 

Тема: За столом (1ч.)

Изучаются правила поведения за столом: мыть руки перед едой, сидеть прямо, не класть локти на стол, разговаривать в полголоса, правильно пользоваться столовыми приборами, по окончании еды использовать салфетку. Руки должны быть чистыми. Сюжетно-ролевая игра «Столовая» Дидактическая игра «Что нужно?», названия кухонных принадлежностей Дидактическая игра «Назови правильно», названия блюд. Дидактическая игра «Когда это бывает?», названия столовых приборов. Закрепляется знание соответствующих случаю форм речевой вежливости: «Приятного аппетита!», «Спасибо!» и д.р.

 

Тема: Хорошо – плохо (1ч.)

Ссора. Как помириться? Ситуации на картинках. Обсуждение.

 

Тема: Мамины помощники (1ч.)

Я делаю дома… что? как? когда? «Мои домашние поручения» «Как я дома помогаю маме» Рассматривание  сюжетных картинок на оценивание поведения, поступка:  «хорошо»-«плохо» Аккуратно – это как? Игрушки нами довольны? Какой от меня остается след?

 

Тема: Об опрятности и аккуратности (1ч.)

В процессе работы необходимо выработать у детей привычку следить за своим внешним видом, научить пользоваться гигиеническими принадлежностями, следить за вещами, закрепить правило: «Каждой вещи – свое место».

 

Тема: Мы играем дружно (2ч.)

При знакомстве с данной темой можно провести как специальное занятие, так и ограничится беседой или совместной игровой деятельностью с детьми. При этом научить детей играть рядом, не мешать друг другу, объединяться в играх, общаться спокойно, не драться, не отнимать  друг у друга игрушки. Ситуация – драка. Ситуация – игрушка одна, а игроков 2

 

Тема: Вежливость закон для всех (2ч.)

Обитатели Страны Вежливости присутствуют на данном занятии, где устраивают своеобразный экзамен для Незнайки-Зазнайки и детей и готовят праздник. Игра обучение – развлечение «Вежливость наш друг», принимать участие в котором могут дети вместе со своими родителями. Для детей можно изготовить «медали» и вручить за успешное усвоение правил культурного поведения.

 

Тема: Добро и зло (2ч.)

На примерах героев любимых сказок детям еще раз  объясняются понятия «добро» и «зло». В процессе изучения данной темы с детьми приводят примеры дружбы, справедливости, правдивости, смелости. Ситуации «слабый – сильный»,ситуации «большой – маленький»,ситуации «девочка – мальчик».

 

Тема: Что такое настроение? (2ч.)

Что такое настроение? Оно бывает различным и зависит от эмоционального и физического состояния человека на данный момент Эмоции,мимика, действия, интонации голоса. Удивление, Радость, Печаль, Страх, Гнев, Плачь, Удовольствие, Раздражительность.

 

Тема: Правила общения (2ч.)

Общение со сверстниками. Общение с малышами. Общение со взрослыми. Общение с пожилыми людьми. Общение с незнакомыми людьми. Как звучит просьба? Как выражаем отказ?

 

Тема: Поздравляем и принимаем поздравления  (1ч.)

Подготовка подарка, поздравительных слов. Вручение подарка, произнесение поздравлений. Принимаем подарки и произносим ответное слово. Заключительная игра-приключение «Я, ты, он, она, мы и Фея с друзьями». Заключительное занятие. 

 

Тематическое планированиепрограммы внеурочной деятельности

«Азбука общения»

3 класс.

