Работа над словом на уроках обучения грамоте и чтения.

Автор: Лузько Любовь Владимировна

учитель начальных классов ГУО “Средняя школа №13, г. Мозыря”

Работа над словом на уроках обучения грамоте и чтения.

Работа над словом на уроках обучения грамоте и чтения

Слово- основная значащая единица языка. Словами обогащаются конкретные предметы и отвлеченные понятия, выражаются чувства и намерения. Современный русский язык располагает огромным словарным запасом. Поэтому работа над словом в начальных классах должна проходить через весь учебно-воспитательных процесс. 

Из опыта моей работы в школе сложилась определенная система словарной работы на уроках обучения грамоте и чтения, в которой можно проследить четыре основных направления:

  1. обогащение словаря, т.е. усвоение тех новых слов, которые учащиеся не знали раньше;
  2. уточнение словаря, т.е. углубление понимания уже известных слов, работа над многозначными словами, подбор синонимов и т.д.;
  3. активизация словаря младшего школьника, т.е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого школьника, введение этих слов в предложение, усвоение сочетаемости слов между собой и уместности их употребления в том или ином тексте;
  4. устранение из речи школьников нелитературных слов, исправление неправильных ударений и ошибок в произношении. 

Естественно, что все эти направления связаны тесно между собой. 

Я считаю, что словарные упражнения в 1-ом классе, да и во всех начальных классах, являются одним из важнейших компонентов многогранной работы по развитию устной и письменной речи учащихся. Именно поэтому мы начинаем эту работу уже с первых уроков обучения грамоте.

В своей работе я широко применяю словарную работу уже на первых уроках обучения грамоте. Уже на шестом занятии по букварю, когда учащиеся знакомятся с делением слов на слоги, им предлагается наряду с устными упражнениями выполнить задания с набором красочных картинок, которые раздаются каждому ученику. На картинках изображается какой-либо один предмет: луна, оса, лось, шар, утка, лиса, сыр, малина, мак и т.д. Работая по карточкам, ученики должны определить, что нарисовано на картинке, устно разделить слова на слоги, а количество слогов, обозначить палочками, кружочками или треугольниками на вкладыше, который дается в карточке- папке. При проверке выполнения задания просим нескольких учеников назвать предмет, изображенный на карточке, и указать количество слогов в слове-названия этого предмета. Затем собираем карточки и каждому ученику индивидуально указываем на допущенные ошибки. Дети работают с интересом, увлеченно, хорошо усваивают материал. Постепенно усложняем задания для работы. 

Остановимся теперь на некоторых приемах объяснения слов, которые постоянно находят место на уроках обучения грамоте и чтения.

  1. Показ соответствующего слову предмета или его изображения (картинки).

Например, ученик читает на странице слово карась. Учитель просит его показать карася на картинке и при этом открывает рисунок , где изображены окунь и карась. Прочитав слово ель, учащиеся рассматривают картинки ели и сосны и говорят, о каком из этих деревьев они читали.

Часто дети знакомы только с одним значением того или иного слова. Так, например, слово жасмин они объясняют как одеколон. Но стоит показать изображение этого цветка, как дети сразу исправляют свою ошибку и говорят, что жасмин-это цветок или куст, на котором много душистых белых цветков. 

  1. Сопоставление слов по смыслу.

Например, слова корм и кормушка. Дети читают эти слова самостоятельно, а потом под руководством учителя выясняют, для чего используется кормушка, какой бывает корм. Потом дети читают предложение У домиков поилки и кормушки и показывают кормушки на картинке. 

  1. Смысловой комментарий по ходу чтения.

Этот прием я использую для того, чтобы дети приучались уже при первом прочтении слова вникать в его смысл. Ответы детей чаще всего бывают односложными, иногда это может быть словосочетание, а в некоторых случаях и предложение.

К примеру, дети читают слово лужа и отвечают на вопрос: когда вы видели лужу? (Летом, после дождя; весной, когда тает снег, и т.д.)Попутно с чтение слова жало, учащиеся отвечают на вопрос: у каких насекомых оно есть? После прочтения слова жарко, ставится вопрос: когда так бывает? Прием попутного смыслового объединения слов по ходу чтения мы постоянно используем и при работе со слоговыми таблицами. Так, например, при чтении слоговой таблицы

са   ры  жи

лы  ша  жа

идет комментирование слов: шары, сажа, лыжи, жиры.

