Конспект образовательной ситуации в подготовительной группе “Знакомство с нетрадиционной техникой рисования «Цветной граттаж»

автор: Кузнецова Татьяна Витальевна

воспитатель МДОУ “Детский сад “Огонек” г. Надыма”

Конспект образовательной ситуации в подготовительной группе “Знакомство с нетрадиционной техникой рисования «Цветной граттаж»

 

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Огонек» г. Надым

Знакомство с нетрадиционной техникой рисования «Цветной граттаж»

Конспект образовательной ситуации в подготовительной  группе

 Разработала воспитатель Кузнецова Т.В.

 

Надым 2021

Тема: Знакомство с нетрадиционной техникой рисования «Цветной граттаж»

Возрастная группа: подготовительная

Направления развития: познавательное, художественно – эстетическое

Приоритетная образовательная область: художественно – эстетическое развитие

Технология: ситуация

Тип ситуации: открытие нового знания

Цель: создать условия  для формирования у детей интереса к  художественной деятельности в процессе знакомства с новой техникой рисования

Задачи

Образовательные: 1) знакомить с новой техникой рисования «граттаж»; 2) побуждать дополнять основное изображение деталями; 3) формировать композиционные навыки;  

Развивающие: 1) развивать творческие способности, воображение, внимание; 2) развивать умение отвечать на вопросы полным предложением; 3) развивать мелкую моторику рук;

Воспитательные: воспитывать доброжелательность и взаимовыручку, трудолюбие и аккуратность, самостоятельность и активность

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: мультимедийная презентация, изображения северного сияния, аудиозапись.

Раздаточный материал: листы бумаги, предварительно подготовленные для граттажа, деревянные шпажки, силуэты белых медведей и льдин с приклеенным двухсторонним скотчем, салфетки, клеенки.

 

Этапы мероп

риятия

Этапные задачи Деятельность педагога Осуществляемая деятельность Предпосылки учебной деятельности Контроль результатов деятельности
Введение в ситуацию

 

Мотивировать детей на включение  в деятельность Здравствуйте, ребята! Вы любите путешествовать?  

Да!

И где мы только с вами ни побывали! И на юге были, и на севере. Были и  у белых медведей. Вы догадались, как называется это место?   

Северный полюс

Это Крайний Север, Заполярье.  Предлагаю снова отправиться в путешествие на Север. И нам даже не пригодится для этого тёплая одежда и снегоход. Потому что мы будем путешествовать виртуально. Хотите? Согласны? Отправляемся!

 

постановка детской цели: Зачем? Целеполагание 

Фиксация затруднения в деятельности

Обдумывание и планирование своих действий

Вопросы: Хотите?

Сможете?

Актуализация знаний   Актуализировать знания детей о животных Севера, о Северном сиянии Ребята, скажите, кто обитает во льдах, на севере?

Ответы детей

Молодцы! Все правильно!

Много интересного можно наблюдать в Заполярье и сегодня я покажу вам самое интересное явление природы, которое  вы нигде больше не увидите.  Догадались, о чём я говорю? 

Ответы детей

Это северное сияние. (При затруднении детей использование художественного слова).

То крутится в спирали, то тянется дугой,

И каждую минуту цвет разный и другой

А вы знаете, что такое северное сияние?

Ответы детей

Все верно! Непредсказуемое и красивое небесное свечение, которое внезапно появляется и точно так же внезапно может исчезнуть. В ясные морозные ночи Северное небо, озаренное лишь светом луны и бесчисленных звезд, неожиданно окрашивается в разные цвета, настолько яркие, что становится светло, как днем. Это явление называют северным или полярным сиянием, потому что оно наблюдается не только  на Севере, но и на Южном полюсе – Антарктиде. И чтобы не было обидно ни белым мишкам, ни пингвинам, ученые называют сияние полярным.

Подойдем поближе к волшебному экрану, который поможет перенестись на Север. Располагайтесь поудобнее:

1,2,3,

Экран! На Север нас перенеси!

Видеоряд: северное сияние, появляется Умка: «Здравствуйте, друзья. Как я рад вас видеть!….

Появляется Снежная Королева со словами:

Кто потревожил царство ледяное!

Кто тишины лишил меня, покоя!

Я беспорядка здесь не допущу,

Сиянье северное потушу!

 

Экран  гаснет

Предлагают варианты решения проблемы, опираясь на опыт и знания  Мотивация к самостоятельной деятельности Фиксирование в речи затруднения и его причины
Затруднение в игровой ситуации Сформировать мотивационную ситуацию  

 

Кто потушил северное сияние и оставил северных жителей наедине с долгой полярной ночью, лишил их радости видеть волшебные всполохи северного сияния?  Что мы можем сделать?

Помочь северным жителям вернуть северное сияние

Хотите? А вы сможете? 

Как мы можем помочь?

