Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста.

Автор: Лябина Марина Алексеевна

старший воспитатель ГБОУ Школа №536 г. Москвы

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста.

 

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста.

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Для дошкольного детства становится характерным более  адекватное проявление эмоций, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Это новый относительно стабильный эмоциональный фон определяет растущая способность управлять своими эмоциями. Регулирование эмоций – -одна из  сторон детского психосоциального развития, особенно, в первые семь лет жизни. Для понимания детских эмоций взрослым необходимо знать их происхождение, а также стремиться помочь ребенку глубже понять те или иные факты действительности и сформировать правильное отношение к ним.

        Поэтому, использование одного из видов арттерапии – изотерапии, может помочь раскрыть глубину чувств, эмоций ребенка, которую  сложно понять даже самому ребенку. Плюсы использования изотерапии:

  • рисунок позволяет проводить первичную диагностику состояния эмоциональной сферы человека; 
  • уже сам процесс рисования  выполняет профилактическую и терапевтическую функцию, приводя в баланс внутреннее состояние физических, психических и эмоциональных качеств в развитии ребенка, и в этом процессе «ведущий» сам ребенок; 
  • при рисовании у ребенка происходит развитие сложных движений кистей рук (в частности, вращательных) и тактильной чувствительности (осязания),  пространственного мышления, зрительно-моторной координации и глазомера;
  • рисование стимулирует развитие левого, образного, полушария головного мозга ребенка, следовательно, и образного мышления;
  • возможность показать плоды своего труда другим (например, вывесить рисунок на стену для всеобщего обозрения) наполняет душу ребенка положительными эмоциями через осознание своего авторства, уникальности своего произведения, гордости за него и, в конечном счете, за себя как автора. 

 Таким образом, мы дополнительно способствуем формированию положительной самооценки ребенка и его позитивного отношения к окружающему миру. 

В ходе взаимодействия с детьми мы «отрабатываем» проблемы эмоционально-личностной сферы. Параллельно своими занятиями мы способствуем развитию творческого потенциала ребенка в целом и воображения в частности. При работе в группе есть еще один дополнительный эффект: через рисунок и рисование развиваются коммуникативные навыки ребенка, способность к сотрудничеству со сверстниками. 

Помимо всего прочего, рисование – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства, поэтому я рекомендую педагогам и родителям смело расширять ассортимент изобразительных средств и предоставлять возможность свободного к ним доступа ребенка в любое время по его желанию.

         Чем занятия  по изотерапии отличаются от деятельности воспитателя, занимающегося с детьми ИЗО?  Большинство образовательных программ учат ребенка, как правильно делать что-либо, например, рисовать («Дерево  рисуется вот так и именно таким цветом»). У ребенка нет возможности подключить свое воображение и поэкспериментировать; он лишен возможности думать, рассуждать, предполагать, сам для себя сделать открытие: за него это уже давно сделали другие, ему остается только смотреть, слушать и воспроизводить. Ребенка вооружают готовыми стереотипами, при этом вместо развития творческого мышления происходит его стереотипизация.  Таким образом, у ребенка в основном тренируются внимание и память, его учат не создавать что-то новое, пусть даже пока для себя, а использовать готовые знания и умения, т.е. заниматься репродуктивной деятельностью. Главная цель не научить ребенка рисовать, а помочь посредством рисования справиться с трудностями, вызывающими у него эмоции (которые зачастую он не может вербализовать), дать выход творческой энергии. Для ребёнка творчество – это и есть его жизнь, это его реальность. Это и его «язык», с помощью которого он пытается рассказать о себе, своих чувствах, радостях и переживаниях. Он абсолютно спонтанен в своём творчестве. В отличие от взрослых, которые и в творчестве пытаются усмотреть что-то рациональное, и критически относятся к тому, что сделали – ребёнок живёт именно чувствами. Для него не столько важно как что-то нарисовано или вылеплено из пластилина – сколько, что именно. Поэтому для него столь естественным становится самовыражение именно в творческой деятельности.

 

                       

         Искусство есть посредник того, что нельзя высказать

Иоганн Вольфганг Гёте

Конспект занятия по изотерапии «Страна эмоций»

 

Цель: развитие умений открыто выражать  свои эмоции художественными средствами посредством различных техник изотерапии. 

Задачи:

1)создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами;

2)знакомство с базовыми эмоциями (радость, огорчение); 

3) установление положительного эмоционального настроя в группе;

4)способствование развитию умения взаимопонимания со сверстниками, снятию мышечного и эмоционального напряжения, сплочению детской группы; 

5)развитие чувства эмпатии, умения осознанного восприятия своих собственных эмоций –  чувства и переживания, а также понимания эмоционального состояния других людей.

