Конспект занятия “Быт народов ПМР”

Автор: Лебедева Александра Александровн

а воспитатель, воспитатель ПНД МДОУ №20

Конспект занятия “Быт народов ПМР”

Конспект занятия «Быт народов ПМР»

Цель занятия:

Познакомить детей с названием домов в людей русской, украинской и молдавской национальности: об устройстве жилищ внутри. Обогащать словарный запас новыми словами.

Воспитывать уважение и интерес к истории и культуре народа.

Ход занятия.

Воспитатель читает стихотворение.

В нем живет моя родня

Мне без него не жить ни дня.

В него стремлюсь всегда и повсюду.

К нему дорогу я не забуду.

Я без него дышу с трудом,

Мой кров родимый, отчий ….. (дом)

Давайте тоже построим дом.

Физкультминутка.

Тук, да тук, тук да тук – раздается всюду стук (стучим кулачком о кулачек)

Строим дом, большой дом (показываем крышу дома)

И с крылечком и с трубой (складываем ладошки вместе)

Из трубы идет дымок (губами показываем)

На двери висит замок (пальцы в замок)

Кто его открыть бы смог?

Потянули, покрутили (соответствующие движения)

Постучали и открыли!

Отворяем ворота, приходите все сюда!

Воспитатель: Как вы думаете, из чего строили дом? Правильно, и сейчас мы поговорим о русской  избе. Она была деревянная.

Деревянный дом был теплым. Бревна лежали друг на друге, даже щелочки не увидишь. Такой дом строили всей семьей, а семьи были большие: и дедушки, и бабушки, мама, папа, дет…  Та часть дома, которая выходила на улицу называлась лицом. Дом смотрел на улицу окнами. В старину их называли глазами дома.

– Для чего нужны окна? Правильно через них в дом входил солнечный свет, и можно было увидеть, что делается на улице. Окна украшали наличниками, чтоб дом выглядел нарядным.

У дома была крыша со скатом (показать руками), чтобы вода стекала, и не задерживался снег. Крышу дома украшали вырезанными из дерева головой коня, или петушка.

К бокам дома ставили крыльцо – «распахнутые руки « дома. Оно связывало дом с улицей и соседями. 

– В каком доме вы хотели бы жить?

Игра «Что забыл нарисовать художник»

Загадки:

Пришел квадрат к квадрату

Помочь родному брату

И построили вдвоем

Два квадрата, новый …. (дом)

 

Треугольник видит – дом,

Можно поселиться в нем?

И залез повыше,

Дом накрыл он …. (крышей)

 

На квадрат кладем квадрат

Получается одно

В доме стало светлое… (окно)

 

Прямоугольник на крыше

Буквой П стоит всех выше.

Кольцами дымов клубы

Валят дружно из  …. (трубы)

Главная комната в русской избе была – горница. Это самая красивая комната, в ней принимали гостей. Отгадав загадку, вы узнаете какой предмет в ней занимает главное место:

Бабушка старая

Вся белая.

Лето придет – не глядят на нее.

Зима придет – обнимут ее.   (печь)

– Для чего нужна печь в доме?

Ответы детей.

В доме были важные части:

Красный угол – там висели иконы, лежали библии, крест, свечи;

Печной угол – печь служила и источником тепла и приготовлением пищи;

Бабий кут – располагался у  печи. Это женская часть дома, которая отделялась от другого дома занавеской. Здесь лежали женские принадлежности для рукоделия;

Мужской угол – здесь работал мужик и иногда спал.

Давайте с вами попробуем постромть небольшой дом.

Игра «Построй избу» (из спичек)

Воспитатель: молодцы. А сейчас я вам покажу еще  дом

Это украинская хата, ее строили из того что было. Если земля богата глиной, то из глины делали саман и из них строили дом, дом назывался саманный. Стены дома всегда были побелены. Поделить – значит нарядить. Чтобы стены не мокрели – делали навесы, – деревянные столбы а сверху крыша.

За хатой очень бережно ухаживали. Она всегда была украшена, разрисована, утыкана цветами и ароматными травами. Считалось, что хата дает полное убежище только тогда, когда ее украшают, берегут.

Для постройки выбирали лучшее место. Было специальное гадание, о котором никому не говорили: тайно насыпали в 4 угла кучки ржи. Если к утру эти кучки сохранялись, то на этом месте строили дом.

Когда закладывали хату в узлы или сруб дерева клали зерно, деньги, чтобы было благополучие и богатство в доме.

В хате всегда было чисто и красиво. Главная комната называлась горница.

Стол в горнице ставили посредине возле окон. Он был символом единства и прочности семьи. Его покрывали красивой вышитой скатертью и на нем всегда лежал хлеб.

А сейчас, давайте поиграем.

Игра «У Маланьи, у старушки»

Воспитатель: У нас остался еще один дом. Скажите, на какой дом он похож? Правильно, на украинскую хату. Но называется этот дом – касэ. Это молдавский дом. Его тоже всегда украшали и расписывали

Главная комната в доме называлась – касса маре – что переводится как Большой дом. Это была самая главная комната. Молдавский народ славится своим гостеприимством, здесь гостям всегда рады. Хозяева угощают дорогих гостей вином и потчуют народными блюдами, вкусняшками.

О том богатые люди живут или бедные определяли по убранству касса маре. Это своеобразный  музей семьи. Здесь хранились изделия, сделанные руками членов семьи, фотографии членов семьи.

Особое место занимала кровать. Она всегда была убрана самыми красивыми, вышитыми простынями. Наволочки на подушках тоже были вышиты. Спать на ней могла только самые дорогие гости.

Заходить в Каса маре просто так, из любопытства не разрешалось, чтоб не наследить.  Пол в ней мыли и вытирали начисто.

«Каса мааре, Каса маре –

  уголок души моей.

Ты как сердце молдавана

Распахнулась для друзей!»

А сейчас, ответьте мне:

-какими бывают дома?

– чем рубят дерево?

– чем бревно пилят?

– чем рисуют на окнах?

– чем рыбу ловят?

– чем гладят белье?

– чем яму копают?

Итог занятия.

Воспитатель: Молодцы. А теперь вспомним о чем мы сегодня говорили, что нового узнали? (Ответы детей) Вам понравилось занятие?

 

Конспект занятия “Быт народов ПМР”
Пролистать наверх