Автор: Кузьмичева Неля Анатольевна
Учитель русского языка и литературы ГКОУ УР ” Школа – интернат№13″, город Ижевск
Конспект урока литературы в 8 классе классе по теме ««Зарубки на сердце» (по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма»). для обучающихся с ТНР.
Урок в 8 классе по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»
( для обучающихся с ТНР)
Слайд №2.
Тема урока: «Зарубки на сердце» (по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»).
Цель урока: определение идейного звучания произведения.
Задачи :
Обучающие:
уметь определять тему, идею рассказа; композицию рассказа;
уметь находить художественные приемы и средства;
уметь раскрыть своеобразие писательской манеры;
Развивающие:
развивать работу над выработкой навыков анализа художественного текста;
развивать связную монологическую речь, память, мышление;
развивать навыки выразительного чтения;
Воспитательная:
воспитание любви и уважения к своим близким и окружающим.
Слайд №3,4
Словарная работа.
Эпиграф – изречение, краткая цитата, предпосланная произведению или его части и характеризующая их основную идею.
Зарубка – отметка рубящим орудием на чем-нибудь, например, на дереве.
Ветла – вид ивы.
Пустельга – 1.Хищная птица из семейства соколиных;
- Легкомысленный пустой человек (разг. неодобрит.)
Интерьер – внутреннее помещение в здании.
Деталь художественная – изобразительная или выразительная подробность изображенного мира художественного произведения, с помощью которой автор выделяет характерную черту героя, а также выражает свою позицию.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, экран, презентация (слайды к уроку).
Ход урока.
- Проверка домашнего задания.
Беседа:
– Как вы понимаете выражение «зарубки на сердце»?
-Сравните воспоминания писателя и художественный текст.
Что нового внес автор, что изменил, а что оставил прежним?
-Как построил свое произведение для того, чтобы и у нас остались «зарубки на сердце»?
- 2. Слово учителя.
Слайд №5
Произведение искусства, как говорил сам Паустовский, «прозрачный, сверкающий всеми цветами спектра и крепкий как сталь, кристалл».
Создатель этого кристалла – автор. Как писатель Паустовский очень своеобразен и самобытен. Рассказ телеграмма (1946 год) дает замечательную возможность проследить за емкостью слова писателя, сосредоточиться на авторском «я», выявляющем себя во всем многообразии взаимосвязей основных компонентов текста: в композиции, в отборе и внутреннем сцеплении эпизодов, в сопоставлении характеров, в речи персонажей, специфике деталей, интерьера и других художественных средств. Постижение авторской позиции – дело нелегкое, особенно если голос автора, как в «Телеграмме», почти не слышен.
Наша задача на уроке – проникнуть, говоря словами В.Г.Белинского, «в тайну личности» писателя, понять своеобразие его таланта – то, что принято называть творческой индивидуальностью.
3.Анализ рассказа в форме беседы.
1)Углубление восприятия произведения.
– Ваше впечатление о «Телеграмме К.Г.Паустовского. Назовите действующих героев рассказа. Кто является главным из них?
– Предлагаю определить основную идею рассказа. Какова тема рассказа?
(Рассказ о взаимоотношении родителей и детей: матери и дочери).
2) Самостоятельная работа учащихся.
Как это взаимоотношение ( матери и дочери) отражается в композиции рассказа?
Выделить основные части, озаглавить каждую и подобрать эпиграфы.
(1 часть – Мать. «Эх, горе ее горькое, страданье неписанное!»
2 часть – Дочь. «Эх ты, сорока!»
3 часть – Телеграмма. «За добро плати добром , не будь пустельгой».
Последняя 4 часть играет роль эпилога).
Итак, Паустовский затрагивает одну из важнейших проблем всех времен – проблему отношений детей и родителей. Всегда ли дети спешат на помощь родителям, живущим далеко, всегда ли пишут письма, умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми со стариками?
4.Постижение авторской позиции. (Работа с текстом).
Повествователь в «Телеграмме» как бы самоустраняется: он находится в позиции наблюдателя. Однако незримое его присутствие ощущается в каждом слове. Обратимся к тексту рассказа. Перечитаем его начало.
Слайд №6,7
1.Анализ пейзажа, интерьера:
-Подумаем, для чего автор начинает рассказ с пейзажной зарисовки?
– Какие мысли автор передает через этот пейзаж?
– Какое предложение выбивается из этого пейзажа?
– Почему именно «подсолнечник», а не «подсолнух», как говорят в деревне?
– Каков философский подтекст пейзажа?
– Как соответствует безотрадная картина внутренному состоянию Катерины Петровны?
– Выражает ли автор прямое сочувствие героине?
– Какие детали интерьера свидетельствуют о том, что жизнь замерла в старом доме?
Вывод: Все происходит холодной осенью, слово холодный встречается несколько раз. Автор рисует мрачную картину (образные оценочные эпитеты, олицетворения). За простой, внешне бесстрастной манерой повествования скрывается глубокое сострадание автора к одиноко доживающей свой век женщине.
2.Роль художественных деталей в тексте.
(пыльный « Вестник Европы», нечищеный самовар, нетопленные печи, пожелтевшие чашки –запущенность, неухоженность)
К.Г.Паустовского считают мастером детали.
Слайд №8.
– Подумайте, какой многоязычный смысл заключен в данных выражениях?
- «Манюша, шмыгая носом, отнесла это письмо на почту, долго засовывала его в почтовый ящик и заглядывала внутрь, – что там? Но внутри ничего не было видно – одна жестяная пустота»
Слайд №9
- «Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, – без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра
Слайд №10
- «Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно, еще девушкой – хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи». ( Одинаковые судьбы)
Вывод: Мастерство К.Г.Паустовского в использовании детали поразительно.
3.Характеристика Катерины Петровны.
Слайд №11
– Какие чувства вызывает у вас Катерина Петровна?
– Восстановите прошлое героини по ряду точных деталей.
– Для чего хранит Катерина Петровна «сморщенные перчатки, страусовые перья, стеклярусную черную шляпу», а потом дарит их Маняше?
– Что подчеркивает Паустовский во внешнем облике героини?
– Подберите синоним к слову «маленькая».
– Как вы считаете, были ли у Насти серьезные причины, чтобы не приехать к матери? Почему и как пытается Катерина Петровна оправдать дочь? Найдите строчки в тексте.
– Как относятся к Катерине Петровне окружающие?
– Завершающим аккордом 1-ой части становится сообщение о том, что Катерина Петровна написала Насте письмо. Почему она это сделала?
Слайд №12
Итак, мы, еще не зная ничего о Насте, начинаем ее осуждать, и все это благодаря мастерству писателя, умеющего, не высказывая прямо свое мнение, при помощи художественных деталей прийти к определенным выводам. А какой вывод для себя мы можем сделать?
Вывод: Помни о родителях, пишите, навещайте – это обязанность перед теми, кто дал тебе жизнь и хотелось бы закончить словами М.Горького: « Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, – это мать».
Оценки за урок.
Домашнее задание:
Слайд №13.
Ответьте письменно на вопросы:
– Почему рассказ К.Г.Паустовского называется «Телеграмма»?
– Какие зарубки на сердце оставил у вас этот рассказ?
– Подберите пословицы о матери.