Использование камешков Марблс в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога и учителя-логопеда ДОУ.

Автор:

Кумукова Крымхан Муссовна

Педагог-психолог МБДОУ “Детский сад “Руслан”

Ихсанова Наталья Анатольевна

Учитель-логопед МБДОУ “Детский сад “Руслан”

Использование камешков Марблс в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога и учителя-логопеда ДОУ.

Презентация на Марблс (1)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Руслан»

«Использование камешков Марблс в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога и учителя-логопеда ДОУ»

Подготовили:

Педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад «Руслан»

Кумукова К.М.

Учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад «Руслан»

Ихсанова Н.А.

г. Новый Уренгой, 2022

ФГОС ДО определяет к дошкольному образованию ряд требований, где одним из основных требований является эффективное применение всех педагогических ресурсов для достижения максимального результата в воспитании и развитии будущих школьников. Данное положение требует от каждого педагога, в том числе и педагога-психолога, поиска новых форм, методов организации деятельности дошкольников, применения современных образовательных технологий в целях оказания ребенку необходимой своевременной индивидуализированной психолого-педагогической помощи.

Работая в детском саду, проводя развивающие и коррекционные занятия с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, мы постоянно ищем как традиционные, так и нетрадиционные игры, приемы и средства для работы с такими детьми. Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи, как правило, имеют сохранный уровень интеллектуального развития, но для них характерны нарушения познавательной сферы, незрелость эмоционально-волевой сферы, недостаточно развиты ряд высших психических функций. У таких дошкольников снижена работоспособность. 

   Анализируя возможности нетрадиционных методов и технологий, нас заинтересовал такой инновационный материал, который будет способствовать не только развитию мелкой моторики, а также развитию речи, познавательной активности детей, играя, с которым, дети будут увлечены процессом. Таким материалом стали камешки Марблс, которые, при правильном и вдумчивом к нему подходе, отвечает всем требованиям ФГОС, и может быть успешно использован в  работе с детьми дошкольного возраста.

Марблс (в переводе означает «мраморный») — это потомки глиняных шариков, которыми играли древние люди многие тысячи лет назад.  Это небольшая сферическая игрушка, обычно — разноцветный шарик, изготовленный из стекла, глины, стали или агата. Эти шары различаются по размеру. Чаще всего они около 1,25—2,5 см в диаметре, но размер может варьироваться. Камешки имеют разнообразную цветовую гамму. 

Игры с камнями Марблс приобретают всю большую популярность среди педагогов дошкольных учреждений. Несмотря на свою простоту и доступность они вызывают большой интерес у детей. С их помощью можно решить следующие задачи:

  • Формировать правильный захват шарика кистью руки;
  • Развивать сложно координированные движения пальцев и кистей рук;
  • Развивать ориентировку на плоскости;
  • Работать над дифференциацией цветов;
  • Упражнять в счете;
  • Обогащать словарный запас;
  • Развивать фразовую речь;
  • Развивать внимание, память и мышление;
  • Воспитывать положительный эмоциональный настрой ребенка на занятии.

Камешки Марблс – это конструктор для всех возрастных категорий детей,     от 2 лет и старше.   Но помните, что дети младшего возраста могут свободно брать их в рот, поэтому рекомендуется  брать более крупные Марблс и обязательно играть под присмотром взрослых.

Требования к выполнению упражнений с использованием камешков Марблс:

  1. Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать пальцы обеих рук.
  2. Подбирать упражнения осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
  3. Подбирать упражнения с обязательным наличием познавательной направленности.
  4. Выполнять упражнения с камешками только под присмотром взрослого.   

В процессе внедрения данной технологии мною  создана картотека игр, шаблоны, буклеты. 

Для реализации задач воспитательно-образовательного процесса  камешки Марблс можно  применять во всех пяти образовательных областях. 

Игра «Знакомство с камешками»

Цель: познакомить с камешками, провести спонтанную игру.

