Разработка занятия по ИЗО “О чем рассказывают гербы и эмблемы”

Автор: Лымарь Марина Павловна

педагог дополнительного образования Муниципальное общеобразовательное учреждение дополнительного образования “Центр развития творчества “Созвездие”

Разработка занятия по ИЗО “О чем рассказывают гербы и эмблемы”

Тема занятия: О чем рассказывают гербы и эмблемы 

Цель: сформировать у учащихся представление о символическом характере языка герба как отличительного знака

 Задачи: 
 1) ознакомить с понятиями: геральдика, герб;

2) рассмотреть символическое значение изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики;

2) разработать эскиз герба школы;

3)  развивать творческий интерес, познавательную активность, ассоциативно-образное мышление;

4) воспитывать чувство патриотизма через интерес к школьной жизни, сопричастности к школьному коллективу.

Методы: словесный, наглядный, метод проектов, проблемный

Приемы: диалог, коллективное обсуждение, работа в группах

Понятия: символика, геральдика, герб

Планируемые образовательные результаты учебного занятия:

предметные метапредметные личностные
Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов

Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба.

Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов.

Создавать декоративную композицию герба, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Формирование художественного вкуса.

– Формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ.

 

Учебные универсальные действия:

  1. Личностные:
  • Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
  1. Регулятивные: 
  • планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий).
Название этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный этап

(1 мин)

Проверка готовности к уроку Организация рабочего места
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

(2 мин)

Ребята, перед вами тема сегодняшнего урока. (слайд 1)

Какие вопросы хотели бы задать мне, для того чтобы понять тему сегодняшнего урока? 

Что нового вы хотели б узнать сегодня на уроке?

Задают вопросы.

Заполняют таблицу:

Знал

Хочу узнать

Узнал (приложение 1)

Этап усвоения новых знаний

(12 мин)

Наша жизнь наполнена символами и знаками.

Вопрос: Какие знаки и символы вы знаете, и о чем они говорят?

Что такое знак?

Знак- это изображение, имеющее только одно, лишь ему 

свойственное, узкоспециальное значение. 

Знак должен как можно лаконичнее и точнее передавать конкретную информацию: разрешать, предупреждать, запрещать. (слайд 2)

Что такое символ?

Символэто изображение фигур или предметов, выражающих особый смысл. Это – условное обозначение какого-либо понятия. Символ не сводится к одному значению, он может иметь несколько значений, иногда понятен только в контексте. (слайд 3)

 

Необходимость в символах появилась очень давно, ремесленник ставил символическую подпись. 

Знак – метка, знак гарантия качества 

Время шло, символы становились все сложнее. Сочетали в себе сразу несколько символов. Передавали по наследству. (слайд 4)

Герб- « наследство».

Вопрос: когда появились первые гербы?

Самые первые гербы появились в Западной Европе в средние века.  (слайд 5)

Это были личные знаки рыцарей, которые чаще всего размещались  на щитах, на флагах и на попонах лошадей. Они помогали закованным с головы до ног воинам различать друг друга на расстоянии. Каждый знак, цвет в гербе имел определенное значение и символически рассказывал о том, кто этот человек. Герб был знаком чести рода. Именно в эпоху средневековья в Европе появилось новое искусство и новая наука- геральдика, связанная с составлением гербов.

(Слайд 6)

 

Задание: посмотрите на гербы разных государств и городов и проанализируйте.  Какие общие черты можно выделить? (форма, цвет, изображение). (слайд 7)

 

Основой герба является щит. (слайд 8)

 В геральдике встречаются гербы самых разных форм – от простых до весьма сложных. Первоначально форм геральдических щитов повторяла форму боевых, реально существующих, и менялась вместе с развитием оружия. Но со временем в геральдике произошел отход от классических форм. 

В геральдике используются 7 цветов. (слайд 9) (приложение 2)

Желтый (золотой)- знатность, могущество, богатство, добродетель, смирение

Белый (серебро)-  чистота; нежность, правдивость

Червленый ( темно-красный)- любовь,  смелость, храбрость;

Голубой –великодушие, честность, верность, безупречность; небо

Зеленый-  изобилия и надежды, свобода, радость, трава

Пурпурный ( оттенок красного)- могущество, благочестие, умеренность, щедрость

Черный- мудрость и печаль, осторожность.