Необходимые материалы:

1)краски (гуашь) на каждого ребенка;

2) магнитофон с музыкой;

3) посылка;

4)конверты на каждого ребенка;

5)конверт с письмом;

6) надпись «Страна эмоций»;

7)ватные палочки, поролон ,мыло на каждого ребенка;

8)клубок ниток;

9)лист А4 на каждого ребенка;

10)коробка;

11)большая салфетка на каждого ребенка;

12)картинки с изображением различных эмоций (радости, грусти, удивления, злости, страха)

 

Ход занятия

Занятие желательно начать с ритуала приветствия, что позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, использовав упражнение «Волшебный клубочек»,цель: приветствие, создание положительного эмоционального фона, рабочей атмосферы.

Психолог (в руках клубок ниток): 

-Здравствуйте, ребята!

-Давайте поприветствуем друг друга. 

-Смотрите, что у меня есть. Клубочек…. не простой, а волшебный… Давайте с ним поздороваемся…подождите,  он что-то мне шепчет: с ребятами хочешь поиграть? Ребята, а вы хотите?(Дети отвечают) Клубочек предлагает нам сказать друг другу ласковые слова, при этом, наматывая нить на пальчик. Не забываем благодарить друг друга..Вам приятно, когда говорят добрые слова? (Дети отвечают). Клубочек предлагает поиграть в интересную игру.

Он предлагает нам стать одним большим добрым животным. Используется упражнение «Доброе животное», цель: снятие психомышечного напряжения, обучение детей понимать чувства других, сопереживать, сплочение детского коллектива.

Описание упражнения: психолог тихим таинственным голосом говорит:              -Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох-шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох-2 шага назад. Вдох-2 шага вперед. Выдох-2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук-шаг вперед, стук-шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе. Получилось у нас одно доброе животное? (Дети отвечают)

-А теперь, клубочек предлагает нам отправиться в удивительное путешествие в Страну эмоций….. посмотрите сколько замечательных картинок(на доску прикрепляются картинки с изображением различных эмоций) ,вот эта эмоция страха живет в пещере, там живут мальчик, девочка, они что-то испугались? (Дети отвечают).  Что вы видите на этой картинке? Они испугались –страшно? Что вызывает у них страх? Покажите, как (Дети отвечают) По этой схеме анализируются и другие эмоции: радость, печаль, удивление, злость.

Психолог: -Может кто-то знает, где живут наши эмоции? Они живут внутри нас, некоторые в сердце. (Дети отвечают.)

У меня есть сюрприз. Какую эмоцию он у вас вызовет? радость, страх? Мы посмотрим (Психолог показывает посылку, внутри которой фотографии Герои сказок не смогли приехать, а  прислали фото, но при отправке они повредились, нам их нужно восстановить (раздаются фото героев в виде пазлов) Какие эмоции выражают герои? (дети отвечают)

-Сказочные герои выражают радость, грусть. А как мы выражаем?

-Ой, смотрите, письмо!  что там написано? (зачитать письмо) «Дорогие ребята, нам интересно узнать, как вы выражаете радость, грусть, чему радуетесь, а чему огорчаетесь»

– (Включается музыка) Возьмите  листочки и приступайте к работе. На одном листке бумаги вы изображаете- радость, на втором –огорчение (используется поролон, мыло, ватные палочки и гуашь).

 -Затем, мы посмотрим, что у вас получится и отправим нашим героям.

(Как только ребята заканчивают, переходим к обсуждению работу)

Психолог: -Я положу ваши работы в конверт и отправлю в мир сказок, чтобы герои знали, как выражают дети радость, грусть.

Психолог: – Я для вас приготовила игру, что вызовет она, радость или грусть, мы это узнаем .

Хоровод мы заведем, весело играя,

И другу друга себя ласково называем ….(Полиночка, Артемочка…)

Какие эмоции вызвала игра? Радость?(Дети отвечают)

– Настроение  у вас каково? – «Отличное!!» (жест руками поднятый вверх палец)

Психолог: – Спасибо ребята, я довольна вашей работой. 

 

Список литературы

1.Копытин А.И. «Основы арттерапии»; СПб, 1999 

2.Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комисарова Л.Н., Добровольская Т.А. «Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании». ACADEMA 2001 год. Москва. 

3.Практикум по арттерапии. Под редакцией Копытина А.И. Питер, 2000 год. 

4.Шевченко Ю.С. «Принципы арттерапии и артпедагогики в работе с детьми и подростками». Балашов. 1998 год.

  1. В мире детских эмоций. Т.А.Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М.Стёпина м.,2004. – 160с.

6.Мир  детских эмоций. Дети 5-7 лет. Ярославль, 2000-160с.

 

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста.
Пролистать наверх