Автор: Леонтьева Ксения Николаевна
Педагог-психолог МБДОУ д/с √128
“Метафорические ассоциативные карты в психологическом консультировании”
Метафорические ассоциативные карты в психологическом консультировании. Краткое руководствоЛекция: «Метафорические ассоциативные карты в психологическом консультировании»
2021 год
Дисциплина: психологическое консультирование.
Тема лекции: «Метафорические ассоциативные карты в психологическом консультировании».
Метод обучения: словесный, практический.
Вид лекции: традиционная с применением игрового метода.
Цель: изучение МАК как практического метода в психологическом консультировании.
Задачи:
- Обучение техникам работы с МАК.
- Развитие творческого потенциала в использовании МАК.
Схема проведения лекции
№ | Вид деятельности | Время | Материал/реквизит |
1 | Теоретический материал:
|
30 мин. | Презентация, проектор, доска, ноутбук |
2 | Практические задание:
Работа с техниками по парам (психолог – клиент). |
30 мин. (по 15 мин.) | МАК, тетрадь, ручка, листы с вопросами и техниками (раздаточный материал) |
3 | Устный ответ на вопрос (каждому по очереди): «Что понравилось в работе с МАК, а в чём были сложности?» | 10 мин. | |
4 | Проверка знаний | 15 мин. | Бланк с вопросами |
5 | Оценка деятельности студента на лекции | 5 мин. | Бланк оценки |
Лекция: «Метафорические ассоциативные карты в психологическом консультировании»
Ключевые темы:
- Что такое МАК.
- По какому принципу работают.
- Когда появились впервые, кто создал.
- Зачем нужны.
- Общие стратегии работы.
- Классификация метафорических карт.
- Популярные техники.
Метафорические ассоциативные карты – Представляют собой набор карточек размером с игральную карту или открытку. На них могут быть изображены: люди, пейзажи, животные, сказочные персонажи, абстракция – абсолютно разные по стилю и содержанию картинки, иногда подкрепленные словами и фразами. Важнее всего понимать, что главное – не то, что изображено, а то, как изображенное на ней откликается в человеке.
По какому принципу работают
Главная ценность МАК в том, что они помогают завязать разговор с клиентом и преодолеть защиты сознания. Людям сложно раскрыться на сеансе у психолога, и наводящие вопросы не всегда работают. Человек ходит вокруг главной проблемы, но иногда даже не осознает то, что является источником его дискомфорта.
Карты МАК извлекают из подсознания мысли и чувства человека, реальные мотивы его поступков и причины проблем. Клиент встречается со своим бессознательным, погружается внутрь себя. Специалист наблюдает за этим и понимает, как выстраивать терапию.
Во время сеанса у клиента складывается ощущение чуда: он вытягивает карту, и она точно описывает его. На самом деле это механизм проекции. Какое бы изображение клиент ни видел — даже просто круг или квадрат, — оно говорит о нем.
Когда появились впервые, кто создал
Первую колоду нарисовал художник Эли Раман. В 1983 году ее увидел психотерапевт Моритц Эгетмейер и применил в психологической практике. Колода называлась «ОН» (читается как «О!»). Во время сеанса с картами клиенты показывали пальцем на картинку и спонтанно выкрикивали: «О, нет!», «О, это оно!». Так набор получил название.
Зачем нужны МАК
- Помощь в установлении контакта с клиентом. Зрительная метафора позволяет установить контакт и войти в проблематику клиентов в достаточно безопасной, «игровой» форме.
- Снятие барьеров, защит. Зачастую человеку сложно сказать о проблемах напрямую. Когда клиент говорит не о себе, а описывает то, что видит на изображении – снимаются барьеры.
- Обращение к подсознательному. В изображениях карточек зашифровано множество посланий. Рассматривая, описывая карту, клиент может понять то, чего не понимал до этого. Открываются возможности восприятия, которые протекают за пределами сознания.
- Актуализация проблем. Карты позволяют осознать, прочувствовать и вербализировать актуальные, волнующие проблемы. Несмотря на то, что изображение на карточке содержит различные мелочи, детали, клиент увидит именно то, что соответствует его актуальному состоянию.
- Поиск новых вариантов решения. Разглядывая и описывая карты, человек включает фантазию, запускает механизм ассоциаций, которые могут привести клиента к самым неожиданным решениям, взглядам и открытиям
Общие стратегии работы
Произвольный, открытый выбор карточек – клиент сам выбирает изображения. Это более безопасный и менее тревожный вариант работы для клиента.