 

Наименование разделов, блоков, тем Всего

часов

Количество часов учебных занятий
34 Теоретические Практические
Мы пришли на урок  1 1
По стране Добра  1 1
Остров Обид 1 1
Ущелье ссор 1 1
Городок неприятностей 1 1
Я – третьеклассник 1 1
Я и моя школа  1 1
Наша дружная семья 1 1
Общение по телефону 1 1
Этот странный взрослый мир 1 1
Урок мудрости  3 3
В магазине . Игра 1 1
Сюжетно-ролевая игра Библиотека 1 1
Деловая игра «Мы в театре» 1 1
Школа Вежливости «Говорят ли Вам люди спасибо» 1 1
Правила поведения 1 1
Как вести себя на улице 1 1
За столом 1 1
Хорошо – плохо. 1 1
Мамины помощники 1 1
Об опрятности и аккуратности 1 1
Мы играем дружно 2 2
Вежливость закон для всех 2 1 1
Добро и зло 2 1 1
Что такое настроение? 2 1 1
Правила общения. 2 1 1
Поздравляем и принимаем поздравления 1 1
Итого:  10 24

 

 

Содержание программы4 класс: 

Тема: Как построить вежливый диалог (2 ч.)

Обращение к взрослому знакомому. Обращение к незнакомому человеку. Разговор с незнакомцем на улице. Беседа. Как начать беседу и направлять её.

Тема: Волшебные слова (2 ч.)

Вежливость. Чудесные превращения слов. Слова приветствия. Слова прощания. Слова выражения просьбы, благодарности.

Тема: Вежливая просьба (2 ч.)

Формы выражения просьбы, адресованной незнакомому или близкому человеку. Ролевая игра «Вежливый слон».

Тема: Знакомство (3 ч.)

Правила поведения во время знакомства. Представление людей друг другу. Сопутствующие этикетные выражения и знаки внимания (рукопожатие, вставание, поклон, улыбка).  Формы проявления интереса к человеку, предупредительность и вежливость. Обращение по фамилии, имени, отчеству, уменьшительному и полному имени. Игровой тренинг «Здравствуй, это я».

Тема: В гостях (5 ч.)

У тебя в гостях.  Правила гостеприимства. Подарки. Игровая программа «Приглашаем гостей». Хорошие манеры. Правила поведения за столом.  Правила встречи и  расставания. Правила поведения при торжественных событиях.   Конкурс «Мы в гостях». Проект  «Мой день рождения»

Тема: Пожелания (3ч.)

Составление поздравлений. Пожелания друзьям. Слова благодарности. Соотношение представления о праздничных днях и словах. Индивидуальные и коллективные поздравления. Контактные речевые формулы: уважение, благодарность. Проект «Моя открытка».(к любому празднику)

Тема: Поведение в общественных местах (6 ч.)

Общественный транспорт. Театр. Поликлиника. Библиотека. Кафе. Парикмахерская. Правила проезда, приобретения билета в театр, поведения в театре и других общественных местах. Регистрация в поликлинике, прием у врача. Общение с библиотекарем во время оформления читательского абонемента и в выборе книг для чтения. Общение в кафе,парикмахерской. Экскурсия в библиотеку. Сюжетно – ролевая игра «Мы идем в театр».Посещение музея городского быта.

Тема: Об уступчивости (1 ч.)

Поведение в коллективе, в семье, в кругу друзей. Умение встать на место другого человека. Речевые формулы, помогающие избежать конфликтов между друзьями. Контактные этикетные формулы: совет, извинение, согласие, одобрение.

Тема: Школьный этикет (2 ч.)

Этикет школьной жизни. Правила этикетного поведения на уроке. Вежливый диалог учителя и ученика. Драматизация «Сценки из школьной жизни».

Тема: Не ссориться и не обижать друг друга (1 ч.) 

Взаимодействие школьников в ситуации урока. Вежливое и доброжелательное отношение к сверстникам. Типичные этикетные ошибки (грубость, ябедничество и др.).

Тема: У меня зазвонил телефон (2 ч.)

Практикум по телефонному этикету. Речевое поведение: беседа по телефону, реплики начала разговора. Жанр телефонных разговоров. Официальный разговор. Номера телефонов экстренной помощи: ситуации обращения; данные, которые необходимо сообщить. Проект «Записная книжка».

Тема: Мимика и жесты в устной речи (2ч.)

