“Метафорические ассоциативные карты в психологическом консультировании”

Автор: Леонтьева Ксения Николаевна

Педагог-психолог МБДОУ д/с √128

“Метафорические ассоциативные карты в психологическом консультировании”

Метафорические ассоциативные карты в психологическом консультировании. Краткое руководство

 Лекция: «Метафорические ассоциативные карты  в психологическом консультировании» 

 2021 год

Дисциплина: психологическое консультирование.

Тема лекции: «Метафорические ассоциативные карты в психологическом консультировании».

Метод обучения: словесный, практический.

Вид лекции: традиционная с применением игрового метода.

Цель: изучение МАК как практического метода в психологическом консультировании.

Задачи: 

  1. Обучение техникам работы с МАК.
  2. Развитие творческого потенциала в использовании МАК.

Схема проведения лекции

Вид деятельности Время Материал/реквизит
1 Теоретический материал:

  • Что такое МАК.
  • По какому принципу работают.
  • Когда появились  впервые, кто  создал.
  • Зачем нужны.
  • Общие стратегии работы.
  • Классификация метафорических карт.
  • Популярные техники.
30 мин. Презентация, проектор, доска, ноутбук
2 Практические задание:

Работа с техниками по парам (психолог – клиент).

30 мин. (по 15 мин.) МАК, тетрадь, ручка, листы с вопросами и техниками (раздаточный материал)
3 Устный ответ на вопрос (каждому по очереди): «Что понравилось в работе с МАК, а в чём были сложности?» 10 мин.
4 Проверка знаний 15 мин. Бланк с вопросами
5 Оценка деятельности студента на лекции 5 мин. Бланк оценки

 

Лекция: «Метафорические ассоциативные карты в психологическом консультировании»


          Ключевые темы:

  • Что такое МАК.
  • По какому принципу работают.
  • Когда появились  впервые, кто  создал.
  • Зачем нужны.
  • Общие стратегии работы.
  • Классификация метафорических карт.
  • Популярные техники.

Метафорические ассоциативные карты – Представляют собой набор карточек размером с игральную карту или открытку. На них могут быть изображены: люди, пейзажи, животные, сказочные персонажи, абстракция – абсолютно разные по стилю и содержанию картинки, иногда подкрепленные словами и фразами. Важнее всего понимать, что главное – не то, что изображено, а то, как изображенное на ней откликается в человеке.

По какому принципу работают

Главная ценность МАК в том, что они помогают завязать разговор с клиентом и преодолеть защиты сознания. Людям сложно раскрыться на сеансе у психолога, и наводящие вопросы не всегда работают. Человек ходит вокруг главной проблемы, но иногда даже не осознает то, что является источником его дискомфорта.

Карты МАК извлекают из подсознания мысли и чувства человека, реальные мотивы его поступков и причины проблем. Клиент встречается со своим бессознательным, погружается внутрь себя. Специалист наблюдает за этим и понимает, как выстраивать терапию.

Во время сеанса у клиента складывается ощущение чуда: он вытягивает карту, и она точно описывает его. На самом деле это механизм проекции. Какое бы изображение клиент ни видел — даже просто круг или квадрат, — оно говорит о нем.

Когда появились  впервые, кто  создал

Первую колоду нарисовал художник Эли Раман. В 1983 году ее увидел психотерапевт Моритц Эгетмейер и применил в психологической практике. Колода называлась «ОН» (читается как «О!»). Во время сеанса с картами клиенты показывали пальцем на картинку и спонтанно выкрикивали: «О, нет!», «О, это оно!». Так набор получил название.

