Методы и приемы развития коммуникативной инициативы детей дошкольного возраста на коррекционно-развивающих занятиях педагога-психолога.

Автор: Кузнецова Галина Геннадьевна

Педагог-психолог МБДОУ “ДСКВ № 95” МО города Братска

Методы и приемы развития коммуникативной инициативы детей дошкольного возраста на коррекционно-развивающих занятиях педагога-психолога.

1 слайд. Кузнецова Галина Геннадьевна, педагог-психолог МБДОУ «ДСКВ № 95» МО г.Братска.

Методы и приемы развития коммуникативной инициативы детей дошкольного возраста на коррекционно-развивающих занятиях 

педагога-психолога.

2 слайд. На коррекционно-развивающих занятиях помогаю детям овладеть основами коммуникативной компетентности, создаю условия для проявления инициативы в коммуникативной деятельности, что способствует успешной социализации и развитию культуры общения ребенка. 

С детьми обсуждаем в круге «Что мы будем делать?», «Из чего будем делать?», «Что у нас получится?».  

3 слайд. На занятиях предлагаю детям придумать свою сказку, рассказ, сюжет. Дети освоили технологию планирования в группе и применяют ее на коррекционно-развивающих занятиях. Самостоятельно записывают план своей деятельности, выбирают материалы и воплощают замысел.

4 слайд. Дети осуществляют выбор по своему желанию.  Часто выбирают коврограф, он воспринимается детьми легко, интересно и предоставляет свободу творчества. Придумывая сказку  используют персонажи, придумывают своих героев, создают свой удивительный мир. 

5 слайд. Вызывает неподдельный интерес рисование сказки, она побуждает к спонтанности и проявлению творческой инициативы.

6 слайд. Ребята любят создавать коллаж. Ребенок раскрывается, коллаж это  всегда что-то новое, оригинальное, формируется умение сотрудничать. 

7 слайд. Использование песка – это всегда игра, дети расслабляются и пускаются в творческую активность. Развиваются навыки общения и речь. 

8 слайд. Включила в практику технологию «Парные коммуникации» одно из преимуществ данной технологии – это предоставление возможности каждому ребенку быть активным в разных ролях. Проявление коммуникативной инициативы во многом зависит от личностных особенностей детей. Технология дает возможность неуверенному ребенку, стеснительному или тревожному вступить в коммуникацию. Дети учатся слушать друг друга, с интересом рассказывают свои сюжеты, по возможности стараюсь записать их рассказы и впоследствии дети оформляют книги самоделки.

В ходе коррекционно-развивающих занятий отслеживаю индивидуальные особенности и склонности детей, творческий потенциал каждого ребенка, как субъекта отношений с другими детьми и взрослыми, навыки взаимодействия, умение общаться, умение сотрудничать, проявление инициативы.

Используемые методы и приемы на коррекционно-развивающих занятиях позволяют установить тесный психологический контакт всех участников процесса, проявить инициативу и самостоятельность каждому ребенку, почувствовать свою значимость, сформировать адекватную самооценку и навыки сотрудничества.       

 

 

Тезисы

Методы и приемы развития коммуникативной инициативы детей дошкольного возраста на коррекционно-развивающих занятиях педагога-психолога.

Кузнецова Галина Геннадьевна, педагог-психолог МБДОУ «ДСКВ № 95» МО г. Братска.

Коммуникативная активность – это сложное многокомпонентное целостное психологическое образование. Его первоосновы необходимо заложить в раннем и дошкольном возрасте, когда происходит активная социализация, становление личности ребенка. Оптимизация коммуникативного общения у детей старшего дошкольного возраста является важнейшей составляющей личностной сферы и обеспечивает необходимую социально-психологическую адаптацию ребенка в окружающем его мире.

Дети ориентируются в социальном взаимодействии, умеют выстраивать отношения в группе, занимают равноправное место в ней, обсуждают, придумывают игру, умеют учитывать желания и интересы других детей. 

На коррекционно-развивающих занятиях помогаю детям овладеть основами коммуникативной компетентности, создаю условия для проявления инициативы в коммуникативной деятельности, что способствует успешной социализации и развитию культуры общения ребенка. 

С детьми обсуждаем в круге «Что мы будем делать?», «Из чего будем делать?», «Что у нас получится?».  Использую «Парные коммуникации», дети учатся слушать друг друга, а также развивают коммуникативные и социальные навыки. 

На занятиях дети планируют свою деятельность, выбирают материалы и воплощают замысел.

В практике своей работы использую методы, стимулирующие коммуникативную инициативу детей, побуждающие их к сближению друг с другом и со взрослым: игротерапию, изотерапию, коллаж, песочную терапию.

Активно применяю коврогроф Ларчик Воскобовича, он воспринимается детьми легко, интересно и предоставляет свободу творчества детей, поддерживает детскую инициативу. В парных коммуникациях дети увлеченно рассказывают свои сказки, истории с персонажами (гномами Зеле, Селе, Охле, вороном Метром, слониками Лип-лип и Ляп-ляп и др.)

Изотерапия – побуждает к спонтанности и проявлению творческой инициативы с помощью процесса рисования, помогает в личностном развитии и при борьбе с плохим настроением.

Коллаж помогает раскрыться всем участникам процесса. Он увлекает и завораживает, потому что дети создают что-то новое, оригинальное, учатся сотрудничать. 

Песочная терапия для детей дошкольного возраста – это игра, полет детской фантазии. На занятиях с использованием песка дети расслабляются и пускаются в творческую активность, с желанием комментируют свои сюжеты, по возможности стараюсь записать их рассказы и впоследствии дети оформляют свои книги самоделки.

Созданные условия на коррекционно-развивающих занятиях позволяют установить тесный психологический контакт всех участников процесса, проявить инициативу и самостоятельность каждому ребенку, почувствовать свою значимость, сформировать адекватную самооценку и навыки сотрудничества.       

 

Методы и приемы развития коммуникативной инициативы детей дошкольного возраста на коррекционно-развивающих занятиях педагога-психолога.
Пролистать наверх