Логопедическое занятие “Сказочный калейдоскоп”

автор: Кудрявцева Жанна Леонидовна

Учитель – логопед МАДОУ детский сад №9 “Сказка”

Логопедическое занятие “Сказочный калейдоскоп”

Логопедическое занятие в старшей группе.

Тема: «Сказочный калейдоскоп»

Цель: расширять словарный запас посредством русских народных сказок.            

Задачи:

  1. Образовательные: 
  • учить детей понимать образное содержание сказки; 
  • расширять и уточнять представление детей о животных, природе;
  • закреплять умение наблюдать.
  1. Развивающие: 
  • развивать у детей слуховое внимание;
  • развивать умение отгадывать загадки;
  • развивать мышление, память, внимание, мелкую моторику.
  1. Речевые:
  • активизировать словарный запас;
  • учить отвечать полными предложениями;
  • употребление в речи прилагательных.
  • Воспитательные:
  • Воспитывать интерес к сказке.

 

Ход занятия

I.Организационный момент

Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а название страны вы должны угадать. Сначала отгадайте загадки:

Дед с бабой слезами горючими плачут.

За что же такая нам вдруг неудача.

Лежало на полке яйцо золотое.

Да вот только мышь – наказанье такое-

Разбила его.

И сама уж не рада.

Но всех успокоила. Кто? (Курочка Ряба)

 

С пылу, с жару, из печи,

Ни минуты не молчит.

По тропинке катится,

Подвигами хвалится.

– Кто же это? (колобок)

 

Звери жили в доме том,

Но медведь сломал их дом,

Он залезть в него не смог.

Это сказка? (Теремок)

Логопед:

Присев на кровати,

Подушки уже навострили ушки.

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски.

Тихонько скрипит половица,

И в комнату входит сказка…

 

 Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим? 

Дети: Мы поговорим о сказках.

Логопед: Правильно! Мы сегодня отправимся в путешествие по русским народным сказкам. 

И девчонки, и мальчишки – 

Все читают сказки в книжках.

Нас герои в гости ждут,

В сказку добрую зовут.

Наша помощь им нужна

Вы готовы, дети?

Дети: Да!

Логопед: Что ж, друзья, пора в дорогу, Поспешим мы на подмогу! А отправимся туда мы на ковре – самолете. (Звук летящего самолета)

– А какие сказки вам читали ваши родители, бабушки, дедушки и ваши воспитатели? Вспомните и назовите свою любимую сказку. (Пауза 1 мин).

Дети: Моя любимая сказка «Колобок», «Репка» и т.д.

Логопед: Молодцы! Сколько хороших сказок вы знаете! 

 

  1. Основная часть

1.Артикуляционная гимнастика

Логопед: Сейчас мы с вами расскажем и покажем нашим гостям сказку про Язычка. Жил был Веселый Язычок. Он любил играть, путешествовать. Захотелось ему поиграть. Открыл он сначала одну дверку домика (губы), затем вторую дверку (зубы). Выглянул он из домика, увидел солнышко и решил погреться, позагорать (упр. «Лопаточка»). Позагорал и опять спрятался в домик. Снова выглянул из домика Язычок, посмотрел налево, потом направо. Понравилось ему смотреть по сторонам и закачался он, из стороны в сторону как часики  (упр. «Часики»). Потом решил покачаться на качелях: вверх-вниз (упр. «Качели»). Покачался и вернулся в домик, решил попить чай из красивой чашечки (упр. «Чашечка») с вкусным вареньем из клубники (упр. «Вкусное варенье»). Поел и решил покататься на лошадке (упр. «Лошадка»). 

2.Самомассаж шариком Су – Джок.

Логопед: Сейчас отгадайте из каких сказок эти выражения? Я начну, а вы дальше продолжите, а в это время будем катать колючий шарик на ладошках.

Я от бабушки ушел, …                  (слайд 1)

Не садись на пенек, …                   (слайд 2)

Снесла курочка яичко, …              (слайд 3)

Позвал дед бабку, ….                     (слайд 4)

Колобок, колобок, я тебя съем … (слайд 5 )

Логопед: вспомните, как кричала Машенька, когда заблудилась в лесу.

Дети : А – у, а – у!

