Игра как метод совершенствования познавательной деятельности у детей с отклонениями

автор: КРЫМОВА ДАРЬЯ ВАЛЕРЬЕВНА

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ МКОУ Товарковская СОШ 2

Игра как метод совершенствования познавательной деятельности у детей с отклонениями

 

 

 

Пояснительная записка

Тема: «Игра как метод совершенствования познавательной деятельности у детей с отклонениями в развитии»  

Своевременная и успешная социализация ребенка, прежде всего, предупреждает развитие девиантного (отклоняющегося) поведения, затормаживает возможные психологические проблемы ребенка в общении с людьми и способствует самореализации будущих граждан. В процессе социализации ребенок или подросток усваивает основные черты сознания и поведения, культивируемые в обществе. Школа является самым важным социальным институтом, где ребенок приобретает знания, умения, навыки, превращается из индивида в личность.  Основными проблемами в успешной социализации у детей с отклонениями в обществе являются нарушение его связи с миром, ограниченная мобильность, бедность контактов со сверстниками и взрослыми, ограниченное общение с природой, недоступность ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.  Школа не может дать человеку запас знаний на всю жизнь. Но она может и должна развивать и корректировать познавательные интересы и способности ученика, привить ему ключевые компетенции, необходимые для дальнейшей адаптации в обществе. 

В организации игры с детьми с отклонениями в развитии создаются ситуации, обеспечивающие целенаправленное развитие качеств, которые либо особенно важны данному ребёнку или группе детей в их практической деятельности, либо оказались слабо развитыми. Наиболее успешно обучение и развитие детей происходит в ходе практической деятельности.  На сегодняшний момент в центре внимания находится ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Целью современного педагога является выбор методов и форм организации учебной деятельности, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития и коррекции личности ребенка. Данные возможности для развития и социализации учеников предоставляет игровая деятельность. Люди с древности использовали игру как метод обучения передачи опыта старших поколений младшим. Игра широкое применение имеет в современной педагогике. 

Значение игры в учебном процессе невозможно исчерпать и оценить только развлекательными возможностями. Игра имеет способность перерасти в обучение и творчество, так как игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, что помогает активизировать учебный процесс.  Можно сказать, что игра – это своеобразная школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. В игре нет легко опознаваемых источников знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения строится на языке действий. Все участники игры учатся у друг друга и учат друг друга в результате активных контактов. Место и роль игровой технологии в учебном процессе во многом зависит от понимания учителем функции и классификации педагогических игр.

Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна соответствовать потребностям и интересам детей, она должна быть доступна для них. Так как у детей с отклонениями, очень часто неустойчивая самооценка, они не верят в собственные силы, эмоционально-волевая сфера у таких детей искажена. У них наблюдаются нарушения координации движений, замкнутость, агрессивность, гиперактивность, медлительность, сниженный уровень памяти, внимания, восприятия, мышления. Все компоненты языковой системы речи ниже возрастной нормы. Поэтому они не могут играть по правилам, удерживать взятую на себя роль, четко излагать свои мысли.  Познавая реальный мир, ребенок проецирует воспринимаемый опыт в игровую ситуацию.   

Основные правила игры:  

  1. важно соблюдать соответствующий темп и ритм ведения игры.  
  2. во время игры учитель должен проявлять максимум внимания, такта, 

доброжелательности к учащимся. 

  1. нельзя во время игры делать дисциплинарные замечания.  

В игре школьники должны чувствовать себя свободно, непринужденно, испытывать 

удовлетворение от   сознания своей самостоятельности.  

Наша задача – помочь ребенку. Необходимо не только предусмотреть коррекционные проблемы, но и использовать различные приемы и методы воздействия. Детям с отклонениями здоровья необходим комплексный подход.  

Эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности, степени его самостоятельности в этом процессе. Активность школьников в учении обеспечивает развитие их творческих возможностей, новых познавательных потребностей, навыков познавательной деятельности. Включение школьников в учебно-познавательную деятельность по достижению целей обучения обеспечивается с помощью средств активизации, в качестве которых выступают содержание образования, методы и формы обучения, а также современные технологии обучения на уроках. Игровые технологии обучения позволяют конструировать оптимальные обучающие системы, проектировать учебный процесс так, чтобы гарантировать достижение конкретных учебных целей, так как познавательная активность носит индивидуальный характер. Исходя из этого активизацию учения ребенка с ограниченными возможностями здоровья следует понимать как мобилизацию учителем индивидуальных, нравственно-волевых целей обучения и воспитания. В настоящее время современный педагог решает проблему, с одной стороны, как поиск путей решения проблемы повышения качества обучения, а с другой, социализация и формирование у школьника познавательной деятельности как черты личности.

 

Игра как метод совершенствования познавательной деятельности у детей с отклонениями
Пролистать наверх