Зачем нужны МАК

  1. Помощь в установлении контакта с клиентом. Зрительная метафора позволяет установить контакт и войти в проблематику клиентов в достаточно безопасной, «игровой» форме.
  2. Снятие барьеров, защит. Зачастую человеку сложно сказать о проблемах напрямую. Когда клиент говорит не о себе, а описывает то, что видит на изображении – снимаются барьеры.
  3. Обращение к подсознательному. В изображениях карточек зашифровано множество посланий. Рассматривая, описывая карту, клиент может понять то, чего не понимал до этого. Открываются возможности восприятия, которые протекают за пределами сознания.
  4. Актуализация проблем. Карты позволяют осознать, прочувствовать и вербализировать актуальные, волнующие проблемы. Несмотря на то, что изображение на карточке содержит различные мелочи, детали, клиент увидит именно то, что соответствует его актуальному состоянию.
  5. Поиск новых вариантов решения. Разглядывая и описывая карты, человек включает фантазию, запускает механизм ассоциаций, которые могут привести клиента к самым неожиданным решениям, взглядам и открытиям

Общие стратегии работы

Произвольный, открытый выбор карточек – клиент сам выбирает изображения. Это более безопасный и менее тревожный вариант работы для клиента.

Закрытый выбор, выбор вслепую – клиент выбирает карточку наугад, не видя изображения. Такой вариант с одной стороны сложнее и требует более глубокой работы, а с другой – привносит элемент игры, судьбоносности.

Так же можно подразделить стратегии работы с картами на:

  • работу с изображениями;
  • работу со словами.

Есть клиенты, которым проще работать со зрительными образами, есть те, кому легче работать со словами, «называть вещи своими именами».

Классификация колод МАК:

По школе (созданию):

  • Немецкая школа
  • Израильская школа
  • Украинская школа
  • Российская школа 

По исполнению:

  • Рисованные
  • Фото-колоды 

По содержанию:

  • Картинки
  • Картинки+слова
  • Слова

По возможности применения:

Универсальные – работают с широким кругом запросов (ОН, Эмоции судьбы, Аллегории, Диксит, КАК, Одиночество, SENS, Дерево как символ человека, Возможности и ограничения, Кто же Я?, Эмоции, Про тебя. Метафора женской идентичности, Быть Действовать Обладать, Дом, Сила времени и др.)

Портретные, архетипичные – (Характер и Личность, Персона, Персонита, Лица, Тотем, Тотемные животные, Люди и звери, Богини Древней Греции, Яга, Архетипы, Мой внутренний ребенок, Субличности, Ксенобиология, Фейсбук, Ральф, Образ женщины, Мужчина и женщина, и др.)

Ресурсные – (Точка опоры, Мурчасье, Большая Маленькая Я, Моя женская миссия, Жизнь как чудо, Маленькие радости, Источник, Возраст счастья, Она, Морена, Хабитат, Ресурсы и Силы, Тупики, Пряжа Мамы Шамана, Mysterious Voice, Мир вдохновения, Великолепная 7ка, Ресурсы, Голос сердца и др.)

Специальные:

  1. Семейные – для работы с парными отношениями (Дуэт, Семейные ценности, СемьЯ, Семейные истории, 7Я, Возраст счастья, TanDo, Дом, Мастерская семейных историй, Между нами, Мастерская отношений, Зверские отношения, Про тебя, Секреты отношений, Дом, Мужчина и женщина и др.)
  2. Для работы с травмой, страхами  – (Соре, Танго со страхами, Кнуты и пряники, Из сундука прошлого, Темная сторона, Николетта Чекколи, Истоки, Аллегории, Мемори, Тинейджеры и др.)
  3. Для работы с детьми – (Ежкины сказки, Кнуты и пряники, Роботы, Сага, Дедушкины сказки, Персонита, Источник, Истоки, Я и все-все-все, Воспоминание о детстве, Семейка Гномс, Мастер сказок, Тинейджеры, Тотем, Люди и звери и др.)
  4. Коучинговые – (Колесо жизни, КАК, Благо-Коучинг, Быть.Действовать.Обладать, Тупики, Конфликты, Люди и звери, Возможности и ограничения, В поисках ответа, Бизнес Таро, Пути-дороги, Дороги, Сила времени и др.)
  5. Сказочные – (Сага, Дедушкины сказки, 1001 ночь, Мерлин, Мастер сказок, Шкатулка доброго волшебника, Мифы, Вещие путеводные сказки, Сказочное место и др.)
  6. Женские – (Тайны моей души, Яга, Богини Древней Греции, Большая маленькая Я, Моя женская миссия, Она, Николетта Чекколи, Сны о будущем, Образ Женщины, СветочЪ, Пряжа Мамы Шамана, Важное о себе и др.)