Закрытый выбор, выбор вслепую – клиент выбирает карточку наугад, не видя изображения. Такой вариант с одной стороны сложнее и требует более глубокой работы, а с другой – привносит элемент игры, судьбоносности.
Так же можно подразделить стратегии работы с картами на:
- работу с изображениями;
- работу со словами.
Есть клиенты, которым проще работать со зрительными образами, есть те, кому легче работать со словами, «называть вещи своими именами».
Классификация колод МАК:
По школе (созданию):
- Немецкая школа
- Израильская школа
- Украинская школа
- Российская школа
По исполнению:
- Рисованные
- Фото-колоды
По содержанию:
- Картинки
- Картинки+слова
- Слова
По возможности применения:
Универсальные – работают с широким кругом запросов (ОН, Эмоции судьбы, Аллегории, Диксит, КАК, Одиночество, SENS, Дерево как символ человека, Возможности и ограничения, Кто же Я?, Эмоции, Про тебя. Метафора женской идентичности, Быть Действовать Обладать, Дом, Сила времени и др.)
Портретные, архетипичные – (Характер и Личность, Персона, Персонита, Лица, Тотем, Тотемные животные, Люди и звери, Богини Древней Греции, Яга, Архетипы, Мой внутренний ребенок, Субличности, Ксенобиология, Фейсбук, Ральф, Образ женщины, Мужчина и женщина, и др.)
Ресурсные – (Точка опоры, Мурчасье, Большая Маленькая Я, Моя женская миссия, Жизнь как чудо, Маленькие радости, Источник, Возраст счастья, Она, Морена, Хабитат, Ресурсы и Силы, Тупики, Пряжа Мамы Шамана, Mysterious Voice, Мир вдохновения, Великолепная 7ка, Ресурсы, Голос сердца и др.)
Специальные:
- Семейные – для работы с парными отношениями (Дуэт, Семейные ценности, СемьЯ, Семейные истории, 7Я, Возраст счастья, TanDo, Дом, Мастерская семейных историй, Между нами, Мастерская отношений, Зверские отношения, Про тебя, Секреты отношений, Дом, Мужчина и женщина и др.)
- Для работы с травмой, страхами – (Соре, Танго со страхами, Кнуты и пряники, Из сундука прошлого, Темная сторона, Николетта Чекколи, Истоки, Аллегории, Мемори, Тинейджеры и др.)
- Для работы с детьми – (Ежкины сказки, Кнуты и пряники, Роботы, Сага, Дедушкины сказки, Персонита, Источник, Истоки, Я и все-все-все, Воспоминание о детстве, Семейка Гномс, Мастер сказок, Тинейджеры, Тотем, Люди и звери и др.)
- Коучинговые – (Колесо жизни, КАК, Благо-Коучинг, Быть.Действовать.Обладать, Тупики, Конфликты, Люди и звери, Возможности и ограничения, В поисках ответа, Бизнес Таро, Пути-дороги, Дороги, Сила времени и др.)
- Сказочные – (Сага, Дедушкины сказки, 1001 ночь, Мерлин, Мастер сказок, Шкатулка доброго волшебника, Мифы, Вещие путеводные сказки, Сказочное место и др.)
- Женские – (Тайны моей души, Яга, Богини Древней Греции, Большая маленькая Я, Моя женская миссия, Она, Николетта Чекколи, Сны о будущем, Образ Женщины, СветочЪ, Пряжа Мамы Шамана, Важное о себе и др.)
Техники работы с МАК
Начальная стандартная – клиент вытаскивает из предложенной колоды одну или несколько карт. Анализирует изображение. Рассказывает, что на карте изображено, где видит себя, что это за история. Что этот сюжет значит и о чем дает понять.
Одушевление – клиент выбирает карточку, которая олицетворяет его проблему и ведет с ней диалог;
Зум – совместно с клиентом можно «приближать» и «удалять» изображение на карточке. Например, можно «разделить» изображение на мелкие части, и рассмотреть их подробнее. Или же наоборот попросить выбрать другие карточки, расположить их вокруг основной на расстоянии в соответствии с их близостью к идее основной карты, что позволит увидеть всю ситуацию в целом;
Очки – клиенту предлагается взглянуть на проблему под разными углами. Например, поразмыслить как изображенное на карте выглядит с обратной стороны;
Проблемы рода – даем запрос: какие проблемы мы получили из рода. Как улучшить взаимоотношения в семье. Из колоды «Персона» вытаскиваем папу, маму, себя. Может оказаться, что мама в образе мужчины или папа в женском образе. Выбираешь себя. Анализируя образы, видишь недостатки и несоответствия с желаемым. Разрешается расставлять карточки. Последующие вытянутые картинки дают ответ, что изменить, как измениться.