(произносят громко, затем тише и беззвучно губами)

2.Игра «Скажи наоборот»

 Логоп: Ребята,к нам пришли сказочные герои(Дракон, Морозко, Снегурочка, Курочка-Ряба, Три поросёнка, Буратино, три богатыря, русалка, Красная шапочка., Крокодил Гена, Чебурашка). Злой колдун превратил добрых героев в злых. Колдун наделил добрых сказочных героев плохими качествами. А мы с вами расколдуем сказочных героев. Взмахнем волшебной палочкой и скажем наоборот: зло-добро, ссора-дружба, враг-друг, грусть-радость, лень – трудолюбие, трусость – храбрость, плохой-хороший, грубый-вежливый.

Логопед: Молодцы, ребята, расколдовали сказочных героев!

  1. Д/ Игра с логопедическим кубиком

(Дети становятся в круг. Под музыку передают кубик друг другу, музыка останавливается ребенок, ребенок отвечает из какой сказки герой. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) Например: коза – сказка «волк и семеро козлят».

Коза -…; Медведь -…; Волк -…; Гуси -…; Лиса -…; Курица -…; Заяц-…

Логопед: Молодцы! 

Усвоение глаголов прошедшего времени мужского и женского рода единственного числа. Проговаривание потешки.

Волк-волчок,

Шерстяной бочок.

Через ельник бежал,

В можжевельник попал.

Зацепился хвостом –

Ночевал под кустом.

  1. Физминутка «Избушка на курьих ножках»

В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Показывают.)
Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)

 

Логопед: А теперь, давайте вспомним сказочные предметы, расскажем из чего они были сделаны и поиграем.

5.Игра «Какая – какое»

Трон снежной королевы изо льда (ледяной)

Волшебный ключик Буратино сделан из золота (золотой)

Буратино сделан из дерева (деревянный)

Клубочек Ивана – царевича из шерсти (шерстяной)

Туфельки у золушки из хрусталя (хрустальные)

6.Игра «Найди ошибку»

(Развитие внимания, восприятия, речи, учить видеть лишнего персонажа в знакомой сказке).Дети называют, что изображено неправильно, из какой сказки иллюстрация.

 Развитие мелкой моторики рук.

Логопед: Соберите картинки, которые рассыпались, перепутались и угадайте название сказки. (Дети собирают картинки). Как называется эта сказка?

  1. Развитие словарного запаса

Дети: Это сказка называется «Теремок».

Логопед: Давайте вспомним, кто же первый теремок нашел? (Дети перечисляют всех зверей по порядку)

Логопед: Расскажите мышка какая?

Дети: Мышка маленькая, серая, с длинным хвостом, глазками – бусинками.

Логопед: Что она умеет делать?

Дети: Мышка пищит, шуршит, грызет, бежит.

Логопед: Расскажите, какая лягушка? Что она умеет делать?

Дети: Лягушка зеленая, пучеглазая, с большим ртом. Она квакает, прыгает.

Логопед: Какой заяц? Что он умеет делать?

Дети: Заяц белый, может быть серым, с длинными ушами, коротким хвостиком, трусливый. Он  прыгает, бегает, грызет морковку.

Логопед: А какой волк? Что он умеет делать?

Дети: Волк серый, зубастый, сердитый, голодный, похож на собаку. Он умеет выть на луну, охотиться.

Логопед: Расскажите про лисичку. Какая она? Что умеет делать лисичка?

Дети: Лисичка рыжая, хитрая, с большим пушистым хвостом. Она крадется, охотится.

Логопед: Расскажите про медведя, какой он? Что он умеет делать?

Дети: Медведь большой, лохматый, косолапый, сердитый. Он любит есть мед, рычит, умеет плавать.

Логопед: Кто сломал теремок? Кто его не уберег?

Дети: Мишка – косолапый сломал. 

Логопед: А почему он теремок сломал? 

Дети: Медведь большой, а теремок маленький, в нем было много зверей. (рассматривание картинок).

Логопед: Правильно. А теперь скажите, мышка где живет? Где живет лягушка? Где живет волк? Где живет лиса? Где живет заяц? Где живет медведь? 

Дети: Мышка живет в норке, лягушка живет в болоте, волк живет в логове, лиса и заяц живут в норке, медведь спит в берлоге.

А теперь, на ковре – самолете мы возвращаемся в детский сад.

III. Итог: 

Логопед: В какой стране мы с вами путешествовали? Вам понравилось путешествовать по стране Сказок? Какие сказки вспомнили? 

  1. Домашнее задание

Логопед: Сегодня вечером придете домой, нарисуйте свою любимую сказку.

 

Логопедическое занятие “Сказочный калейдоскоп”
Пролистать наверх