автор: Кузнецова Татьяна Витальевна
воспитатель МДОУ “Детский сад “Огонек” г. Надыма”
Конспект образовательной ситуации в средней группе “Помощники доктора Айболита”
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Огонек» г. Надыма»
Помощники доктора Айболита
Конспект образовательной ситуации в средней группе
Подготовила и провела воспитатель Кузнецова Т.В.
Надым 2022
Тема: Помощники доктора Айболита
Возрастная группа: средняя
Направление развития: художественно – эстетическое
Образовательная область: изобразительная деятельность (рисование)
Технология: ситуация
Тип ситуации: открытие нового знания (новый способ изображения)
Цель: формировать у детей представление о нетрадиционной технике рисования – монотипия
Задачи:
Образовательные: 1) познакомить детей с новым способом рисования бабочки с помощью монотипии предметной;
2) побуждать детей к самостоятельной передаче образов предметов, используя доступные им средства художественной выразительности (цвет, пятно); 3) формировать первичные представления о симметрии предметов;
Развивающие: 1) развивать зрительное внимание и наблюдательность; 2) развивать умение отвечать на вопросы полным предложением; 3) тренировать мыслительные операции сравнение и анализ; 4) развивать внимание и логическое мышление;
Воспитательные: воспитывать эмпатию, доброжелательность и взаимовыручку
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: панно с изображением цветущего луга, телеграмма с изображением доктора Айболита; ковёр с пришитыми бабочками с одним крылом из картона, у которых второе крыло не закреплено на ковре, бабочки различаются по рисункам на крыльях по двум признакам – форма и цвет; чемодан медицинский с иглой пластмассовой, гуашью, клеем, пластилином.
Раздаточный материал: рисунок половинки бабочки с узорами на крыльях; листы для проб, сложенные пополам с нарисованным крылом и узором на нём по 2 на каждого ребёнка; кисти, гуашь основных цветов, салфетки тканевые и влажные, баночки с водой, туловища бабочек
Этапы мероп
риятия |
Этапные задачи | Деятельность педагога | Осуществляемая деятельность | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов деятельности |
Введение в ситуацию
|
(«хочу – могу – надо») Цель: создание интересной мотивации к деятельности. Требования: • ситуация, включающая детей в игровую деятельность; • обращение к личному опыту детей; • создание условий для возникновения у воспитанников потребности включения в деятельность |
Дети с воспитателем стоят в кругу – Ребята! Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте с ними поздороваемся. -К нам сегодня в детский сад пришла телеграмма. Как вы думаете, от кого она? (Она от доктора Айболита). – Как вы догадались, что эту телеграмму нам прислал доктор Айболит? ( На ней фотография доктора Айболита) Воспитатель читает текст. |
постановка детской цели: Зачем? | Целеполагание
Фиксация затруднения в деятельности Обдумывание и планирование своих действий |
Вопросы: Хотите?
Сможете? |
Актуализация знаний | Организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, знания и опыт, детей, необходимые им для «открытия» нового знания;
Цель: выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания. |
– Ребята, на чём можно отправиться в сказочный лес? (В сказочный лес можно отправиться на самолёте, поезде, ковре- самолёте.)
-Смотрите, какой красивый ковёр – самолёт у нас есть. Воспитатель раскатывает ковёр с бабочками из картона. При этом одно крыло у каждой бабочки падает.
Дети и воспитатель встают на ковёр- самолёт.
