автор: Кудасова Анастасия Андреевна
Преподаватель спец-дисциплин Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Рязанский строительный колледж имени Героя Советского Союза В. А. Беглова»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 «Охрана труда»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РЯЗАНСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ В.А. БЕГЛОВА»
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
08.02.11 «УПРАВЛЕНИЕ, ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА »
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 «ОХРАНА ТРУДА»
2021 год
Рабочая программа рассмотрена и одобрена методической комиссией профессионального учебного цикла специальности 08.02.01, 08.02.11
Председатель методической комиссии Протокол № от «___» 20___г. |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности:08.02.011 «Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома» Министерства образования и науки РФ 2015 года утверждения
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УМРиКО О.В. Кузнецова «____» _____________ 20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 «ОХРАНА ТРУДА» для специальности 08.02.11 «Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома» (базовая подготовка на базе 9 классов)
Разработчик:
А.А. Кудасова, преподаватель ОГБПОУ РСК.
Рецензенты:
СОГЛАСОВАНО:
_________________________________ _________________________________ ________________________________________ «____» ____________________ 20___ г. |
СОГЛАСОВАНО:
_______________________________________ _______________________________________ ________________________________________ «____» ____________________ 20___ г. |
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
|
4 |
|
7 |
|
12 |
|
13 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информационные технологии в профессиональной деятельности
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 08.02.11 «Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке рабочих в области информационных технологий.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.01 «Охрана труда» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 08.02.11 «Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома». Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих и профессиональных компетенций:
– ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
– ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. – ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. – ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. – ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. – ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. – ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. – ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. – ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. – ОК 10. Обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности. – ПК 1.1. Использовать нормативные правовые, методические и инструктивные документы, регламентирующие деятельность по управлению многоквартирным домом. – ПК 1.2. Организовывать рассмотрение на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, собрании членов товарищества или кооператива вопросов, связанных с управлением многоквартирным домом и осуществлять контроль реализации принятых на них решений. – ПК 1.3. Осуществлять прием-передачу, учет и хранение технической и иной документации на многоквартирный дом. – ПК 1.4. Восстанавливать и актуализировать документы по результатам мониторинга технического состояния многоквартирного дома. – ПК 1.5. Формировать базы данных о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров. – ПК 1.6. Организовывать работу первичных трудовых коллективов по обслуживанию общего имущества многоквартирного дома. – ПК 1.7. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию. – ПК 2.1. Определять финансовые потребности и источники их покрытия, необходимые для оплаты услуг и работ по эксплуатации, обслуживанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома и оплаты коммунальных ресурсов. – ПК 2.2. Осуществлять расчеты с собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома. – ПК 2.3. Осуществлять расчеты с подрядными и ресурсоснабжающими организациями. – ПК 3.1. Вести техническую и иную документацию на многоквартирный дом. – ПК 3.2. Проводить технические осмотры конструктивных элементов, инженерного оборудования и систем в многоквартирном доме. – ПК 3.3. Подготавливать проектно-сметную документацию на выполнение услуг и работ по эксплуатации, обслуживанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома. – ПК 3.4. Обеспечивать оказание услуг и проведение работ по эксплуатации, обслуживанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома. – ПК 3.5. Проводить оперативный учет и контроль качества, объема выполняемых услуг, работ по эксплуатации, обслуживанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома и расхода материальных ресурсов. – ПК 3.6. Организовывать и контролировать качество услуг по эксплуатации, обслуживанию и ремонту систем водоснабжения, водоотведения, отопления, внутридомового газового оборудования, электрооборудования, лифтового хозяйства, кондиционирования, вентиляции и дымоудаления, охранной и пожарной сигнализации, видеонаблюдения, управления отходами. – ПК 3.7. Организовывать и контролировать проведение соответствующих аварийно-ремонтных и восстановительных работ. придомовых территорий. – ПК 4.1. Организовывать проведение работ по благоустройству общего имущества многоквартирного дома и придомовых территорий. – ПК 4.2. Планировать, организовывать и обеспечивать контроль работ, связанных с соблюдением санитарного содержания общего имущества многоквартирного дома и придомовых территорий. – ПК 4.3. Планировать, организовывать и обеспечивать контроль работ, связанных с обеспечением благоприятных и безопасных условий проживания граждан в многоквартирном доме. – ПК 4.4. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию. |
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код
ПК, ОК |
Умения | Знания |
ОК 1- ОК 10,
ПК 1.1-ПК1.7, ПК 2.1- ПК 2.3, |
– проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности. | – особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда. |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
- СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | |
практические занятия | 16 |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
в том числе: | |
индивидуальное проектное задание | – |
внеаудиторная самостоятельная работа | 16 |
Итоговая аттестация: в форме итоговой оценки |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся |
Объем часов | |
1 | 2 | 3 | |
Введение | Введение. Понятие «охраны труда», цель и задачи изучения дисциплины. Роль охраны труда в современном производстве. | 2 | |
Раздел 1. Основы охраны труда | |||
Тема 1.1
Правовые и организационные вопросы. |
Содержание учебного материала | Уровень освоения | 4 |
1. Основные термины и определения по охране труда. Нормативно – правовые документы по охране труда. Основы Законодательства РФ по охране труда. | ознакомительный | ||
Тематика учебных занятий | 4 | ||
|
4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся
|
6 | ||
Тема 1.2 Расследование и учет несчастных случаев на производстве. |
Содержание учебного материала | Уровень освоения | 6 |
1. Несчастные случаи на предприятиях, учет, расследование и анализ. | ознакомительный | ||
Тематика учебных занятий | 6 | ||
|
6 | ||
Самостоятельная работа обучающихся
|
4 | ||
Тема 1.3
Права и обязанности работодателя и работника в области охраны труда |
Содержание учебного материала | Уровень освоения | 4 |
1. Права и обязанности работодателя и работника в области охраны труда. | репродуктивный | ||
Тематика учебных занятий | 4 | ||
2.Практическое занятие «Аттестации рабочих мест по условиям труда» |
4 | ||
Тема 1.4
Обучение и профессиональная подготовка по охране труда. |
Содержание учебного материала | Уровень освоения | 2 |
1. Обучение и профессиональная подготовка по охране труда. Виды инструктажа. | репродуктивный | ||
Тематика учебных занятий | 2 | ||
1.Лекция. Виды инструктажа на рабочем месте. | 1 | ||
2. Практическое занятие «Инструктаж на рабочем месте, периодичность, категории инструктируемых». | 1 | ||
Раздел 2. Обеспечение безопасности при ремонте и обслуживании многоквартирного дома | |||
Тема 2.1
Обеспечение безопасности при ремонте и обслуживании многоквартирных домов |
Содержание учебного материала | Уровень усвоения |
4 |
1.Общие сведения обеспечения безопасности. | ознакомительный | ||
2.Техника безопасности при техническом обслуживании дома.
3.Техника безопасности при ремонтных работах. |
репродуктивный | ||
Тематика учебных занятий | 4 | ||
1.Лекция.Общие сведения обеспечения безопасности
2.Лекция.Техника безопасности при техническом обслуживании дома 3.Лекция.Техника безопасности при ремонтных работах. 4.Практическое занятие. Организация охраны труда при ремонте и обслуживании многоквартирных домов |
4 |
||
Самостоятельная работа обучающихся
Индивидуальные задания: Разработать технологию ремонта жилого помещения с учетом правил техники безопасности. |
2 | ||
Раздел 3. Охрана труда на производстве | |||
Тема 3.1
Электробезопасность |
Содержание учебного материала | Уровень освоения | 4 |
|
репродуктивный | ||
|
репродуктивный | ||
Тематика учебных занятий | 4 | ||
1.Лекция. Основные причины поражения электрическим током | 1 | ||
2.Лекция. Основные методы снижения опасности поражения электрическим током | 1 | ||
3.Практическое занятие. Измерение освещенности на рабочих местах. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнить контрольную работу по теме «Электробезопасность» по данным индивидуального варианта Критерии электробезопасности. Защита от статического и атмосферного электричества. |
4 | ||
Тема 3.2
Пожарная безопасность |
Содержание учебного материала | Уровень освоения | 6 |
1. Причины пожаров и взрывов. Меры предупреждения пожаров и взрывов. Предупреждение воспламенения от электрооборудования. Классификация горючих смесей по температуре самовоспламенения. Классификация помещений по ПУЭ. Виды взрывозащищенного электрооборудования, принцип устройства. Требования пожарной безопасности к устройству и эксплуатации освещения, вентиляции и отопления. | репродуктивный | ||
Тематика учебных занятий | 6 | ||
|
1 | ||
|
1 | ||
|
4 | ||
Всего:
Всего: |
48 |
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы предполагает наличие:
– учебного кабинета безопасности жизнедеятельности и охраны труда, оборудованного лабораторными стендами по электробезопасности, оснащенного приборами для измерения уровней вибрации, шума, относительной влажности, температуры и скорости движения воздуха, освещенности и яркости, различными типами огнетушителей, с тематическими плакатами и справочной литературой;
– библиотеки, читального зала с выходом в Интернет.
Технические средства обучения кабинета:
- Персональный компьютер.
- Экран.
- Электронный проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Карнаух, Н. Н. Охрана труда : учебник для СПО / Н. Н. Карнаух. — М.: Изд-во Юрайт, 2020. — 380 c. — Серия : Профессиональное образование.
- Девисилов В.А. Охрана труда: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М: Форум-Инфа-М, 2020, с.440.
Дополнительные источники:
- Михайлов Ю.М. Сборник инструкций по охране труда для работников жилищно-коммунального хозяйства / Ю.М. Михайлов. – М.: Альфа-Пресс, 2020. – 256 с.
- Бобкова О.В. Охрана труда и техника безопасности. Обеспечение прав работника / О.В. Бобкова. – М.: Омега-Л, 2019. – 290 с.
Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru.
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ» [Электронный ресурс].
Интернет-ресурсы:
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, семинаров, проверки тестовых заданий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий и исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: | |
– проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности. | текущий контроль в форме устного опроса, защиты практических занятий, выполнения контрольных работ, ответов на контрольные вопросы и вопросы зачета. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: | |
– особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда. | текущий контроль в форме устного опроса, защиты практических занятий, выполнения контрольных работ, ответов на контрольные вопросы и вопросы зачета. |