Понятия «мимика», «жесты», их роль в общении. Отражение в мимике, жестах человека его характера и отношения к людям. Ролевая игра «Угадай по мимике мое настроение».

Тема: Учимся писать письма (2 ч.)

 Поздравительные письма. Традиционные формы построения письма, аккуратность и разборчивость написания. Этикетные формулы обращения в письменной речи. Правила и вежливые формы переписки. Значение переписки в жизни людей.  Посещение музея «Почтовое дело». Чужое письмо. Занятие – практикум «Я вам пишу…» .

Тема: Итоговое занятие (1 ч.)

Театральное представление «Театр вежливых ребят»

 

Тематическое планированиепрограммы внеурочной деятельности

«Азбука общения»

4 класс.

 

Наименование разделов, блоков, тем Всего

часов

Количество часов учебных занятий
34 Теоретические Практические
Как построить вежливый диалог 2 1 1
Волшебные слова 2 1 1
Вежливая просьба 2 2
Знакомство 3 1 2
В гостях 5 1 4
Пожелания 3 1 2
Поведение в общественных местах 6 1 5
Об уступчивости 1 1
Школьный этикет 2 1 1
Не ссориться и не обижать друг друга 1 1
У меня зазвонил телефон 2 1 1
Мимика и жесты в устной речи 2
2 1 1
Учимся писать письма 2 2
Итоговое занятие 1 1
Итого: 34 9 25

 

Материально-технологическая обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, макбуки, кукольный театр, диски со сказками, спортинвентарь, канцелярия, наглядные пособия. 

 

Используемая литература:

  1. Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
  2. Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
  3. Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
  4. Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
  5. Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
  6. Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
  7. Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности», ж. «Завуч начальной 
  1. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М. Р. Битянова. – М. : Совершенство, 1998. – 298 с. (Практическая психология в образовании).
  2. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей Учеб.пособие [Текст] / Л. Н. Блинова. – М. : Издательство НЦ ЭНАС, 2002. – 136 с.
  3. Григорьева, Т. Г. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов [Текст] / Т. Г. Григорьева, Л. В. Линская, Т. П. Усольцева. – Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1999. – 173 с.
  4. Практическая психология образования: Учебное пособие для вузов [Текст] / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Н. И. Гуткина и др. ; Под ред. И.В. Дубровиной. – М. : Просвещение, 2003. – 480 с.
  5. Федоренко, Л. Г. Секреты общения [Текст] / Л. Г. Федоренко. – СПб. : КАРО, 2003. – 192 с.
  6. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и уроажнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т. 4. – М. : Генезис, 2001. – 160 с.
  7. Груздева Ю.В. Классные часы с психологом» 1-4 классы М : Глобус», 2009
  8. Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе М,: АРКТИ, 2008
  9. Образцова Т.Н. Психологические игры для детей, М.: лада, 2010
  10. Майорова Н.П. Е.Е. Чепурных Обучение жизненно важным навыкам, М. 2002

 

                                          

   

Диагностика результативности прохождения программы «Азбука общения»

Входящая  диагностика.

1.Когда ты сможешь высказать свою точку зрения, слушая собеседника?

а. остановлю его болтовню и выскажу свою точку зрения,

б. дослушаю собеседника до конца и тогда выскажу свою точку зрения,

в. свою точку зрения выскажу сразу, слушать собеседника не стану.

2.Назови из перечисленных ниже то приветствие, которое неприлично говорить учителю при встрече  с классом.

а. «Здравствуйте, дети!»

б. «Доброе утро, дети!»

в. «Хай, дети!»

3.Как ты будешь вести себя при осмотре экспозиции в музее?

а. буду передвигаться бесшумно, никому не мешая,

б. буду громко комментировать увиденное,

в. буду трогать руками экспонаты.

4.Ты опоздал в театр. Идёт спектакль. Нужно ли сразу проходить на своё место?

а. Нужно пройти на своё место,

б. нужно сдать билет в кассу,

в. следует сесть на свободное место.

5.В каком транспорте следует здороваться с незнакомыми пассажирами?