Описание: воспитатель предлагает потрогать камни Марблс, взять понравившийся и загадать желание. С детьми обсуждается цвет и форма камня. Идет развитие мелкой моторики, восприятия, диагностика эмоционального состояния, речи.

 

Игра «Разноцветные заплатки»

Цель: развитие наглядно-образного мышления, формирование умения соотносить цвета.

Описание: ребёнку предлагается закрыть белые отверстия на шаблоне с помощью камней Марблс, подбирая их по цвету.

 

Игра «Корректурная проба»

Цель: развитие внимания.

Описание: педагог предлагает ребёнку закрыть на шаблоне определённую картинку (например: мячик). Задачу можно усложнить и предложить ребёнку закрывать мячики красным камнем, а машинки — синим камнем.

 

Игра «Продолжи ряд»

Цель: формирование умения находить закономерности.

Описание: ребёнку необходимо найти закономерность и продолжить ряд, раскладывая камни в пустые круги.

 

Игра «Разноцветные стрелочки»

Цель: формировать умение ориентироваться на плоскости.

Описание: ребёнку необходимо наложить камешки в таблицу в соотвествии с направлением стрелки .

 

Игра «Песочные фантазии»

Цель: развитие воображения, фантазии, познавательных процессов, снятие психо-эмоционального напряжения.

Описание: ребёнку предлагается создать песочный рисунок используя камешки Марблс.

В процессе целенаправленных занятий с данным материалом развиваются все виды ощущений, совершенствуется чувственное познание мира, повышается мотивация, осознанность, интерес, формируется стремление к самостоятельности. Работа с камешками создает условия для совершенствования моторных способностей, движений рук, мелкой моторики пальцев, зрительно-моторной координации, развития памяти, мышления, речи, воображения, творческой активности, познавательной деятельности. В результате использования данного материала через игры на нахождение объектов на ощупь и вербализацию представлений формируются знания о форме, величине, пространственном расположении предметов, развивается тактильная чувственность, что в дальнейшем способствует повышению уровня развития навыков письма и чтения. В занятие, проводимое педагогом, может включаться одно или несколько видов упражнений. Комплектование, загруженность и продолжительность занятия варьируется.

Камешки яркие, разнообразные по форме, цвету, фактуре, они отвечают потребностям детей в эстетическом познании мира, способствуют психоэмоциональному благополучию. Они вызывают у детей чувства радости, счастья, стремление трогать, щупать, перебирать и играть с ними. Радостные эмоции повышают работоспособность, снижают утомляемость, это благотворно сказывается на общем состоянии здоровья детей. Красота камушков завораживает, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Так эстетическая привлекательность Марблс усилила интерес к этой игре у современных детей.

Можно немного влиять на настроение ребенка, давая ему задания для игры с определённым цветом. Чувство цвета и цветотерапия. Стекляшки можно ставить друг на друга и наблюдать изменение цвета, можно искать красивые сочетания цветов.

Так же, разноцветные шарики и камешки успешно применяются для создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения, для релаксации. Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний.

Игра в Марблс признана детскими психологами одной из самых полезных для подрастающего поколения: она развивает меткость, скорость, точность и моторику, а красивые оттенки стеклянных камушков пробуждают в ребенке чувство прекрасного. Работая с ними у детей, развивается память, мышление, внимание, воображение. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Известный исследователь детской речи М. М.Кольцов пишет: «Движение пальцев рук исторически в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией».

Применению камушков Марблс, как нетрадиционное средство в работе с дошкольниками, показали положительные результаты в развитии детей. Благодаря целенаправленной и систематической работе у детей повысился уровень познавательной активности. Дети стали более инициативны, самостоятельны. Поэтому с уверенностью можно сделать вывод, что камушки Марблс – это инновационный, универсальный материал.

 

Использование камешков Марблс в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога и учителя-логопеда ДОУ.
Пролистать наверх