Ответы детей (нарисовать и т.д.)

Отличная идея! Проходите к столам и располагайтесь. Приступайте.

На столах нет красок, кистей и бумаги, есть черные листы и палочки. Дети затрудняются

Получилось? Смогли? Почему не смогли? 

Ответы детей

Что сейчас нам надо узнать?

Ответы детей

Анализ детьми возникшей ситуации  Умение фиксировать свои затруднения и выявлять их причину  Выявление уровня затруднения 
Открытие нового знания Организация  детской деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, знания и опыт, детей, необходимые им для «открытия» нового знания; Посмотрите, что у нас есть? Листы бумаги черного цвета и палочки. Может быть, кто – то из вас знает, как рисовать ими? Может быть кто – то уже так рисовал? Оказывается, палочкой тоже можно рисовать? Может кто- то из вас знает, как называется такая техника рисования?

Рисовать мы с вами будем необычным способом.

Называется «цветной граттаж». Кто – то слышал такое слово? Знакомое слово? Давайте его запомним.

Что будет в нашем рисунке?

Северное сияние, медведи, льдина

Показ способа изображения

Я вам покажу, как можно рисовать в технике «граттаж». 

Граттаж – это французское слово, что означает царапать.

Задуманный рисунок нужно процарапывать заостренной деревянной палочкой.

Сначала я продумаю композицию своего рисунка. В нижней части своего рисунка палочкой процарапываю тонкую линию, это земля. Вот так. Теперь нарисую северное сияние в небе, рисую с помощью волнистых линий, процарапываю сильнее, использую сильный нажим.

Я процарапываю палочкой, и изображение становится ярким, отчетливым. После того как я процарапала черную краску, видим цветную, она и будет изображать северное сияние. Излишки черной краски убираю о салфетку. Я очень ярко все разрисовываю. Кто догадался, зачем?

Теперь можно проверить, все ли я сделала правильно. Давайте посмотрим. На рисунке нет пустых мест. Значит, я все сделала правильно. Обратите внимание, что северное сияние смотрится особенно ярко и выразительно на фоне черного неба.

Вот и готов мой рисунок. Как вы думаете, смогла ли я передать красоту северного края?

Ответы детей

Я уверена, что у вас получится не хуже. Но сначала разомнем наши пальчики:

Чтоб  красиво  рисовать

Надо  с  пальцами  играть

Вот – большой, вот этот – средний,

Безымянный  и  последний

Наш  мизинчик-малышок.

У-у-у указательный  забыли!

Мы  рога  козы  покажем

И рога  оленя  даже,

Ушки  зайки не забудем,

Пальчиком  водить мы  будем.

Чтоб красиво рисовать,

Надо с пальцами играть

Формирование опыта успешного преодоления затруднения Умение определять способы и средства для достижения цели Теперь вы знаете как?
Включение нового знания в систему знаний Закреплять умение применять новые знания, активизировать словарь детей Расскажите, с чего вы начнете рисовать? 

С земли

Что вы нарисуете потом?

Лист бумаги можно расположить вертикально или горизонтально, по своему желанию. После того, как вы нарисуете северное сияние, дополните изображение. У вас на столах лежат белые медведи и льдины, их вы наклеите на свою картинку. Приступим?

Самостоятельная деятельность детей

Дети садятся за столы и выполняют рисунки в технике «Граттаж»

Поторопитесь, жители ждут, когда вы вернете северное сияние!

Готовые работы вывешиваются на стенд или доску.

Как красиво вы нарисовали свои рисунки! Все вокруг освещено разноцветным сияньем! 

Понравились вам они?

Выберите и покажите рисунок, который понравился больше всего? Почему?

Выберите и покажите самое яркое северное сияние?

Кто – то помнит, как называется техника рисования, в которой вы выполняли свой рисунок? Правильно, граттаж.

Как вы считаете, какое северное сияние понравится жителям Севера? На каком рисунке это видно?

Выберите и покажите самый аккуратный рисунок?

На каком рисунке северное сияние наиболее похоже на настоящее?

Чему ты сегодня научился?

Понравилось рисовать в новой технике?

Показ слайда с изображением медвежонка на фоне северного сияния

Посмотрите, мы вернули северное сияние жителям Заполярья!

Практическое выполнение задания Умение действовать по инструкции, контролировать и адекватно оценивать свои действия Самоконтроль
Осмысление  Побуждение детей к осмыслению своей деятельности, фиксация достижений цели и определению условий, которые позволили её достичь Ребята, скажите, где мы с вами побывали? Чем занимались? Кому помогли? Удалось? Почему удалось?  Рефлексия (личная оценка) Умение достигать поставленной цели Что хотели сделать? Получилось?  Почему? 

 

 

Конспект образовательной ситуации в подготовительной группе “Знакомство с нетрадиционной техникой рисования «Цветной граттаж»
Пролистать наверх