В украшении гербов использовались фигуры условно-изобразительного характера. (слайд 10) Каждое условное обозначение имеет свое значение (приложение 3)

Позднее фигур в изображении становилось все больше.

человек, животные, растения, явления, планеты, звезды, предметы быта и труда, оружие, а также фантастические существа- единорог, дракон, сказочные птицы.

На сегодняшний день у каждого государства есть свой герб, свой герб есть почти у каждого города. Он рассказывает о самом главном в судьбе города, его внешнем облике, обычаях его жителей. Рассказ ведется на языке символов.

Задание: рассмотрим герб РФ, ЯНАО, Челябинской области.

Гербы и эмблемы занимают в нашей жизни гораздо большее место, чем может показаться на первый взгляд. Есть  свои символы, фирменные знаки – у политических партий, университетов, спортивных организаций, обществ, клубов. В последнее время интерес к геральдике все более возрастает.

Мы с вами являемся представителями ЯНАО. Наши учащиеся часто выезжают на различные конкурсы, соревнования и настала пора для создания своего отличительного знака. Сегодня вам необходимо продумать эскиз герба нашего центра. Прежде чем приступить к работе вспомним основные моменты, которые нам понадобятся при выполнении эскиза.

 

Приводят примеры

Отвечают на вопрос, рассуждают

Отвечают на вопрос, рассуждают

Слушают

Отвечают на вопрос

Анализируют

Слушают

Анализируют, опираясь на раздаточный материал

Этап проверки понимания учащимися нового материала

(4 мин)

1. Зачем людям понадобились отличительные знаки?
2. О чем может рассказать герб, эмблема?
3. Что ты можешь рассказать о языке геральдики?
4. Что означает выражение «прочитать герб»?

Отвечают на вопросы
Этап закрепления нового материала

(17 мин)

Инструктаж по выполнению практической работы «Разработать эскиз герба школы».

Сформировать группы по 4 человека. 

Каждая группа разрабатывает последовательность выполнения мини-проекта

Выполняют мини-проект в группах 
Этап инструктажа по  выполнению домашнего задания

(1 мин)

Выдает домашнее задание: обсудить с родителями и разработать эскиз  герба своей семьи Записывают домашнее задание в дневник
Подведение итогов урока

(3 мин)

Анализирует результаты 1 этапа по выполнению мини-проекта.

  1. Что вы узнали нового?
  2. Важно ли это, пригодится ли в жизни?
Рефлексия.

Отвечают на вопросы.

Заполняют таблицу

  1. Познавательные: 
  • поиск и выделение необходимой информации;
  •  умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
  •  постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • моделирование.
  1.  Логические:
  • анализ объектов с целью выделения признаков;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
  1.  Коммуникативные:
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; 

Тип учебного занятия: комбинированный урок

Вид учебного занятия: урок – рассуждение

Литература: 

  1. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. Горяева Н., Островская О.В., Неменский Б.М., М: Просвещение, 2012 г.
  2. Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Декоративно- прикладное искусство в жизни человека: 5 кл.: методическое пособие./Н. А. Горяева; под ред. Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 109 с.
  3. Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского /авт.-сост. Свиридова О. В. – Волгоград: Учитель, 2012 – 170 с.
  4. Интернет – ресурс Экскурс в геральдику http://www.excurs.ru/pravila.htm

Оборудование: 
      1. Лист А4,  гуашь, кисти, баночка для воды, цветная бумага, клей, ножницы

  1. Презентация
  2. Мультимедийное оборудование: компьютер, проектор, экран.
  3. Раздаточный материал «Значение цвета в геральдике», «Значение изображения в геральдике»

Этапы учебного занятия: 

 

Приложение 1

Для рефлексии

Знаю Хочу узнать  Узнал

 

Для рефлексии

Знаю Хочу узнать  Узнал

 

Для рефлексии

Знаю Хочу узнать  Узнал

 

Для рефлексии

Знаю Хочу узнать  Узнал

 

Для рефлексии

Знаю Хочу узнать  Узнал

 

Приложение 2 

 

Значение цвета в геральдике

Желтый (золотой)- знатность, могущество, богатство, добродетель, смирение

Белый (серебро)-  чистота; нежность, правдивость

Червленый ( темно-красный)- любовь,  смелость, храбрость;

Голубой –великодушие, честность, верность, безупречность; небо

Зеленый-  изобилия и надежды, свобода, радость, трава

Пурпурный ( оттенок красного)- могущество, благочестие, умеренность, щедрость

Черный- мудрость и печаль, осторожность.