Техники работы с МАК

Начальная стандартная – клиент вытаскивает из предложенной колоды одну или несколько карт. Анализирует изображение. Рассказывает, что на карте изображено, где видит себя, что это за история. Что этот сюжет значит и о чем дает понять.

Одушевление – клиент выбирает карточку, которая олицетворяет его проблему и ведет с ней диалог;

Зум – совместно с клиентом можно «приближать» и «удалять» изображение на карточке. Например, можно «разделить» изображение на мелкие части, и рассмотреть их подробнее. Или же наоборот попросить выбрать другие карточки, расположить их вокруг основной на расстоянии в соответствии с их близостью к идее основной карты, что позволит увидеть всю ситуацию в целом;

Очки – клиенту предлагается взглянуть на проблему под разными углами. Например, поразмыслить как изображенное на карте выглядит с обратной стороны;

Проблемы рода – даем запрос: какие проблемы мы получили из рода. Как улучшить взаимоотношения в семье. Из колоды «Персона» вытаскиваем папу, маму, себя. Может оказаться, что мама в образе мужчины или папа в женском образе. Выбираешь себя. Анализируя образы, видишь недостатки и несоответствия с желаемым. Разрешается расставлять карточки. Последующие вытянутые картинки дают ответ, что изменить, как измениться.

Препятствия и возможности. Техника в виде игры. Использовать можно колоду Morena. Ведущий предлагает игрокам вытащить из колоды по 5 карт. Первый игрок берет одну карту из своего набора с изображением трудности или препятствия. Второй игрок выкладывает картинку с возможным решением проблемы. Если решение недостаточно, второй игрок предлагает еще возможности. Участники анализируют проблемы и способы их решения.

Выход из тупика. Для решения задачи выхода из сложной ситуации. Из разложенной открытой колоды клиент выбирает картинку, которая затрагивает какие-то чувства. Ведущий просит описать ситуацию на картинке. Следующее действие – выбрать дверь, в которую можно выйти и что находится за ней. В следующем раскладе клиент выбирает карточки с изображениями препятствий, которые мешают выйти из тупика. Человек связывает их со своими проблемами и находит пути решения.

Визитка. Предложить клиенту выбрать из открытой разложенной колоды свою одну карту или несколько. Ответить на вопросы: что изображено, где я, что для меня значит этот сюжет. Что это за история, как она влияет на мою жизнь.

Римский мост. В основе образ арки. Клиент выбирает несколько карт по желанию. Выкладывает слева камни прошлого, справа – камни будущего. Будущее-это цели и желания. В центре – настоящее. Жизнь представляем себе, как надежный мост, связывающий прошлое и будущее.


Рекомендуемая литература




 

Практические задания

Поделиться по парам и провести друг другу по 1 технике на выбор. После выполнения задания рассказать, что понравилось, а в чём были сложности.

