«Научные опыты и увлекательные открытия для детей».

Автор: Куршат Вера Алековна

Педагог-организатор ГАУДО ООДТДМ им. В.П. Поляничко

«Научные опыты и увлекательные открытия для детей».

Сценарий медиа-программы ко Дню Российской науки

«Научные опыты и увлекательные открытия для детей».

(В кадре на столе из книг собранный  Магистр АкадемиУм (вымышленный персонаж)

 

АкадемиУм: Здравствуйте, мои юные друзья. С вами Я – Магистр всяческих наук АкадемиУм. 

 

АкадемиУм: Я приглашаю вас в мою лабораторию! Здесь всегда интересно и увлекательно, потому, что именно здесь рождаются научные открытия. А работаю я не один, у меня есть помощницы.

 

(В кадре два профессора)

 

Эврика: Здравствуйте, ребята! Я профессор Эврика, а это мои коллеги профессор Гения Евгеньевна и лаборантка Лёля НаучкО.

 

Научко: НаУчко!

 

Эврика: Прошу прощения, коллега.

 

Гения: Добрый день, наши юные исследователи. Сегодня в нашей лаборатории день открытых дверей, посвященный Дню Российской науки.

 

АкадемиУм: 8 февраля в России отмечается День Российской науки. История праздника начинается еще со времен Петра I. По его велению в 1724 году именно 8 февраля был издан указ о развитии науки в российском государстве, благодаря чему появилась первая Академия наук и художеств. К 275-летию со дня основания Академии было решено учредить праздник «День российской науки».

 

 Эврика: Поэтому, друзья, только сегодня у вас есть уникальная возможность взглянуть на мир науки под особым углом, увидеть необычное в обычном, открыть тайны мироздания,  и самим сделать маленькое научное открытие!


    Научко: Ребята, а вы любите экспериментировать? (Дети отвечают). Сегодня мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием. 

 

     Эврика: Только для начала запомним основное правила безопасности:

 

– Все эксперименты необходимо проводить под четким контролем взрослых – мамы или папы;

–  Во время проведения эксперимента необходимо использовать защитные перчатки;

–  Категорически запрещается пробовать вещества на вкус.

 

 

        Гения: Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (Дети отвечают) Конечно, ученые хотят разгадать загадки природы. А я хочу, чтобы вы отгадали мою загадку. Что может быть одновременно и жидким и твердым? Ответ: Неньютоновская жидкость. Что это? Сейчас узнаете!

 

Эврика: Смешиваем 200 гр. картофельного крахмала со стаканом воды. Все перемешиваем, по консистенции масса напоминает сметану, если медленно в нее опускать предмет! Если резко ударить кулаком, она станет твердой.

 

Научко: Поиграем с мячиком. Если мы плавно опускаем его в тарелку, он тонет в крахмальном болотце, а брошенный с размаху мячик отскакивает от поверхности крахмала, как от бетонной стены.

 

(Опыт «Неньютоновская жидкость»)

АкадемиУм: Неньютоновская жидкость — вещество, которое при ударе, быстром сдавливании или попытке выплеснуть её из ёмкости затвердевает, а при медленном переливании или плавном опускании в неё разных предметов – остаётся жидкой.

Достигается этот эффект из-за особенного физического строения вещества: молекулы здесь крупные и в спокойном состоянии имеют жидкую структуру. Но как только на вещество начинает действовать механическая сила с ускорением, расстояние между молекулами резко сокращается и субстанция становится твёрдой.

 

Научко: Вот такой простой фокус, который вы сможете повторить дома и удивить своих родных и друзей.

 

Гения: А теперь вопрос, друзья, как вы думаете если налить воду в пластиковую бутылку, в которой есть отверстие, и не одно, а целых четыре, то вода выльется из нее или нет? (ответы детей)

 

Эврика: Рассуждать на эту тему можно очень долго. Я предлагаю провести опыт и увидеть все своими глазами.

 

(Опыт с пластиковой бутылкой)

(Пластиковая бутылка с водой, закрытая крышкой, снизу по бокам 4 дырки, в ней налита вода. Вода не будет вытекать, пока крышка закрыта. Когда откручиваем крышку, вода вытекает).

 

АкадемиУм: Можно сделать следующий вывод, что атмосферное давление значительно больше, чем давление воды в бутылке, поэтому вода не вытекает. Когда крышка откручивается, и в бутылку начинает поступать воздух, давление в бутылке становится больше атмосферного, и вода выливается.