– Ребята, мы, кажется, приземлились. Смотрите, дорожка. Может она нас приведёт в сказочный лес? Дети в чешках с воспитателем идут по массажной дорожке.
|
Предлагают варианты решения проблемы, опираясь на опыт и знания | Мотивация к самостоятельной деятельности | Фиксирование в речи затруднения и его причины |
Затруднение в игровой ситуации | Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения. Требования: • Создание ситуации затруднения; • Фиксация в речи причины затруднения. |
– Ребята, как вы думаете, это тот лес, где живёт Айболит? (Да, это тот лес.) – Почему вы так думаете? ( Мы видим чемодан Айболита, больную бабочку.) – Из пациентов сегодня у Айболита больные бабочки. – Как вы думаете, что случилось с этими бабочками? ( У этих бабочек сломались крылышки, оторвались, они их сожгли.) – Как помочь бабочкам? ( Нужно второе крылышко им пришить, нарисовать, приклеить.) – Давайте посмотрим в чемоданчике доктора Айболита, какие инструменты там есть. Дети с воспитателем открывают чемодан. Воспитатель достаёт клей. – Ребята, с помощью клея мы можем помочь бабочкам? ( Нет, приклеивать нечего, второго крыла нет.) Детям предлагается на пробных листочках попытаться нарисовать такое же крыло.
|
Анализ детьми возникшей ситуации | Умение фиксировать свои затруднения и выявлять их причину | Выявление уровня затруднения |
Открытие нового знания | Цель: организация диалога с детьми, направленного на открытие нового знания. Требования: организация подводящего диалога с целью открытия нового знания; фиксация нового знания в речи; создание ситуации успеха. |
– Ребята, нам нужно получить два одинаковых изображения, две одинаковых картинки, как это можно сделать? ( Можно сфотографировать, отпечатать, ксерокопировать.) – Как можно отпечатать крыло бабочки, к тому же оно нарисовано на листе, сложенном вдвое? Кто-то догадался? (Можно сложить лист и тогда крыло отпечатается.) – Чтобы получился отпечаток, каким должен быть сам рисунок? Когда краски у нас пачкаются, оставляют след? (Краски оставляют след, когда они сырые, ещё не высохли.) – Давайте попробуем. Уже имеющееся крыло раскрасим красками и пока они не высохли, сделаем отпечаток путём сложения листа вдвое. Как вы думаете, нужно ли обводить контур имеющегося крыла бабочки красками? ( Обводить контур крыла нужно, так как он тоже должен отпечататься.)
|
Формирование опыта успешного преодоления затруднения | Умение определять способы и средства для достижения цели | Теперь вы знаете как? |
Включение нового знания в систему знаний | Цель: закрепление нового знания в играх и упражнениях. Требования: • соответствие используемых игр цели занятия; • индивидуальные затруднения в играх; • ситуация успеха в совместной деятельности |
– Теперь мы сможем помочь бабочкам? (Да. Сможем.)
– Прежде, чем приступить к работе, немного отдохнем Физминутка возле столов: Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
– Ребята, вы такие молодцы. Какие красивые опять стали бабочки. Давайте их выпустим на лужок, пусть они резвятся (приклеиваем бабочек над цветами). Но нам пора возвращаться в детский сад. Дорожка нас приведёт к ковру-самолёту. Дети с воспитателем возвращаются по дорожке, встают на него.
|
Практическое выполнение задания | Умение действовать по инструкции, контролировать и адекватно оценивать свои действия | Самоконтроль |
Осмысление | Побуждение детей к осмыслению своей деятельности, фиксация достижений цели и определению условий, которые позволили её достичь | – Как быстро мы с вами вернулись в детский сад. – Ребята, где мы с вами были? ( Мы были в сказочном лесу.) – Что мы делали в сказочном лесу? ( Мы лечили бабочек.) – Кто нас попросил об этом? ( Нас попросил доктор Айболит.) – Что мы делали, чтобы вылечить бабочек? (Мы согнули листок пополам и отпечаталось крыло.) – Пока мы возвращались домой, нам пришла телеграмма. «Ребята, я вернулся из Африки и увидел , что вы вылечили больных бабочек. Вы очень помогли мне и моим пациенткам. Спасибо вам большое! До новых встреч!»
|
Рефлексия (личная оценка) | Умение достигать поставленной цели | Что хотели сделать? Получилось? Почему? |