Техника Вид колоды Алгоритм проведения
1 «Работа с состоянием, которое хочется изменить» Ресурсная
    1. Описать подробно то состояние, которое сейчас. Написать что не удовлетворяет
    2. Вытянуть из колоды 1 карту в закрытую с вопросом: «Какое состояние хочется?» 
    3.  Вытянуть из колоды 1-3 карты в закрытую с вопросом: «Какого ресурса мне не хватило для того, чтобы находиться в желаемом состоянии?»
  • Вытянуть 3 карты в закрытую или в открытую с вопросом: «Какие ресурсы могут мне помочь достичь желаемого состояния?» Записать их.
2 «Трансформация сложной ситуации» Универсальная, ресурсная
    1. Описать ситуацию, которую бы хотелось трансформировать. Можно вытянуть из универсальной колоды в закрытую или в открытую 1 карту с описанием этой ситуации.
    2.  Вытянуть из ресурсной колоды в закрытую 1 карту с вопросом: «Какие свои возможности, качества, способности, состояния я недооцениваю, не считаю ресурсом?»
    3.  Вытянуть из ресурсной колоды в закрытую 1 карту с вопросом: «Какие ресурсы я трачу необдуманно и недостаточно их восполняю?»
    4.  Вытянуть из ресурсной колоды в закрытую 1 карту с вопросом: «Проявление какого ресурса я подавляю?»
  •  Ресурсы с п. 2-4 анализируем и находим варианты того, как их можно использовать в этой ситуации.
3 «Моя цель» Ресурсная
    1. Определить и записать свою цель.
    2. Вытянуть из колоды в закрытую 1-3 карты с вопросом: «Какой у меня появится ресурс, когда достигну своей цели?»
    3. Вытянуть из колоды в закрытую 1 карту с вопросом: «Что приносит мне в моей цели больше всего радости?
    4. Вытянуть из колоды в закрытую 1-3 карты с вопросом: «Какого ресурса мне сейчас не хватает для достижения цели?»
    5. Вытянуть из колоды в закрытую 1-3 карты с вопросом: «Какие ресурсы мне важно проявить для достижения моей цели?»
    6. Вытянуть из колоды в закрытую 1-3 карты с вопросом: «Какие ресурсы самые эффективные для достижения цели?»
  • Вытянуть из колоды в закрытую 1-3 карты с вопросом: «Какие ресурсы могут быть ключевыми?»
4 «Мои слабые и сильные стороны» Универсальная, ресурсная
  1. Определите с какой сферой жизни будем работать (то, что хочется улучшить).
  2.  Вытягиваем 3 карты из универсальной колоды в закрытую с вопросом: «Мои слабые стороны в этой ситуации?» Анализируем каждую картинку.
  3.  На каждую карту из универсальной колоды вытягиваем в закрытую по 2 карты из ресурсной колоды с вопросом: «Что мне может помочь гармонизировать эту слабую сторону?»
  4.  Вытягиваем в закрытую 1-2 карты из ресурсной колоды с вопросом: «В каком состоянии я буду, если использую эти ресурсы?»

Примеры наводящих вопросов

  1. Что на карте больше всего привлекло мое внимание?
  2. Что я чувствую, глядя на карту?
  3. Какие эмоции у меня возникают? В каких ситуациях из прошлого были похожие эмоции?
  4. Как чувствует себя персонаж (или персонажи) на картинке?
  5. Что персонаж (или персонажи) будет делать дальше? Как я к этому отношусь?
  6. Вижу ли я на картинке себя? В какой роли я здесь выступаю?
  7. Может быть, я являюсь сторонним наблюдателем? В таком случае, какие чувства у меня вызывает этот сюжет?
  8. Есть ли на карте то, что осталось незамеченным? Что я не хочу видеть? Почему?
  9. Как то, что изображено на карте, говорит мне о моем запросе?
  10.  Каким образом картинка отвечает мне на мой вопрос?


















Проверка знаний

 

  1. Что такое МАК?
  2. По какому принципу работают?
  3. Когда появились  впервые, кто  создал?
  4. Как МАК помогают в психологическом консультировании?
  5. Назовите общие стратегии работы с МАК.
  6. Какие классификации метафорических карт вы знаете?
  7. Назовите популярные техники работы с МАК.
  8. Какие достоинства и недостатки МАК вы бы отметили?

Критерии и показатели, используемые при оценивании выполнения задания

Тест с открытыми вопросами
  • Все классификации записаны
  • Половина классификаций опущена
  • Треть классификаций опущена
50 баллов 
      Активность на лекции
  • Студент работал в паре в обеих ролях
  • Студент работал в паре только в одной роли
50 баллов 
Итого: Максимальный балл – 100 баллов  за задание 

Практические задания

Поделиться по парам и провести друг другу по 1 технике на выбор. После выполнения задания рассказать, что понравилось, а в чём были сложности.

