ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ.

Автор: Кудрявцева Валентина Витальевна

старший преподаватель Марийский государственный университет

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ.

УДК: 371.315.7

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

Валентина Витальевна Кудрявцева

ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», Россия, Йошкар-Ола

THE USE OF E-COURSES IN THE SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION TRAINING DURING THE PANDEMIC

Valentina Vitalievna Kudryavtseva

Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia

Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности организации дистанционного обучения студентов по дисциплине «Физическая культура и спорт» в условиях карантина, вследствие пандемии коронавирусной инфекции COVID-19. Основной целью нашего исследования является выявление особенностей применения электронных ресурсов в системе обучения физической культуре в период дистанционного обучения.

Ключевые слова: студенты, пандемия коронавирусной инфекции, дистанционное обучение, активность, образование.

Annotation. The features of the organization of distance learning of students in the discipline “Physical culture” in the conditions of quarantine, as a result of the COVID-19 coronavirus pandemic, are considered. The mechanisms of influence of independent physical education classes on psycho-physical health during distance learning during the period of forced self-isolation are studied.

Keywords: students, coronavirus pandemic, distance learning, activity, education.

Введение. Перед современным обществом стоит задача создания и развития новой образовательной системы. И не последнюю роль в ней будет играть инновационная система физического воспитания и спортивной подготовки, задача которой вырастить не только физически сильного, но и волевого человека, способного противостоять вызовам современного мира. Важным условием жизни и нормального физического развития студента является двигательная активность, которая повышает работоспособность и функциональные возможности организма. Положительное отношение к активной деятельности становится фундаментом здорового образа жизни студента. Овладев необходимыми теоретическими знаниями и методическими навыками для развития движений и здорового образа жизни, студент получает возможность заниматься физической культурой самостоятельно [1]. 

В связи с вынужденной самоизоляцией, вследствие пандемии по коронавирусу COVID-19, на смену традиционному обучению по дисциплине «Физическая культура и спорт» в Марийском государственном университете была внедрена электронная дистанционная образовательная технология обучения. Был введен в действие приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации». В соответствии с этим приказом все высшие учебные заведения страны перешли на дистанционное обучение в системе Moodle.

До пандемии было написано множество научных работ, проведены исследования о негативном влиянии гиподинамии и гипокинезии. Население индустриально развитых стран в недостаточной степени занимается различным физическим трудом, который обеспечивает необходимый минимум энергетических затрат. В связи с этим возникает угроза гипокинезии. Это в полной мере относится и к студентам, так как их двигательная активность при поступлении в вуз резко снижается вследствие повышения учебной нагрузки. Недостаточная двигательная активность ведёт к снижению работоспособности, появлению утомляемости, ухудшению общего самочувствия. Особенности учебной студентов университета в условиях дистанционного обучения проявились в том, что проводя намного больше времени за компьютером, чем обычно.

Известно, что систематическое удовлетворение потребности в движении приводят к тому, что необычные для повседневной жизни психические и физические напряжения становятся не только привычными, но и необходимыми для человека. На основе этой потребности формируется мотивация к самостоятельным занятиям спортом. Таким образом, постоянное развитие и поддержание потребности в движении выступает главной специфической задачей физического воспитания[3].

Реализация гуманитарного потенциала физической культуры в значительной мере способствует ориентации его содержания на формирование разносторонней личности студента, в мотивационно-ценностном сознании которого важная роль отводится самопознанию психофизиологических особенностей своего организма. 

Методы и организация исследования. Для достижения поставленной цели использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы, наблюдение, опрос.

Исследование проводилось на базе Марийского государственного университета г. Йошкар-Ола. 

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ многих источников и электронных ресурсов показывают, что в стране высокий уровень развития информационных технологий, преподавание физической культуры не имеет готовых решений в формате дистанционного обучения. И перед преподавателями этой дисциплины встала сложная задача – найти решение по реализации образовательной программы в дистанционном формате, ведь оно должно быть не менее эффективным, чем очное обучение. 

Данная сложившаяся ситуация создала для студентов университета те условия, которые предназначены для развития ключевых компетенций. Например, развитие мышления, умение работать с большим объёмом информации и выделять в ней главное, также уметь находить в неожиданных ситуациях их способы решения [2].

По результатам проведенного опроса было определено, что 90% студентов до перехода на дистанционное обучение не имели представлений о возможности использования электронных образовательных ресурсов в процессе обучения физической культуре. Это говорит о том, что освоение новых технологий обучения, связанных с применением электронных образовательных ресурсов, является принципиально новым видом обучения физической культуре. В связи с этим, студенты отметили ряд проблем, указанных в таблице.

Таблица 1 – Проблемы использования электронных образовательных ресурсов в процессе обучения физической культуре в вузе, с точки зрения студентов

Проблема % респондентов
1 Отсутствие опыта изучения предмета «Физическая культура и спорт» с использованием электронных образовательных ресурсов 85%
2 Проблемы, связанные с контролем выполнения заданий и усвоения учебного материала при обучении физической культуре 50%
3 Отсутствие мотивации к обучению с использованием электронных образовательных ресурсов в процессе обучения физкультуре  60%

Согласно таблице, основную проблему, связанную с использованием электронных образовательных ресурсов в процессе обучения физической культуре, большинство студентов связывают с тем, что им сложно оценить необходимость внедрения в образовательный процесс по предмету «Физическая культура и спорт» электронных образовательных ресурсов, и сложно мотивировать себя на изучение и усвоение учебного материала по данному предмету в силу того, что опыт обучения физкультуре с использованием электронных образовательных ресурсов у большинства студентов практически отсутствует. 

Выводы. Исходя из результатов исследования можно сделать вывод, что при изучении дисциплины «Физическая культура и спорт» в условиях дистанционного формата обучения. При подобном способе реализации программы с применением дистанционных образовательных технологий недостаточно использовать только теоретические задания, необходимо использовать и средства физической культуры, обеспечивающие двигательный компонент управления собственной интегральной подготовкой.

Литература

1.Евсеев, В.В. Физическая культура в студенческой среде и мотивация занятий спортом / В.В. Евсеев, Л.М. Волкова // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ. / ред. Р.А. Юсупов, Б.А. Акишин. Казань: Изд-во КГТУ им. А.Н. Туполева, 2018. -С. 20-22. 

  1. Приказ министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73645128/ (дата обращения: 17.08.2020) 
  2. Ефремова А.М. Физическая активность студентов в карантинном режиме / А.М. Ефремова, А.С. Рябчикова, В.В. Кудрявцева // Актуальные вопросы физического воспитания молодежи и студенческого спорта: сб. трудов. – Саратов, 2020. – С. 291-295

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ.
Пролистать наверх