Препятствия и возможности. Техника в виде игры. Использовать можно колоду Morena. Ведущий предлагает игрокам вытащить из колоды по 5 карт. Первый игрок берет одну карту из своего набора с изображением трудности или препятствия. Второй игрок выкладывает картинку с возможным решением проблемы. Если решение недостаточно, второй игрок предлагает еще возможности. Участники анализируют проблемы и способы их решения.
Выход из тупика. Для решения задачи выхода из сложной ситуации. Из разложенной открытой колоды клиент выбирает картинку, которая затрагивает какие-то чувства. Ведущий просит описать ситуацию на картинке. Следующее действие – выбрать дверь, в которую можно выйти и что находится за ней. В следующем раскладе клиент выбирает карточки с изображениями препятствий, которые мешают выйти из тупика. Человек связывает их со своими проблемами и находит пути решения.
Визитка. Предложить клиенту выбрать из открытой разложенной колоды свою одну карту или несколько. Ответить на вопросы: что изображено, где я, что для меня значит этот сюжет. Что это за история, как она влияет на мою жизнь.
Римский мост. В основе образ арки. Клиент выбирает несколько карт по желанию. Выкладывает слева камни прошлого, справа – камни будущего. Будущее-это цели и желания. В центре – настоящее. Жизнь представляем себе, как надежный мост, связывающий прошлое и будущее.
Рекомендуемая литература
Практические задания
Поделиться по парам и провести друг другу по 1 технике на выбор. После выполнения задания рассказать, что понравилось, а в чём были сложности.
№ | Техника | Вид колоды | Алгоритм проведения |
1 | «Работа с состоянием, которое хочется изменить» | Ресурсная |
|
2 | «Трансформация сложной ситуации» | Универсальная, ресурсная |
|
3 | «Моя цель» | Ресурсная |
|
4 | «Мои слабые и сильные стороны» | Универсальная, ресурсная |
|
Примеры наводящих вопросов
- Что на карте больше всего привлекло мое внимание?
- Что я чувствую, глядя на карту?
- Какие эмоции у меня возникают? В каких ситуациях из прошлого были похожие эмоции?
- Как чувствует себя персонаж (или персонажи) на картинке?
- Что персонаж (или персонажи) будет делать дальше? Как я к этому отношусь?
- Вижу ли я на картинке себя? В какой роли я здесь выступаю?
- Может быть, я являюсь сторонним наблюдателем? В таком случае, какие чувства у меня вызывает этот сюжет?
- Есть ли на карте то, что осталось незамеченным? Что я не хочу видеть? Почему?
- Как то, что изображено на карте, говорит мне о моем запросе?
- Каким образом картинка отвечает мне на мой вопрос?
Проверка знаний
- Что такое МАК?
- По какому принципу работают?
- Когда появились впервые, кто создал?
- Как МАК помогают в психологическом консультировании?
- Назовите общие стратегии работы с МАК.
- Какие классификации метафорических карт вы знаете?
- Назовите популярные техники работы с МАК.
- Какие достоинства и недостатки МАК вы бы отметили?
Критерии и показатели, используемые при оценивании выполнения задания
Тест с открытыми вопросами |
|
50 баллов |
Активность на лекции |
|
50 баллов |
Итого: | Максимальный балл – 100 баллов за задание |
Практические задания
Поделиться по парам и провести друг другу по 1 технике на выбор. После выполнения задания рассказать, что понравилось, а в чём были сложности.
№ | Техника | Вид колоды | Алгоритм проведения |
1 | «Работа с состоянием, которое хочется изменить» | Ресурсная |
|
2 | «Трансформация сложной ситуации» | Универсальная, ресурсная |
|
3 | «Моя цель» | Ресурсная |
|
4 | «Мои слабые и сильные стороны» | Универсальная, ресурсная |
|
Примеры наводящих вопросов
- Что на карте больше всего привлекло мое внимание?
- Что я чувствую, глядя на карту?
- Какие эмоции у меня возникают? В каких ситуациях из прошлого были похожие эмоции?
- Как чувствует себя персонаж (или персонажи) на картинке?
- Что персонаж (или персонажи) будет делать дальше? Как я к этому отношусь?
- Вижу ли я на картинке себя? В какой роли я здесь выступаю?
- Может быть, я являюсь сторонним наблюдателем? В таком случае, какие чувства у меня вызывает этот сюжет?
- Есть ли на карте то, что осталось незамеченным? Что я не хочу видеть? Почему?
- Как то, что изображено на карте, говорит мне о моем запросе?
- Каким образом картинка отвечает мне на мой вопрос?