Техника Вид колоды Алгоритм проведения
1 «Работа с состоянием, которое хочется изменить» Ресурсная
    1. Описать подробно то состояние, которое сейчас. Написать что не удовлетворяет
    2. Вытянуть из колоды 1 карту в закрытую с вопросом: «Какое состояние хочется?» 
    3.  Вытянуть из колоды 1-3 карты в закрытую с вопросом: «Какого ресурса мне не хватило для того, чтобы находиться в желаемом состоянии?»
  • Вытянуть 3 карты в закрытую или в открытую с вопросом: «Какие ресурсы могут мне помочь достичь желаемого состояния?» Записать их.
2 «Трансформация сложной ситуации» Универсальная, ресурсная
    1. Описать ситуацию, которую бы хотелось трансформировать. Можно вытянуть из универсальной колоды в закрытую или в открытую 1 карту с описанием этой ситуации.
    2.  Вытянуть из ресурсной колоды в закрытую 1 карту с вопросом: «Какие свои возможности, качества, способности, состояния я недооцениваю, не считаю ресурсом?»
    3.  Вытянуть из ресурсной колоды в закрытую 1 карту с вопросом: «Какие ресурсы я трачу необдуманно и недостаточно их восполняю?»
    4.  Вытянуть из ресурсной колоды в закрытую 1 карту с вопросом: «Проявление какого ресурса я подавляю?»
  •  Ресурсы с п. 2-4 анализируем и находим варианты того, как их можно использовать в этой ситуации.
3 «Моя цель» Ресурсная
    1. Определить и записать свою цель.
    2. Вытянуть из колоды в закрытую 1-3 карты с вопросом: «Какой у меня появится ресурс, когда достигну своей цели?»
    3. Вытянуть из колоды в закрытую 1 карту с вопросом: «Что приносит мне в моей цели больше всего радости?
    4. Вытянуть из колоды в закрытую 1-3 карты с вопросом: «Какого ресурса мне сейчас не хватает для достижения цели?»
    5. Вытянуть из колоды в закрытую 1-3 карты с вопросом: «Какие ресурсы мне важно проявить для достижения моей цели?»
    6. Вытянуть из колоды в закрытую 1-3 карты с вопросом: «Какие ресурсы самые эффективные для достижения цели?»
  • Вытянуть из колоды в закрытую 1-3 карты с вопросом: «Какие ресурсы могут быть ключевыми?»
4 «Мои слабые и сильные стороны» Универсальная, ресурсная
  1. Определите с какой сферой жизни будем работать (то, что хочется улучшить).
  2.  Вытягиваем 3 карты из универсальной колоды в закрытую с вопросом: «Мои слабые стороны в этой ситуации?» Анализируем каждую картинку.
  3.  На каждую карту из универсальной колоды вытягиваем в закрытую по 2 карты из ресурсной колоды с вопросом: «Что мне может помочь гармонизировать эту слабую сторону?»
  4.  Вытягиваем в закрытую 1-2 карты из ресурсной колоды с вопросом: «В каком состоянии я буду, если использую эти ресурсы?»

Примеры наводящих вопросов

  1. Что на карте больше всего привлекло мое внимание?
  2. Что я чувствую, глядя на карту?
  3. Какие эмоции у меня возникают? В каких ситуациях из прошлого были похожие эмоции?
  4. Как чувствует себя персонаж (или персонажи) на картинке?
  5. Что персонаж (или персонажи) будет делать дальше? Как я к этому отношусь?
  6. Вижу ли я на картинке себя? В какой роли я здесь выступаю?
  7. Может быть, я являюсь сторонним наблюдателем? В таком случае, какие чувства у меня вызывает этот сюжет?
  8. Есть ли на карте то, что осталось незамеченным? Что я не хочу видеть? Почему?
  9. Как то, что изображено на карте, говорит мне о моем запросе?
  10.  Каким образом картинка отвечает мне на мой вопрос?

 

“Метафорические ассоциативные карты в психологическом консультировании”
Пролистать наверх