Значение цвета в геральдике

Желтый (золотой)- знатность, могущество, богатство, добродетель, смирение

Белый (серебро)-  чистота; нежность, правдивость

Червленый ( темно-красный)- любовь,  смелость, храбрость;

Голубой –великодушие, честность, верность, безупречность; небо

Зеленый-  изобилия и надежды, свобода, радость, трава

Пурпурный ( оттенок красного)- могущество, благочестие, умеренность, щедрость

Черный- мудрость и печаль, осторожность.

Значение цвета в геральдике

Желтый (золотой)- знатность, могущество, богатство, добродетель, смирение

Белый (серебро)-  чистота; нежность, правдивость

Червленый ( темно-красный)- любовь,  смелость, храбрость;

Голубой –великодушие, честность, верность, безупречность; небо

Зеленый-  изобилия и надежды, свобода, радость, трава

Пурпурный ( оттенок красного)- могущество, благочестие, умеренность, щедрость

Черный- мудрость и печаль, осторожность.

Значение цвета в геральдике

Желтый (золотой)- знатность, могущество, богатство, добродетель, смирение

Белый (серебро)-  чистота; нежность, правдивость

Червленый ( темно-красный)- любовь,  смелость, храбрость;

Голубой –великодушие, честность, верность, безупречность; небо

Зеленый-  изобилия и надежды, свобода, радость, трава

Пурпурный ( оттенок красного)- могущество, благочестие, умеренность, щедрость

Черный- мудрость и печаль, осторожность.

Значение цвета в геральдике

Желтый (золотой)- знатность, могущество, богатство, добродетель, смирение

Белый (серебро)-  чистота; нежность, правдивость

Червленый ( темно-красный)- любовь,  смелость, храбрость;

Голубой –великодушие, честность, верность, безупречность; небо

Зеленый-  изобилия и надежды, свобода, радость, трава

Пурпурный ( оттенок красного)- могущество, благочестие, умеренность, щедрость

Черный- мудрость и печаль, осторожность.

Значение цвета в геральдике

Желтый (золотой)- знатность, могущество, богатство, добродетель, смирение

Белый (серебро)-  чистота; нежность, правдивость

Червленый ( темно-красный)- любовь,  смелость, храбрость;

Голубой –великодушие, честность, верность, безупречность; небо

Зеленый-  изобилия и надежды, свобода, радость, трава

Пурпурный ( оттенок красного)- могущество, благочестие, умеренность, щедрость

Черный- мудрость и печаль, осторожность.

Приложение 3

 

Значение животных в геральдике

Лев – символ власти, силы, храбрости, отваги, великодушия.

Бык – символ плодородия, труда и терпения, а также скотоводства.

Конь – совмещающий храбрость льва, зрение орла, силу быка, быстроту оленя и ловкость лисицы.

Собака –  символ преданности и повиновения.

Кошка – символ независимости.

Овца, ягнёнок – символ кротости.

Лань – символ робости.

Волк – символ злости, прожорливости и алчности.

Медведь – символ предусмотрительности и силы.

Олень – символ воина, перед которым бежит неприятель.

Кабан (вепрь) – символ мужества.

Слон – символ долгой памяти.

 

Птицы

Птицы часто встречаются в геральдике, в общем выражая идею активной жизни. 

Орёл – символ власти и господства, великодушия и прозорливости.

Павлин – символ тщеславия.

Пеликан – символ родительской любви.

Ворон – символ долголетия.

Журавль (с камнем в одной лапе) – символ бдительности.

Сова – символ мудрости.

 

Насекомые

Пчела – символ трудолюбия.

Муравей – также символ трудолюбия.

Бабочка – эмблема непостоянства.

 

Морские животные

Дельфин  – эмблема силы.

Змей, который может быть и драконом – символ предосторожности и мудрости; поражаемый героем символизирует зло, свернувшийся кольцом символизирует вечность, ползущий – символ печали, раздора, неблагодарности, зависти; пьющий из чаши – символ медицины.

 

Растения

Дуб – символ крепости и силы.

Оливковое дерево – символ мира.

Пальма – символ долговечности.

 

Разработка занятия по ИЗО “О чем рассказывают гербы и эмблемы”
Пролистать наверх