а. в купе пассажирского поезда,

б. в вагоне метро,

в. в салоне автобуса

6.Почему, набрав номер по сотовому телефону, желательно спросить человека: «Вы можете говорить?» ?

а. чтобы быть уверенным, что человек хочет говорить с тобой,

б. чтобы узнать настроение человека,

в. чтобы перезвонить попозже, если человек занят работой или за рулём машины.

7.Ты пришёл в гости и тебя оставили одного в гостиной. Что ты будешь делать?

а. стоять на одном месте,

б. заглядывать в ящики шкафов,

в. прохаживать по комнате, разглядывая мебель.

8.Ты с другом идёшь по улице встречаешь своего знакомого. Как должен поступить твой друг?

а. поздороваться и отойти в сторону,

б. принять участие в разговоре,

в. пока ты будешь говорить со знакомым, уйти.

9.К тебе пришли гости и принесли подарок. Что ты будешь делать?

а.  молча отнесу его в комнату,

б. разверну и поблагодарю,

в. разверну, придирчиво рассматривая и комментируя цвет, форму, размер.

10.«Слово- серебро, молчание — золото». Как ты это понимаешь?

а. за плохое слово могут наказать, лучше промолчать,

б. лучше не говорить попусту, чтобы потом не было стыдно,

в. слушать труднее, чем говорить.

Критерии оценивания.

За каждый правильный ответ ученик получает1 балл.

Ключ. 1.б, 2.в, 3.а, 4.в, 5.а, 6.в, 7.а, 8.а, 9.б, 10.в.

10 – 8б. Высокий уровень развития коммуникативного поведения.

5 – 7 б.  Средний уровень развития коммуникативного поведения.

0 – 4 б.  Низкий уровень развития коммуникативного поведения.

2.Выполнение проектов по темам: «Мой день рождения», «Моя открытка», «Записная книжка».

Критерии оценивания.

Высокий уровень развития УУД – выполнил все три проекта

  • ученик использовал дополнительную                                                   литературу (справочники, включая электронные и цифровые)  при выполнении проектов                                                  
  • смог представить свой проект в устной защите
  • проявил творчество при оформлении и в рамках защиты проекта

Средний уровень развития УУД – выполнил 2 – 3 проекта

  • ученик использовал дополнительную литературу (справочники,исключая электронные и цифровые) при выполнении

 проектов   

  •  смог представить свой проект в устной защите, но не смог ответить на вопросы
  • проявил творчество при оформлении и в рамках защиты проекта

Низкий уровень развития УУД – выполнил 1-2 проекта

  • ученик  не использовал дополнительную литературу (справочники, включая

 электронные и цифровые)  при выполнении проектов

  • не смог представить свой проект в устной защите
  • проявил творчество только при оформлении

 

Итоговый тест.

1.Кто должен здороваться первым: стоящий юноша или проходящий старик?

а. стоящий юноша,

б. проходящий старик,

в. не имеет значения.

2.Если ты не согласен с собеседником, как ты поступишь?

а. остановлю его на полуслове и выскажу свою точку зрения,

б. дослушаю собеседника до конца и тогда выскажу свою точку зрения,

в. свою точку зрения выскажу сразу, слушать собеседника не стану.

3.Кто раньше тебя должен войти в школьное здание, если у входа собралась большая группа детей?

а. младшие школьники и девочки,

б. старшеклассники,

в. отличники школы.

4.Тебе представили Сидорова Петю. Петя сказал: «Очень приятно, Сидоров Петя!» Твои действия?

а. с легким поклоном головы протянуть руку,

б. похлопать его по спине,

в. ответить: «Рад познакомиться!»

5.Зачем в школе существуют правила?

а. чтобы все ученики слушались учителей,

б. чтобы сохранить жизнь и здоровье учеников,

в. чтобы родители не беспокоились о своих детях.

6.Попробуй с товарищем выяснить, кто будет первым читать стихотворение., а кто оценивать.  Затем поменяйтесь ролями. Отметь, как вы себя вели при этом?