 

Эврика: Друзья, а кто из вас сможет обесцветить любую цветную жидкость? (ответы детей) Я вам сейчас покажу очень интересный опыт. Итак, внимание! У меня на столе колба с водой в нее я добавляю марганцовку. Вода окрасилась в красивый ярко-розовый цвет, добавляем 2 столовые ложки уксуса, а затем 3 столовые ложки перекиси. Раствор постепенно светлеет. 

АкадемиУм: Происходящие реакции основаны на свойствах перманганата калия, другими словами марганцовки, обесцвечиваться при взаимодействии с кислотами.

 

(Опыт «Обесцвечивание жидкости»)

(Марганцовка, вода, уксус, перикись водорода. Марганцовку растворить в воде. Добавить уксус, а затем перекись водорода)

 

(Звук звонящего телефона, Лёля Научко берет трубку)

 

Научко: У меня зазвонил телефон!

Эврика: Кто говорит?

Научко: Слон!

Гения: И что ему надо?

Научко: Пасту, но не из шоколада! Слону нужна зубная паста.

Эврика: Приготовить пасту для слона, не составит большого труда!

Гения: Ребята, сейчас мы приготовим зубную пасту для слона. Итак, начнем.

Сухие дрожжи разведем в теплой воде, добавим краситель и моющее средство. Все хорошо перемешаем. А здесь у меня гидроперит, разведенный в воде. Сейчас мы добавим этот раствор в цветную основу для зубной пасты для слона. Вау, какой эффект! Здорово! Только если вы решите повторить этот эксперимент дома. Помните, что чистить зубы такой пастой нельзя. Она исключительно для слона.

 

(Опыт «Зубная паста для слона»)

 

АкадемиУм: Этот известный химический опыт наглядно демонстрирует многократное увеличение объёма вещества. Смесь концентрированной перекиси водорода и жидкого мыла под воздействием катализатора (дрожжей) очень быстро разлагается на воду и кислород, который создаёт в мыльном растворе огромное количество пузырьков, за счёт чего и увеличивается объём смеси.

 

Гения: (смотрит на часы) Коллеги, нам уже пора ехать на научную конференцию по химии. 

 

Научко: Хорошо, Гения Евгеньевна, но прежде чем мы закончим наше увлекательное занятие, я предлагаю подарить ребятам подарок – радужное настроение.

 

Гения: Отличная идея.

Эврика: И что же нам для этого нужно?

 

Научко: Для этого нам понадобится молоко, пищевые красители, ватные палочки и средство для мытья посуды.

 

(Опыт «Радуга»)

 

(В плоскую емкость наливаем молоко, капаем красители, и в центр емкости кладем кусочек ваты пропитанный жидкостью для мытья посуды. И наблюдаем радугу!)

АкадемиУм: Входящие в молоко молекулы реагируют с молекулами моющего средства, запуская сразу несколько химических процессов, основной из которых — реакция с участием молекул жира, которые приходят в движение; поверхностное натяжение снижается, красители начинают перемещаться по поверхности молока, смешиваясь и создавая настоящий взрыв цвета.

 

 

Научко: Ну, что, ребята, вам понравилось? Отлично! 

 

Гения: А теперь, наши юные экспериментаторы, пришло время прощаться.

 

Эврика: Но на этом путешествие в мир опытов и экспериментов не заканчивается. 

 

Гения: Мы желаем вам продолжить его вместе со своим педагогами и родителями! Наблюдайте за миром вокруг, задавайте вопросы и задавайтесь вопросами, экспериментируйте и открывайте законы природы и мироздания!

 

Лабораториум: Ребята, помните, что большой успех придет только к тому, кто не останавливается на достигнутом, и умеет одерживать над собой маленькие победы. До свидания!

Все вместе: До новых встреч, друзья! 

 

– Пластиковая бутылка

– Вода

– Поднос

– Колба(прозрачный стакан)

– Марганцовка

– Одноразовые ложки

– Уксус

– Перекись водорода

– Сухие дрожжи

– Теплая вода

– Пищевые красители

– Средство для мытья посуды

– Гидроперит

– Прозрачная ваза

– Стеклянная бутылка 

– Воздушный шарик

– Сода

– Молоко

– Вата

– Плоская чаша

– Картофельный крахмал

– Мячик-попрыгунчик

 

 

«Научные опыты и увлекательные открытия для детей».
Пролистать наверх