Автор: Кузнецова Галина Геннадьевна
Педагог-психолог МБДОУ “ДСКВ № 95” МО города Братска
Методы и приемы развития коммуникативной инициативы детей дошкольного возраста на коррекционно-развивающих занятиях педагога-психолога.
1 слайд. Кузнецова Галина Геннадьевна, педагог-психолог МБДОУ «ДСКВ № 95» МО г.Братска.
Методы и приемы развития коммуникативной инициативы детей дошкольного возраста на коррекционно-развивающих занятиях
педагога-психолога.
2 слайд. На коррекционно-развивающих занятиях помогаю детям овладеть основами коммуникативной компетентности, создаю условия для проявления инициативы в коммуникативной деятельности, что способствует успешной социализации и развитию культуры общения ребенка.
С детьми обсуждаем в круге «Что мы будем делать?», «Из чего будем делать?», «Что у нас получится?».
3 слайд. На занятиях предлагаю детям придумать свою сказку, рассказ, сюжет. Дети освоили технологию планирования в группе и применяют ее на коррекционно-развивающих занятиях. Самостоятельно записывают план своей деятельности, выбирают материалы и воплощают замысел.
4 слайд. Дети осуществляют выбор по своему желанию. Часто выбирают коврограф, он воспринимается детьми легко, интересно и предоставляет свободу творчества. Придумывая сказку используют персонажи, придумывают своих героев, создают свой удивительный мир.
5 слайд. Вызывает неподдельный интерес рисование сказки, она побуждает к спонтанности и проявлению творческой инициативы.
6 слайд. Ребята любят создавать коллаж. Ребенок раскрывается, коллаж это всегда что-то новое, оригинальное, формируется умение сотрудничать.
7 слайд. Использование песка – это всегда игра, дети расслабляются и пускаются в творческую активность. Развиваются навыки общения и речь.
8 слайд. Включила в практику технологию «Парные коммуникации» одно из преимуществ данной технологии – это предоставление возможности каждому ребенку быть активным в разных ролях. Проявление коммуникативной инициативы во многом зависит от личностных особенностей детей. Технология дает возможность неуверенному ребенку, стеснительному или тревожному вступить в коммуникацию. Дети учатся слушать друг друга, с интересом рассказывают свои сюжеты, по возможности стараюсь записать их рассказы и впоследствии дети оформляют книги самоделки.
В ходе коррекционно-развивающих занятий отслеживаю индивидуальные особенности и склонности детей, творческий потенциал каждого ребенка, как субъекта отношений с другими детьми и взрослыми, навыки взаимодействия, умение общаться, умение сотрудничать, проявление инициативы.
Используемые методы и приемы на коррекционно-развивающих занятиях позволяют установить тесный психологический контакт всех участников процесса, проявить инициативу и самостоятельность каждому ребенку, почувствовать свою значимость, сформировать адекватную самооценку и навыки сотрудничества.
Тезисы
Методы и приемы развития коммуникативной инициативы детей дошкольного возраста на коррекционно-развивающих занятиях педагога-психолога.
Кузнецова Галина Геннадьевна, педагог-психолог МБДОУ «ДСКВ № 95» МО г. Братска.
Коммуникативная активность – это сложное многокомпонентное целостное психологическое образование. Его первоосновы необходимо заложить в раннем и дошкольном возрасте, когда происходит активная социализация, становление личности ребенка. Оптимизация коммуникативного общения у детей старшего дошкольного возраста является важнейшей составляющей личностной сферы и обеспечивает необходимую социально-психологическую адаптацию ребенка в окружающем его мире.
Дети ориентируются в социальном взаимодействии, умеют выстраивать отношения в группе, занимают равноправное место в ней, обсуждают, придумывают игру, умеют учитывать желания и интересы других детей.
На коррекционно-развивающих занятиях помогаю детям овладеть основами коммуникативной компетентности, создаю условия для проявления инициативы в коммуникативной деятельности, что способствует успешной социализации и развитию культуры общения ребенка.
С детьми обсуждаем в круге «Что мы будем делать?», «Из чего будем делать?», «Что у нас получится?». Использую «Парные коммуникации», дети учатся слушать друг друга, а также развивают коммуникативные и социальные навыки.
На занятиях дети планируют свою деятельность, выбирают материалы и воплощают замысел.
В практике своей работы использую методы, стимулирующие коммуникативную инициативу детей, побуждающие их к сближению друг с другом и со взрослым: игротерапию, изотерапию, коллаж, песочную терапию.
Активно применяю коврогроф Ларчик Воскобовича, он воспринимается детьми легко, интересно и предоставляет свободу творчества детей, поддерживает детскую инициативу. В парных коммуникациях дети увлеченно рассказывают свои сказки, истории с персонажами (гномами Зеле, Селе, Охле, вороном Метром, слониками Лип-лип и Ляп-ляп и др.)
Изотерапия – побуждает к спонтанности и проявлению творческой инициативы с помощью процесса рисования, помогает в личностном развитии и при борьбе с плохим настроением.
Коллаж помогает раскрыться всем участникам процесса. Он увлекает и завораживает, потому что дети создают что-то новое, оригинальное, учатся сотрудничать.
Песочная терапия для детей дошкольного возраста – это игра, полет детской фантазии. На занятиях с использованием песка дети расслабляются и пускаются в творческую активность, с желанием комментируют свои сюжеты, по возможности стараюсь записать их рассказы и впоследствии дети оформляют свои книги самоделки.
Созданные условия на коррекционно-развивающих занятиях позволяют установить тесный психологический контакт всех участников процесса, проявить инициативу и самостоятельность каждому ребенку, почувствовать свою значимость, сформировать адекватную самооценку и навыки сотрудничества.