  1. Классификация предметов при выборочном чтении.

Нередко на букварной странице подбираются слова, которые связаны тематически. Например, при работе со словарными столбиками учитель может предложить прочитать сначала только названия одежды (шапка, носки, рубашка), а потом прочитать только названия растений( васильки, ландыш, жасмин).

  1. Составление устных предложений с данным словом.

Чтобы проверить правильность понимания того или иного слова, целесообразно предложить детям составить с ним предложение. Возьмем для примера слово узоры. Вот так могут звучать ответы детей:

– Узоры на окнах нарисовал мороз. У меня на платье узоры. Мы рисовали узор в альбоме.

В отдельных случаях при составлении предложений можно использовать прием сравнения слов, смысл которых учащиеся нередко путают, так как для них бывает труден их звуковой состав. К примеру, смысловое значение слов заносы и занозы становится ясным, если эти слова употребить в предложении: Снежные заносы бывают зимой. У Игоря занозы в пальце.

  1. Обогащение словаря учащихся именами прилагательными.

Речь учащихся 1-ых классов бедна прилагательными. Поэтому, например мы используем текст о зиме и катании на коньках для лексической работы по подбору синонимов. Определяя, каким бывает лед на катке, учащиеся с помощью учителя выстраивают такой ряд определений: голубой, синий, блестящий, чистый. гладкий, ровный. Работая над лексическим значением слова, можно использовать картинки букваря, в ходе беседы привлекая внимание детей не только к изображенным предметам, но и их признакам. 

  1. Работа с синонимами.

Правильное употребление синонимов в речи требует знания различающих их смысловых оттенков и стилистических свойств. Поэтому в процессе употребления этих слов нельзя ограничиваться только выделением из текста слов- синонимов, а следует добиваться понимания учащимися того, чем один синоним отличается от другого.

Например, важно, чтобы учащиеся понимали, что слова буря, ураган, шторм не только близки по смыслу, но и отличаются друг от друга смысловыми оттенками, а именно буря-это сильный, разрушительный ветер, ураган– это необычайная по силе буря, а шторм– это сильная буря на море.

  1. Работа с антонимами.

Знакомя учащихся с антонимами, мы на практических примерах даем детям понять, что антонимы –это слова противоположного значения и употребляются в речи для контрастов. В работе используем, как правило, пословицы, многие из которых изобилуют антонимами («Земля черная, а хлеб белый») и народные сказки, которые построены на противопоставлении добра и зла, правды и лжи, красоты и безобразия и т.д.

  1. Работа над многозначностью слова.

Например, слово звезда, выступает в нескольких значениях: звезда на небе, звезда на пилотке солдата, звезда у героя. Я тщательно собираю материалы, которые позволяют работать над многозначностью слов. Стало системой при подготовке к уроку чтения выделять из текста те слова, которые войдут в словарный запас учащихся в результате чтения произведений, их анализа, беседы, рассказа учителя. Такой словарь составляется практически к каждому читаемому тексту, и тут же учитель определяет наиболее приемлемые и доходчивые способы объяснения этих слов и словосочетаний. Вот пример такой работы.

Сказка К.Д. Ушинского «Проказы старухи-зимы»

Использовать таблицу- настенный словарь к тексту:

проказы- шалости;

дубрава- дубовый лес, роща;

стреха- свисающий край крыши;

хлев- помещение для скота;

кровля- крыша;

подсобить- помочь.

 

Итак, работа над словом на уроках обучения грамоте и чтения составляет одно из важнейших звеньев речевой подготовки учащихся начальных классов. Применяя на уроках различные приемы словарной работы, учитель стремится к тому, чтобы учащиеся понимали основное значение слов, могли объяснить смысл того или иного слова в читаемом тексте и, наконец, правильно употребляли эти слова в своей речи. Пронизывая все этапы урока чтения, словарная работа вместе с тем не должна заслонять на уроке главного – анализа содержания читаемого произведения и работы по формированию навыка чтения учащихся.

Работа над словом на уроках обучения грамоте и чтения.
Пролистать наверх