а. сразу же договорились про очередность, приведя убедительные доводы,

б. вообще не смогли договорить и разругались,

в. договорились, но немного поспорили.

7.У себя в книжном шкафу ты случайно обнаружил книгу, которую друг дал тебе почитать, а ты забыл её вернуть. Твои действия?

а. не возвращать книгу, если друг о ней не напомнил,

б. вернуть книгу, извинившись,

в. незаметно подложить книгу в ранец друга.

8.Куда ты положишь ложку, если уже поел?

а. положу на скатерть,

б. буду держать в руке,

в. положу в пустую миску.

9.Определи ряд, в котором все словосочетания обозначают мимику.

а. подмигнуть глазом, покривить душой, пожать руку,

б. махать рукой, показать язык, надуть губы,

в. сморщить лоб, широко улыбнуться, раскрыть рот.

10.Где ты можешь найти достоверную информацию, неизвестную тебе?

а.  в словарях, справочниках, энциклопедиях и сети Интернет,

б. я сам всё знаю,

в. в библиотеке.

11.Ты очень торопишься, но тебя на улице останавливает незнакомый прохожий и спрашивает, как пройти на незнакомую тебе улицу. Твои действия?

а. молча укажу в любую сторону,

б. отвечу «Извините, к сожалению, я ничем не могу помочь»,

в. пожав плечами, пройду мимо.

12.Попробуете в паре нарисовать рисунок на тему : «Сказочный герой» .Вместе определите кого вы будете рисовать, где и как. Отметь, как вы себя вели в процессе работы?

а. я слушал моего партнёра и мы сделали всё, как он хотел,

б. мы посовещались и договорились о самом герое, расположении и технике рисования,

в. я сам всё рисовал и не слушал своего партнёра.

13.Ты спешил на урок и в коридоре столкнулся лбом с другим мальчиком. Тебе ужасно больно. Твои действия?

а. обругаю мальчика,

б. молча уйду,

в. извинюсь пред мальчиком.

14.Зачем придерживать тяжёлую дверь, выходя из здания?

а. чтобы она не ударила человека, который идёт следом,

б. чтобы она не стучала,

в. чтобы дверь не разбилась.

15.Что научит тебя умению говорить и излагать правильно свои мысли?

а. телевидение,

б. компьютерная игра,

в. книга.

Критерии оценивания.

За каждый правильный ответ 1 балл.

Ключ. 1.а, 2.б, 3.а, 4.в, 5.б, 6.а, 7.б, 8.в, 9.в,10.а, 11.б, 12.б, 13.в, 14.а, 15.в.

13-15 б. Высокий уровень  развития коммуникативного поведения и УУД.

    (- знает установленные правила поведения

  • планирует свои действия, прогнозирует результат,
  • осуществляет поиск информации в справочниках и цифровых источниках,
  • строит сообщения в устной и письменной форме,
  • адекватно использует речевые средства для решения комммуникативных задач,
  • учитывает разные мнения , договаривается, приходит к общему решению в совместной деятельности.)

8-12 б. Средний уровень развития коммуникативного поведения и УУД.

    (- знает установленные правила поведения

  • планирует свои действия, но не прогнозирует результат,
  • осуществляет поиск информации лишь в печатных в справочниках,
  • строит небольшие сообщения в устной форме и письменной,
  •  не всегда адекватно использует речевые средства для решения комммуникативных задач,
  • пытается учитывать разные мнения и договориться в совместной деятельности)

1-8 б. Низкий уровень развития коммуникативного поведения и УУД.

    (- знает не все установленные правила поведения,

  • недостаточно планирует свои действия для получения результата,
  • частично осуществляет поиск информации,
  • строит небольшие сообщения лишь в устной или письменной форме,
  • неадекватно использует речевые средства для решения комммуникативных задач,
  • не учитывает разные мнения, трудно договаривается с партнёрами)

 

 

 

Программа курса внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов Азбука общения 
Пролистать наверх